Судья Дульцева Ю.А. Дело № 33-5958/2011
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ивановой Н.Г.,
судей Машкиной И.М., Юдина А.В.,
при секретаре Димовой Н.В.,
рассмотрев в судебном заседании 7 ноября 2011 года дело по кассационной жалобе представителя истца Торлопова А.И. – Рожковой Р.А. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 30 сентября 2011 года, по которому
в удовлетворении заявленных исковых требований о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья Торлопову А.И. отказано.
Заслушав доклад судьи Юдина А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Торлопов А.и. обратился в суд с иском к ГУ «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара» о предоставлении единовременной выплаты для приобретения жилья, в обоснование которого указал, что является ветераном Великой Отечественной войны и в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 № 714 имеет право на улучшение жилищных условий, поскольку проживает в квартире, принадлежащей на праве собственности дочери и внучке, нуждается в отдельной комнате.
Истец, представитель ГУ «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара» участия в судебном заседании не принимали.
Представители истца на удовлетворении иска настаивали.
Представитель Агентства РК по социальному развитию, привлеченного к участию в деле в качестве соответчика, иск не признал.
Представитель третьего лица - Администрации МО ГО «Сыктывкар» с иском не согласилась.
Суд постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе представитель истца не согласна с решением суда и просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Торлопов А.И., ... г.р., относится к категории граждан «инвалиды Войны, участники Великой Отечественной войны» и имеет право на меры социальной поддержки, установленные статьями 14, 15, 17-19 и 21 Федерального Закона «О ветеранах».
Истец состоял на учете в органе местного самоуправления на получение жилья. На основании Постановления главы администрации г. Сыктывкара от 06.05.1999 № ... ему, как состоящему в льготной очереди инвалидов ВОВ под № ..., был выдан ордер от 25.05.1999 № ... на право занятия составом семьи 1 человек квартиры 2 в доме ... по ул. ... в г. ..., жилой площадью ... кв.м. Данное жилое помещение по договору от 15.11.1999 № ... в порядке приватизации Администрацией г. Сыктывкара было передано Торлопову А.И. в собственность.
На основании доверенности, выданной Торлоповым А.И. своей дочери Рожковой Р.А., указанная квартира была продана по договору купли-продажи от 14.09.2001 М. Вырученные после ее продажи денежные средства, как пояснила Рожкова Р.А., были направлены на приобретение квартиры ... в доме ... по ул. ... в г. ....
Согласно договору купли-продажи квартиры по ... от 25.10.2001, Рожкова Р.А., приобретая квартиру, действовала от себя лично и от имени своей несовершеннолетней на тот момент дочери. Право собственности на приобретенный объект недвижимости зарегистрировано в ЕГРП 24.11.2001, Рожковой Р.А. и Р.Е.. принадлежит в указанной квартире на праве собственности по 1/2 доли каждой.
С 27.12.2001 истец, его дочь Рожкова Р.А. и внучка Р.Е. зарегистрированы в данной квартире по месту жительства, где постоянно проживают до настоящего времени.
Жилое помещение по ул. ... является двухкомнатной квартирой, общей площадью ... кв.м., жилой - ... кв.м., пригодно для проживания. Доля общей площади на каждого проживающего в ней составляет ... кв.м.
24.03.2011 Торлопов А.И. обратился в Агентство РК по социальному развитию с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения как инвалиду ВОВ I группы, указав, что проживает на жилой площади, принадлежащей на праве собственности его дочери и внучке.
Приказом Агентства РК по социальному развитию от 12.04.2011 № ... в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья Торлопову А.И. отказано. Как следует из содержания приказа, основанием к отказу послужило то обстоятельство, что истец является членом семьи собственника жилого помещения Рожковой Р.А. по адресу: ..., общая площадь которого составляет ... кв.м., в квартире зарегистрированы три человека, то есть на одного члена семьи приходится ... кв.м., что превышает ученую норму для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий. Кроме того, дочери Торлопова А.И. принадлежит на праве собственности 1/2 доли жилого помещения в ... районе, с...., д. ..., ул. ....
Отказывая в удовлетворении исковых требований Торлопова А.И., суд первой инстанции в полном соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Коми применительно к установленным фактическим обстоятельствам дела, правомерно исходил из того, что Торлопов А.И. при вселении в квартиру ... д. ... по ... г. ... приобрел равное с Рожковой Р.А. право пользования указанным жилым помещением, в котором на каждого члена семьи приходится больше учетной нормы, установленной решением Совета МО «г. Сыктывкар» от 28.11.2005 № 20/11-282. Кроме того, истец ранее уже реализовал свое право на предоставление жилья как участник ВОВ, которое предоставляется один раз.
Приведенный вывод суда подтвержден фактическими данными по делу, со ссылками на нормы материального права, подробно мотивирован в решении и сомнений в законности не вызывает.
Так, в соответствии с положениями Федеральным законом «О ветеранах», Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941 - 1945 годов», участникам ВОВ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в качестве меры социальной поддержки предоставляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем. Предоставление социальной выплаты является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах».
Вместе с тем, согласно предписаниям по исполнению данного Указа, при предоставлении социальной выплаты для приобретения жилого помещения компетентным органом должна быть проведена проверка обстоятельств нуждаемости лица в улучшении жилищных условий и наличия у него соответствующего права.
Таким образом, за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями обеспечиваются ветераны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.
Согласно статье 23.2 Закона Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14, 16 и 21 Федерального закона № 5-ФЗ, категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Во исполнение федерального законодательства был принят Закон Республики Коми от 06.10.2006 № 69-РЗ «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки», который установил, что формой обеспечения жильем граждан, относящихся к категориям, установленным ст. 14, 16 и 21 Федерального Закона «О ветеранах» и ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», является предоставление им в порядке, определенном Правительством Республики Коми, единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.
Соответствующие социальные выплаты предоставляются за счет и в пределах средств, предусмотренных бюджетам субъектов Российской Федерации в федеральном бюджете. Предоставление выплат в Республике Коми отнесено к полномочиям Агентства Республики Коми по социальному развитию в порядке, утвержденном Постановлением Правительства Республики Коми от 22.03.2010 № 58.
Согласно п. 3 утвержденного Порядка формирование и ведение республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным ст. 4. 15, 17-19 и 21 Федерального Закона «О ветеранах», производится Агентством Республики Коми по социальному развитию на основании списков, предоставляемых органами местного самоуправления, в порядке очередности в соответствии с республиканским списком по дате постановки граждан на учет в органах местного самоуправления.
Исходя из вышеприведенных норм, реализация жилищных прав указанной категории граждан осуществляется при наличии двух основополагающих факторов: нуждаемость в улучшении жилищных условий и нахождение на учете в органах местного самоуправления для улучшения жилищных условий.
Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в том числе признаются являющиеся членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Решением Совета МО «г. Сыктывкар» от 28.11.2005 № 20/11-282 учетная норма для постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий составляет 10,5 кв.м. общей площади на человека.
Установленными по делу фактическими обстоятельствами подтверждается, что Торлопов А.И. в соответствии с положениями статьи 31 Жилищного кодекса РФ имеет право пользования жилым помещением – двухкомнатной квартирой по ... в г. ..., наравне с ее собственниками Рожковой Р.А. и Р.Е.
Одновременно судом правильно определен размер доли общей площади квартиры – ... кв.м, приходящейся на каждого зарегистрированного проживающим в указанной квартире, в связи с чем обоснованно, руководствуясь Решением Совета МО «г. Сыктывкар» от 28.11.2005 № 20/11-282, суд указал на отсутствии законных оснований для предоставления истцу такой меры социальной поддержки как социальная выплата для приобретения жилья, поскольку размер общей площади жилого помещения, приходящийся на его долю, превышает учетную норму – 10,5 кв. м.
Более того, судом установлено, что постановлением Главы Администрации г. Сыктывкара от 06.05.1999г. № ... был утвержден протокол № ... от 28.04.1999г. заседания общественной комиссии по жилищным вопросам, согласно которому Торлопову А.И., состоящему в льготной очереди инвалидов ВОВ, за № ... с 04.04.1987г. предоставлялась квартира ... по ул. ..., д. ..., жилой площадью ... кв.м., составом семьи 1 человек.
При таких обстоятельствах, суд верно признал, что при превышении размера площади приходящейся на истца учетной нормы и реализации им права на обеспечение жильем инвалида ВОВ, основания для удовлетворения требований о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья отсутствуют.
Принимая во внимание изложенное, доводы представителя истца в кассационной жалобе о наличии у Торлопова А.И. права на единовременную денежную выплату с целью приобретения жилья на основании Указа Президента РФ № 714 подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании данной нормы, на что обоснованно указал суд при вынесении решения.
Доводы кассационной жалобы о том, что занимаемое истцом жилое помещение не обеспечивает в полной мере его потребности как инвалида, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанное обстоятельство не предусмотрено законом в качестве основания для признания лица нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Решение является законным и обоснованным, постановлено в соответствии с нормами процессуального права. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, основаны на доказательствах, проверенных и оцененных судом по правилам статьи 67 ГПК Российской Федерации, материальный закон, регулирующий спорные правоотношения и подлежащий применению по данному делу, истолкован верно.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда от 30 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Торлопова А.И. – Рожковой Р.А. - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -