Дело № 2-1292/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
8 декабря 2015 г., Лесозаводский районный суд, Приморского края, в составе председательствующего судьи Федотовой Н.П., при секретаре Криловец Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Лесозаводского межрайонного прокурора к администрации Лесозаводского городского округа, муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 2 Лесозаводского городского округа» о возложении обязанности обеспечить финансирование и оборудование здания МОБУ СОШ № 2 ЛГО системой видеонаблюдения,
УСТАНОВИЛ:
Лесозаводский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к администрации Лесозаводского городского округа, муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 2 Лесозаводского городского округа» о возложении обязанности обеспечить финансирование и оборудование здания МОБУ СОШ № 2 ЛГО системой видеонаблюдения.
В судебном заседании представитель истца помощник Лесозаводского межрайонного прокурора Аралов Д.А. заявленные заместителем прокурора требования поддержал, суду пояснил, что Лесозаводской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования, в ходе которой выявлены нарушения требований федерального законодательства о противодействии терроризму и экстремизму.
В целях противодействия терроризму и экстремизму необходима реализация эффективных мер, направленных на обеспечение готовности сил и средств к ситуационному реагированию на возникающие террористические угрозы, минимизацию и ликвидацию последствий их проявлений, осуществление комплексного подхода к профилактике терроризма и экстремизма, выявление и снижение негативного влияния условий и факторов, способствующих возникновению проявлений терроризма и экстремизма. К числу мер по противодействию терроризма и экстремизма относится создание и поддержание необходимого уровня защищенности объектов. Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.
В результате проверки установлено, что руководством образовательного учреждения не проведены мероприятия, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений, нарушаются требования, предъявляемые к системам физической защиты и охраны детей, находящихся в учреждении, на территории образовательного учреждения отсутствует система видеонаблюдения, что подтверждается актом проверки готовности организации, осуществляющей образовательную деятельность, к новому 2015-2016 учебному году от 13.08.2015. Отсутствие системы видеонаблюдения в МОБУ СОШ № 2 ЛГО является нарушением требований СанПиН 2.4.2.2821-1 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СНиП 31-06-2009, а также требований Постановления Правительства РФ от 25.03.2015 № 272 которые являются обязательными для исполнения при организации учебного процесса и направлены на обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, на защиту от любых посягательств со стороны третьих.
В соответствие с Выпиской из ЕГРЮЛ МОБУ СОШ № 2 ЛГО является юридическим лицом, учредитель школы - администрация Лесозаводского городского округа, которая является собственником имущества образовательного учреждения.
В связи с изложенным обязанность по обеспечению финансирования МОБУ СОШ № 2 ЛГО для оборудования системой видеонаблюдения, должна быть возложена на администрацию Лесозаводского городского округа, а оборудование учреждения системой видеонаблюдения в соответствии со строительными нормами и правилами должна быть возложена на МОБУ СОШ № 2 ЛГО, непосредственно использующее данное здание.
Отсутствие видеонаблюдения в МОБУ СОШ № 2 ЛГО может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью участников образовательного процесса.
Просит обязать администрацию Лесозаводского городского округа в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование МОБУ СОШ № 2 ЛГО для оборудования здания МОБУ СОШ № 2 ЛГО системой видеонаблюдения. Обязать МОБУ СОШ № 2 ЛГО оборудовать учреждение системой видеонаблюдения в соответствии со строительными нормами и правилами в течение 3 месяцев с момента выделения финансовых средств на эти цели администрацией Лесозаводского городского округа.
Представитель ответчика – МОБУ СОШ № 2 ЛГО в судебное заседания не явилась, представила заявление, в котором просит рассмотреть дело в её отсутствие, с исковыми требованиями согласна.
Представитель ответчика - Администрации Лесозаводского городского округа в судебное заседание не явился, представил возражения, в которых просит рассмотреть дело в его отсутствие.
В представленных возражениях исковые требования не признаёт. Указывает, что в соответствии со ст. 53 Федерального закону РФ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. В соответствии с ч. 3 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведенных до него лимитов бюджетных обязательств, и принимают бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов. Решением Думы Лесозаводского городского округа от 19.12.2014 № 244 утвержден бюджет Лесозаводского городского округа на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов. Решением Думы Лесозаводского городского округа от 02.10.2015 № 390 – НПА были внесены изменения в бюджет Лесозаводского городского округа на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 год, утвержденный решением Думы Лесозаводского городского округа от 19.12.2014 года № 244 – НПА, согласно которому дефицит бюджета Лесозаводского городского округа составляет 57975 700,00 рублей. Финансирование школ для оборудования здания системой видеонаблюдения не отражены в расходной части Бюджета Лесозаводского городского округа, а также не предусмотрены муниципальной программой «Развитие образования Лесозаводского городского округа на 2014-2017 года». Считает возложение указанной обязанности, не предусмотренные расходной частью Бюджета, приведут к нецелевому использованию Бюджетных средств, что в свою очередь влечет нарушение Бюджетного законодательства.
Изучив материалы дела, суд полагает требования заместителя Лесозаводского межрайонного прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 32, ст. 51 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон) образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся во время образовательного процесса.
Согласно п. 7 ст. 28 Закона образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Закона охрана здоровья обучающихся включает в себя в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Частью 2 ст. 41 Закона установлено, что организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) к вопросам местного значения городского округа относятся: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района, к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов (п. 42).
Приказом Рособразования № 2013 от 11.11.2009 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
На основании ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В соответствии с п. 5.39 СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», утвержденных Приказом Минрегиона России от 01.09.2009 № 390, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112».
В соответствии с ч. 3 ст. 42 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» распоряжением Правительства Российской Федерации утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». В указанный Перечень под № 91 вошел СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», в том числе раздел 5 (пункт 5.39).
При этом в целях унификации действующего законодательства частью 2 статьи 42 Федерального закона «Технический регламент безопасности зданий и сооружений» установлена необходимость применения понятия «свод правил», принятых до его вступления в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.
Пунктом 23 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 № 272, все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются системой видеонаблюдения.
В судебном заседании установлено, что руководством образовательного учреждения не проведены мероприятия, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений, нарушаются требования, предъявляемые к системам физической защиты и охраны детей, находящихся в учреждении, а именно, отсутствует система видеонаблюдения для технического контроля за обстановкой. Отсутствие видеонаблюдения в МОБУ СОШ № 2 ЛГО может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью участников образовательного процесса.
В соответствие с Выпиской из ЕГРЮЛ МОБУ СОШ № 2 ЛГО является юридическим лицом, учредитель школы - администрация Лесозаводского городского округа, которая является собственником имущества образовательного учреждения.
Довод ответчика администрации Лесозаводского городского округа об отсутствии запланированных в бюджете на 2015 год и плановом периоде на 2016, 2017 года расходов по обеспечению финансирования МОБУ СОШ № 2 ЛГО для оборудования здания школы системой видеонаблюдения, также не могут быть приняты судом, поскольку непринятие своевременных мер может повлечь за собой необратимые последствия, создание аварийной или чрезвычайной ситуации, привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, и, соответственно, нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Руководствуясь ст.45 ГПК РФ, стст.194-195 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 2 ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ № 2 ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░ № 2 ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░ № 2 ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11.12.2015.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░