Дело № 2-1226/15
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«21» декабря 2015 года
Центральный районный суд г. Твери в составе
председательствующего судьи Булыгиной Н.В.,
при секретаре Боеве И.В.
с участием прокурора Серовой О.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михайловой ФИО13 к Министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области о признании действий ответчика незаконными, о признании увольнения незаконным, о признании приказов незаконными, о восстановлении на работе, о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, о взыскании денежных средств, признании записи в личной карточке не законной и необоснованной, о восстановлении права истца на начисление дополнительных дней отпуска, взыскании компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л :
Михайлова ФИО13 обратилась в суд с требованиями к Министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области о признании действий ответчика незаконными, о признании увольнения незаконным, о признании приказов незаконными, о восстановлении на работе, о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, о взыскании денежных средств, признании записи в личной карточке не законной и необоснованной, о восстановлении права истца на начисление дополнительных дней отпуска, о взыскании компенсации морального вреда.
В ходе рассмотрения дела исковые требования истицей уточнялись.
В обоснование требований указано, что Истица была принята на государственную гражданскую службу Тверской области, на должность главного специалиста-эксперта отдела организационного контроля, мониторинга и правового обеспечения Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области, в соответствии с заключённым контрактом от ДД.ММ.ГГГГ №
ДД.ММ.ГГГГ истице вручено уведомление о предстоящем её увольнении с ДД.ММ.ГГГГ в связи с сокращением занимаемой истицей должности государственной гражданской службы Тверской области.
С указанной даты и в течение всего периода сокращения Истице до дня увольнения не предлагались должности государственной гражданской службы в Министерстве топливо – энергетическом комплексе и ЖКХ Тверской области, а так же не доводилась информация и не предлагалась должность государственной гражданской службы в другом государственном органе Тверской области.
ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение требований законодательства, ответчиком истице перечислены денежные средства, причитающиеся ей при сокращении, на день увольнения – ДД.ММ.ГГГГ, на основании произведённого ответчиком расчёта денежных средств, с учётом расчёта дней отпуска.
Приказом министра Министерства топливо – энергетического комплексе и ЖКХ Тверской области Д.А. Базарова «О кадрах», подписанным на основании уведомления от ДД.ММ.ГГГГ. Михайловой О.В. о предстоящем увольнении и Акта от ДД.ММ.ГГГГ истица уволена с государственной гражданской службы Тверской области ДД.ММ.ГГГГ, с ней расторгнут контракт и она освобождена от занимаемой должности, с учётом выплаченных ей ранее ДД.ММ.ГГГГ денежных средств на день увольнения.
Истица считает, что ответчик произвёл её увольнение при сокращении должности с грубыми нарушениями закона о государственной гражданской службе и трудового законодательства, уволив её в срок менее чем за два месяца с момента вручения уведомления; при нахождении истицы на больничном и не выплатив в полном объёме причитающиеся к выплате денежные средства на день увольнения, не предоставив основные отпуска, дополнительные отпуска и дополнительные дни к отпуску в соответствии с гарантиями, предусмотренными в ФЗ «О донорстве и её компонентов» от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ на основании волеизъявления истицы, в том числе и требования - уволить с государственной гражданской службы последним днём отпуска.
ДД.ММ.ГГГГ при сдаче больничного листа, по месту бывшей работы, истице предложили подписать новый приказ Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области «О кадрах» № от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении с государственной гражданской службы Тверской области ДД.ММ.ГГГГ, который подписан министром по тем же основаниям, что и приказ об увольнении с ДД.ММ.ГГГГ, который, по мнению истицы, подписан с целью скрыть допущенное ранее нарушение.
Истица считает, что не законными действиями ответчика нарушены её трудовые, гражданские и Конституционные права, в связи с чем, истице нанесён моральный вред, который истица полагает ответчик должен компенсировать путём выплаты денежных средств в размере <данные изъяты>
В связи с чем, Михайлова О.В. обратилась в суд с исковыми требованиями и просит признать действия ответчика, нарушившие порядок увольнения истицы с государственной гражданской службы в связи с сокращением штатной должности не законными и не обоснованными, в том числе: в связи с нарушением ответчиком срока уведомления истицы о предстоящем увольнении по ОШМ – менее чем за 2 месяца; в связи с не предоставлением истице информации и возможности замещения иной должности государственной гражданской службы в том же государственном органе; в связи с не предоставлением истице информации и возможности замещения иной должности государственной гражданской службы в другом государственном органе; в связи с не предоставлением истице информации и возможности направления её на профессиональную переподготовку или повышение квалификации; в связи с не проведением внеочередной аттестация истицы и государственных гражданских служащих, находящихся на равных с истицей должностях, подлежащих сокращению, по замещению вакантных должностей, которое привело к лишению истицы права на замещение должности государственной гражданской службы по результатам внеочередной аттестации государственных гражданских служащих; в связи с не предоставлением истице отпуска в удобное для неё время в соответствии с требованиями российского законодательства и отказом произвести увольнение с государственной гражданской службы в последний день отпуска; в связи с отказом ответчика присоединить предусмотренные законом дни отдыха за сдачу истицей крови к основному отпуску и в связи с осуществлением ответчиком компенсационных выплат, не предусмотренных законом за дни отдыха за сдачу крови; в связи с не осуществлением полного расчёта с истицей по выплате причитающихся ей денежных средств в день увольнения – ДД.ММ.ГГГГ; в связи с не произведённым в полном объёме финансовым расчётом истицы в день увольнения. Просит также признать приказ Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области об увольнении истицы ДД.ММ.ГГГГ; приказ № от ДД.ММ.ГГГГ Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области об увольнении истицы с ДД.ММ.ГГГГ, дублирующим ранее изданный приказ об увольнении по тем же основаниям, не законными и необоснованными с даты их издания, подлежащими отмене, восстановить истицу в должности государственной гражданской служащей государственной гражданской службы Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области, взыскав с ответчика в пользу истицы за вынужденный прогул с даты увольнения на день вынесения решения суда; денежные средства, не выплаченные ответчиком при увольнении в размере: <данные изъяты> в том числе: <данные изъяты> – рубля единовременная выплата на лечение и отдых в 2015 г.; <данные изъяты> рубля единовременная выплата на физкультурно-оздоровительные мероприятия 2015 г.; <данные изъяты> рубля по не доначислению при расчёте по применению размера средней заработной платы и компенсационных выплат; <данные изъяты> - рубля по расчёту за декабрь 2014 года; <данные изъяты> рубля по расчёту за январь 2015 года; <данные изъяты> - рубля по расчёту за февраль 2015 года; <данные изъяты> - рубля недоплата по расчёту за классный чин при расчёте по данным работодателя; <данные изъяты> рублей недоплата по расчёту за классный чин в соответствии с приказом № от ДД.ММ.ГГГГ; <данные изъяты> - рублей недоплата за дополнительный отпуск в размере 10 дней за 2015 год; <данные изъяты> рублей недоплата по начислению компенсации при сокращении без учёта выслуги лет 20%; <данные изъяты> рублей недоплата по надбавке за выслугу лет 20%. Признать действия ответчика, связанные с не включением других периодов службы (работы) истца предусмотренных Законом о государственной службе, в стаж гражданской службы Тверской области - стаж службы 7 лет на день трудоустройства не законными и не обоснованными, восстановить право истца на начисление дополнительных дней отпуска за период службы в количестве 31 дня, взыскав с ответчика компенсацию за положенные дни дополнительного отпуска в размере <данные изъяты>
В судебном заседании Михайлова О.В., надлежащим образом извещенная о дате рассмотрения дела, не участвовала, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, с участием ее представителя Алексеева С.В., который в судебном заседании поддержал исковые требования с учетом уточнений от ДД.ММ.ГГГГ. При этом суду пояснил, что, изучив постановление Правительства № 732 и 733, согласился с тем, что выплаты причитающиеся работнику на лечение и отдых, а также на физкультурно-оздоровительные мероприятия выплачиваются пропорционально отработанному времени, однако отказа от иска в установленном законом порядке в этой части ни от истца, ни от ее представителя в суд не поступало.
Представители ответчиков по доверенности Большакова К.Н., Барановский В.В., Гаврилова Н.И. в судебном заседании не признали исковые требования Михайловой О.В., представители письменные возражения, которые приобщены к материалам дела.
При этом суду пояснили, что нарушений при увольнении Михайловой О.В. по сокращению штата допущено не было, выплаты при увольнении произведены в соответствии с законом, истцом получены, в связи с чем просили Михайловой О.В. отказать в полном объеме.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Серовой О.Н, полагавшей, что требования Михайловой О.В. законны и подлежат удовлетворению, исследовав материалы дела, находит заявленные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Михайлова О.В. была принята на государственную гражданскую службу Тверской области, на должность главного специалиста-эксперта отдела организационного контроля, мониторинга и правового обеспечения Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области, в соответствии с заключённым контрактом от ДД.ММ.ГГГГ №.
Распоряжением Правительства Тверской области от 10 ноября 2014 года № 557-рп «О внесении изменений в распоряжение Правительства Тверской области от 18.10.2011 № 174-рп» изменена структура Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области.
Приказом Министра топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области № 38/1-к от 10.11.2014 были внесены изменения в штатное расписание Министерства.
Во исполнение распоряжения Правительства Тверской области от 10 ноября 2014 года № 557-рп «О внесении изменений в распоряжение Правительства Тверской области от 18.10.2011 № 174-рп» Министерством издан приказ от 12.11.2014 № 174-сл о проведении организационно-штатных мероприятий, в котором определен список сокращаемых должностей, в числе которых имеется и должность главного специалиста-эксперта отдела организационного контроля мониторинга и правового обеспечения. В пункте 6 приказа содержится указание начальнику отдела бухгалтерского учета и кадровой работы Головиной Т.Н. подготовить, утвердить и ввести в действие новое штатное расписание Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области с ДД.ММ.ГГГГ.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Министерство направлено сообщение Главному управлению по труду и занятости населения Тверской области о предстоящем массовом высвобождении работников в связи с предстоящим сокращением штата в соответствии с частью 2 статьи 25 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» в связи с принятием решения о сокращении численности или штата работников организации.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № в Министерстве создана Комиссия по проведению организационно-штатных мероприятий.
Оценка названных Распоряжения и приказов на предмет соответствия действующему законодательству и являлась предметом рассмотрения по настоящему делу. Между тем оценка целесообразности изменений штатного расписания и в этой связи необходимости проведения организационно-штатных мероприятий не входила в компетенцию суда. Правомочность Министерства на проведение мероприятий по сокращению численности или штата не оспаривалась и самой заявительницей.
При этом, анализируя изданные Министром приказы, суд приходит к выводу о том, что организационно-штатные мероприятия в Министерстве должны быть завершены ДД.ММ.ГГГГ, поскольку из содержания приказа Министра от ДД.ММ.ГГГГ № суду понятно, что с ДД.ММ.ГГГГ в Министерстве введено новое штатное расписание, в котором должность, которую занимала истица отсутствует.
ДД.ММ.ГГГГ Михайловой О.В. вручено уведомление о предстоящем её увольнении с ДД.ММ.ГГГГ в связи с сокращением занимаемой истицей должности государственной гражданской службы Тверской области.
ДД.ММ.ГГГГ Михайлова О.В. была приглашена на заседание комиссии по проведению организационно-штатных мероприятий, созданной в Министерстве на основании приказа Министра от ДД.ММ.ГГГГ № и была предупреждена о предстоящем увольнении уже с ДД.ММ.ГГГГ, а не с ДД.ММ.ГГГГ, как это было указано в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, суд не может согласиться с доводами представителей ответчиков о том, что исчисление двухмесячного срока для увольнения по инициативе представителя нанимателя необходимо исчислять с даты ДД.ММ.ГГГГ, то есть с даты вручения уведомления, поскольку действительно уведомление было вручено истице ДД.ММ.ГГГГ, однако дата предстоящего увольнения истцы в этом уведомлении указана ДД.ММ.ГГГГ. Также ответчиком суду не представлены и доказательства об уведомлении истицы в письменной форме за два месяца до сокращения ее должности и увольнении ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с чем, суд считает, что точная дата увольнения по инициативе представителя нанимателя не определена, но даже, если исходить из времени тех дат, которые указаны в уведомлении и акте, предложение о предстоящем увольнении в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, представителем нанимателя произведено менее, чем за два месяца, до даты увольнения, которые указаны в акте и уведомлении, что противоречит требованиям ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» по следующим основаниям.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).
В силу статьи 5 названного закона регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы.
В соответствии с пунктом 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (в редакции Постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 года № 63, от 28 сентября 2010 года № 22) при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
При этом необходимо иметь в виду, что исходя из статьи 73 названного Федерального закона Трудовой кодекс РФ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Согласно статье 31 Закона Российской Федерации «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случае: 1) предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе; 2) направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.
При реорганизации государственного органа или изменении его структуры государственно-служебные отношения с гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы в этом государственном органе, могут быть прекращены в случае сокращения должностей гражданской службы.
В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.
При сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим. Указанная норма закона ответчиком не была соблюдена, что свидетельствует о нарушении со стороны ответчика порядка увольнения в отношении Михайловой О.В.
В силу статьи 33 Закона Российской Федерации «О государственной гражданской службе Российской Федерации» общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются: отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы (часть 4 статьи 31 настоящего Федерального закона).
Таким образом, представителем нанимателя должны быть представлены доказательства, подтверждающие, что после предупреждения о высвобождении государственному гражданскому служащему предлагались вакантные должности в этом государственном органе, а при их отсутствии - хотя бы одна вакантная должность в другом государственном органе, и он отказался от предложенной работы либо отказался от прохождения переподготовки (переквалификации) в порядке, установленном законодательством РФ и субъектов РФ о государственной службе. При этом под предложением о вакантной должности понимается исходящее от уполномоченного должностного лица кадровой службы государственного органа предложение о назначении на государственную должность государственной службы, в том числе нижестоящую, обязанности по которой государственный служащий может выполнять с учетом его профессии, квалификации и ранее занимаемой должности.
При увольнении гражданского служащего по пункту 6 части 1 статьи 33 вышеуказанного Закона следует учитывать Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (в редакции Постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 года № 63, от 28 сентября 2010 года № 22), давшего разъяснения по применению Трудового кодекса Российской Федерации в случаях увольнения работников по аналогичному основанию.
Рассматривая требования гражданского служащего об оспаривании законности увольнения по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Закона Российской Федерации «О государственной гражданской службе Российской Федерации», суд обязан проверить соблюдение представителем нанимателя следующих условий: сокращение должностей гражданской службы в государственном органе действительно (реально) имело место; гражданский служащий не имел преимущественного права на замещение иной должности гражданской службы; гражданский служащий заранее, за два месяца до сокращения должностей в государственном органе предупрежден о предстоящем сокращении его должности в письменном виде; профсоюзный орган своевременно проинформирован представителем нанимателя о возможном расторжении служебного контракта с гражданским служащим в связи с сокращением соответствующей должности гражданской службы; отсутствовала возможность предоставления гражданскому служащему иной должности гражданской службы в том же либо в другом государственном органе; гражданский служащий изъявил желание пройти профессиональную переподготовку (повышение квалификации), но у представителя нанимателя такая возможность отсутствовала; гражданский служащий отказался от профессиональной переподготовки (повышения квалификации) либо от предложенной должности, в том числе после прохождения профессиональной переподготовки (повышения квалификации).
Содержание и взаимосвязь приведенных выше норм закона определяет, что представителем нанимателя должны быть представлены доказательства, подтверждающие, что после предупреждения о высвобождении государственному гражданскому служащему предлагались вакантные должности в этом государственном органе, а при их отсутствии - хотя бы одна вакантная должность в другом государственном органе, и он отказался от предложенной работы либо отказался от прохождения переподготовки (переквалификации) в порядке, установленном законодательством РФ и субъектов РФ о государственной службе. При этом под предложением о вакантной должности понимается исходящее от уполномоченного должностного лица кадровой службы государственного органа предложение о назначении на государственную должность государственной службы, в том числе нижестоящую, обязанности по которой государственный служащий может выполнять с учетом его профессии, квалификации и ранее занимаемой должности.
По смыслу закона, первый раз предложение о новой должности должно поступить работнику в день предупреждения о предстоящем сокращении должности, поскольку гражданский служащий имеет право быть переведенным на вакантную должность. При издании приказа об увольнении работодатель вновь должен предложить вакантные должности, вне зависимости от ранее сделанных предложений, поскольку к моменту увольнения мнение гражданского служащего о той или иной должности может измениться, а в государственном органе или в ином государственном органе могут открыться новые вакансии.
Суд считает, что работодателем (ответчиком) не были исполнены требования закона и был нарушен порядок при увольнении Михайловой О.В. с занимаемой должности.
Так по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в Министерстве топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области было введено 6 должностей. Вместе с тем, Комиссия не предлагала истице должности государственной гражданской службы в Министерстве, в том числе и из вновь вводимых 6 должностей в соответствии с приказом о проведении организационно-штатных мероприятий. При этом о наличии данных должностей и должностных регламентах на вводимые должности истице ответчик ни чего не сообщал, не смотря на то, что указанные должности были введены вновь, были вакантны. При этом комиссия не рассматривала и не разрешала вопросы о преимущественном праве ни истицы, ни иных работников на замещение вводимых 6 должностей и не составляла ни акты, ни иные документы, свидетельствующие об этом, с ознакомлением под роспись с этим документом работников, включая истицу.
Попытка ответчика в устной форме доказать проведение данной работы комиссией, полагаю не может рассматриваться как допустимое доказательство.
По отношению к 4 сотрудникам подлежащим увольнению и назначенным на должности Михайлова О.В. имела преимущественное право как имеющая более высокую квалификацию (специалист 1 класса), уровень профессионального образования (экономическое и управленческое), большую продолжительность стажа гражданской службы и высокие результаты профессиональной служебной деятельности (подтверждается в том числе и поощрениями в личной карточке). При этом должностной регламент, по которому работала Михайлова О.В. в газовом отделе с 2007 г. практически идентичен по функционалу с должностным регламентом утверждённым ДД.ММ.ГГГГ для введённой с ДД.ММ.ГГГГ должности на которую назначили Калинину Ю.А. в газовый отдел. На введённую новую вакантную должность газового отдела назначили работника, которая находилась в декретном отпуске, с должности, не подлежащей сокращению. При этом Михайловой О.В. проработавшей в газовом отделе более 3-х лет данную должность не предложили.
Согласно представленному акту от ДД.ММ.ГГГГ Михайловой О.В. была предложена только должность старшего эксперта, которая даже не являлась должностью государственной гражданской службы, и временно была свободна по причине отсутствующего работника, который находился в отпуске по уходу за ребенком несмотря на то, что в Министерстве имелись вакантные должности государственных гражданских служащих. В силу ч.7 ст.31 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон) преимущественное право на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.
Судом установлено, что в период проведения организационно-штатных мероприятий в Министерстве не проводилось внеочередной аттестации и определения уровня квалификации, степени результативности профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих, для определения государственных гражданских служащих, имеющих преимущественное право на замещение должности гражданской службы. Истец указывает об этом в своем исковом заявлении и считает, что данное обстоятельство является нарушением требований закона. Действительно, указанное требование содержится в законе, однако поскольку вопрос о преимущественном оставлении работников на замещение вакантных должностей комиссией вообще не рассматривался, то суд считает, что рассматривать эти требования истицы как отдельно самостоятельное требование не нужно, поскольку судом, безусловно установлено, что порядок увольнения истцы с государственной службы был нарушен.
Также ответчик не представил в нарушение требований закона истице информацию о конкурсах, которые проводились по замещению вакантных должностей в Министерстве экономического развития и в ГУ «Жилищная инспекция Тверской области».
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что ответчиком в отношении Михайловой О.В. не были выполнены установленные ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Трудовым кодексом РФ требования по предложению для замещения вакантных должностей гражданской службы, в связи с чем увольнение истца является незаконным, а требования истца о восстановлении на работе подлежат удовлетворению.
Согласно ст.394 Трудового Кодекса РФ в случае признания увольнения незаконным работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор, в его пользу также взыскивается средний заработок за все время вынужденного прогула.
Что касается требований о восстановлении на работе, то суд может восстановить истца только в той должности, которую он занимал до увольнения, и только в той организации, в которой он работал до прекращения с ним трудового договора.
При определении суммы заработка за время вынужденного прогула суд соглашается с расчетами истца и представителя Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области, они одинаковы, при этом суд учитывает, что согласно справке Министерства Михайловой О.В. при сокращении выплачена денежная компенсация в размере 4-х месячных денежных содержаний в размере <данные изъяты>, в связи с чем полагает необходимым взыскать в пользу истца заработок за время вынужденного прогула – <данные изъяты>
Кроме того, в силу ст.237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон. Размер этой компенсации определяется судом. Факт причинения истцу морального вреда не вызывает у суда сомнений.
При определении размера компенсации суд учитывает, что незаконным увольнением Михайловой О.В. причинены значительные нравственные страдания, вероятность остаться безработным для Михайловой О.В. после сокращения с занимаемой должности была реальная.
С учетом конкретных обстоятельств дела, доказанности объема такого вреда, суд полагает возможным взыскание в счет компенсации морального вреда <данные изъяты>, которая подлежит взысканию с работодателя, т.е с Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области.
Вместе с тем, в удовлетворении заявленных Михайловой О.В. исковых требований о непредставлении истице отпуска в удобное для неё время в соответствии с требованиями российского законодательства и отказом произвести увольнение с государственной гражданской службы в последний день отпуска, отказа ответчика присоединить предусмотренные законом дни отдыха за сдачу истицей крови к основному отпуску и в связи с осуществлением ответчиком компенсационных выплат, не предусмотренных законом за дни отдыха за сдачу крови, неосуществления полного расчёта с истицей по выплате причитающихся ей денежных средств в день увольнения - ДД.ММ.ГГГГ, непроизведения в полном объёме финансового расчёта истицы в день увольнения, о взыскании с ответчика, в пользу Михайловой О.В. денежных средств, не выплаченных ответчиком при увольнении в размере <данные изъяты> в том числе: <данные изъяты>. - единовременная выплата на лечение и отдых в 2015 г.; <данные изъяты>. - единовременная выплата на физкультурно-оздоровительные мероприятия 2015 г.; <данные изъяты> - по не доначислению при расчёте по применению размера средней заработной платы и компенсационных выплат; <данные изъяты> - по расчёту за декабрь 2014 года; <данные изъяты> - по расчёту за январь 2015 года<данные изъяты> по расчёту за февраль 2015 года; <данные изъяты> - недоплата по расчёту за классный чин при расчёте по данным работодателя<данные изъяты>. - недоплата по расчёту за классный чин в соответствии с приказом № от ДД.ММ.ГГГГ; <данные изъяты> - недоплата за дополнительный отпуск в размере 10 дней за 2015 год; <данные изъяты> - недоплата по начислению компенсации при сокращении без учёта выслуги лет 20%; <данные изъяты> - недоплата по надбавке за выслугу лет 20%, о признании действий ответчика, связанных с не включением других периодов службы (работы) истца предусмотренных Законом о государственной службе, в стаж гражданской службы Тверской области - стаж службы 7 лет на день трудоустройства незаконными и необоснованными, восстановлении прав истца на начисление дополнительных дней отпуска за период службы в количестве 31 дня, взыскав с ответчик компенсацию за положенные дни дополнительного отпуска в размере <данные изъяты>, а также о признании записи в личной карточке раздела IX Отпуск о компенсации за отпуск на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ незаконной и необоснованной, о внесении изменения в запись, применив решение суда суд считает правильным отказать по следующим основаниям.
Приказом Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области, «О кадрах» № от ДД.ММ.ГГГГ Михайлова О.В. уволена с работы в связи с сокращением должности государственной гражданской службы по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1-8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания.
Компенсация при увольнении за неиспользованный отпуск и четырех- месячное денежное содержание при сокращении государственных гражданских служащих Тверской области выплачена в декабре 2014 года в связи с тем, что на основании распоряжения Правительства Тверской области от 10.11.2014 № 557-рп «О внесении изменений в распоряжение Правительства Тверской области от 18.10.2011 № 174-рп «О структуре и предельной штатной численности Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области» в декабре 2014 года были выделены бюджетные ассигнования по КОСГУ 211 на выплату компенсации за неиспользованный отпуск и по КОСГУ 262 на выплату четырехмесячного денежного содержания при сокращении государственных гражданских служащих Тверской области.
Также пунктом 13 статьи 46 Федерального закона от 27 июля 2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Михайлова О.В. ДД.ММ.ГГГГ Министерством здравоохранения Российской Федерации награждена за многократную безвозмездную сдачу крови и ее компонентов нагрудным знаком «Почетный донор России» (удостоверение №). Истец сообщила работодателю о данном факте только в августе 2014 года.
Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 20 июля 2012 №125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» доноры имеют право на следующие меры социальной поддержки:
1) предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в удобное для них время года в соответствии с трудовым законодательством;
2) внеочередное оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения или муниципальной системы здравоохранения в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;
3) первоочередное приобретение по месту работы или учебы льготных путевок на санаторно-курортное лечение;
4) предоставление ежегодной денежной выплаты.
При этом суд соглашается с доводами представителей ответчика о том, что Михайлова О.В. решила воспользоваться предоставленными ей гарантиями только после получения уведомления о сокращении.
В соответствии со статьей 123 Трудового кодекса Российской Федерации очередность представления отпусков определяется графиком отпусков, утвержденным в установленном порядке.
Соответственно, график отпусков в организации, в которой работает донор, должен составляться с учетом интересов работника-донора.
В 2014 году такой необходимости не было (так как почетным донором Михайлова О.В. стала ДД.ММ.ГГГГ), а в 2015 году график отпусков составлен без учета должностей, подпадающих под сокращение.
Отпуск Михайловой О.В. в 2014 году был предоставлен по ее заявлению и в соответствии с графиком отпусков на 2014 год в количестве 32 календарных дней.
Оставшуюся часть отпуска в количестве 6 календарных дней, запланированных на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, Министерству не предоставлялось возможным предоставить, так как Михайловой О.В., на этот период, было подано заявление о предоставлении ей дополнительных дней отдыха в количестве 6 рабочих дней (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) за донацию крови (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №
В соответствии с ее заявлением от ДД.ММ.ГГГГ ей были предоставлены дни отдыха за донацию крови в количестве 10 рабочих дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и за 2 дня выплачена компенсация (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №
ДД.ММ.ГГГГ Михайловой О.В. было подано заявление о предоставлении ей неиспользованного отпуска с ДД.ММ.ГГГГ за весь период работы. По указанному заявлению Министерством было принято решение о выплате ей компенсации, так как начало отпуска (ДД.ММ.ГГГГ) совпадает с периодом предоставления ей дней отдыха за донацию крови (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) и с предстоящим увольнением (уведомление от ДД.ММ.ГГГГ). О сложившейся ситуации связанной с началом отпуска и принятом решении по заявлению Михайловой О.В. было сообщено по телефону.
Правильность предоставления отпуска Михайловой О.В. было предметом рассмотрения Государственной инспекцией труда в Тверской области, нарушений в этой связи не выявлено.
Не может согласиться суд также с доводами истца по требованиям о признании действий ответчика по исчислению стажа государственной гражданской службы Тверской области Михайловой О.В. на дату (ДД.ММ.ГГГГ) незаконными по следующим основаниям.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 03.09.1997 № 982 «О периодах работы (службы), включаемых в стаж государственной службы федеральных государственных служащих, дающих право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет» согласно которому в перечне периодов государственной службы и иных периодов замещения должностей, включаемых в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации периоды работы (службы) Михайловой О.В., включены в стаж государственной гражданской службы все периоды, которые можно включить в стаж государственной гражданской службы Тверской области.
В декабре 2010 года Михайлова О.В. обратилась с просьбой о включении ей в стаж государственной гражданской службы Тверской области период работы в Аппарате главного контролера-ревизора КРУ МФ РСФСР по Калининской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и предоставила подтверждающие документы о преобразовании контрольно-ревизионных органов в Федеральную службу финансово-бюджетного надзора (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 1024-р и Приказ Росфиннадзора от 18.06.2004 № 4 «О создании органов Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, установлении предельной численности их работников и предоставлении кандидатур для назначения исполняющими обязанности руководителей указанных территориальных органов»). При рассмотрении указанного обращения Министерство руководствовалось Указом Президента Российской Федерации от 19.11.2007 № 1532 «Об исчислении гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации» и предоставленными документами. В ходе рассмотрения было установлено, что в данном Указе в перечне периодов государственной службы и иных периодов замещения должностей, включаемых в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации период работы Михайловой О.В. в контрольно-ревизионных органах отсутствуют.
Но учитывая предоставленные документы о преобразовании контрольно-ревизионных органов в Федеральную службу финансово-бюджетного надзора Михайловой О.В. с ДД.ММ.ГГГГ был засчитан период работы в контрольно-ревизионных органах в стаж государственной гражданской службы Тверской области в количестве 2 лет 5 месяцев 15 дней, соответственно общий стаж государственной гражданской службы Тверской области составил 5 лет 8 месяцев 28 дней на ДД.ММ.ГГГГ (Приказ от ДД.ММ.ГГГГ №).
ДД.ММ.ГГГГ Михайлова О.В. обратилась с заявлением о включении в стаж государственной гражданской службы Тверской области периодов работы на отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знания работы в которых необходимы для выполнения обязанностей по замещаемой должности государственной гражданской службе Тверской области и представила копии должностных инструкций.
В соответствии с приказом Министерства от ДД.ММ.ГГГГ №О включении в стаж государственной гражданской службы иных периодов трудовой деятельности» заявление Михайловой О.В. было удовлетворено в полном объеме, то есть в стаж государственной гражданской службы Тверской области были включены иные периоды трудовой деятельности в количестве 4 года 8 месяцев 13 дней.
На основании указанного приказа Михайловой О.В. был установлен общий стаж государственной гражданской службы Тверской области в количестве 14 лет 6 месяцев 3 дней на ДД.ММ.ГГГГ (Приказ от ДД.ММ.ГГГГ №).
По вопросу правильности начисления заработной платы и других выплат суд также соглашается с пояснениями ответчика.
Так, законодательством предусмотрена ответственность за задержку заработной платы и прочих начислений. Предоставление выплат раньше срока нарушением не является и даже наоборот, улучшает материальное положение работника.
На основании п.5 порядка осуществления выплат по дополнительным государственным гарантиям государственным гражданским служащим Тверской области, согласно Постановлению Правительства Тверской области от 03.12.2012г. №733-пп и п.7 порядка осуществления ежегодной денежной выплаты на лечение и отдых государственным гражданским служащим Тверской области, согласно Постановлению Правительства Тверской области от 03.12.2012г. № 732-пп, выплаты по дополнительным государственным гарантиям и единовременная выплата на лечение и отдых предоставляются пропорционально отработанному времени в данном календарном году.
Михайловой О.В. данные выплаты были предоставлены при увольнении ДД.ММ.ГГГГг. в соответствии с порядком.
Среднедневной заработок при начислении компенсации при сокращении составил <данные изъяты>
<данные изъяты>, что соответствует начислению <данные изъяты> компенсация за 1 месяц
<данные изъяты> что соответствует начислению <данные изъяты>
В соответствии с Налоговым кодексом РФ налог на доходы физических лиц исчисляется, удерживается и перечисляется в целых рублях. При этом доходы и налог исчисляются нарастающим итогом за год.
Таким образом, недоплаты при исчислении и удержании подоходного налога за декабрь 2014г. январь и февраль 2015г. нет. (Справки 2НДФЛ строки 5.6; 5.7)
Согласно записки-расчета № от ДД.ММ.ГГГГ. компенсация за неиспользованный отпуск за период работы с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. в количестве 55 дней, а не 52, как указывает в расчете представитель Михайловой О.В. Алексеев С.В. Согласно записки - расчета № от ДД.ММ.ГГГГ. компенсация за неиспользованный отпуск за период работы с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. в количестве 3 дней. Итого выплачена компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 58 дней.
В январе 2015г. у Михайловой О.В. не было ни одного рабочего дня поэтому период расчета взят - январь – декабрь 2014г.
Расчет компенсации за неиспользованный отпуск и расчет компенсации при сокращении государственного гражданского служащего отличается тем, что при расчете компенсации при сокращении учитывается еще и 1/12 единовременной выплаты при предоставлении отпуска (2 оклада денежного содержания у Михайловой О.В. <данные изъяты>). Поэтому размер среднего дневного заработка компенсации за неиспользуемый отпуск и компенсации при сокращении отличается. Компенсация за неиспользованный отпуск рассчитывалась на ДД.ММ.ГГГГг.Поэтому расчетный период за 12 предшествующих месяцев с января 2014 по декабрь 2014г.г. При расчете отпускных за 12-16 декабря и 19-23 декабря 2014г. расчетный период с декабря 2013г по ноябрь 2014г., т.е. 12 месяцев, предшествующих отпуску. По этой причине размер среднего дневного заработка отличается.
Копии справок-расчётов подписанные Михайловой О.В. «с расчётами согласна» находятся в деле, в связи с чем суд считает, что требований о неправильности расчетов Михайловой О.В. работодателю заявлено не было.
Надбавка за классный чин главному специалисту-эксперту Михайловой О.В. начислена и выплачивалась на основании приказа Министерства от ДД.ММ.ГГГГ. № в соответствии с Законом Тверской области «Об областном бюджете Тверской области на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» от ДД.ММ.ГГГГ. № 92-ЗО с ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>., что соответствует референту государственной гражданской службы 1 класса.
В июне 2013г. при внесении изменений в лицевой счет оклада за классный чин была допущена ошибка, вместо <данные изъяты> заведено <данные изъяты>. В феврале 2014г. при обнаружении, ошибка была исправлена, и Михайловой О.В. был сделан пересчет оклада за классный чин и отпускных.
Пояснение по оплате оклада за классный чин от ДД.ММ.ГГГГ. имеется в деле и копии у всех участников процесса. Кроме того, в деле и также у всех участников процесса имеются копии лицевых счетов за 2013-2015г., в которых видно, что в феврале 2014г. был сделан перерасчет.
С 1 декабря 2013г. на основании Закона Тверской области «Об областном бюджете Тверской области на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» от 10.12.2013г. № 121-ЗО была проведена индексация оплаты труда на коэффициент 1,055. Оклад за классный чин референта государственной гражданской службы 1класса стал <данные изъяты>
Таким образом, расчет заработной платы, в том числе и оклада за классный чин рассчитан в соответствии с законодательством Тверской области. Суд с таким утверждением ответчика согласен. Учитывая правильность начислений и предоставления дней отпуска Михайловой О.В. за спорный период времени, суд считает, что требования истца о признании записи в личной карточке раздела IX Отпуск о компенсации за отпуск на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ и о внесении изменения в запись, применив решение суда также не подлежат удовлетворению.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Михайловой ФИО13 удовлетворить частично.
Признать незаконным приказ от ДД.ММ.ГГГГ № и увольнение Михайловой ФИО13 по п.8.2 части 1 ст. 37 ФЗ « О государственной гражданской службе в РФ» и восстановить Михайлову ФИО13 в должности главного специалиста-эксперта отдела организационного контроля, мониторинга и правового обеспечения Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области в пользу Михайловой ФИО13 компенсацию за время вынужденного прогула в сумме <данные изъяты>, в счет компенсации морального вреда <данные изъяты>, а всего <данные изъяты>
Признать действия ответчика, нарушившие порядок увольнения истицы с государственной гражданской службы в связи с сокращением штатной должности, незаконными и необоснованными, в том числе: в связи с нарушением ответчиком срока уведомления истицы о предстоящем увольнении по организационным штатным мероприятиям менее чем за 2 месяца, в связи с непредоставлением истице информации и возможности замещения иной должности государственной гражданской службы в том же государственном органе, в связи с непредоставлением истице информации и возможности замещения иной должности государственной гражданской службы в другом государственном органе.
В удовлетворении требований о признании незаконными и необоснованными действий ответчика, нарушившие порядок увольнения истицы с государственной гражданской службы в связи с сокращением штатной должности в части: непредставления истице информации и возможности направления её на профессиональную переподготовку или повышение квалификации, непроведения внеочередной аттестация истицы и государственных гражданских служащих, находящихся на равных с истицей должностях, подлежащих сокращению, по замещению вакантных должностей, которое привело к лишению истицы права на замещение должности государственной гражданской службы по результатам внеочередной аттестации государственных гражданских служащих, непредставлением истице отпуска в удобное для неё время в соответствии с требованиями российского законодательства и отказом произвести увольнение с государственной гражданской службы в последний день отпуска, отказа ответчика присоединить предусмотренные законом дни отдыха за сдачу истицей крови к основному отпуску и в связи с осуществлением ответчиком компенсационных выплат, не предусмотренных законом за дни отдыха за сдачу крови, неосуществления полного расчёта с истицей по выплате причитающихся ей денежных средств в день увольнения - ДД.ММ.ГГГГ, непроизведения в полном объёме финансового расчёта истицы в день увольнения – отказать.
В удовлетворении требований о взыскании с ответчика, в пользу Михайловой О.В. денежных средств, не выплаченных ответчиком при увольнении в размере <данные изъяты>, в том числе: <данные изъяты>. - единовременная выплата на лечение и отдых в 2015 г.; <данные изъяты>. - единовременная выплата на физкультурно-оздоровительные мероприятия 2015 г.; <данные изъяты>. - по не доначислению при расчёте по применению размера средней заработной платы и компенсационных выплат; <данные изъяты>. - по расчёту за декабрь 2014 года; <данные изъяты> - по расчёту за январь 2015 года; <данные изъяты> - по расчёту за февраль 2015 года; <данные изъяты> - недоплата по расчёту за классный чин при расчёте по данным работодателя; <данные изъяты> - недоплата по расчёту за классный чин в соответствии с приказом № от ДД.ММ.ГГГГ; <данные изъяты>. - недоплата за дополнительный отпуск в размере 10 дней за 2015 год; <данные изъяты> недоплата по начислению компенсации при сокращении без учёта выслуги лет 20%; <данные изъяты> - недоплата по надбавке за выслугу лет 20%, о признании действий ответчика, связанных с не включением других периодов службы (работы) истца предусмотренных Законом о государственной службе, в стаж гражданской службы Тверской области - стаж службы 7 лет на день трудоустройства незаконными и необоснованными, восстановлении прав истца на начисление дополнительных дней отпуска за период службы в количестве 31 дня, взыскав с ответчик компенсацию за положенные дни дополнительного отпуска в размере <данные изъяты>, а также о признании записи в личной карточке раздела IX Отпуск о компенсации за отпуск на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ незаконной и необоснованной, о внесении изменения в запись, применив решение суда – отказать.
Решение в части восстановления на работе Михайловой ФИО13 подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Тверской областной суд через Центральный районный суд г. Твери в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.В.Булыгина