Судья: Райкова И.В. дело № 12-34/2018 (5-2-100/18)
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
с. Шира 11 апреля 2018 г.
Судья Ширинского районного суда Республики Хакасия Марков Е.А.,
при секретаре Суворовой О.П.,
с участием представителей юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ООО «Сибирь» - Ведерникова А.А. и Шавыркина Р.В.,
помощника прокурора Ширинского района Республики Хакасия Васильевой К.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Сибирь» Тухтарова С.В. на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ, вынесенным 06 марта 2018 г. мировым судьёй судебного участка № 2 Ширинского района Республики Хакасия, -
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Ширинского района Республики Хакасии от 06 марта 2018 г. ООО «Сибирь» (далее по тексту – Общество) признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание с применением ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей за привлечение работодателем к трудовой деятельности на условиях трудового договора бывшего государственного служащего, замещавшего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Не согласившись с вынесенным постановление, генеральный директор Общества Тухтаров С.В. обратился в Ширинский районный суд Республики Хакасия с жалобой, указав, что необходимым условием для возникновения обязанности у работодателя по сообщению о заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной службы, является включение такой должности в Перечень должностей, утвержденный уполномоченным органом. Ведерников А.А. до момента трудоустройства в Общество занимал должность начальника отдела регионального государственного экологического надзора и анализа состояния окружающей среды департамента по охране окружающей среды Министерство промышленности и природных ресурсов Республики Хакасия. Названная должность не включена в соответствующие перечни, утвержденные, как Приказом вышеуказанного органа исполнительной власти Правительства Республики Хакасия от 07 октября 2015 г. № 010-740-пр, так и постановления Правительства Республики Хакасия от 22 августа 2013 г. № 467. При трудоустройстве Ведерникова А.А. в Общество, вышеназванные нормативные акты были изучены и Общество пришло к выводу об отсутствии необходимости подать уведомление о приеме названного лица на работу.
Кроме того, заявитель ссылается на постановление Верховного Суда Российской Федерации от 17 января 2013 г. № 58-АД12-5, которым разрешен вопрос по делу об административном правонарушении при аналогичных обстоятельствах.
С учетом изложенного, заявитель полагает, что обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу прекращению.
Кроме вышеуказанных нормативных документов, жалоба содержит ссылки на нормы Трудового кодекса Российской Федерации, Указа Президента РФ от 21 июля 2010 г. № 925, Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Постановления Правительства РФ от 21 января 2015 г. № 29.
В судебном заседании представители юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, доводы жалобы поддержали и просили её удовлетворить. Дополнений к ранее представленной жалобе заявлено не было.
Прокурор, участвующий в судебном заседании, возражал против удовлетворения жалобы, указав, что ранее занимаемая Ведерниковым А.А. должность включена в перечень должностей государственной гражданской службы Республики Хакасия, при замещении которых государственные гражданские служащие Республики Хакасия обязаны предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный Постановлением Правительства Республики Хакасия от 22 августа 2013 г. № 467. Названная обязанность исполнялась Ведерниковым А.А. в период замещения государственной гражданской службы. Следовательно, у ООО «Сибирь» при заключении с бывшим государственным служащим трудового договора возникла обязанность сообщать о заключении такого договора по последнему месту его службы, что следует из разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2017 г. № 46. Из ответа министра Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия Соколова Ю.В. в адрес прокурора Республики Хакасия следует, что на Ведерникова А.А. распространялись требования ст. 12 Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Таким образом, Общество должно было информировать названное министерство о трудоустройстве Ведерникова А.А.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон № 273-ФЗ) работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Аналогичные требования закона закреплены в ст. 64.1 Трудового кодекса РФ.
Неисполнение работодателем данной обязанности в силу ч. 5 ст. 12 Закона № 273-ФЗ является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 19.29 КоАП РФ предусматривает ответственность работодателя, за привлечение к трудовой деятельности на условиях трудового договора бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, с нарушением требований, предусмотренных Законом № 273-ФЗ.
Как усматривается из материалов дела, в ходе проверки, проведенной прокуратурой Ширинского района Республики Хакасия, было установлено, что 07 сентября 2016 г. между Обществом в лице генерального директора Тухтарова С.В. и Ведерниковым заключен трудовой договор, в соответствии с которым последний принят на работу на должность инженера-эколога Общества (л.д. 28-30).
Ранее Ведерников А.А. замещал должность государственной гражданской службы Республики Хакасия - начальника отдела регионального государственного экологического надзора и анализа состояния окружающей среды департамента по охране окружающей среды Министерство промышленности и природных ресурсов Республики Хакасия и был уволен 06 сентября 2016 г. по инициативе государственного служащего, на основании п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (л.д. 18-21, 22, 23, 24).
По результатам проверки прокурором Ширинского района Республики Хакасия Стонтом Д.Л. сделан вывод о том, что в нарушение требований ст. 12 Закона № 273-ФЗ Обществом не исполнена обязанность в десятидневный срок уведомить Министерство промышленности и природных ресурсов Республики Хакасия о заключении трудового договора с Ведерниковым А.А., замещавшим ранее должность государственной гражданской службы.
Для ознакомления с результатами проверки и даче объяснения в адрес генерального директора Общества прокуратурой Ширинского района 19 января 2018 г. было направлено соответствующее уведомление (л.д. 49-52).
22 января 2018 г. генеральным директором Общества были изложены в письменной форме доводы в отношении проведенной проверки и её результатов, из содержания которых следует, что Министерством промышленности и природных ресурсов Республики Хакасия принят приказ от 07 октября 2015 г. № 010-740-пр «Об урегулировании отдельных вопросов, связанных с прохождением государственной гражданской службы Республики Хакасия», которым утверждены соответствующие перечни должностей государственной гражданской службы названного органа исполнительной власти. При этом должность, которую замещал Ведерников А.А. ни в один из этих перечней не включена, а потому у Общества отсутствовала обязанность уведомлять названный орган исполнительной власти о его трудоустройстве (л.д. 53-54).
25 января 2018 г. постановлением прокурора Ширинского района Республики Хакасия в отношении Общества возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ (л.д. 1-6).
Из содержания постановления прокурора следует, что в соответствии с постановлением Правительства Республики Хакасия от 22 августа 2013 г. № 467, приказом Министерства промышленности и природных ресурсов Республики Хакасия от 07 октября 2015 г. № 010-740-пр, ранее занимаемая Ведерниковым А.А. должность (начальника отдела экологической экспертизы и разрешительной деятельности департамента по охране окружающей среды) включена в перечень должностей государственной гражданской службы Республики Хакасия, при замещении которых государственные гражданские служащие Республики Хакасия, в том числе Министерства промышленности и природных ресурсов Республики Хакасия, обязаны исполнять требования, предусмотренные ст. 12 Закона № 273-ФЗ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении, генеральным директором Общества мировому судье было направлено объяснение с изложением доводов, содержание которых соответствует тем, что были высказаны прокурору, и тем, которые изложены в жалобе, рассматриваемой в настоящем судебном заседании.
Аналогичные доводы были высказаны представителя Общества в судебном заседании суда первой инстанции.
Прокурор, участвующий в судебном заседании суда первой инстанции, уточнил наименование должности, которую замещал Ведерников А.А., - начальник отдела регионального государственного экологического надзора и анализа состояния окружающей среды департамента по охране окружающей среды Министерства промышленности и природных ресурсов Республики Хакасия, указав, что названная должность согласно постановлению Правительства Республики Хакасия от 22 августа 2013 г. № 467 отнесена к группе должностей категории «специалисты», при замещении которых государственные гражданские служащие Республики Хакасия обязаны представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Данная обязанность исполнялась Ведерниковым А.А. в период замещения должности государственного гражданской службы.
Возражая на доводы представителей Общества, прокурор указал, что постановление Правительства Республики Хакасия от 22 августа 2013 г. № 467 имеет большую юридическую силу, чем приказ Министерства промышленности и природных ресурсов Республики Хакасия от 07 октября 2015 г. № 010-740-пр.
Также прокурор полагал, что при разрешении рассматриваемого вопроса следует принять во внимание, что в соответствии со ст. 3 Закона Республики Хакасия от 02 декабря 2010 г. № 112-ЗРХ допускается двойное наименование должности государственной гражданской службы Республики Хакасия.
Проанализировав представленные доказательства, в том числе служебный контракт о прохождении Ведерниковым А.А. государственной гражданской службы Республики Хакасия, с учетом нормативных правовых актов, регламентирующих ранее замещающую им должность, мировой судья пришел к выводу, что указанная должность входит в перечень должностей государственной гражданской службы Республики Хакасия, при замещении которых лица обязаны предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Кроме того, мировым судьёй было изучено штатное расписание Министерства промышленности и природных ресурсов Республики Хакасия, утвержденное 28 декабря 2015 г., и Перечень должностей государственной гражданской службы названного Министерства, в случае замещения которых гражданин в течении двух лет после увольнения с государственной гражданской службы обязан при заключении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ сообщать представителю нанимателя сведения о последнем месте своей работы (Приложение № 4), утвержденный приказом Министерства промышленности и природных ресурсов Республики Хакасия от 07 октября 2015 г. № 010-740-пр.
При этом, мировой судья пришел к выводу о необходимости руководствоваться Перечнем должностей государственной гражданской службы Республики Хакасия, утвержденным постановлением Правительства Республики Хакасия от 22 августа 2013 г. № 467, указав, что в штатном расписании Министерства имеется должность начальника отдела регионального государственного экологического надзора и анализа состояния окружающей среды, и отсутствует должность заместителя руководителя департамента по охране окружающей среды - начальника отдела регионального государственного экологического надзора и анализа состояния окружающей среды, которая указана в вышеназванном Приложении № 4.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения Общества мировым судьей обжалуемым постановлением к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ.
Между тем, выводы мирового судьи не учитывают следующее.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Как указано выше в ходе производства по настоящему делу генеральный директор Общества Тухтаров С.В., будучи уведомлен о дате судебного заседания, направил в адрес мирового судьи письменное объяснение, из содержания которого следует, что при трудоустройстве Ведерникова А.А. Обществом был изучен приказ Министерства промышленности и природных ресурсов Республики Хакасия от 07 октября 2015 г. № 010-740-пр, из содержании которого следует, что должность начальника отдела регионального государственного экологического надзора и анализа состояния окружающей среды департамента по охране окружающей среды не включена в соответствующий перечень, а потому отсутствовала необходимость по подаче уведомления о приеме Ведерникова А.А. на работу.
На указанные обстоятельства указывалось представителями Общества в судебном заседании при рассмотрении дела мировым судьёй, однако надлежащая правовая оценка данному доводу не дана.
При этом мировой судья располагал сведениями о том, что должность начальника отдела регионального государственного экологического надзора и анализа состояния окружающей среды и должность заместителя руководителя департамента по охране окружающей среды - начальника отдела регионального государственного экологического надзора и анализа состояния окружающей среды не является одной и той же должностью, что следует из ответа министра природных ресурсов и экологии Республики Хакасия Соколова Ю.В. (л.д. 75).
Перечень должностей, указанных в ст. 19.29 КоАП РФ, устанавливается Указами Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции», от 18 мая 2009 г. № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей».
Пунктом 4 Указа Президента № 925 органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано в 2-месячный срок разработать, руководствуясь данным Указом, и утвердить перечни должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и перечни должностей муниципальной службы, предусмотренные ст. 12 Закона № 273-ФЗ.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 22 августа 2013 г. № 467 утвержден Перечень должностей государственной гражданской службы Республики Хакасия, при замещении которых государственные гражданские служащие Республики Хакасия обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей
Из содержания п. 4 названного постановления следует, что руководителям исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия до 01 октября 2013 г. определить в соответствии с вышеуказанным перечнем должностей перечни конкретных должностей государственной гражданской службы Республики Хакасия в соответствующих исполнительных органах государственной власти Республики Хакасия, при замещении которых государственные гражданские служащие Республики Хакасия обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; привести в соответствие с названным Постановлением нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия, утверждающие перечни должностей государственных гражданских служащих, замещение которых влечет исполнение обязанностей, установленных ст. 12 Закона № 273-ФЗ.
Приказом Министерства промышленности и природных ресурсов Республики Хакасия от 07 октября 2015 г. № 010-740-пр утвержден Перечень должностей государственной гражданской службы названного Министерства, в случае замещения которых гражданин в течении двух лет после увольнения с государственной гражданской службы обязан при заключении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ сообщать представителю нанимателя сведения о последнем месте своей работы.
Таким образом, в соответствии с Законом № 273-ФЗ, вышеназванными Указами Президента РФ и постановлением Правительства Республики Хакасия от 22 августа 2013 г. № 467, Министерством промышленности и природных ресурсов Республики Хакасия, являющегося исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, был утвержден соответствующий перечень должностей (Приложение № 4), который не подлежат расширительному толкованию.
Из содержания Приложение № 4 следует, что в названный перечень включена должность заместителя руководителя департамента по охране окружающей среды - начальник отдела регионального государственного экологического надзора и анализа состояния окружающей среды.
Согласно штатного расписания и вышеназванного перечня должностей, в организационную структуру Министерства включены четыре департамента: по охране окружающей среды, природных ресурсов, лесного хозяйства, промышленности и экономики природопользования.
Таким образом, следует признать, что департамент природных ресурсов и департамент по охране окружающей среды являются двумя структурными подразделениями названного органа исполнительной власти.
Как указано выше, Ведерников А.А. замещал должность начальника отдела регионального государственного экологического надзора и анализа состояния окружающей среды департамента по охране окружающей среды.
Запись о замещаемой Ведерниковым А.А. должности дословно указана в трудовой книжке последнего, которая была предоставлено Обществу в момент его трудоустройства (л.д. 37-41).
Как было установлено мировым судьёй, замещаемая Ведерниковым А.А. должность не имела двойного наименование должности государственной гражданской службы Республики Хакасия, а потому Ведерников А.А. не состоял в должности заместителя руководителя департамента по охране окружающей среды - начальника отдела регионального государственного экологического надзора и анализа состояния окружающей среды, о чем в свою очередь было известно мировому судье на момент рассмотрения дела.
В тоже время в нарушении требований ст. 24.1 КоАП РФ названное обстоятельство не было проверено прокурором при решении вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
С учетом изложенного, прихожу к выводу, что должность, которую замещал Ведерников А.А. в период его трудоустройства в Министерстве промышленности и природных ресурсов не включена в перечень должностей, указанных в Приложении № 4 Приказа названного Министерства от 07 октября 2015 г. № 010-740-пр.
Содержание трудовой книжки Ведерникова А.А., имеющейся у Общества, и Приложения № 4 Приказа Министерства промышленности и природных ресурсов Республики Хакасия от 07 октября 2015 г. № 010-740-пр., опубликованного в справочно-правовых базах, позволяют сделать однозначный вывод о том, что замещаемая Ведерниковым А.А. должность заместителя руководителя департамента - начальника отдела экологической экспертизы и разрешительной деятельности департамента по охране окружающей среды не включена в соответствующий перечень.
Отсутствие в штатном расписании Министерства должности заместителя руководителя департамента по охране окружающей среды - начальника отдела регионального государственного экологического надзора и анализа состояния окружающей среды, не может служить безусловным основание того, что названную должность замещал именно Ведерников А.А.
Тот факт, что записи в трудовой книжки Ведерникова А.А. содержат сведения о замещении им должности государственной гражданской службы Республики Хакасия, которая в соответствии с перечнем должностей государственной гражданской службы Республики Хакасия в исполнительных органах государственной власти Республики Хакасия, указанного в Законе Республики Хакасия от 02 декабря 2010 г. № 112-ЗРХ «О реестре должностей государственной гражданской службы Республики Хакасия», относится к категории «специалисты», не может служить основанием того, что Общество при трудоустройстве Ведерникова А.А. должно было руководствоваться данным перечнем, поскольку в данном случае имеют место расхождения и противоречия в нормативных предписаниях, содержащихся в нормативных правовых актах, регулирующих аналогичные или сходные отношения, под которыми понимаются юридические коллизии. Названные коллизии не были устранены в установленном законом порядке и при их разрешении подлежит применению специальная норма, которой в данном случае является Перечень должностей государственной гражданской службы Министерства промышленности и природных ресурсов Республики Хакасия, утвержденный приказом названного исполнительного органа власти от 07 октября 2015 г. № 010-740-пр.
Вследствие данных коллизий возникли негативные последствия для Общества как правоприменителя и участника регулируемых отношений, которые не могут свидетельствовать о наличии его вины в совершении правонарушения.
С учетом изложенного, не может быть признан состоятельным довод прокурора о том, что постановление Правительства Республики Хакасия от 22 августа 2013 г. № 467 имеет большую юридическую силу, чем приказ Министерства промышленности и природных ресурсов Республики Хакасия от 07 октября 2015 г. № 010-740-пр. К тому же следует учесть, что каждый из названных документов является нормативным правовым актом органа исполнительной власти Республики Хакасия. При этом приказ Министерства, как исполнительного органа государственной власти Республики Хакасия, был издан в соответствии с названным постановлением.
Тот факт, что Ведерников А.А. во время замещения должности государственной гражданской службы Республики Хакасия представлял сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги, не является основанием для признания вины Общества в инкриминируемом ему правонарушения, поскольку материалы дела не содержат сведений о том, что об этом было известно Обществу во время заключения трудового договора с Ведерниковым А.А.
При изложенных обстоятельствах, прихожу к выводу, что в бездействии Общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, а потому обжалуемое постановление подлежит отмене с прекращением производства по делу по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья, -
Р Е Ш И Л :
Жалобу генерального директора ООО «Сибирь» Тухтарова С.В. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № 2 Ширинского района Республики Хакасии от 06 марта 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ, в отношении ООО «Сибирь» - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ, в отношении ООО «Сибирь» прекратить по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Решение вступает законную силу немедленно и может быть обжаловано в порядке надзора в Верховный суд Республики Хакасия в соответствии со ст. 30.14 КоАП РФ, лицами, указанными в ст.ст. 25.1-25.5 КоАП РФ.
Судья Ширинского районного суда
Республики Хакасия Марков Е.А.