Решение по делу № 2-276/2018 (2-5288/2017;) ~ М-4082/2017 от 11.08.2017

Дело № 2-276/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 февраля 2018 года                                                                 г. Нижний Новгород

Автозаводский районный суд г. Нижний Новгород в составе председательствующего судьи Ивановой И.М.,

при секретаре судебного заседания Саловой Е.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по [Адрес]

к

ООО «Т»

О понуждении к исполнению требований санитарно-эпидемиологического законодательства

                 У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с настоящими требованиями указав, что в адрес Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по [Адрес] поступают многочисленные жалобы на низкую температуру горячей воды в квартирах многоквартирного [Адрес].

Установлено, что ресурсоснабжающая компания ООО «Т» нарушает санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению по адресу [Адрес]

Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по [Адрес] проводились многочисленные проверочные мероприятия и выявлялись нарушения требований п.2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»:

1) Так, в адрес Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по [Адрес] поступило обращение вх. № [Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ] Было проведено административное расследование. Для правильного разрешения дела об административном правонарушении была назначена санитарно-эпидемиологическая экспертиза; проведение измерений температуры горячей воды в точке поставки горячей воды (на границе эксплуатационной ответственности сетей) в жилой [Адрес] и в местах водоразбора у потребителей в [Адрес] аккредитованной лабораторией: при рассмотрении экспертного заключения [Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ], протоколов измерений температуры воды централизованного горячего водоснабжения проведения измерений температуры воды горячего централизованного водоснабжения[Номер] ТГВ от [ДД.ММ.ГГГГ], выполненного филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в [Адрес]», выявлено, что температура горячей воды, измеренная:

    -    в точке поставки ООО «Т» на вводе в жилой [Адрес] на границе балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности) сетей горячего водоснабжения между 000 «Н» и 000 «Т», составила 53,6°С

    -    в кране ГВС на кухне в [Адрес] - 51,0°С.

    в кране ГВС в ванной комнате в [Адрес]- 46,7°С

    в кране ГВС в ванной комнате в [Адрес] - 51,4°С.

000 «Т» было привлечено к административной ответственности, назначено наказание в виде штрафа в размере 20400 рублей (Постановление по делу об административном правонарушении [Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ]. не обжаловалось, вступило в законную силу.)

        2)    В адрес Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по [Адрес] поступили обращения вх. [Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ]. и вх. № [Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ]. Было проведено административное расследование.

            Для правильного разрешения дела об административном правонарушении была назначена санитарно-эпидемиологическая экспертиза; при рассмотрении экспертного заключения [Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ].,протокола проведения измерений температуры воды горячего централизованного водоснабжения [Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ], выполненного филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в [Адрес]»,выявлено, что температура горячей воды, измеренная:

    -    в точке поставки ООО «Т» на вводе в жилой [Адрес] на границе балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности) сетей горячего водоснабжения между ООО «Н» и ООО «Т», составила 55,6°С.

    -    в кране ГВС на кухне в [Адрес] - 51,3°С.

    в кране ГВС на кухне в [Адрес] - 51,0°С.

    в кране ГВС на кухне в [Адрес] - 49,3°С

ООО «Т» было привлечено к административной ответственности, назначено наказание в виде штрафа в размере 20400 рублей (Постановление по делу об административном правонарушении [Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ] не обжаловалось, вступило в законную силу.)

    3)    В адрес Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по [Адрес] поступило обращение вх. [Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ]. Было проведено административное расследование. Для правильного разрешения дела об административном правонарушении была назначена санитарно-эпидемиологическая экспертиза;

    при    рассмотрении    протокола    проведения    измерений    температуры    воды централизованного горячего водоснабжения [Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ], выполненного филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в [Адрес]», выявлено, что температура горячей воды, измеренная:

    -    в точке поставки ООО «Т» на вводе в жилой [Адрес] на границе балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности) сетей горячего водоснабжения между ООО «Н» и ООО «Т» составила 48,7 °С.

- в кране ГВС в ванной комнате в [Адрес] - 46,8°С

    в кране ГВС в ванной комнате в [Адрес] - 42,1°С

    в кране ГВС в ванной комнате в [Адрес] - 47,5°С

ООО «Т» было привлечено к административной ответственности, назначено наказание в виде штрафа в размере 23500 рублей (Постановление по делу об административном правонарушении [Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ]. не обжаловалось, вступило в законную силу.)

Всеобщая Декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г., статьей 8 установила: "Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией и законом".

Право на судебную защиту закрепляется также преамбулой, ст. 3, 14 Международного Пакта от 16.12.1966 "О гражданских и политических правах", ст.1, ч. 1 ст. 6 раздела 1 Конвенции о защите прав человека и основных свобод" (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004)

В соответствии с Конституцией РФ правосудие в РФ осуществляется только судом.

Согласно ч.1 ст.46 Гражданского процессуального кодекса РФ случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Согласно ч.З ст.39 ФЗ 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Требования к качеству и безопасности горячей воды регламентированы Федеральном законом от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Согласно ч.1. ст. 16 федерального закона №416-ФЗ по договору по транспортировке горячей или холодной воды (далее - договор по транспортировке воды) организация, эксплуатирующая водопроводные сети, обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание водопроводных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации требованиям, и обеспечивать транспортировку воды с учетом допустимых изменений качества воды от точки приема до точки подачи, расположенных на границе эксплуатационной ответственности такой организации, а гарантирующая организация (иная организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение) обязуется оплачивать указанные услуги, а также обеспечивать подачу определенного объема воды установленного качества.

В силу положения ч. 16 ст.2 федерального закона №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организацией осуществляющей горячее водоснабжение является юридическое лицо осуществляющее эксплуатацию централизованной системы горячего водоснабжения, отдельных объектов такой системы.

В силу пункта 1 статьи 24 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам горячую воду, соответствующую установленным требованиям.

Таким образом, к организациям, осуществляющим горячее водоснабжение относится и ООО «Т», и 000 «Н».

В соответствии с п. 1.2 СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (Изменение в СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения») настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения    всеми    юридическими    лицами,    индивидуальными    предпринимателями,    чья

деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения.

Согласно п.2.3 СанПиН 2.1.4.2496-09 санитарно-эпидемиологические требования к системам горячего централизованного водоснабжения направлены на предупреждение загрязнения горячей воды высоко контагиозными инфекционными возбудителями вирусного и бактериачьного происхождения, которые могут размножаться при температуре ниже 60 гр., в их числе ЬешопеПа РпешпорЬПа.

Горячая вода должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность (п. 2.2. СанПиН 2.1.4.2496-09).

Исходя из положения п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°С и не выше 75 °С. Указанные санитарно-эпидемиологические правила направлены на обеспечение эпидемиологической безопасности горячей воды, используемой населением для хозяйственно-бытовых нужд.

Качество воды у потребителя должно отвечать требованиям санитарно-эпидемиологических правил и норм, предъявляемым к питьевой воде (п. 3.1.9. СанПиН 2.1.4.2496-09).

Организации, эксплуатирующие сети теплоснабжения и горячего водоснабжения обязаны обеспечить лабораторный производственный контроль за качеством горячей воды (п. 4.5. СанПиН 2.1.4.2496-09).

Данное положение корреспондируется с императивным положением, установленным п. 2 ст. 19 ФЗ № 52-ФЗ в соответствии с которым индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а так же иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

Согласно п. 8.7.4 СП 3.1.2.2626-10 "Профилактика легионеллеза" системы горячего • водоснабжения могут быть контаминированы легионеллами при температуре ниже 60 гр.С. При температуре горячей воды выше 60 гр. планктонные формы легионелл погибают.

В силу пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.

Ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения определяется договором теплоснабжения.

Между ООО «Т» (теплоснабжающая организация) и ООО «Н» (Исполнитель) заключен договор [Номер] теплоснабжения и горячего водоснабжения от [ДД.ММ.ГГГГ], предметом которого является обеспечение подачи исполнителю горячей воды через тепловые сети и сети централизованного горячего водоснабжения сетевых организаций в точки поставки. В соответствии с п. 2.1.1 договора теплоснабжающая организация обязуется обеспечить подачу исполнителю горячей воды в точки поставки и в соответствии с установленными настоящим договором нагрузками, с обеспечением качества, соответствующего требованиям действующего законодательства и следующими режимами потребления: в отношении горячей воды- бесперебойное круглосуточное обеспечение в течение года с параметрами по качеству, температуре и давлению согласно действующему законодательству и проектным решениям и (или) иным техническим документам, за исключением 14 календарных дней на планово-предупредительный ремонт системы горячего водоснабжения.

В соответствии с согласованной редакцией абз.З п.2.1.1. которого, стороны согласовали параметры качества горячей воды по температуре, которая на вводе в дом должна составлять не ниже 60 °С плюс нормативные (расчетные) потери тепла на внутридомовых сетях.

Согласно п. 8 Раздела 1 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения,

информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

Согласно п. 4 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "О теплоснабжении" Теплоснабжающие организации, в том числе единая теплоснабжающая организация, и теплосетевые организации в системе теплоснабжения обязаны заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче. Затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловато энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения. утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 20 Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" при установлении в договоре ресурсоснабжения показателей качества коммунального ресурса учитывается, что его объем и качество должны позволять исполнителю (юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и (или) предоставляющие потребителю коммунальные услуги) обеспечить надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также. предоставление коммунальной услуги потребителям в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилами предоставления коммунальных услуг, и соответствовать условиям подключения (техническим условиям присоединения) многоквартирных домов, общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома, к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.

В случае недостаточной температуры теплоносителя, подаваемого теплоснабжающей организацией, у исполняющей компании отсутствует возможность обеспечения населения коммунальной услугой надлежащего качества.

Возможная угроза загрязнения горячей воды высоко контагиозными инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, которые могут размножаться при температуре ниже 60 гр., в их числе Легионелла Рnеumophila. По данным ГУ НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н.Сысина РАМН, Москва, помимо легионеллы, в горячей воде ненормативной температуры могут успешно выживать и другие микроорганизмы    из-за снижения температуры воды, поступающей к потребителям, могут возникнуть хронические водные вспышки кишечных заболеваний, вызванных разными возбудителями (сальмонеллезы, шигеллезы).

Статьей 11 ФЗ № 52-ФЗ установлены обязательные требования к юридическим лицам по выполнению ими требований санитарного законодателства, в том числе в части обеспечения безопасности для здоровья выполняемых работ и оказываемых услуг, а так же продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товров для личных и бытовых нужд при производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

Отступление от требований санитарного законодательства в процессе осуществления транспортировки и реализации продукции (горячей воды), а так же оказания потребителям коммунальной услуги горячего водоснабжения, обеспечивающих безопасность соответствующей деятельности, позволяет говорить об опасности для жизни и здоровья неопределенного круга лиц в связи с деятельностью ООО «Т».

Деятельность ООО «Т»по поставке населению горячей воды с нарушением требований санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность продолжается, т.е. продолжается угроза причинения вреда здоровью и жизни неопределенного круга потребителей, а так же имеется опасность причинения вреда неопределенном}- кругу лиц в будущем.

Статьей 51 ФЗ № 52-ФЗ предусмотрено полномочие Главных государственных санитарных врачей и их заместителей обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с п.8.40 Положения об Управлении Роспотребнадзора по Нижегородской области, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09.07.2012 года №701 Управление вправе предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.

Ввиду п. 14 Положения об Управлении Роспотребнадзора по Нижегородской области, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09.07.2012 года №701 в состав Управления входят территориальные отделы.

Территориальный отдел Управления возглавляет начальник, который является главным государственным санитарным врачом по городам, районам.

Согласно постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно- эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

Таким образом, по адресу [Адрес] ресурсоснабжающей компанией нарушаются санитарно-эпидемиологические требования, предъявляемые к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.

В окончательном варианте просят суд:

1.Обязать ООО «Т» со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение надлежащего качества с температурой не ниже 60-С и не выше 75-С в многоквартирный жилой дом по адресу: [Адрес] на границу эксплуатационной ответственности.

2.Признать действия ООО «Т» по не обеспечению горячего водоснабжения надлежащего качества с температурой не ниже 60С и не выше 75 С в многоквартирный дом по адресу: [Адрес] незаконными.

3. Установить срок для исполнения исковых требований.

Представитель Истца Перфильева Д.В. требования поддержала.

Представитель Ответчика Рыжов О.В. требования не признал, в обоснование позиции указал, что ООО «Т», являясь ресурсоснабжающей организацией, генерирует горячую воду с надлежащей температурой, что подтверждается имеющимися в материалах дела (на диске) показаниями приборов учёта о температуре горячей воды на выходе из генерирующего оборудования Общества.

Произведённая ООО «Т» горячая вода поступает в муниципальные сети горячего водоснабжения, распоряжение которыми осуществляет Администрация [Адрес]. В целях надлежащей эксплуатации эти сети переданы в аренду ООО «С».

Из муниципальных сетей горячая вода поступает в сети многоквартирного [Адрес], обслуживаемые ООО «Н», а в дальнейшем - потребителям.

Таким образом, понижение температуры горячей воды происходит не в сетях ООО «Т», а в сетях, обслуживаемых ООО «С» и ООО «Н». В связи с этим Общество не имеет сведений о причинах понижения температуры воды у потребителей, поскольку не имеет во владении или управлении тепловых сетей и сетей многоквартирного дома.

В свою очередь, между ООО «Т» и теплосетевой организацией ООО «С» заключен договор оказания услуг по передаче тепловой энергии и горячей воды №[Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ], согласно условиям которого ООО «С» обязуется оказывать ООО «Т» услуги по передаче тепловой энергии и горячей воды из точек приёма в точки передачи в соответствии с согласованными режимами и параметрами, поддерживать параметры горячей воды при условии обеспечения их со стороны ООО «Т» в точках приёма (п.п. 2.1., 3.2.3 договора).

    Кроме того

        1)2 [ДД.ММ.ГГГГ] Автозаводским районным судом [Адрес] вынесено решение по делу [Номер] об удовлетворении аналогичного искового заявления Роспотребнадзора к ООО «Н» о признании незаконными действий Общества, выразившихся в необеспечении температуры горячей воды в [Адрес]

Постановлением Нижегородского областного суда от [ДД.ММ.ГГГГ] названное решение оставлено без изменения.

В резолютивной части решения суд указал: «Исковые требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека удовлетворить в полном объеме.

Признать действия ООО «Н» по нарушению санитарных требований, выразившихся в необеспечении температуры горячей воды в [Адрес] требованиям п. 2.4 СанПиН «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего \одоснабжения» - незаконными.Обязать ООО «Н» разработать мероприятия, направленные на устранение нарушений санитарного законодательства, а именно: обеспечить температуру горячей воды по адресу: [Адрес] не ниже 60°С и не выше 75°С, в соответствии с п.2.4. СанПиН [Номер] «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» в течение трех месяцев.

Обязать ООО «Н» провести мероприятия, направленные на устранение выявленных нарушений санитарного законодательства по обеспечению горячей воды по адресу: [Адрес] не ниже 60°С и не выше 75°С, в соответствии п.2.4. СанПиН «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» в течение девяти месяцев.».

Согласно фабуле названного дела его обстоятельства аналогичны рассматриваемому, в частности в квартирах [Адрес] температура горячей воды была ниже нормативной, на вводе в дом температура составляла 58 градусов. ООО «Т» и ООО «С» участвовали в деле качестве третьего лица, но не были признаны виновными в выявленных нарушениях.

Согласно ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Таким образом, в выявленных нарушениях горячего водоснабжения [Адрес] установлено наличие вины ООО «Н», а не ООО «Т». Иной вывод будет противоречить установленным ранее судом обстоятельствам горячего водоснабжения дома.

        Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.

В соответствии со ст. 23 указанного Федерального закона:

    Развитие систем теплоснабжения поселений, городских округов осуществляется в целях удовлетворения спроса на тепловую энергию, теплоноситель и обеспечения надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном вредном воздействии на окружающую среду, экономического стимулирования развития и внедрения энергосберегающих технологий.

    Развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа осуществляется на ¦ основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения или городского округа.

В соответствии с положениями пункта 7 части 3 статьи 23 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (в редакции от 30.12.2012) уполномоченные органы должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения, которые должны содержать оптимальный температурный график и оценку затрат при необходимости его изменения.

Согласно положениям пункта 20 данного Закона схемой теплоснабжения считается документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности. Согласно пп. 11 п. 2 ст. 4 ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, относятся утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, а также городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в том числе определение единой теплоснабжающей организации;

В соответствии с ппп.4.4.19 пп.4.4.4 п. «О министерстве энергетики Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства РФ от 28.05.2008 № 400 Министерство энергетики Российской Федерации осуществляет полномочия по утверждению схемы теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения 500 тыс. человек и более, а также городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.

Утверждённой согласно названным нормам схемой теплоснабжения г.Н.Новгорода, а именно п.1.3.1 ), установлено, что тепловые сети в Автозаводском теплосетевом районе не способны выполнять требования по поддержанию температуры согласно действующим санитарным нормам.

ООО «Т» от [ДД.ММ.ГГГГ], утверждённой в установленном порядке схемой теплоснабжения [Адрес] (а именно в п. 1.3.1 имеющейся в материалах дела схемы), установлено, что тепловые сети в Автозаводском теплосетевом районе не способны выполнять требования по поддержанию температуры согласно действующим санитарным нормам. Несмотря на это, руководствуясь сведениями о неудовлетворительном температурном режиме горячего водоснабжения [Адрес], ООО «С» с [ДД.ММ.ГГГГ] года осуществляет попытки улучшения горячего водоснабжения домов, подключенных к тепловой насосной станции [Номер] (далее - ТНС [Номер]), в частности было выполнено:

    [ДД.ММ.ГГГГ] по имеющимся схемам горячего водоснабжения ТНС [Номер] были выполнены тепловые и гидравлические расчеты изменения тепловых нагрузок домов, получающих горячую воду от ТНС-2, с использованием специализированного программного обеспечения «Теплоэксперт», в результате подготовлено решение по «раскольцовке» сетей квартала ТНС-2 (схема раскольцовки и техническое решение [Номер]). Также выполнены расчеты для изменения диаметра дроссельных устройств.

    Согласно протокола оперативного совещания у первого заместителя главы администрации [Адрес] от [ДД.ММ.ГГГГ], информация о диаметрах дроссельных устройств, рекомендуемых к установке на циркуляционных трубопроводах была направлена в адрес ООО «Н» и Администрацию [Адрес] (по объектам соцкультбыта и ТСЖ) для организации дальнейшей работы с потребителями.

    Произведена установка сужающих устройств на трубопроводах.

    По завершении монтажных работ и опломбировке установленных дроссельных устройств специалистами службы наладки было выполнено обследование потребителей квартала ТНС -2 для определения фактических параметров тепловых и гидравлических режимов работы системы горячего водоснабжения. При отклонении фактических тепловых и гидравлических режимов работы теплосети от расчетных выявлялись причины и принимались оперативные решения по их устранению (акт обследования от [ДД.ММ.ГГГГ] ). Анализ результатов инструментального контроля параметров ГВС показал, что температура горячей воды на вводе в части жилых домов квартала не соответствует нормативным параметрам.

    Для обеспечения расчетной (нормативной) температуры горячей воды у вышеуказанных абонентов был произведен перерасчет диаметров дроссельных диафрагм. Информация о скорректированных диаметрах дроссельных устройств в оперативном режиме была передана сотрудникам ООО «Н».

    После увеличения диаметров дроссельных шайб были произведены повторные замеры параметров горячей воды, результаты которых отражены в акте обследования от [ДД.ММ.ГГГГ], (прилагается).

    По итогам вышеперечисленных мероприятий было произведено комиссионное обследование системы горячего водоснабжения совместно с представителями ООО «Т» и ООО «Н». Результаты обследования отражены в акте обследования от [ДД.ММ.ГГГГ].

    Для нормализации режима горячего водоснабжения в проблемных домах был произведен перерасчет дроссельных диафрагм. Информационное письмо [Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ] с указанием скорректированных диаметров сужающих устройств направлено в адрес ООО Н.

    Специалистами ООО «Н», под контролем работников службы наладки ООО «С», были произведены работы по увеличению диаметров дроссельных диафрагм (акт от [ДД.ММ.ГГГГ]).

    В дальнейшем в целях нормализации горячего водоснабжения было произведено изменение схемы горячего водоснабжения домов по [Адрес] с установкой регулировочных перемычек. Но замеры параметров показали малоэффективность данного мероприятия.

    В [ДД.ММ.ГГГГ] года в ходе комиссионного обследования внутридомовых систем горячего водоснабжения, проведенного [ДД.ММ.ГГГГ], по адресам [Адрес] выявилось изменение ранее существующей схемы горячего водоснабжения в ходе капитального ремонта, выполненного ООО Н» без уведомления и согласования с ООО «С». Акты обследования ООО «Т» [Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ] (с продолжением) и [Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ] (с 3 продолжениями).

    По результатам обследования в адрес ООО «Н» направлено письмо [Номер] от

    г. с просьбой предоставить копии проектов внутридомовых систем до и после выполнения капитального ремонта. Ответа в адрес ООО «Т» до настоящего времени не поступало.

    В начале [ДД.ММ.ГГГГ] года в связи с неустранением проблемы горячего водоснабжения [Адрес] принято решение произвести раскольцовку веток системы горячего водоснабжения в согласно расчетной схемы. В результате транзитные жилые дома: [Адрес] стали тупиковыми.

    [ДД.ММ.ГГГГ] и [ДД.ММ.ГГГГ] произведены обследования ГВС на соответствие расчетной схеме, выявлено что проблема температуры горячей воды сохраняется. Иные меры, способные улучшить сложившуюся ситуацию, не усматриваются.

Названные мероприятия инициированы ранее вынесения Автозаводским районным судом г.Н.Новгорода решения от [ДД.ММ.ГГГГ] по делу [Номер], которым ООО «Н» понуждено устранить нарушения горячего водоснабжения в [Адрес] обстоятельство свидетельствует, что ООО «С» самостоятельно и без понуждения государственных органов стремилось нормализовать температурный режим воды для [Адрес].

Все перечисленные принятые меры, а также вышеуказанные положения утверждённой схемы теплоснабжения свидетельствуют, что температурный режим горячего водоснабжения [Адрес] не может быть улучшен путём регулировки имеющегося теплосетевого оборудования, то есть необходимо его конструктивное изменение, а также изменение внутридомовых сетей. На выполнение этих мероприятий ООО «С» не уполномочено, поскольку согласно п. 7 ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" уполномоченные органы должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения, которые должны содержать оптимальный температурный график и оценку затрат при необходимости его изменения.

На основании изложенного, полагает, что решение об удовлетворении заявленных Роспотребнадзором требований будет невыполнимым, поскольку ни ООО «Т», ни ООО «С» не могут изменить систему горячего водоснабжения района или внутридомовые сети. В связи с этим, для установления лица, обязанного устранить понижение температуры, необходимо установить причину этого понижения.

Представитель третьего лица ООО «Н» Торопов Д.Е. требования частично поддержал, суду пояснил, что Истец просит обязать ООО «Т» обеспечить бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение с температурой не ниже 60 С и не выше 75 С на вводе в многоквартирный жилом [Адрес], то есть в точке поставки горячей воды между ООО «Т» и ООО «Н».

«Точкой поставки» горячей воды в дом является граница балансовой (эксплуатационной) ответственности между ООО «Т» и ООО «Н» (п.5 ст.15 Закона о теплоснабжении, п.7 ст.13 Закона о водоснабжении, пункт 2 Основных положений, утв. Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 №442).

Заявляя вышеуказанное требование, Истец руководствуется санитарными нормами и правилами, а именно разделом 2 СанПин 2.1.4.2496-09, который содержит требования к качеству горячей воды (не ниже +60С и не выше +75С) в местах водоразбора (п. 2.4).

Между тем под «местом водоразбора» понимаются краны, смесители в квартирах потребителей, что подтверждается системным толкованием следующих правовых норм:

    -    согласно п.2.1. СанПиН 2.1.4.2496-09 Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01 «настоящие санитарно-эпидемиологические правила направлены на обеспечение эпидемиологической безопасности, безвредности химического состава, а также благоприятные органлептические свойства горячей воды, используемой населением для хозяйственно-бытовых нужд»;

    -    п.2.2. того же СанПиНа устанавливает, что горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность;

    -    точно такое же положение содержится и в п.2.2. Гигиенических требований к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения (СанПиН 2.1.4.1074-01), а именно: «горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих их безопасность»;

    -    одно из таких требований и устанавливается пунктом 2.4. СанПиН 2.1.4.2496-09, а именно, что температура горячей воды в местах водоразбора (то есть у потребителей – физических лиц) независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 С и не выше 75 С.

    -    согласно п.7.1.4 и п.7.1.8 СП 30.13330.2012 Свод правил внутренний водопровод и канализация зданий, Актуализированная редакция СНиП 2.04.01-85 установлено, что конструкция водоразборной и запорной арматуры должна обеспечивать плавное открывание и закрывание потока воды. В точках водоразбора с холодной и горячей водой следует предусматривать установку смесителей с раздельной подводкой холодной и горячей воды;

- примечание к п.5.1.2 СП 30.13330.2012 указывает, что требования СанПиН 2.1.4.1074 и СанПиН 2.1.4.2496 в том числе и о температуре горячей воды (не ниже 60 °C и не выше 75 °C) не распространяется на места водоразбора на производственные (технологические) нужды.

Таким образом, «точка поставки» и «место водоразбора» различные понятия, а следовательно никоим образом положения п.2.4 СанПин 2.1.4.2496-09 нельзя применять к параметрам теплоносителя на вводе в дом либо в любом другом месте до ввода в дом (как ошибочно полагает ООО «Т»), то есть тогда, когда горячая вода еще не может быть непосредственно использована населением для удовлетворения своих личных и бытовых нужд.

Согласно ст.19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Исходя из системного толкования вышеуказанных норм следует, что лица, осуществляющие горячее водоснабжение населения, должны предпринять соответствующие меры, в результате которых у конечного получателя (потребителя) горячая вода в месте водоразбора будет соответствовать всем санитарно-эпидемиологическим требованиям (как по температуре от 60 С до 75 С, так и по химсоставу).

Более того, законодательство, которое регулирует отношения непосредственно между управляющей организацией и поставщиком коммунального ресурса (Правила, обязательные при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012г. №124) прямо подтверждают вышеизложенное.

Так, с целью обеспечения именно конечных потребителей горячей водой, соответствующей п. 2.4 СанПин 2.1.4.2496-09 (температура горячей воды в местах водоразбора должна быть от 60 С до 75 С), п.20 Постановления Правительства РФ от 14.02.2012г. №124 обязывает ООО «Т» подавать в многоквартирный дом горячую воду в том объёме и качестве, которое позволит исполнителю обеспечить предоставление коммунальной услуги потребителям в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилами предоставления коммунальных услуг.

С учетом того, что в Правилах предоставления коммунальных услуг, а именно в Приложение 1 раздела 2 «Горячее водоснабжение» п. 5 имеется ссылка на СанПин 2.1.4.2496-09, то качество горячей воды, которую ООО «Т» поставляет ООО «Н» должно обеспечивать наличие непосредственно в местах водоразбора у всех потребителей горячей воды с температурой от 60 С до 75 С.

Чтобы исполнить данные требования законодательства, ООО «Т» необходимо соблюсти ряд внешних факторов, влияющих на качество ресурса.

Перечень таких факторов установлен строительно-техническим заключением ННГАСУ от [ДД.ММ.ГГГГ], и такими факторами являются:

- соответствие температурных и гидравлических параметров (напор) горячей воды на выходе из центрального теплопункта (ЦТП) или котельной ресурсоснабжающей организации;

- соблюдение ресурсоснабжающей организацией графика включения циркуляционного насоса в ЦТП или котельной перед максимальным водоразбором;

- поддержание расчетного гидравлического режима трубопроводов тепловой сети;

- соответствие мощности водоподогревателей расчётному количеству воды, поставляемой в систему горячего водоснабжения.

    Особое внимание необходимо уделить наличию расчетного (проектного) перепада давления между подающим и циркуляционным трубопроводом системы ГВС (п. 5.2.5. СП 30.13330.2012).

    Исходя из того же строительно-технического заключения (стр. 14, 15), при отсутствии перепада давления между подающим и циркуляционным трубопроводами ГВС обеспечение потребителей горячей водой, соответствующей установленным законодательством РФ требованиям невозможно. Отсутствие перепада давления между подающим и циркуляционными трубопроводами ГВС ведёт к нарушению циркуляции в системе ГВС, и, как следствие, к остыванию горячей воды, что приводит к несоблюдению требований действующего законодательства РФ.

    Обращаю внимание, что [Адрес] как раз имеет циркуляционную систему горячего водоснабжения.

    Таким образом, исходя из строительно-технического заключения, невозможно обеспечить потребителей горячей водой нормативной температуры без соблюдения вышеупомянутых факторов, которые лежат в зоне ответственности ООО «Т».

    Как следует из представленных Истцом документов (постановлений о привлечении ООО «Т» к административной ответственности), ООО «Т» свою обязанность, предусмотренную п. 20 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. № 124, не исполняет, в том чисел, и по обеспечению наличия перепада давления между подающим и циркуляционным трубопроводами.

2. В свою очередь, согласно позиции Верховного суда РФ, отражённой в постановлении от 24 февраля 2015 г. N 309-АД14-4517, исполнитель коммунальных услуг отвечает за снижение качества услуги горячего водоснабжения в связи с ненадлежащим содержанием внутридомовых инженерных сетей.

Таким образом, зона ответственности ООО «Н» в данном случае – содержание внутридомовых сетей горячего водоснабжения в исправном состоянии во избежание ненормативных потерь температуры горячей воды.

В материалах дела имеются ежеквартальные акты комиссионного обследования системы водоснабжения [Адрес], составленные совместно с Администрацией [Адрес].

Согласно вышеуказанным актам, комиссия установила исправное техническое состояние трубопроводов, запорной арматуры, водоразборных приборов (смесителей), наличие тепловой изоляции из современных материалов на всех трубопроводах внутридомовой системы ГВС, соответствующей требованиям законодательства РФ о техническом регулировании (СП 30.133302012. Свод правил. Внутренний водопровод и канализация зданий. Актуализированная редакция СНиП 2.04.01-85*).

Таким образом, ООО «Н» надлежащим образом исполняет возложенные законодательством РФ обязанности.

3. Для осуществления контроля соответствия горячей воды требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 необходимо руководствоваться МУК 4.3.2900-11.

Таким образом, исходя из системного толкования вышеуказанных норм права и пунктов 1.3, 1.4, 7.2 МУК 4.3.2900-11, для того что бы достоверно установить надлежащее исполнение ООО Т» п.20 Постановления Правительства РФ от 14.02.2012г. №124 (предоставление горячей воды в дом по качеству, позволяющему исполнителю обеспечить надлежащее предоставление коммунальной услуги всем потребителям в МКД в соответствии с СанПиН 2.1.4.2496-09) необходимо производить замеры температуры горячей воды в самой удалённой от ввода в дом точке водоразбора.

[Адрес] имеет 5 точек ввода горячего водоснабжения.

Согласно технической документации на дом самые удалённые от ввода в дом точки водоразбора находятся в квартирах [Номер].

Температура горячей воды от 60 С до 75 С в точках водоразбора квартир [Номер] будет свидетельствовать о том, что во всем многоквартирном доме горячая вода соответствует СанПиН 2.1.4.2496-09.

На основании изложенного, просит удовлетворить исковые требования Роспотребнадзора с учетом положений упомянутого выше действующего законодательства РФ и обязать ООО «Т» поставлять ООО «Н» горячую воду на ввод в дом (в точку поставки) с температурой, которая позволит в свою очередь исполнить ООО «Н» положений Правил предоставления коммунальных услуг, п. 2.4 СанПин 2.1.4.2496-09.

Представители третьего лица ООО «С», администрации [Адрес] в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены.

Выслушав участников процесса, изучив представленные материалы суд приходит к следующему:

В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Статья 42 Конституции РФ предусматривает право граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст. 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации способом защиты гражданских прав является пресечение действий, создающих угрозу их нарушения.

Статьей 46 ГПК РФ предусмотрено право органов государственной власти обращаться в суд в защиту нрав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Как следует из ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно преамбуле Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Статья 4 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определила что, Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, безопасные условия для человека – состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека (ст.1).

Часть 2 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусматривает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" Граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Согласно ч. 3 ст. 39 ФЗ 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Статья 19 указанного закона устанавливает санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению населения, а именно, питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Согласно ч.2 ст.19 ФЗ № 52 организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой холодной воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

В соответствии с ч. 1 ст. 29 ФЗ 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ санитарно-противоэпидемические (профилактические мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории РФ, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведении. Медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания, обучения граждан.

Как следует из части 3 ст. 29 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно - противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.

В силу положения ч. 16 ст.2 федерального закона №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организацией осуществляющей горячее водоснабжение является юридическое лицо осуществляющее эксплуатацию централизованной системы горячего водоснабжения, отдельных объектов такой системы.

Между ООО «Т» и ООО «Н» заключен договор [Номер] теплоснабжения и горячего водоснабжения от [ДД.ММ.ГГГГ]., предметом которого является обеспечение подачи горячей воды через тепловые сети и сети централизованного горячего водоснабжения сетевых организаций в многоквартирные дома, обслуживаемые ООО «Н[ ... ]

Таким образом, ООО «Т» является организацией, осуществляющей централизованное горячее водоснабжение.

[ДД.ММ.ГГГГ] заключен договор № [Номер] оказания услуг по передаче тепловой энергии и горячей воды между ООО «Т» и ООО «С».

В адрес Территориального отдела поступили жалобы на низкую температуру горячей воды в квартирах многоквартирного [Адрес] [Номер]/з от [ДД.ММ.ГГГГ]., №[Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ]., [Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ].,[Номер]з от [ДД.ММ.ГГГГ].

По данным жалобам филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в [Адрес]» было выявлено, что [ДД.ММ.ГГГГ]. температура горячей воды в точке поставки ООО «Т» на вводе в жилой [Адрес], а так же в точках водоразбора была ниже +60°С, что является нарушением п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09.([ ... ]

Согласно п.2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.

Исходя из системного толкования п.2.1, п.2.2 СанПиН 2.1.4.2496-09, п.5.1.2, п.7.1.4, п.7.1.8 СП 30.13330.2012 под местом водоразбора понимаются краны, смесители в квартирах потребителей.

По факту несоответствия температуры горячей воды на вводе в [Адрес] санитарно - гигиеническим требованиям в отношении ООО «Т» были вынесены постановления о привлечении к административной ответственности [Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ]., [Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ], [Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ]., которые вступили в законную силу.

ООО «Т» было признано виновным в совершении административного правонарушения по ст.6.5 КоАП РФ.

В отношении ООО «Н» вынесены постановления [Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ]., [Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ]. о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с тем, что у Общества отсутствует возможность обеспечения населения горячей водой в соответствии с СанПин в случае недостаточной температуры горячей воды, подаваемой ООО «Т», что полностью согласуется с позицией Верховного суда РФ, отражённой в постановлении от 24 февраля 2015 г. N 309-АД14-4517, согласно которой исполнитель коммунальных услуг отвечает за снижение качества услуги горячего водоснабжения в связи с ненадлежащим содержанием внутридомовых инженерных сетей.

ООО «Н» в материалы дела представлены ежеквартальные акты обследования системы водоснабжения [Адрес], из которых следует, что внутридомовой трубопровод горячего водоснабжения и его элементы находятся в технически исправном состоянии.

Основания не доверять данным актам у суда отсутствуют, так как обследование системы горячего водоснабжения произведены комиссионно, с участием представителя Администрации [Адрес].

Правоотношения между ООО «Т» и ООО «Н» по предоставлению собственникам и пользователям помещений в [Адрес] коммунальной услуги горячего водоснабжения регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г №354 (далее - Правила №354) и Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124 (далее – Правила №124), что согласуется с позицией Верховного Суда РФ, отражённой в определении от 09.02.2017 по делу № 302-ЭС16-13731.

Согласно п. 21 Правил №354 ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.

Согласно п.20 Правил №124 При установлении в договоре ресурсоснабжения показателей качества коммунального ресурса учитывается, что его объем и качество должны позволять исполнителю обеспечить надлежащее предоставление коммунальной услуги потребителям в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилами №354

Согласно пп. «в» п.3, п.4 и п.5 Приложения №1 Правил №354 горячее водоснабжение должно осуществляться бесперебойно и круглосуточно в течении года, а температура горячей воды в точке водоразбора должна соответствовать СанПиН 2.1.4.2496-09.

Исходя из системного толкования вышеуказанных норм с учётом положения ч.2 ст.19 ФЗ № 52 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" следует, что все лица, осуществляющие горячее водоснабжение населения, должны предпринять соответствующие меры, в результате которых у конечного получателя (потребителя) в месте водоразбора, а не точке эксплуатационной ответственности, горячая вода будет соответствовать всем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

При таких обстоятельствах, на ООО «Т» лежит обязанность по обеспечению соответствия горячей воды в [Адрес] требованиям санитарных норм и правил.

В силу п.5 ст.15 Закона о теплоснабжении, п.7 ст.13 Закона о водоснабжении, пункт 2 Основных положений, утв. Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 №442 точкой поставки горячей воды в дом является граница балансовой (эксплуатационной) ответственности между ООО «Т» и ООО «Н».

Точка поставки тепловой энергии в многоквартирный дом по общему правилу должна находиться на внешней стене многоквартирного дома в месте соединения внутридомовой системы отопления с внешними тепловыми сетями (п.8 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016).

Заочным решением Автозаводского районного суда г.Н.Новгорода от [ДД.ММ.ГГГГ] действия ООО «Н» по нарушению санитарных требований, выразившихся в необеспечении температуры горячей воды в [Адрес] требованиям п.2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» признаны незаконными.

ООО «Н» обязано разработать мероприятия, направленные на устранение нарушений санитарного законодательства, а именно: обеспечить температуру горячей воды по адресу: [Адрес] не ниже 60°С и не выше 75°С, в соответствии с п.2.4. СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» в течение трех месяцев.

ООО «Н» обязано провести мероприятия, направленные на устранение выявленных нарушений санитарного законодательства по обеспечению горячей воды по адресу: [Адрес] не ниже 60°С и не выше 75°С, в соответствии п.2.4. СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» в течение девяти месяцев.

Согласно ч.3 ст.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Как следует из абзаца 10 ст.1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическими требованиями являются обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила).

Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, устанавливающими требования к качеству и безопасности горячей воды, являются СанПиН 2.1.4.2496-09, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 N 20 "Об утверждении СанПиН 2.1.4.2496-09" (вместе с "СанПиН 2.1.4.2496-09. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы).

Для осуществления контроля соответствия горячей воды требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 органы Роспотребнадзора руководствуются МУК 4.3.2900-11.

Как следует из п. 2.2 СанПиН 2.1.4.2496-09 горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность.

Согласно п.2.3 СанПиН 2.1.4.2496-09 санитарно-эпидемиологические требования к системам горячего централизованного водоснабжения направлены на предупреждение загрязнения горячей воды высоко контагиозными инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, которые могут размножаться при температуре ниже 60 гр., в их числе Legionella Pneumophila.

В соответствии с п. 1.2 СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (Изменение в СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения») настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячею водоснабжения.

Исходя из системного толкования вышеуказанных норм права, пунктов 1.3, 1.4, 7.2 МУК 4.3.2900-11, а так же учитывая, что СанПиН 2.1.4.2496-09 содержит требование к качеству воды у конечного потребителя в точке водоразбора, а не в точке поставки ресурсоснабжающей организации, для того что бы достоверно установить, что температура горячей воды, подаваемой в дом, позволяет обеспечить всех потребителей коммунальной услугой соответствии с СанПиН 2.1.4.2496-09 и во всём многоквартирном доме осуществляется горячее водоснабжение надлежащего качества, производятся замеры не только в наиболее приближенной точке эксплуатационной ответственности ресурсоснабжающей организации, но и в самой удалённой от неё точке водоразбора.

Согласно имеющейся в материалах дела технической документации самые удалённые точки водоразбора от ввода в [Адрес] находятся в квартирах [Номер], так как дом имеет пять точек ввода горячей воды.

Температура горячей воды от 60 С до 75 С в точках водоразбора квартир [Номер] будет свидетельствовать о том, что ООО «Т» поставило горячую воду на ввод в дом на границу эксплуатационной ответсвенности надлежащего качества и во всем многоквартирном доме горячая вода соответствует п.2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09.

В ч. 5 ст. 157 ЖК РФ определен порядок, согласно которому отсутствие технической возможности поставок горячей воды, соответствующей требованиям законодательства, подтверждается решением органа государственного жилищного надзора.

Такое решение органа государственного жилищного надзора освобождает лицо, у которого отсутствует техническая возможность поставок горячей воды надлежащего качества, не только от штрафа, предусмотренного ч. 4 ст. 157 ЖК РФ, но и, исходя из системного толкования ч. 1 ст. 1.5 и ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, от административной ответственности, предусмотренной ст. 6.5 КоАП РФ.

ООО «Т» в подтверждение своей позиции такое решение органа государственной жилищной инспекции в материалы дела не представило, следовательно в материалах дела отсутствуют предусмотренные законом доказательства технической невозможности поставки горячей воды надлежащего качества.

Кроме того, факт привлечения ООО «Т» к административной ответственности по ст.6.5 КоАП РФ в силу положений ч.2.ст.2.1 КоАП РФ свидетельствует о том, что Общество, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, не предприняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

При таких обстоятельствах, требования Истца о признании незаконными действия ООО «Т» по не обеспечению горячего водоснабжения надлежащего качества в [Адрес] и по обязанию ООО Т обеспечить подачу горячей воды в дом надлежащего качества подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 52 постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 17 от 28.06.2012 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при удовлетворении требования потребителя об обязании произвести определенные действия, связанные с исполнением (например, безвозмездное устранение недостатков, замену товара), суду в каждом случае следует указывать в резолютивной части решения срок, в течение которого после вступления решения в законную силу ответчик обязан совершить эти действия.

В случае наличия обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда в установленный срок, ответчик вправе в соответствии с положениями статьи 434 ГПК РФ поставить перед судом вопрос об отсрочке исполнения судебного решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 193-198 ГПК РЫФ, суд

                 Р Е Ш И Л :

Исковые требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по [Адрес] к ООО «Т» о понуждении к исполнению требований санитарно-эпидемиологического законодательства удовлетворить.

Признать действия ООО «Т» по не обеспечению горячего водоснабжения надлежащего качества с температурой не ниже 60С и не выше 75 С в многоквартирный дом по адресу: [Адрес] незаконными.

Обязать ООО «Т» в течение 9 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение надлежащего качества с температурой не ниже 60-С и не выше 75-С в многоквартирный жилой дом по адресу: [Адрес] на границу эксплуатационной ответственности.

Взыскать с ООО «Т» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 600 рублей.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Автозаводский районный суд г.Н.Новгорода в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Судья:                                                                           И.М.Иванова

2-276/2018 (2-5288/2017;) ~ М-4082/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в Автозаводском, Ленинском районах г. Нижнего Новгорода и Богородском районе
Ответчики
ООО "Автозаводская ТЭЦ"
Другие
ООО "Наш Дом"
ООО "Теплосети"
Администрация Н.Новгорода
Суд
Автозаводский районный суд г. Нижний Новгород
Судья
Иванова Ирина Михайловна
11.08.2017[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.08.2017[И] Передача материалов судье
11.08.2017[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.08.2017[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.08.2017[И] Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
07.09.2017[И] Предварительное судебное заседание
16.10.2017[И] Судебное заседание
31.10.2017[И] Судебное заседание
04.12.2017[И] Судебное заседание
04.12.2017[И] Судебное заседание
11.01.2018[И] Судебное заседание
12.02.2018[И] Судебное заседание
16.02.2018[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.02.2018[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.02.2018[И] Дело оформлено
03.05.2018[И] Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
03.05.2018[И] Изучение поступившего ходатайства/заявления
15.06.2018[И] Судебное заседание
22.06.2018[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее