Решение по делу № 2-388/2017 ~ М-256/2017 от 22.02.2017

Дело № 2-388/2017

Решение

Именем Российской Федерации

17 мая 2017 г.         г. Вышний Волочек

Вышневолоцкий городской суд Тверской области в составе: председательствующего судьи Шустровой С.А.,

при секретаре Фомичевой Е.Г.,

с участием представителя заявителя – помощника Вышневолоцкого межрайонного прокурора Патракова И.Э.,

представителя ответчика Общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальный сервис-3» Стекольщиковой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Вышневолоцкого межрайонного прокурора, поданному в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальный сервис – 3», ООО УК «Возрождение» о признании недействительным (ничтожным) дополнительного соглашения к договору на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов, запрете на осуществление действий по начислению и сбору денежных средств по установленному дополнительным соглашением тарифу, возложении обязанности по начислению и сбору денежных средств по ранее установленному тарифу,

установил:

Вышневолоцкий межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальный сервис – 3» о признании недействительным (ничтожным) дополнительного соглашения к договору на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов, запрете на осуществление действий по начислению и сбору денежных средств по установленному дополнительным соглашением тарифу, возложении обязанности по начислению и сбору денежных средств по ранее установленному тарифу.

В обоснование исковых требований указано, что Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой по обращению ФИО1 проведена проверка исполнения Обществом с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальный сервис – 3» (далее по тексту – ООО «Жилкомсервис-3») требований жилищного законодательства в части начисления и сбора денежных средств за вывоз твердых бытовых отходов. Проведенной проверкой установлено, что Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая организация «Возрождение» (далее – ООО УО «Возрождение») осуществляет деятельность на территории г. Вышний Волочёк и Вышневолоцкого района Тверской области по управлению многоквартирными домами. В управлении ООО УО «Возрождение» на основании договора управления и в соответствии с положениями жилищного законодательства находится многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>. Согласно договору управления от <дата>, заключённому ООО УО «Возрождение» с собственниками многоквартирного дома <адрес>, на основании Протокола от <дата> <№> общего собрания собственников помещений в указанном многоквартирном доме, указанная организация обязана выполнять работы и оказывать услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, предусмотренные договором с учётом требований действующего законодательства РФ. Из приложений к договору управления от <дата> следует, что оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов в перечне работ и ycлуг по ремонту общего имущества многоквартирного дома, находящегося в управлении ООО УО «Возрождение», не значится. Согласно информации от <дата> <№>, представленной ООО УО «Возрождение», и протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от <дата> <№> плата за содержание и ремонт общею имущества многоквартирного дома утверждена с учетом оплаты услуг за вывоз твердых бытовых отходов в размере 12,74 рублей с 1 кв.м. общей занимаемой площади, в том числе 1,59 рублей с 1 кв.м. общей занимаемой площади за вывод твердых бытовых отходов. Оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов в отношении многоквартирного жилого дома по указанному адресу осуществляется ООО «Жилкомсервис-3» на основании договора от <дата> <№>, заключённого между ООО УО «Возрождение и ООО «Жилкомсервис-3». Согласно п.п. 1.1, 3.1, 3.3 договора на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов, оплата оказанных ООО «Жилкомсервис-3» услуг производится жителями многоквартирного дома <адрес>, находящегося под управлением ООО УО «Возрождение», напрямую ООО «Жилкомсервис-3» либо его платежному агенту по тарифу 1,59 рублей на 1 кв.м. общей площади помещения. В соответствии с агентским договором от <дата> <№> на производство расчетов, сбор и обработку платежей населения за жилищные, коммунальные и иные услуги, платежным агентом ООО «Жилкомсервис-3» является Общество с ограниченной ответственностью «Вышний Волочек-Спецстрой» (далее – ООО «Вышний Волочек-Спецстрой»). На основании дополнительного соглашения к договору от <дата> <№>, датированного <дата>, с <дата> тариф на вывоз твердых бытовых отходов увеличен и составляет 1,70 рублей на 1 кв.м. общей площади помещения. Данные обстоятельства подтверждаются квитанциями ООО «Вышний Волочек-Спецстрой» за <дата> и <дата>, <дата> в отношении жилого помещения <адрес>. Плата за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома согласно квитанциям ООО УО «Возрождение» за аналогичный период составляет 11,15 рублей с 1 кв.м. общей площади. Как показала проведенная проверка, собственники помещений многоквартирного дома <адрес> решений об изменении тарифа на содержание общего имущества указанного многоквартирного дома, в том числе и изменения тарифа на вывоз твердых бытовых отходов не принимали. Ссылаясь на положения ЖК РФ, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491), Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290), Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 №290), прокурор полагает, что услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам ст. 157 ЖК РФ, в связи с чем плата за сбор и вывоз таких отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме и ее размер определяется в соответствии с положениями ст. 156 ЖК РФ. Согласно ч. 1 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Из письма Министерства регионального развития РФ от 06.03.2009 №6177-АД/14 «Об особенностях установления размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме» следует, что сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме в соответствии с пп. «д» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491, является составной частью деятельности по содержанию общего имущества. Такая деятельность является потенциально конкурентной и в соответствии с федеральным законодательством ее стоимость не является регулируемой. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения на 1 кв.м. общей площади помещения устанавливается одинаковым для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Собственники нежилых помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме наравне с собственниками жилых помещений. Такие расходы указанные собственники помещений несут путем внесения платы за содержание и ремонт общего жилого помещения. С учетом изложенных обстоятельств, начисление ООО «Жилкомсервис-3» собственникам и нанимателям помещений многоквартирного дома <адрес> платы за услуги по вывозу твердых бытовых отходов, исходя из тарифа в размере 1,70 рублей на 1 кв.м. общей площади помещения, нарушает права граждан. Поскольку дополнительное соглашение к договору от <дата> <№>, датированное <дата> противоречит тарифу, установленному собственниками указанного многоквартирного дома и как следствие нарушает права граждан (собственников и нанимателей помещений), прокурор считает, что указанное дополнительное соглашение в отношении многоквартирного жилого дома <адрес> необходимо признать недействительным (ничтожным). При таких обстоятельствах действия ООО «Жилкомсервис-3» по начислению и сбору денежных средств с собственников и нанимателей помещений многоквартирного жилого дома <адрес> области являются незаконными, в связи с чем, считает необходимым восстановить нарушенные права граждан, запретив ООО «Жилкомсервис-3» осуществлять действия по начислению и сбору денежных средств, исходя из тарифа в размере 1,70 рублей на 1 кв.м. общей площади помещения, обязав производить такой сбор по тарифу в размере 1,59 рублей на 1 кв.м. общей площади помещения. Настоящее исковое заявление предъявлено в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, поскольку ООО «Жилкомсервис-3» вопреки нормам действующего жилищного законодательства Российской Федерации осуществляется взимание платы с собственников и нанимателей помещений многоквартирного <адрес> за вывоз твердых бытовых отходов, исходя из тарифа в размере 1,70 рублей на 1 кв.м. общей площади помещения, чем затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, индивидуализировать который не представляется возможным, в связи с тем, что данный круг лиц постоянно меняется. На основании изложенного прокурор просил суд признать недействительным (ничтожным) договор на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов от <дата> <№> на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов, заключённый между обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая организация «Возрождение» и обществом с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальный сервис-3», в отношении многоквартирного жилого дома <адрес>; запретить обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальный сервис-3» осуществлять действия по начислению и сбору денежных средств за услугу по сбору и вывозу твердых бытовых отходов в отношении многоквартирного жилого дома <адрес>, исходя из тарифа в размере 1,70 рублей на 1 кв.м. общей площади помещения; обязать общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальный сервис-3» осуществлять действия по начислению и сбору денежных средств за услугу по сбору и вывозу твердых бытовых отходов в отношении многоквартирного жилого дома <адрес>, исходя из тарифа в размере 1,59 рублей на 1 кв.м. общей площади помещения.

В дальнейшем Вышневолоцкий межрайонный прокурор уточнил исковые требования, в окончательной редакции просил признать недействительным (ничтожным) дополнительное соглашение от <дата> к договору от <дата> <№> на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов, заключённое между Обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая организация «Возрождение» и Обществом с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальный сервис-3», в отношении многоквартирного жилого дома <адрес>; запретить Обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальный сервис-3» осуществлять действия по начислению и сбору денежных средств за услугу по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, а также через указанных данной организацией платежных агентов или банковских агентов, в отношении многоквартирного жилого дома <адрес>, исходя из тарифа в размере 1,70 рублей на 1 кв.м. общей площади помещения; обязать Общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальный сервис-3» осуществлять действия по начислению и сбору денежных средств за услугу по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, а также через указанных данной организацией платежных агентов или банковских агентов, в отношении многоквартирного жилого дома <адрес>, исходя из тарифа в размере 1,59 рублей на 1 кв.м. общей площади помещения.

Определением суда от 07 апреля 2017 г. по требованиям о признании недействительным (ничтожным) дополнительного соглашения от <дата> к договору от <дата> <№> на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов, заключённого между Обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая организация «Возрождение» и Обществом с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальный сервис-3» изменен процессуальный статус ООО УО «Возрождение» с третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на соответчика.

Определением суда от 03 мая 2017 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Общество с ограниченной ответственностью «Единый расчетный кассовый центр» (далее – ОО «ЕРКЦ»).

Представитель заявителя – помощник Вышневолоцкого межрайонного прокурора Патраков И.Э. в судебном заседании поддержал исковые требования по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ООО «Жилкомсервис-3» Стекольщикова В.А. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, из которых следует, что из положений ст. 156 ЖК РФ, а также п.п. «д» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491) видно, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны производить плату за сбор и вывоз твердых бытовых отходов. Размер данной платы может меняться. Обязанность по содержанию жилья, составной частью которой является сбор и вывоз ТБО, лежит на управляющей организации. Последняя может исполнять данную обязанность, как собственными силами, так и с привлечением иных организаций. ООО УО «Возрождение» во исполнение своих обязанностей по сбору и вывозу ТБО заключило договор на оказание услуг по вывозу ТБО от <дата> с ООО «Жилкомсервис-3», впоследствии сторонами было заключено дополнительное соглашение к указанному договору от <дата>. Согласно Уставу ООО «Жилкомсервис-3» является коммерческой организацией, преследующей в качестве основной цели своей предпринимательской деятельности извлечение прибыли. Предметом деятельности Общества является в числе прочих удаление и обработка твердых бытовых отходов. Во исполнение указанного договора ООО «Жилкомсервис-3» оказывает ООО УО «Возрождение» услуги по вывозу ТБО, следовательно, его услуги должны быть оплачены. По своей природе договор от <дата> является договором возмездного оказания услуг, правоотношения по которому регулируются главой 39 ГК РФ, а также положениями договора подряда. Существенным условием договора возмездного оказания услуг является его предмет. Договор на оказание услуг и вывозу ТБО от <дата> <№> и дополнительное соглашение к нему подписаны сторонами без разногласий, основные условия договора согласованы. Оказанные ответчиком услуги по вывозу ТБО по спорному договору оплачиваются, претензий к выполнению ответчиком своих обязательств по договору не имеется. Таким образом, стороны согласовали все существенные условия договора, договор исполнялся сторонами и является заключенным. Оспариваемый договор заключен сторонами при свободном волеизъявлении при согласованности существенных условий договора, то есть в рамках правового регулирования, установленного для данного вида договорных обязательств. Удовлетворение требований прокурора по возложению на ООО «Жилкомсервис-3» обязанности осуществлять действия по начислению и сбору денежных средств за услугу по сбору и вывозу твердых бытовых отходов в отношении многоквартирного жилого дома <адрес>, исходя из тарифа в размере 1,59 рублей на 1 кв.м. общей площади помещения повлечет нарушение прав ООО «Жилкомсервис-3», гарантированных ст. 1, 2, 421, 424 ГК РФ. Предъявляя иск в интересах конкретных лиц, поименованных в п. 7.1 ст. 155 ЖК РФ, прокурор не представил доказательств, подтверждающих невозможность предъявления иска самими лицами, чье право, по мнению прокурора, нарушено. Поскольку в данном случае круг лиц, чьи права, по мнению прокурора, нарушены, определен – это собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в доме <адрес>, прокурор не обладает субъективным правом на предъявление указанного иска.

Представитель соответчика ООО УО «Возрождение» в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине. О времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.

Представитель третьего лица ООО «Вышний Волочек-Спецстрой» в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине. О времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, возражений по иску не представлено.

Представитель третьего лица ООО «ЕРКЦ» в судебное заседание не явился, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в котором также указано, что между ООО «ЕРКЦ» и ООО «Жилкомсервис-3» с <дата> заключен и действует агентский договор <№> от <дата> по организации расчетов за вывоз твердых бытовых отходов. Согласно условиям договора, ООО «ЕРКЦ» обязано совершать от своего имени и за счет ООО «Жилкомсервис-3» действия, необходимые для организации ежемесячных расчетов за вывоз твердых бытовых отходов. У ООО «ЕРКЦ» отсутствуют какие-либо договорные отношения с ООО УО «Возрождение». Также ООО «ЕРКЦ» не является стороной в договоре <№> от <дата>, заключенном между ООО УО «Возрождение» и ООО «Жилкомсервис-3», соответственно, не имеет никакого отношения к дополнительному соглашению от <дата> к договору <№>. В связи с изложенным, просят суд исключить ООО «ЕРКЦ» из состава третьих лиц по данному гражданскому делу.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что ООО Управляющая Организация «Возрождение» на основании договора управления от <дата>, а также протокола <№> общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от <дата>, является организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>.

Между ООО УО «Возрождение» (заказчик) и ООО «Жилкомсервис-3» (исполнитель) заключен договор на вывоз твердых бытовых отходов от <дата>, в соответствии с которым исполнитель принял на себя обязательства по плановому вывозу твердых бытовых отходов (далее ТБО) от объектов заказчика (многоквартирных домов, находящихся под управлением (обслуживанием) заказчика согласно приложению <№> к договору.

Пунктом 3.1 договора предусмотрено, что оплата услуг, оказанных исполнителем, производится жителями многоквартирных домов, находящихся под управлением заказчика, напрямую исполнителю либо платежному агенту исполнителя, в полном объеме на основании выставленного счета (квитанции) ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за расчетным.

Тариф на вывоз ТБО с утилизацией их на свалке ТБО на момент заключения договора составлял 1,59 рубля за 1 кв.м. площади (п. 3.3 договора).

Судом установлено, что плата за вывоз ТБО в указанном размере взимается ООО «Жилкомсервис-3» напрямую с потребителей через платежного агента ООО «Вышний Волочек-Спецстрой» на основании агентского договора <№> от <дата> и платежного агента ООО «ЕРКЦ» на основании агентского договора <№> от <дата>

На основании приказа от <дата> <№> генерального директора ООО «Жилкомсервис-3» ФИО2 с <дата> установлена плата за вывоз твердых бытовых отходов для населения г. Вышнего Волочка и Вышневолоцкого района в размере 1,70 рублей с 1 кв.м. общей площади помещения в месяц.

На основании указанного приказа между ООО «Жилкомсервис-3» и ООО УО «Возрождение» заключено дополнительное соглашение от <дата> к договору <№> от <дата>, согласно которому с <дата> тариф на вывоз твердых бытовых отходов увеличен и составляет 1,70 рублей на 1 кв.м. общей площади помещения.

Данные обстоятельства подтверждаются выставленными платежным агентом квитанциями за <дата> по оплате вывоза ТБО в отношении плательщика коммунальных услуг ФИО1, проживающей в квартире <№> дома <адрес>.

Обращаясь с данным заявлением прокурор просит признать недействительным (ничтожным) дополнительное соглашение от <дата> к договору от <дата> <№> на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов, заключённое между Обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая организация «Возрождение» и Обществом с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис-3» в отношении многоквартирного жилого дома <адрес>; запретить Обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальный сервис-3» осуществлять действия по начислению и сбору денежных средств за услугу по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, а также через указанных данной организацией платежных агентов или банковских агентов, в отношении многоквартирного жилого дома <адрес>, исходя из тарифа в размере 1,70 рублей на 1 кв.м. общей площади помещения; обязать Общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальный сервис-3» осуществлять действия по начислению и сбору денежных средств за услугу по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, а также через указанных данной организацией платежных агентов или банковских агентов, в отношении многоквартирного жилого дома <адрес>, исходя из тарифа в размере 1,59 рублей на 1 кв.м. общей площади помещения.

В обоснование требований указано, что дополнительное соглашение к договору от <дата> <№>, датированное <дата>, противоречит тарифу, установленному протоколом общего собрания собственниками многоквартирного дома <адрес>, и как следствие, нарушает права граждан (собственников и нанимателей помещений) на начисление платы за услуги по сбору и вывозу ТБО в утвержденном ими тарифе.

В соответствии с п. 1 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Согласно положениям статьи 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

В силу ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

Выбор способа управления многоквартирным домом относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).

В соответствии с ч. 2.3 ст.161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 1, 4 ст. 162 ЖК РФ).

В силу ч. 3 ст. 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны:

1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;

2) перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация;

3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы;

4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.

Согласно ч. 1, 2 ст. 161 ЖК РФ состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. №491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее Правила № 491).

Согласно п.п. «д» п. 11 Правил №491 содержание общего имущества включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.

В соответствии с пунктом 11(1) Правил № 491, минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 26 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2013 г. №290, к данному перечню относятся работы по обеспечению вывоза бытовых отходов, в том числе откачке жидких бытовых отходов: незамедлительный вывоз твердых бытовых отходов при накоплении более 2,5 куб. метров; вывоз жидких бытовых отходов из дворовых туалетов, находящихся на придомовой территории; вывоз бытовых сточных вод из септиков, находящихся на придомовой территории; организация мест накопления бытовых отходов, сбор отходов I - IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению таких отходов.

В соответствии с п. 2 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2013 г. №290, перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 г. № 290, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления многоквартирным домом, в том числе в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме - в случае, если управление многоквартирным домом осуществляется непосредственно собственниками помещений в многоквартирном доме; в договоре управления многоквартирным домом - в случае, если в установленном порядке выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией.

В силу п. 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491 собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.

В соответствии со ст. 154 ЖК РФ в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, а для собственников помещений и капитальному ремонту, и плату за коммунальные услуги.

С 01 января 2016 г. плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).

Не применяются положения части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации и частей 6.2, 6.3, 7.1 статьи 155, части 1 статьи 157, частей 2.1, 11.1, 12, 15.1 статьи 161, части 2 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в части обращения с твердыми коммунальными отходами в том случае, если до 1 января 2016 г. в субъекте Российской Федерации заключены государственные контракты на оказание услуги по обращению с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами на срок более чем десять лет, в данном субъекте Российской Федерации до окончания сроков действия указанных государственных контрактов или прекращения обязательств по указанным государственным контрактам в отношении собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах, указанных в пункте 1 настоящей части, управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, осуществляющих управление такими многоквартирными домами (ч. 9 статьи 23 Федерального закона от <дата> № 458-ФЗ).

В силу ч. 1 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

В соответствии с ч. 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.

На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества (ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ).

Протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома <адрес> от <дата> выбран способ управления – управление управляющей организацией ООО УО «Возрождение», утвержден размер платы за содержание жилого помещения в размере 11,15 рублей за 1 кв.м. общей площади помещения в месяц без учета платы за вывоз ТБО.

Договором управления от <дата> многоквартирным домом <адрес>, заключенным с ООО УО «Возрождение», плата за содержание жилого помещения установлена в размере 11 рублей 15 копеек за 1 кв.м. общей площади помещения, предусмотрен перечень работ и услуг по содержанию общего имущества (приложение <№> и <№>) в этот перечень не включена услуга по вывозу твердых бытовых отходов. По условиям договора плата за коммунальные услуги вносится собственниками (нанимателями) в ресурсоснабжающие организации, а также через указанных такими ресурсоснабжающими организациями платежных агентов или банковских платежных агентов.

Из исследованного судом протокола от <дата> общего собрания собственников многоквартирного жилого дома <адрес> усматривается, что собственники жилых помещений приняли решение о внесении платы за вывоз ТБО в многоквартирном доме непосредственно в организацию, которая оказывает соответствующую услугу на основании договора, заключенного с управляющей данным домом организацией – ООО УО «Возрождение», а также через указанных такой организацией платежных агентов или банковских платежных агентов, исходя из ежемесячной платы за управление, содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома в размере 12 рублей 74 копейки с 1 квадратного метра общей занимаемой площади, включающей в себя тариф за вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) в размере 1 рубль 59 копеек за 1 кв.м. общей площади помещения в месяц.

Сведений о принятии собственниками помещений многоквартирного дома решения об изменении тарифа за вывоз твердых бытовых отходов, материалы дела не содержат.

Вместе с тем, судом установлено и не оспаривалось сторонами, что жильцам дома <адрес> с <дата> плата за вывоз ТБО начисляется в размере 1,70 рублей за 1 кв.м., то есть начисления производятся не в соответствии с тарифом, утвержденным собственниками помещений указанного многоквартирного дома.

С учетом установленных обстоятельств дополнительное соглашение от <дата> к договору <№> от <дата> на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов, заключённое между Обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая организация «Возрождение» и Обществом с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис-3» в отношении многоквартирного жилого дома <адрес> заключено без учета утвержденного собственниками помещений многоквартирного дома тарифа за вывоз ТБО.

Поскольку вышеназванное дополнительное соглашение противоречит указанным нормам жилищного законодательства и нарушает права граждан (собственников и нанимателей помещений), не являющихся стороной по данному соглашению, суд полагает необходимым признать дополнительное соглашение от <дата> к договору от <дата> <№> на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов, заключённое между Обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая организация «Возрождение» и Обществом с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальный сервис-3» в отношении многоквартирного жилого дома <адрес>, недействительным (ничтожным).

При таких обстоятельствах, действия ООО «Жилкомсервис-3» по начислению и сбору денежных средств за услугу по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, а также через указанных данной организацией платежных агентов или банковских агентов, в отношении многоквартирного жилого дома <адрес>, исходя из тарифа в размере 1,70 рублей на 1 кв.м. общей площади помещения также являются незаконными, в связи с чем суд полагает необходимым восстановить нарушенные права неопределенного круга лиц, запретив ООО «Жилкомсервис-3» осуществлять действия по начислению и сбору денежных средств за услугу по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, а также через указанных данной организацией платежных агентов или банковских агентов, в отношении многоквартирного жилого дома <адрес>, исходя из тарифа в размере 1,70 рублей на 1 кв.м. общей площади помещения и обязав ООО «Жилкомсервис-3» осуществлять действия по начислению и сбору денежных средств за услугу по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, исходя из тарифа в размере 1,59 рублей на 1 кв.м. общей площади помещения.

Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих прав или создающих угрозу его нарушения, а также путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Настоящее заявление предъявлено в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, поскольку ООО «Жилкомсервис-3», вопреки нормам действующего жилищного законодательства Российской Федерации, осуществляется взимание платы с собственников и нанимателей помещений многоквартирного дома <адрес> за вывоз твердых бытовых отходов, исходя из тарифа в размере 1,70 рублей на 1 кв.м. общей площади помещения, что затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, индивидуализировать который не представляется возможным, в связи с тем, что данный круг лиц постоянно меняется.

Кроме того, действующее законодательство не позволяет сделать вывод о том, что круг лиц, проживающих в указанном многоквартирном доме, является ограниченным. Так, граждане, являющиеся собственниками жилых помещений, вправе предоставлять принадлежащие им жилые помещения во владение, пользование гражданам на основании договоров найма, безвозмездного пользования или на иных законных основаниях, а также юридическим лицам на основании аренды или на иных законных основаниях.

В силу пп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, при подаче заявления в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В силу пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера государственная пошлина уплачивается в размере 300 рублей физическими лицами и в размере 6000 рублей организациями.

По смыслу указанных норм права размер подлежащей взысканию с ответчика государственной пошлины в случае освобождения заявителя от ее уплаты должен определяться не статусом ответчика, но статусом заявителя, поскольку в случае, если бы истец не был освобожден от уплаты пошлины и иск был бы удовлетворен, с ответчика в его пользу подлежала бы взысканию пошлина в том размере, в каком она уплачена заявителем.

По настоящему делу прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, поэтому размер подлежащей уплате государственной пошлины составляет 300 рублей.

При установленных обстоятельствах суд полагает необходимым взыскать с ответчиков ООО УО «Возрождение» и ООО «Жилкомсервис-3» в доход бюджета муниципального образования «Город Вышний Волочек» государственную пошлину, от уплаты которой прокурор при подаче искового заявления освобожден в силу указаний закона, в размере 300 рублей, по 150 рублей с каждого.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

заявление Вышневолоцкого межрайонного прокурора, поданное в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальный сервис – 3», ООО УК «Возрождение» о признании недействительным (ничтожным) дополнительного соглашения к договору на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов, запрете на осуществление действий по начислению и сбору денежных средств по установленному дополнительным соглашением тарифу, возложении обязанности по начислению и сбору денежных средств по ранее установленному тарифу удовлетворить.

Признать недействительным (ничтожным) дополнительное соглашение от <дата> к договору от <дата> <№> на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов, заключённое между Обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая организация «Возрождение» и Обществом с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальный сервис-3» в отношении многоквартирного жилого дома <адрес>.

Запретить Обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальный сервис – 3» осуществлять действия по начислению и сбору денежных средств за услугу по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, а также через указанных данной организацией платежных агентов или банковских агентов, в отношении многоквартирного жилого дома <адрес>, исходя из тарифа в размере 1,70 рублей на 1 кв.м. общей площади помещения.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальный сервис – 3» осуществлять действия по начислению и сбору денежных средств за услугу по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, а также через указанных данной организацией платежных агентов или банковских агентов, в отношении многоквартирного жилого дома <адрес>, исходя из тарифа в размере 1,59 рублей на 1 кв.м. общей площади помещения.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Возрождение»» и Общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальный сервис – 3» в доход бюджета муниципального образования «Город Вышний Волочек» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей, по 150 (сто пятьдесят) рублей с каждого.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий                          С.А. Шустрова

2-388/2017 ~ М-256/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Вышневолоцкий межрайонный прокурор
Ответчики
ООО "ЖКС-3"
Другие
ООО "Вышний Волочек-Спецстрой"
ООО "Управляющая организация "Возрождение"
Суд
Вышневолоцкий межрайонный суд Тверской области
Судья
Шустрова Светлана Александровна
22.02.2017[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.02.2017[И] Передача материалов судье
27.02.2017[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.02.2017[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.02.2017[И] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.03.2017[И] Предварительное судебное заседание
07.04.2017[И] Судебное заседание
21.04.2017[И] Судебное заседание
03.05.2017[И] Судебное заседание
17.05.2017[И] Судебное заседание
22.05.2017[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.06.2017[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.07.2017[И] Дело оформлено
01.03.2018[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее