Дело № 5-965/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
27 мая 2021 г. г. Москва
Судья Замоскворецкого районного суда г. Москвы Коробченко Е.С., с участием Трояновой Я.А., ее защитника – адвоката Ставицкой А.Э., представившей удостоверение № 5224 и ордер № 26 от 18.05.2021 г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 8 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении
Трояновой Яны Александровны, 12.02.1973 года рождения, уроженки г. Екатеринбурга, гражданки РФ, проживающей по адресу: г. Москва, ул. Б. Ордынка, д. 7, кв. 6, ранее привлекавшейся к административной ответственности по ч. 5 ст.20.2 КРФоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении от 14.04.2021 г. Трояновой Яне Александровне вменяется организация публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия при следующих обстоятельствах: 23.01.2021 г. в период времени с 13.00 до 19.00 часов в центральной части города Москвы состоялось публичное массовое мероприятие в сочетании форм митинга, пикетирования и шествия с количеством участников около 3000 человек в поддержку Навального А.А. В ходе отработки указания ГУ МВД России по г. Москве сотрудниками 7 отдела ЦПЭ ГУ МВД России по г. Москве 21.01.2021 г. по адресу: г. Москва, ул. Петровка, дом 38, в рамках мониторинга ИТКС «Интернет» произведен осмотр «Интернет» ресурса «YouTube», которым установлено, что в открытом доступе расположен аккаунт пользователя социальной сети Интернет «Instagram» по электронному адресу: http//www.instagram.com/troyanovayana, где размещена публикация следующего содержания: «Требуйте!#путинотпустиновального Репост! Россия обязательно будет свободной! Не позволяйте себе бояться!» с количеством просмотров 661 842 (скриншот 4), где выражаясь в поддержку Навального А.А. выражалась негативно в адрес существующей власти, призывала неограниченный круг граждан к участию в массовом публичном мероприятии, запланированном на 23 января 2021 г. в 14:00 в центральной части города Москвы. Также в рамках производства по делу об административном правонарушении в соответствии с гл. 26 КоАП РФ произведен осмотр Интернет-ресурса, расположенного в социальной сети Интернет «Instagram» по электронному адресу: http//www.instagram.com/troyanovayana, которым установлено, что в открытом доступе ИТКС Интернет размещен видеоролик, датированный 21.01.2021 г, длительностью 3 мин. 44 сек. Выступления Яны Трояновой, с заголовком «Посмотрите # Путина. И выходите на улицу 23 января, с количеством просмотров 2 373 519 раз, где поддерживая Навального А.А., выражаясь негативно (с использованием табуированной лексики) в адрес существующей власти, призывала неограниченный круг граждан к участию в массовом публичном мероприятии, запланированном на 23.01.2021 г. На 3 минуте 19 секунде видеоролика Троянова Я.А. произносит слова: «Я в Африке….23 января на улицы Москвы…. Я не в Москве. Но вы знаете, я бы вышла….Надо просто выйти, чтобы почувствовать себя свободным человеком. Таким образом, Троянова Я.А., осознавая противоправный характер своих действия, заранее зная и предвидя их вредные последствия, желая наступления таких последствий или сознательно их допуская либо относясь к ним безразлично, заранее зная об отсутствии согласования с органами исполнительной власти субъекта РФ Москвы, о проведении 23.01.2021 г. публичного массового мероприятия, добровольна приняв на себя и исполняя функции организатора публичного массового мероприятия, в нарушении требований ст.ст. 4,5,7 и 10 Закона № 54-ФЗ, будучи ранее привлеченной по ч. 5 си. 20.2 КРФоАП.
Троянова Я.А. в судебное заседание явилась, виновной себя в совершении правонарушения не признала и сообщила, что она находилась на съемках в Африке, когда после просмотра видео про дворец Путина В.В., ее переполнили эмоции и она записала видеоролик. Однако к организации указанного мероприятия отношения не имеет, поскольку находилась за пределами РФ.
Защитник Трояновой Я.А. – адвокат Ставицкая А.Э. также просила прекратить производство по делу, поскольку Троянова Я.А. не совершала вмененное ей правонарушение.
Выслушав Троянову Я.А., ее защитника, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В силу ч.ч. 1, 3 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к названной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Пунктами 2, 3 ст. 26.1 КоАП РФ установлено, что обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Порядок реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регулируется Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – Федеральный закон № 54-ФЗ).
В Федеральном законе № 54-ФЗ публичное мероприятие определено как открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 54-ФЗ одним из принципов проведения публичных мероприятий выступает законность – соблюдение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных законодательных актов Российской Федерации.
Статьёй 7 Федерального закона № 54-ФЗ предусмотрена обязанность организатора публичного мероприятия уведомить орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления о проведении публичного мероприятия в случаях и в сроки, установленные указанной статьей. Таким образом, данный Закон не допускает проведение публичного мероприятия без соответствующего уведомления органов исполнительной власти (за исключением одиночного пикета).
Согласно ч. 5 ст. 5 указанного Федерального закона организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Согласно ст. 2 Закона города Москвы от 04.04.2007 № 10 «Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований» уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подаётся его организатором в письменной форме непосредственно в орган исполнительной власти города Москвы, указанный в части 2 настоящей статьи, в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трёх дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днём (нерабочими праздничными днями), – не позднее четырёх дней до дня его проведения (часть 1). Уведомление о проведении публичного мероприятия с заявляемым количеством участников до пяти тысяч человек подаётся в префектуру административного округа города Москвы, на территории которого предполагается проведение публичного мероприятия; свыше пяти тысяч человек, а также в случае, если публичное мероприятие (за исключением пикетирования) предполагается проводить на территории Центрального административного округа города Москвы либо на территории более чем одного административного округа города Москвы (независимо от количества его участников), – в Правительство Москвы (часть 2).
Из имеющегося в материалах дела сообщения Департамента региональной безопасности Правительства Москвы следует, что указанное публичное мероприятие по вышеуказанному адресу с органами исполнительной власти города Москвы согласовано не было.
Как видно из материалов дела основанием к привлечению Трояновой Я.А. к ответственности послужили результаты отработки указания, поступившего из ГУ МВД России по г. Москве сотрудниками 7 отдела ЦПЭ ГУ МВД России по г. Москве 21.01.2021 г. Вместе с тем, доказательств того, что Трояновой Я.А. были допущены нарушения требований закона № 54-ФЗ материалы дела не содержат. Кроме того, в материалах дела имеется объяснение сотрудника ЦПЭ ГУ МВД России по г. Москве Гребенчукова Д.И., согласно которому публикация Трояновой Я.А. в сети интернет размещена 01.02.2021 г. Вместе с тем, публичное мероприятие организация которого вменяется Трояновой Я.А., должно было состояться 23.01.2021 г.
Так, Троянова Я.А. в своих объяснениях утверждает об отсутствии в ее действиях состава вмененного административного правонарушения, поскольку во вмененный период в г. Москве ее не было, так как она находилась в Африке.
Указанные обстоятельства также подтверждаются и просмотренной в ходе судебного заседания видеозаписью, из содержания которой невозможно сделать вывод о виновности Трояновой Я.А., поскольку ее речь не содержала какой-либо конкретики, адреса проведения мероприятия, каких-либо призывов или иных сведений о том, что именно Троянова Я.А. явилась организатором публичного мероприятия, запланированного на 23.01.2021 г. Также видеозапись полностью подтверждает тот факт, что записана она была не в Москве.
Таким образом, приведенные данные, оцениваемые в совокупности, свидетельствуют о том, что в действиях Трояновой Я.А. отсутствует состав административного правонарушения.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие).
В соответствии с п. 1 ч. 1.1. ст. 29.9. КоАП РФ постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса.
В связи с изложенным производство по делу об административном правонарушении в отношении Трояновой Я.А. подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 28.9, 29.10 КРФоАП, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении Трояновой Яны Александровны по ч. 8 ст. 20.2 КоАП РФ прекратить на основании ст.24.5 ч.1 п.2 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Замоскворецкий районный суд г. Москвы в течение 10 суток со дня вручения копии постановления.
Судья Е.С. Коробченко