Октябрьского судебного района города Архангельска
Антонова А.В.АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе:
председательствующего судьи Кучьяновой Е.В.,
при секретаре Кузнецовой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по апелляционной жалобе истца Некрасова Д. Л. на решение мирового судьи судебного участка № Октябрьского судебного района города Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
«исковые требования Некрасова Д. Л. к обществу с ограниченной ответственностью «Новый город» об обязании произвести перерасчет оплаты жилого помещения оставить без удовлетворения»,
установил:
Некрасов Д.Л. обратился к мировому судье с иском к ответчику об обязании произвести перерасчет оплаты жилого помещения с учетом компенсации на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме в размере 50 процентов за период с июля 2017 года в размере 472 рублей 43 копеек. В обоснование требований указал, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: г. Архангельск, <адрес>, имеет статус ветерана боевых действий, в связи с чем у него есть право на получение льгот, в частности на оплату коммунальных платежей в размере 50 %. Вместе с тем управляющая компания ООО «Новый город» с ДД.ММ.ГГГГ не в полном объеме производит компенсацию расходов в размере 50 % на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. 05 и ДД.ММ.ГГГГ он обращался в ООО «Новый город» с претензиями в порядке досудебного урегулирования, с просьбой восстановления льготы, произведении перерасчета оплаты содержания общедомового имущества с июля 2017 года. ДД.ММ.ГГГГ ООО «Новый город» ответило отказом в предоставлении перерасчета.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено ГКУ Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по г. Архангельску и <адрес>».
Мировой судья постановил указанное решение, с которым не согласился истец Некрасов Д.Л., обратившись в суд с апелляционной жалобой. В ней он просил решение мирового судьи отменить. В обоснование жалобы указал, что мировым судьей неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также допущены нарушения процессуального права. При этом ссылался на то, что ему положена льгота на оплату содержания жилого помещения в полном объеме, включая все виды услуг, входящих в ее состав в соответствии с положениями жилищного законодательства.
Истец Некрасов Д.Л. в суде апелляционной инстанции доводы и требования апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика ООО «Новый город» Галченко Ю.Ю. в суде апелляционной инстанции с доводами апелляционной жалобы не согласился, просив оставить решение мирового судьи без изменения. В обоснование указал, что управляющая компания действует в соответствии с разъяснениями, представленными Министерством занятости и социального развития Архангельской области, согласно которым ветеранам боевых действий предоставляется льгота по оплате содержания жилого помещения за исключением компенсации платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Третье лицо ГКУ Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по г. Архангельску и <адрес>», извещенное о месте и времени судебного заседания, в суд апелляционной инстанции своего представителя не направило.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя истца, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как правильно установлено мировым судьей на основании представленных в материалы дела и исследованных в судебном заседании доказательств, истец Некрасов Д.Л. является собственником квартиры, расположенной по адресу: г. Архангельск, <адрес>, и имеет статус ветерана боевых действий.
Более того, истец включен в федеральный регистр по категории «ветеран боевых действий на территории РФ» для назначения мер социальной поддержки с ДД.ММ.ГГГГ.
ООО «Новый город» осуществляет управление многоквартирным домом № по <адрес> в г. Архангельске, в обязанности которой входит обеспечение содержания и текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и предоставление коммунальных услуг.
Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ истец направил в адрес ответчика ООО «Новый город» претензию с требованием произвести перерасчет оплаты за содержания общего имущества с июля 2017 года с учетом компенсации в размере 50%.
ДД.ММ.ГГГГ истец получил ответ, из содержания которого следует, что на основании пп. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Закон «О ветеранах») указанная компенсация не предусмотрена.
ДД.ММ.ГГГГ истцом повторно направлена претензия в адрес ООО «Новый город» с требованием произвести перерасчет оплаты за содержания общего имущества с июля 2017 года с учетом компенсации в размере 50%.
До настоящего времени перерасчет ответчиком не произведен.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, мировой судья пришел к выводу, что Некрасов Д.Л. за реализацией своего права на льготы в установленном законом порядке в ГКУ Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по г. Архангельску и <адрес>» не обращался, отказ в предоставлении такой льготы получен им не был. Полагая, что ООО «Новый город» является ненадлежащим ответчиком, мировой судья принял решение об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанными выводами мирового судьи по следующим основаниям.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 13 Закона «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Согласно пп. 5 п. 1 ст. 16 Закона «О ветеранах» ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов: платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади).
Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим.
Таким образом, законодатель предоставил лицам, относящимся к категории ветеранов боевых действий, в качестве одной из мер социальной поддержки - компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 % платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ, в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации», плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
При этом понятие коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, раскрыто в пп. 2 ч. 1 ст. 154 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с данной нормой права к коммунальным ресурсам, потребляемым при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, отнесены холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Положения ст. 154 Жилищного кодекса РФ, предусматривающие включение в состав платы за содержание жилого помещения плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, введены в действие с 1 января 2017 года (ч. 9 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в действующей редакции).
Исходя из изложенного, следует, что ветеранам боевых действий предоставляется мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений в размере 50 % платы за содержание жилого помещения. Исключение из ее состава платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, в нарушение требований ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ, не может быть признано правильным.
Толкование понятия «платы за содержание жилого помещения» в целях предоставления мер социальной поддержки ветеранам боевых действий, иначе, чем это установлено ст. 154 Жилищного кодекса РФ, приведет к необоснованному ущемлению их прав и нарушению законных интересов, что недопустимо.
Следовательно, Некрасов Д.Л. имеет право на получение меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения в размере 50 % платы за содержание жилого помещения, включая плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ДД.ММ.ГГГГ. В связи с этим компенсация истцу расходов на оплату жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ без учета платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, является неправомерной.
Суд апелляционной инстанции также не может согласиться с выводом мирового судьи о несоблюдении истцом заявительного порядка предоставления меры социальной поддержки и о том, что ООО «Новый город» является ненадлежащим ответчиком.
Согласно положений ст. 23.2 Закона «О ветеранах» полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 1 Областного закона Архангельской области от 28.05.2008 № 515-27-ОЗ меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются непосредственно гражданам в денежной форме путем перечисления средств на банковские счета или через почтовые отделения связи.
Порядок предоставления указанных мер социальной поддержки установлены постановлением Правительства Архангельской области от 10.03.2010 № 61-пп «Об утверждении порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме отдельным категориям граждан».
В силу п. 7 Порядка, утвержденного вышеуказанным постановлением, для назначения денежных выплат гражданин обязан предоставить в государственное учреждение по месту проживания заявление по установленной форме и иные документы.
Расчет денежной выплаты осуществляется организациями, производящими начисление оплаты жилого помещения и коммунальных услуг (п. 5 Порядка).
Поскольку меры социальной поддержки назначены Некрасову Д.Л. с ДД.ММ.ГГГГ, при этом он включен в федеральный регистр по категории «ветеран боевых действий на территории РФ», более того, фактически они ему предоставляются, заявительный порядок истцом был соблюден.
Повторного обращения в государственное учреждение социальной защиты населения Архангельской области с целью получения меры социальной поддержки в полном объеме не требуется.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии законных оснований для удовлетворения заявленных исковых требований и возложении на ООО «Новый город» обязанности произвести перерасчет платы за жилое помещение - <адрес> в городе Архангельске с учетом компенсации в размере 50 % расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ДД.ММ.ГГГГ.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о нарушении мировым судьей норм процессуального права, которые бы повлияли на суть постановленного решения, своего подтверждения не нашли.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Взысканию с ответчика в доход местного бюджета подлежит государственная пошлина в сумме 400 руб., от уплаты которой истец был освобожден.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции считает необходимым решение мирового судьи судебного участка № Октябрьского судебного района г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ отменить и принять по делу новое решение.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции,
определил:
апелляционную жалобу истца Некрасова Д. Л. - удовлетворить, решение мирового судьи судебного участка № Октябрьского судебного района города Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ - отменить.
Принять новое решение, которым исковые требования Некрасова Д. Л. к обществу с ограниченной ответственностью «Новый город» об обязании произвести перерасчет оплаты жилого помещения - удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Новый город» произвести перерасчет платы за жилое помещение - <адрес> в городе Архангельске с учетом компенсации в размере 50% расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Новый город» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 руб.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Е.В. Кучьянова