Дело № 33а-414/2016 Докладчик Емельянова О.И.
Судья Хижняк Н.Б.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:
Председательствующего Судаковой Р.Е.
и судей Семенова А.В., Емельяновой О.И.
при секретаре Кузьминых Е.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 18 февраля 2016 года дело по апелляционной жалобе ООО ЖРП «Заклязьменский» на решение Октябрьского районного суда г. Владимира от 11 ноября 2015 года, которым постановлено:
ООО ЖРП «Заклязьменский» в удовлетворении административного искового заявления к Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области о признании незаконным предписания ведущего специалиста – эксперта государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области от 25.08.2015 № 1207/01-02 отказать.
Заслушав доклад судьи Емельяновой О.И., выслушав объяснения представителя ООО ЖРП «Заклязьменский» по доверенности Рубцова М.В., поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области Журавлёвой В.А., просившей оставить решение без изменения, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ООО ЖРП «Заклязьменский» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным предписания ведущего специалиста – эксперта государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области Лисенковой Н.В. от 25.08.2015 № 1207/01-02.
В обоснование требований указало, в рамках исполнения ранее выданного государственной жилищной инспекцией предписания от 03.07.2015 об обеспечении надлежащего технического состояния балконной плиты квартиры **** ООО ЖРП «Заклязьменский» произвело работы по демонтажу балконной плиты, поскольку заключением специализированной организации установлено, что плита находится в аварийном состоянии, физический износ составляет 69%, имеется опасность пребывания людей в нижерасположенных квартирах. Оспариваемое предписание от 25.08.2015 полагает незаконным, поскольку на момент его выдачи балконная плита была демонтирована, что исключало возможность её ремонта. Указанные в предписании работы по обеспечению технически исправного состояния балконной плиты отнесены к капитальному ремонту дома, между тем ООО ЖРП «Заклязьменский» как управляющая организация, действующая на основании договора управления, заключенного с собственниками дома, осуществляет только текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах.
В судебном заседании представитель административного истца ООО ЖРП «Заклязьменский» Рубцов М.В., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал в полном объёме, пояснил, что проведение капитального ремонта, в рамках которого подлежат проведению работы по восстановлению балконной плиты, осуществляется по решению собрания собственников помещений многоквартирного дома, либо по программе капитального ремонта. На общем собрании 21.09.2015 собственники помещений многоквартирного дома **** отказались от финансирования работ по капитальному ремонту спорной балконной плиты. Ремонт фасада указанного выше жилого дома Постановлением Губернатора Владимирской области от 30.12.2013 № 1502 включён в региональную программу капитального ремонта на 2024 год. Возложение на управляющую организацию обязанности проведения работ, указанных в оспариваемом предписании, является незаконным.
Представитель административного ответчика государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области по доверенности Сафронов А.Г. в возражениях относительно исковых требований указал, в соответствии с п. 4.2.4.2 Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 при обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов управляющая организация должна принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформации. В случае аварийного состояния балконов необходимо было закрыть и опломбировать входы на них, провести охранные работы, принять меры по их восстановлению. Действующие нормативные акты не предоставляют управляющей организации право самостоятельно принимать решение о демонтаже балконной плиты даже в случае её аварийного состояния. Собственники жилых помещений в доме **** решения об уменьшении объёма общего имущества, то есть о сносе балконной плиты, не принимали. Управляющая организация не предприняла мер по приведению балконной плиты в надлежащее состояние, а ограничилась лишь получением заключения о техническом состоянии балконной плиты и её демонтаже. Оспариваемое предписание принято должностным лицом в рамках осуществления надзорных функций в порядке? установленном Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля», оснований для признания его незаконным не имеется.
Административный ответчик ведущий специалист – эксперт государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области Лисенкова Н.В. иск не признала, просила отказать в его удовлетворении.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ООО ЖРП «Заклязьменский» просит решение суда отменить ввиду несоответствия выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильного применение норм материального права, ссылаясь на те же доводы, которые приводились в суде первой инстанции.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность постановленного решения в соответствии со ст. 308 КАС РФ в полном объеме, оценив доводы жалобы, возражения на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ), введенного в действие с 15.09.2015 г., гражданин, организация вправе оспорить в суде решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При осуществлении государственного контроля право выдать обязательные для исполнения предписания в случае выявления нарушений обязательных требований закреплено нормой с п.п. 1 ч.1 ст. 17 Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Требования к организации и проведению государственного жилищного надзора установлены Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 № 493 "О государственном жилищном надзоре".
В силу пункта 4 указанного Положения государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением.
В соответствии с п.1.1. Положения о государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области, утвержденного постановлением Губернатора Владимирской области от 23.01.2006 № 21, государственная жилищная инспекция администрации Владимирской области (далее - Инспекция) является органом исполнительной власти области и входит в систему органов Государственной жилищной инспекции Российской Федерации.
В силу п.3.1 вышеуказанного Положения в целях осуществления государственного жилищного надзора инспекция в пределах установленных полномочий организует и проводит в установленном законом порядке плановые и внеплановые документарные и выездные проверки, предметом которых является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицам, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе к содержанию общего имущества в многоквартирном доме;
Право Инспекции выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований закреплено п. 3.10 вышеуказанного Положения.
В соответствии с п. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу п. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, общее имущество дома должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (п. 10).
В состав общего имущества в силу пп. «в» п.2 вышеприведенных Правил № 491 включаются в числе прочего балконные и иные плиты.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2000 г. № 170 (далее – Правила № 170), и являются обязательными для исполнения, как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В соответствии с п. 4.2.4.2 вышеуказанных Правил № 170 при обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций.
В случае аварийного состояния балконов, лоджий и эркеров необходимо закрыть и опломбировать входы на них, провести охранные работы и принять меры по их восстановлению.
Из материалов дела следует, что ООО ЖРП «Заклязьменский» осуществляет управление многоквартирным домом **** на основании договора от 01.05.2015 (л.д. 35-39 ).
На основании приказа заместителя начальника государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области от 03.07.2015 № 1329/01-02 проведена внеплановая проверка по обращению жителя квартиры **** в отношении ООО ЖРП «Заклязьменский», осуществляющего функции по управлению вышеуказанным многоквартирным домом, по соблюдению правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда в части обеспечения технически исправного состояния балконной плиты.
По результатам проведенной проверки ведущим специалистом – экспертом государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области составлен акт проверки и выдано предписание от 03.07.2015 № 975/01-02, в котором ООО ЖРП «Заклязьменский» предлагалось обеспечить исправное техническое состояние балконной плиты квартиры ****, обеспечить надлежащее закрепление металлического ограждения балконной плиты указанной квартиры. Установлен срок устранения выявленных нарушений, а также информирования государственной жилищной инспекции об исполнении предписания - до 20.08.2015 (л.д.129-131).
Вышеуказанное предписание от 03.07.2015 ООО ЖРП «Заклязьменский» в установленном законом порядке не оспорено и незаконным не признано.
В ходе проверки исполнения выданного предписания установлено, что балконная плита управляющей компанией демонтирована без получения необходимого согласия собственников помещений многоквартирного дома, работы по её восстановлению не проведены, следовательно, предписание государственной жилищной инспекции от 03.07.2015 не исполнено.
По результатам проверки государственной жилищной инспекцией вновь выдано предписание от 25.08.2015 № 1207/01-02 об обеспечении исправного технического состояния балконной плиты квартиры ****.
Разрешая требование ООО ЖРП «Заклязьменский» о признании оспариваемого предписания незаконным, суд первой инстанции, обосновано исходил из того, что в соответствии с положениями главы 22 КАС РФ для признания решения (действия) незаконными суд должен установить наличие совокупности условий: противоречие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему возникшие правоотношения; нарушение оспариваемым решением (действием) прав и свобод заявителя.
Полномочия ведущего специалиста – эксперта государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области Лисенковой Н.В. по принятию оспариваемого предписания основаны на нормах п.п. 1 ч.1 ст. 17 Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», п.п.1.1, 3.1, 3.10 Положения о государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области, утвержденного постановлением Губернатора Владимирской области от 23.01.2006 № 21, и представителем административного истца не оспариваются.
Системное толкование положений ст.ст. 44, 161, 162 ЖК РФ, п. 4.2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2000 г. № 170, п.п. 10,16,17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, позволило суду прийти к выводу о том, что ООО ЖРП «Заклязьменский» как управляющая организация обязана своевременно принимать меры по восстановлению поврежденных несущих конструкций балконов в рамках действия договора на оказание услуг по управлению и содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома ****.
Возложение на управляющую организацию обязанности, прямо предусмотренной приведенными нормативными правовыми актами, о нарушении прав административного истца свидетельствовать не может.
Таким образом, установив, что предписание государственной жилищной инспекции от 25.08.2015 №№ 1207/01-02 выдано компетентным должностным лицом в рамках предоставленных законом полномочий, не нарушает права и законные интересы административного истца, суд принял правильное и по существу верное решение об отказе в удовлетворении заявленных ООО ЖРП «Заклязьменский» требований о признании данного предписания незаконным.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
Довод апелляционной жалобы, что на момент выдачи предписания от 25.08.2015 балконная плита была демонтирована ввиду её аварийного состояния, о незаконности оспариваемого предписания не свидетельствует, поскольку нормой п. 4.2.4.2 Правил № 170, определяющей последовательность действий управляющей организации при обнаружении аварийного состояния балконов, демонтаж балконных плит не предусмотрен.
Давая оценку доводу апелляционной жалобы о том, что восстановление балконной плиты относится к капитальному ремонту многоквартирного дома, проведение которого не входит в обязанности управляющей организации, и от проведения которого отказались собственники квартир многоквартирного дома, судебная коллегия отмечает, что самостоятельные действия управляющей организации по демонтажу балконной плиты не согласуются с положениями п.3 ст. 36, п.2 ст. 44 ЖК РФ.
При таких данных государственная жилищная инспекция администрации Владимирской области обоснованно не приняла действия управляющей организации по демонтажу балконной плиты в качестве надлежащего исполнения предписания от 03.07.2015.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, о незаконности решения не свидетельствуют, аналогичны тем, которые излагались истцом в суде первой инстанции и получили правильную оценку в оспариваемом решении, направлены на иную оценку доказательств и толкование норм материального права, в связи с чем основанием для отмены решения не являются.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 307-309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Владимира от 11 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО ЖРП «Заклязьменский» – без удовлетворения.
Председательствующий Р.Е.Судаков
Судьи: А.В.Семёнов
О.И.Емельянова