Дело № 3а-3/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 января 2018 года г. Ижевск УР
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего А.И. Бурова,
при секретаре Н.З. Зеленцовой,
с участием: представителя административного истца Вострикова А. АлексА.а – Григорьевой Е.Д., представителя административных ответчиков Правительства УР – Тихомировой К.Ю. и Управления Росреестра по УР – Лазаревой М.В., представителя третьего лица Администрации г.Ижевска Дрянкова М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Вострикова А. АлексА.а, Вострикова А. И., Востриковой Л. И., Максимова А. А., Симанович Л. И. об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
Востриков А. АлексА., Востриков А. И., Вострикова Л. И., Максимов А. А., Симанович Л. И. (далее – административные истцы) обратились в суд с административным исковым заявлением об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв. м., расположенного по адресу: <адрес>.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что административные истцы являются арендаторами земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2015г. определена в размере 19 343 340,80 рублей, в то время как согласно отчету об оценке, рыночная стоимость земельного участка составляет 3 518 000,00 рублей.
Административные истцы полагают, что кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, что приводит к нарушению их прав.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что административные истцы являются арендаторами земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>.
Расчет арендной платы производится исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что кадастровая стоимость земельного участка составляет 19 343 340,80 рублей, сведения о ней внесены в Единый государственный реестр недвижимости 29.12.2015г. (т.д.1, л.д.44).
Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы является земельный налог и арендная плата (п.1 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ)).
В соответствии с п.5 ст.65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2015г. составляет 19 343 340,80 рублей.
Указанная кадастровая стоимость определена постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 ноября 2015 года №531 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2015 года».
Данным постановлением утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населённых пунктов на территории Удмуртской Республики по состоянию на 01.01.2015 года.
Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами статей 65 и 66 ЗК РФ, главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
Согласно п.3 ст.66 ЗК РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статья 24.18 Закона об оценочной деятельности в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает в том числе и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.
При этом в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В связи с чем, суд признаёт, что спорный земельный участок является ранее учтённым, вошёл в Перечень объектов, чья оценка произведена в рамках государственной кадастровой оценки на 1 января 2015 года, а потому его кадастровая стоимость равная рыночной подлежит установлению на указанную дату, а именно 1 января 2015 года.
Для физических лиц обращение в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости не является обязательным (абзац третий статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
В связи с этим суд приходит к выводу, что на административных истцов не распространяются требования Закона об оценочной деятельности о соблюдении досудебного порядка обращения в Комиссию.
При таких обстоятельствах, полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, чем нарушает права административных истцов как пользователей земельного участка, они обратились в суд с административным исковым заявлением, рассматриваемым в рамках настоящего административного дела по правилам главы 25 КАС РФ.
Общие требования к содержанию отчета приведены в ст.11 Закона об оценочной деятельности.
При этом оценщик обязан быть членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков, соблюдать требования данного Закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, а также требования стандартов и правил оценочной деятельности, утвержденных саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является (ст.15 Закона об оценочной деятельности).
Оценщик имеет право самостоятельно применять методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки (ст.14 Закона об оценочной деятельности).
Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренными этим Законом, признается достоверной и рекомендуемой, если не установлено иное (ст.12 Закона об оценочной деятельности).
Стандарты оценочной деятельности отражены в ст.20 Закона об оценочной деятельности.
В обоснование заявленных требований административными истцами представлен в суд Отчёт № от ДД.ММ.ГГГГ об определении рыночной стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, выполненный индивидуальным предпринимателем И.В.В., согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2015 года составляет 3 518 000 рублей (т.д.1, л.д. 6-103).
Данный отчет об оценке рыночной стоимости подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования и имеющими необходимое образование. При этом отчет содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного земельного участка.
Согласно представленному административными истцами экспертному заключению № от ДД.ММ.ГГГГ, составленному Некоммерческим партнерством саморегулируемой организацией «<данные изъяты>», членом которой является ИП И.В.В., представленный Отчёт соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ в действующей на дату составления отчета редакции, федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности); рыночная стоимость объекта оценки, указанная в Отчете, подтверждена (т.д.1, л.д. 104 – 120).
В силу предписаний статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее – Постановление Пленума №28), в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В связи с оспариванием представленных административными истцами доказательств, устранение которых требовало специальных знаний в области оценочной деятельности, и существенным отличием рыночной стоимости, определенной в Отчете об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ, от кадастровой стоимости земельного участка, определением суда от 31 октября 2017 года по ходатайству представителя заинтересованного лица - Администрации МО «Город Ижевск» назначена судебная оценочная экспертиза, направленная на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включающая проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности, производство которой поручено Обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>».
Согласно заключению экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, составленному ООО «<данные изъяты>» оценщиком ИП И.В.В. в Отчете об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ определены не все факторы, влияющие на стоимость земельного участка: не учтено расположение объекта оценки и аналогов, используемых в расчетах, относительно автомагистралей (первая линия/внутриквартально) Данный фактор оказывает существенное влияние на стоимость земельного участка коммерческого назначения.
Информация об аналогах объекта оценки, использованная оценщиком при расчете стоимости объекта оценки сравнительным подходом, в части описания местоположения, а также оформленных прав на объект – аналог №3, не является достоверной, достаточной, проверяемой.
Указанные нарушения оказывают влияние на определение итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки.
Нарушений требований федеральных стандартов оценки, федерального закона об оценочной деятельности, предъявляемых к описанию объекта оценки, к методам расчета рыночной стоимости объекта, не выявлено. Ошибок при выполнении математических действий не обнаружено.
Согласно вышеуказанному заключению экспертизы, рыночная стоимость земельного участка категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 8 038 000 рублей (т.д.2, л.д. 2-65).
В судебном заседании административными истцами заявлено ходатайство об изменении предмета административного иска, в соответствии с которым они просят установить кадастровую стоимость земельного участка: кадастровый номер №, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 8 038 000 рублей (фактически – об уменьшении размера требований).
Представителями административных ответчиков возражений по данному ходатайству не заявлено.
На основании изложенного, суд считает возможным принять для определения кадастровой стоимости рассматриваемого земельного участка его рыночной стоимости в размере, установленном экспертным заключением ООО «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на 01 января 2015 года в размере 8 038 000 рублей.
Суд признаёт, что завышение размера кадастровой стоимости земельного участка по отношению к его рыночной стоимости влечёт увеличение размера арендной платы, поэтому размер кадастровой стоимости земельного участка непосредственно затрагивает интересы административных истцов, а потому их требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, являются обоснованными.
При таких обстоятельствах требования административных истцов об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно положениям абзаца 5 ст.24.20 Закона об оценочной деятельности установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Пунктом 25 Постановления Пленума №28 разъяснено, что датой подачи заявления для физических лиц является дата обращения в суд или в Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки, абзацем 2 пункта 8 Постановления Пленума №28 разъяснено, что административное исковое заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Аналогичная правовая норма содержится в части 3 статьи 245 КАС РФ.
Как следует из материалов административного дела, оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, определенные Постановлением № 531, были внесены в государственный кадастр недвижимости 29 декабря 2015 года, а с настоящим административным исковым заявлением в суд административные истцы обратились 2 октября 2017 года, то есть в пределах установленного законом пятилетнего срока.
В силу положений статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Поскольку административные истцы обратились в суд 2 октября 2017 года, кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит установлению на период с 1 января 2017 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Ввиду того, что настоящее судебное решение является основанием для внесения сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка органом кадастрового учёта в государственный кадастр недвижимости в размере его рыночной стоимости в соответствии с требованиями статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, а именно с момента вступления судебного постановления в законную силу, то есть в силу закона, и никаких нарушений прав административных истцов со стороны ФГБУ «ФКП Росреестра» по УР не установлено, то в удовлетворении административного искового заявления в части требования об обязании ФГБУ «ФКП Росреестра» по УР внести изменения в государственный кадастр недвижимости следует отказать.
Руководствуясь статьями 249, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Вострикова А. АлексА.а, Вострикова А. И., Востриковой Л. И., Максимова А. А., Симанович Л. И. в части требования об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка, поданное 2 октября 2017 года, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной в размере 8 038 000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года, на период с 1 января 2017 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
В удовлетворении административного искового заявления Вострикова А. АлексА.а, Вострикова А. И., Востриковой Л. И., Максимова А. А., Симанович Л. И. в части требования об обязании ФГБУ «ФКП Росреестра» по Удмуртской Республике внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Удмуртской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 24 января 2018 года.
Председательствующий А.И. Буров