Дело № 11-39/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Вятские Поляны 01 августа 2016 года
Вятскополянский районный суд Кировской области, в составе:
председательствующего судьи Анисимова Д.Е.,
с участием: помощника прокурора Булдаковой И.В.,
при секретаре Григорьевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Министерства финансов Кировской области на решение мирового судьи судебного участка № 10 Вятскополянского судебного района Кировской области, и.о. мирового судьи судебного участка № 9 Вятскополянского судебного района Кировской области от 12.05.2016 по гражданскому делу по иску Вятскополянского межрайонного прокурора в интересах Танаковой М.А. к Субъекту Российской Федерации «Кировская область» в лице финансового органа – Министерства финансов Кировской области, КОГБУЗ «Вятскополянская ЦРБ» о взыскании затрат, понесенных медицинским работником на оплату коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
Вятскополянский межрайпрокурор обратился в суд с иском в интересах Танаковой М.А. к Субъекту Российской Федерации «Кировская область» в лице финансового органа - Министерства финансов Кировской области, КОГБУЗ «Вятскополянская ЦРБ» о взыскании затрат, понесенных медицинским работником на оплату коммунальных услуг.
Решением мирового судьи судебного участка № 10 Вятскополянского судебного района Кировской области, и.о. мирового судьи судебного участка № 9 Вятскополянского судебного района Кировской области от 12.05.2016 иск удовлетворен, с Субъекта Российской Федерации «Кировская область» в лице финансового органа - Министерства финансов Кировской области за счет средств казны субъекта в пользу Танаковой М.А. взысканы затраты, понесенные медицинским работником на оплату коммунальных услуг, за период с 01.01.2015 по 31.12.2015 в размере 18711,74 рублей.
Представитель Министерства финансов Кировской области Кузьминых М.В. обратилась в Вятскополянский районный суд Кировской области с апелляционной жалобой на указанное решение мирового судьи. В обоснование жалобы указала, что согласно Закону Кировской области от 03.11.2004 № 267-ЗО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских поселениях или поселках городского типа Кировской области» установлены меры социальной поддержки отдельным категориям специалистов в виде частичной компенсации расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение за счет средств областного бюджета. Указанная компенсация истцу ежемесячно выплачивалась, обязательство субъекта РФ - Кировская область перед ней выполнены в полном объеме. Установление мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения не является обязательством субъекта РФ - Кировская область, это дополнительная мера социальной поддержки, введенная в действие с 01.01.2005. Получение работником дополнительной социальной поддержки в виде частичной компенсации за счет средств областного бюджета с 01.01.2005 не означает, что он имеет право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в объеме, который был установлен федеральными законами до 01.01.2005. Законом Кировской области № 267-ЗО установлена система мер социальной поддержки указанных лиц, которая не носит компенсационного характера в отношении ранее представляемых льгот, в нем отсутствует какое-либо указание на компенсацию ранее действующих льгот. Право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в прежнем объеме после 01.01.2005 сохраняют только те лица, которые пользовались данными коммунальными льготами до 01.01.2005, то есть одновременно работали и проживали в сельской местности и пользовались льготами. Пользование льготами должно подтверждаться документально. Кроме того, работникам, работающим и проживающим в сельской местности, пользовавшимся льготами до 01.01.2005, льготы должны быть предоставлены за счет средств федерального бюджета.
На основании изложенного, просит решение мирового судьи судебного участка № 9 Вятскополянского района Кировской области от 12.05.2016 отменить, принять по делу новое решение, в удовлетворении иска отказать.
Истец Танакова М.А. в судебное заседание не явилась, представила заявление, в котором просила дело рассмотреть без ее участия.
От представителя Министерства финансов Кировской области Кузьминых М.В. поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без ее участия.
Представитель КОГБУЗ «Вятскополянская центральная районная больница» Семакина Н.П. представила заявление о рассмотрении гражданского дела без ее участия.
Представитель Министерства финансов в лице Управления федерального казначейства по Кировской области Югрина К.Д. в отзыве на апелляционную жалобу просит решение мирового судьи оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства финансов Кировской области – без удовлетворения.
Обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, принимая во внимание заключение прокурора Булдаковой И.В., полагавшей решение мирового судьи оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статья 12 Основ законодательства Российской Федерации об охране
здоровья граждан к государственной системе здравоохранения относила
медицинские организации, в том числе лечебно-профилактические
учреждения; фармацевтические предприятия и организации; аптечные
учреждения, создаваемые федеральными органами исполнительной власти в области здравоохранения, другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до 01.01.2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Пункт 50 ст. 35 Федерального закона «О внесении изменений в
законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими
силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с
принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации» от 22.08.2004 № 122-ФЗ признал ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан утратившей силу и дополнил эту статью частями четвертой и пятой, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации; те же меры для аналогичных категорий работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Законом Кировской области «О мере социальной поддержки
отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и
проживающих в сельских населенных пунктах и поселках городского типа
Кировской области» от 03.11.2004 № 267-ЗО установлено, что
фармацевтическим и медицинским работникам учреждений; здравоохранения, работающим, вышедшим на пенсию и проживающим в
сельских поселениях или поселках городского типа, предоставляется
частичная компенсация их расходов за наем жилого помещения,
теплоснабжение и электроснабжение.
В соответствии с преамбулой ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ при
переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового и имущественного положения, а также других обстоятельств.
Согласно ч. 1 ст. 153 ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ в рамках
длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005
года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии,
носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых
настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться, как не допускающий реализацию возникшего в
указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и
размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Частью 2 ст. 153 ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ предусмотрено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года; при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что действующим с 01.01.2005 законодательством обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими работающими в сельской местности и поселках городского типа в учреждениях здравоохранения, находящихся в ведении субъекта федерации, того объема обеспечения, который был установлен ранее возложена на органы государственной власти субъекта федерации.
Из материалов дела следует, что Танакова М.А. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Танакова М.А. работает в КОГБУЗ «Вятскополянская центральная районная больница» в должности <данные изъяты>, в соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (в ред. до 01.01.2005) пользовалась правом на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением по декабрь 2004 года включительно.
С 01.01.2012 учреждение здравоохранения, где работает истец,
передано из муниципальной собственности в собственность Кировской
области.
За период с 01.01.2015 по 31.12.2015 истцом произведена
оплата за услуги теплоснабжения и электроснабжения в общей сумме 26247,74 рублей. Общая сумма компенсации, полученной истцом за период с 01.01.2015 по 31.12.2015, составила 7536 рублей.
Разрешая заявленный спор, мировой судья, установив, что истец Танакова М.А. до 01.01.2005, как медицинский работник, пользовалась льготой по бесплатному предоставлению жилого помещения с отоплением и освещением, при отсутствии правового акта органа государственной власти субъекта РФ - Кировской области, устанавливающего меры социальной поддержки работникам медицинских организаций, находящихся в ведении субъекта федерации, в объеме не ниже таких мер, предоставлявшихся им до изменения законодательства, пришел к обоснованному выводу о возложении на Министерство финансов Кировской области обязанности компенсировать расходы истца по оплате отопления и электроснабжения жилого помещения в общей сумме 18711,74 рублей за период с 01.01.2015 по 31.12.2015.
Расчет подлежащих возмещению Танаковой М.А. расходов проверен судом и обоснованно признан правильным.
Вопреки доводам апелляционной жалобы тот факт, что Танакова М.А. имела право и пользовалась указанными коммунальными льготами до 01.01.2005, подтверждается совокупностью исследованных судом доказательств. Доказательствам судом дана правильная оценка.
Иные доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование норм материального права и переоценку доказательств, не свидетельствуют о незаконности постановленного судом решения и его отмену не влекут.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 199, 327-329 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение мирового судьи судебного участка № 10 Вятскополянского судебного района Кировской области, и.о. мирового судьи судебного участка № 9 Вятскополянского судебного района Кировской области от 12.05.2016 по гражданскому делу по иску Вятскополянского межрайпрокурора в интересах Танаковой М.А. к Субъекту Российской Федерации «Кировская область» в лице финансового органа - Министерства финансов Кировской области, КОГБУЗ «Вятскополянская ЦРБ» о взыскании затрат, понесенных медицинским работником на оплату коммунальных услуг оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства финансов Кировской области – без удовлетворения.
Судья Д.Е. Анисимов