Решение по делу № 33-154/2013 от 27.02.2013

Председательствующий – Усольцева Е.В. Дело № 33-154

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 марта 2013 года                г. Горно-Алтайск

Апелляционная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:

председательствующего – Солоповой И.В.,

судей – Сарбашева В.Б., Черткова С.Н.,

с участием прокурора – Кулеевой Л.В.,

при секретаре – Кудюшевой А.М.,

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционным жалобам главного врача Бюджетного учреждения здравоохранения Республики Алтай «Специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики» М.Г.Н., исполняющего обязанности Министра здравоохранения Республики Алтай К.С.М. на решение Майминского районного суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ, которым

удовлетворены исковые требования прокурора <адрес> Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц,

Бюджетное учреждение здравоохранения Республики Алтай «Специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики» обязано создать резервный фонд финансовых средств для локализации и ликвидации последствий аварий в срок до ДД.ММ.ГГГГ,

взыскана с Бюджетного учреждения здравоохранения Республики Алтай «Специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики» государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей в доход бюджета муниципального образования «<адрес>».

Заслушав доклад судьи Солоповой И.В., апелляционная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор <адрес> района Республики Алтай обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к БУЗ Республики Алтай «Специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики» с вышеуказанными требованиями, мотивировав их тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований о противодействии терроризму на объектах социального обслуживания населения, в рамках которой выявлены нарушения законодательства. В БУЗ Республики Алтай «Дом ребенка» не выполняется комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. Так, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в учреждении отсутствует резерв финансовых средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Указанное нарушение ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц – воспитанников и персонал учреждения, в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

Суд вынес вышеизложенное решение, с которым не согласилась главный врач БУЗ Республики Алтай «Специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики» М.Г.Н., в жалобе указывает, что суд, разрешая исковые требования, неправильно применил нормы материального права, не учел организационно-правовую форму «Дома ребенка», в связи с чем к делу не было привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, Министерство здравоохранения Республики Алтай. В нарушение ст. 25 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» судом, при разрешении исковых требований прокурора, не применены п. п. 1, 4, 5 и 6 ст. 81, п. 2 ст. 81.1 БК РФ, Закон Республики Алтай от 27.11.2007 года № 66-РЗ «О бюджетном процессе в Республике Алтай», п. п. 1, 2, 3 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Республики Алтай, утвержденного Постановлением Правительства Республики Алтай от 18.10.2007 года № 200, п. п. 2, 2.1, 6 Порядка выделения средств из чрезвычайного резервного фонда Правительства Республики Алтай по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденного Постановлением правительства Республики Алтай от 18.10.2007 года № 203. Так, исходя из требований указанных норм законодательства следует, что ответчик БУЗ Республики Алтай «Дом ребенка» не имеет полномочий на создание резервного фонда для локализации и ликвидаций аварий, требования Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» исполнены в рамках создания резервного фонда Правительством Республики Алтай.

С указанным выше решением также не согласился исполняющий обязанности Министерства здравоохранения Республики Алтай К.С.М., жалобу мотивирует тем, что решение подлежит отмене в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права. О нарушении норм материального права свидетельствует неприменение судом при разрешении исковых требований прокурора п. п. 1, 4, 5 и 6 ст. 81, п. 2 ст. 81.1 БК РФ, Закона Республики Алтай от 27.11.2007 года № 66-РЗ «О бюджетном процессе в Республике Алтай», п. п. 1, 2, 3 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Республики Алтай, утвержденного Постановлением Правительства Республики Алтай от 18.10.2007 года № 200, п. п. 2, 2.1, 6 Порядка выделения средств из чрезвычайного резервного фонда Правительства Республики Алтай по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденного Постановлением правительства Республики Алтай от 18.10.2007 года № 203. Так, из указанных норм законодательства следует, что БУЗ Республики Алтай «Дом ребенка» не имеет полномочий на создание резервного фонда финансовых средств для локализации и ликвидации последствий аварий. Свидетельством нарушения судом первой инстанции норм процессуального права, а именно ст. ст. 43, 35 ГПК РФ, выступает не привлечение к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, Министерства здравоохранения Республики Алтай. Необходимость привлечения к участия в деле министерства обусловлена тем, что БУЗ Республики Алтай «Дом ребенка» является подведомственным ему учреждением, финансирование которого осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай, где министерство выступает главным распорядителем средств бюджета.

Выслушав главного врача БУЗ РА «Специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики» М.Г.Н., представителя Министерства здравоохранения РА К.А.П., поддержавших доводы жалоб, прокурора Кулееву Л.В., возражавшую относительно возможности их удовлетворения, проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобах, апелляционная коллегия приходит к следующему.

Как следует из Устава БУЗ Республики Алтай «Специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики», утвержденного министром здравоохранения Республики Алтай в 2011 году, БУЗ Республики Алтай «Дом ребенка» является юридическим лицом, директор учреждения выступает единоличным исполнительным органом, который осуществляет непосредственное руководство учреждением.

При этом материалами дела подтверждается отсутствие у БУЗ Республики Алтай «Специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики» резервов финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Согласно п. 6 указанной статьи, финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

В силу ее п. 9 имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

Суд первой инстанции, указав на ст. 25 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п.п. 3,6,7 Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.11.1996 года №1340, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Между тем, апелляционная коллегия с указанным выводом суда не может согласиться, поскольку он основан на неправильном толковании и применении норм материального права.

В соответствии с п. п. «а, ж» ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций, а также создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В силу п. 3 Постановления Правительства РФ от 10.11.1996 N 1340 "О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются:

федеральный резерв материальных ресурсов в составе государственного материального резерва решением Правительства Российской Федерации;

резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти решением федеральных органов исполнительной власти;

резервы материальных ресурсов субъектов Российской Федерации решением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

местные резервы материальных ресурсов решением органов местного самоуправления;

объектовые резервы материальных ресурсов решением администраций предприятий, учреждений и организаций.

В соответствии с п. 20 Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 "О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и организациями.

В связи с этим принято Постановление Правительства Республики Алтай от 27.08.2008 N 209 (ред. от 19.11.2012) "О Порядке создания, использования и восполнения резерва материальных ресурсов Республики Алтай для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера", которое определяет, что система резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Республики Алтай включает в себя:

резерв материальных ресурсов Республики Алтай для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;

резервы материальных ресурсов органов местного самоуправления в Республике Алтай для ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального характера;

резервы материальных ресурсов организаций для ликвидации чрезвычайных ситуаций локального характера.

Общее руководство по созданию, хранению и использованию резерва материальных ресурсов возлагается на комиссию Правительства Республики Алтай по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. Учет резерва материальных ресурсов ведет Главное управление МЧС России по Республике Алтай.

Финансирование расходов по созданию, хранению, использованию и восполнению резерва материальных ресурсов осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что в отношении Бюджетного учреждения здравоохранения Республики Алтай «Специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики» нормативными правовыми актами возложена обязанность создавать резервы материальных ресурсов, а не финансовых.

Доказательств, что Бюджетное учреждение здравоохранения Республики Алтай «Специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики» относится к иной категории объектов, в отношении которой действует специальное законодательство, не представлено.

Действующее законодательство в части создания соответствующих резервов разделяет компетенцию органов местного самоуправления и прочих организаций (соответственно местные резервы и объектовые резервы).

Эти резервы создаются исходя из прогнозируемых потребностей. Следовательно, их создание предусмотрено не для всех без исключения организаций и учреждений. В частности, обязательным является создание материальных резервов в отношении организаций, имеющих потенциально опасные объекты, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, и объекты, обеспечивающие жизнедеятельность населения (объекты водоснабжения и канализации, очистки сточных вод, тепло- и электроснабжения, гидротехнические сооружения) В отношении прочих организаций действующее законодательство такой обязательности не предусматривает, поэтому создание указанных резервов должно быть предусмотрено соответствующими планами ликвидации ЧС.

Таким образом, апелляционная коллегия полагает, что доводы апелляционных жалоб главного врача БУЗ Республики Алтай «Специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики» М.Г.Н., исполняющего обязанности Министра здравоохранения Республики Алтай К.С.М. обоснованны, в связи с чем оспариваемое решение подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований прокурора <адрес> Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц об обязании Бюджетного учреждения здравоохранения Республики Алтай «Специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики» создать резервный фонд финансовых средств для локализации и ликвидации последствий аварий в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, апелляционная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Майминского районного суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять новое решение, которым отказать в удовлетворении требований прокурора <адрес> Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц об обязании Бюджетного учреждения здравоохранения Республики Алтай «Специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики» создать резервный фонд финансовых средств для локализации и ликвидации последствий аварий в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий – Солопова И.В.

Судьи – Чертков С.Н., Сарбашев В.Б.

Копия верна: судья -

33-154/2013

Категория:
Гражданские
Суд
Верховный Суд Республики Алтай
Дело на странице суда
vs.ralt.sudrf.ru
06.03.2013Судебное заседание
27.03.2013Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее