РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 февраля 2017 года г. Усть-Илимск
Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Банщиковой Н.С.,
при секретаре судебного заседания Солодковой А.П.,
в присутствии:
истцов Захаровой Н.Д., Захарова В.В.,
представителя ответчика Управления физической культуры, спорта и молодежной политики Администрации города Усть-Илимска Зарубина А.В., действующего на основании доверенности № ** от **.**.**** с полным объемом процессуальных прав сроком по **.**.****,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-304/2017
по иску Захарова В.В., Захаровой Н.Д., действующих в свои интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО4, ФИО1, ФИО2 к Управлению физической культуры, спорта и молодежной политики Администрации города Усть-Илимска о признании незаконным решения об исключении из состава участников муниципальной целевой программы поддержки молодых семей, восстановлении в составе участников программы,
УСТАНОВИЛ:
Истцы Захарова Н.Д., Захаров В.В., действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО4, ФИО1, ФИО2, обратились в суд с иском к Управлению физической культуры, спорта и молодежной политики Администрации города Усть-Илимска, в котором просили признать незаконным решение Управления от **.**.**** об исключении их из состава участников подпрограммы «Молодым семьям – доступное жилье» на 2016-2020 годы муниципальной программы муниципального образования город Усть-Илимск «Доступное жилье» на 2016-2020 годы и обязать Управление физической культуры, спорта и молодежной политики Администрации города Усть-Илимска восстановить их в качестве участников программы с **.**.****.
В обоснование требований указали, что **.**.**** на основании решения комиссии по предоставлению социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства молодым семьям города Усть-Илимска их семья признана участниками муниципальной целевой программы поддержки молодых семей города Усть-Илимска в приобретении (строительстве) жилья «Молодым семьям – доступное жилье» на 2005-2019 г.г. Истцами было получено уведомление № ** от **.**.****, в котором сообщалось, что они являются претендентами на получение социальной выплаты и им необходимо представить пакет документов, в том числе решение Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска о признании их семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий. В связи с невозможностью представить не по их вине полный пакте документов, решением Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска от **.**.**** им было отказано в признании нуждающимися в жилых помещениях. В последующем, по получению от уполномоченных органов необходимых документов, они повторно **.**.**** обратились в Департамент жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска с заявлением о признании их семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, после чего **.**.**** Департаментом было принято соответствующее решение о признании нуждающимися в жилом помещении для участия в подпрограмме «Молодым семьям – доступное жилье» на 2016-2020 годы муниципальной программы муниципального образования город Усть-Илимск «Доступное жилье» на 2016-2020 годы. Однако Управлением **.**.**** было принято решение № ** об исключении их из состава участников Программы. Считают указанное решение незаконным, поскольку на момент принятия оспариваемого решения семья являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий, что было подтверждено решением Департамента **.**.****.
Согласно письменному отзыву № ** от **.**.**** представитель Управления физической культуры, спорта и молодежной политики Администрации города Усть-Илимска ФИО7 в удовлетворении иска истцам просила отказать, указав, что семья Захаровых с **.**.**** является участником подпрограммы «Молодым семьям – доступное жилье» на 2016-2020 годы муниципальной программы муниципального образования город Усть-Илимск «Доступное жилье» на 2016-2020 годы. Семья Захаровых **.**.**** получила уведомление о необходимости прохождения перерегистрации и предоставления необходимого пакета документов в течение 15 рабочих дней после получения соответствующего уведомления. Решением Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска от **.**.**** истцам было отказано в признании их нуждающимися в жилом помещении. Поскольку в установленный срок семья Захаровых не подала заявление с приложением необходимых документов, на заседании комиссии **.**.**** Управлением было принято решение об исключении семьи Захаровых из состава участников Программы. Решение Управления является законным, просили в иске отказать.
В судебном заседании истцы Захарова Н.Д., Захаров В.В. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске, просили признать незаконным решение Управления физической культуры, спорта и молодежной политики Администрации города Усть-Илимска от **.**.**** № ** об исключении их из состава участников подпрограммы «Молодым семьям – доступное жилье» на 2016-2020 годы муниципальной программы муниципального образования город Усть-Илимск «Доступное жилье» на 2016-2020 годы; восстановить их на учет в качестве участников Программы «Молодым семьям – доступное жилье» на 2016-2020 годы с **.**.****.
В судебном заседании представитель ответчика Управления физической культуры, спорта и молодежной политики Администрации города Усть-Илимска Зарубин А.В. в удовлетворении иска просил отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях от **.**.****.
Выслушав пояснения сторон, исследовав и оценив с учетом положений статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) представленные сторонами доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 1050 от 17 декабря 2010 года была утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, которая включает в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей".
Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 16 марта 2005 года № 7/26-ЗС (с последующими изменениями и дополнениями) утверждена областная государственная целевая программа «Молодым семьям – доступное жилье» на 2005-2019 годы», целью которой является создание механизма государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы в Иркутской области. Участником программы может быть молодая семья, которая признана нуждающейся в жилом помещении.
В рамках названных программ на территории муниципального образования город Усть-Илимск была разработана муниципальная подпрограмма «Молодым семьям – доступное жилье» на 2016-2020 годы. Программа стала продолжением муниципальной программы муниципального образования город Усть-Илимск «Молодым семьям – доступное жилье» на 2015-2020 годы, реализация которой окончена 31.12.2015.
Ранее действовала муниципальная целевая программа поддержки молодых семей города Усть-Илимска в приобретении (строительстве) жилья «Молодым семьям - доступное жилье» на 2005-2019 годы, реализация которой окончена досрочно 31.12.2014.
Согласно подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года № 1050, Порядку формирования списков молодых семей, утвержденным Приказом Министерства по молодежной политике Иркутской области от 01.09.2016 № 15-мпр, Положению о предоставлении социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства молодым семьям города Усть-Илимска, утвержденного постановлением Администрации города Усть-Илимска № 190 от 12.03.2015, ежегодно до 1 сентября, предшествующего планируемому, Администрацией города формируется список молодых семей – участников подпрограммы.
Согласно представленным Спискам семья Захаровых ежегодно, начиная с **.**.****, включалась в список молодых семей – участников Подпрограммы (Программы) в порядке очередности.
Во исполнение п. 5 Порядка в первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи – участники Подпрограммы (Программы), поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, имеющие трех и более детей.
Для целей Программы под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, признанные органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с положениями статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Для целей названной Программы под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, в которых каждый из супругов является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с частью 2 статьи 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно статье 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
На основании статьи 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
В силу части 1 статьи 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается, в том числе, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 2).
Согласно пункту 2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги муниципального образования город Усть-Илимск по предоставлению социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья, утвержденного постановлением Администрации города Усть-Илимска № 843 от 10.10.2014, заявителями при получении муниципальной услуги являются молодые семьи в порядке очередности, определенной списком молодых семей – претендентов на получение социальных выплат, утвержденным Министерством по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области, отвечающая условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет; семья признана нуждающейся в жилом помещении; наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Постановлением Главы Администрации города Усть-Илимска № 719 от 15.06.2005 установлена учетная норма площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере не менее 18,0 кв. м на одного человека.
Постановлением Администрации города Усть-Илимска № 190 от 12.03.2015 утверждено Положение о предоставлении социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства молодым семьям города Усть-Илимска, которым установлено, что исполнение Программы осуществляет отдел по делам молодежи Управления физической культуры, спорта и молодежной политики Администрации города Усть-Илимска.
Положением установлен исчерпывающий перечень оснований исключения молодой семьи из состава участников Программы, в том числе, если семья не нуждается в жилых помещениях.
В соответствии с пунктом 36 Положения для получения свидетельства молодая семья – претендент на получение социальной выплаты в соответствующем году в течение 1 месяца после получения уведомления о необходимости предоставления документов для получения свидетельства направляет в отдел по делам молодежи заявление о выдаче свидетельства и прилагает установленный перечень документов, в том числе, документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях.
Как усматривается из материалов дела, истцы Захаровы **.**.**** обратились с заявлением об участии в Программе поддержки молодых семей города Усть-Илимска в приобретении (строительстве) жилья «Молодым семьям – доступное жилье» на 2005-2019г.г.
**.**.**** их заявление было рассмотрено на заседании Комиссии по предоставлению социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства молодым семьям города Усть-Илимска, и согласно Выписке из протокола № ** семья Захаровых была признана участниками муниципальной целевой программы поддержки молодых семей города Усть-Илимска в приобретении (строительстве) жилья «Молодым семьям – доступное жилье» на 2005-2019 годы.
Из указанного решения следует, что семья Захаровых по уровню обеспеченности общей площадью на одного члена молодой семьи составляет 7,6 кв.м исходя из состава семьи заявителя Захарова В.В. 4 человека и общей площади занимаемого жилого помещения, принадлежащего им и членам их семьи на праве собственности (50,8 кв.м) на состав семьи 5 человек, что составляет менее учетной нормы.
Согласно Списку молодых семей – участников подпрограммы «Молодым семьям – доступное жилье» на 2016-2020 годы муниципальной программы муниципального образования город Усть-Илимск «Доступное жилье» на 2016-2020 годы, утвержденной постановлением Администрации города Усть-Илимска от **.**.**** № **, изъявивших желание получить социальную выплату в 2016 году, семья Захаровых является участником указанной Программы под № **.
В связи с чем **.**.**** в адрес истцов Управлением физической культуры, спорта и молодежной политики Администрации города Усть-Илимска было направлено уведомление № **, согласно которому семьей Захаровых предлагалось в течение 15 рабочих дней после получения уведомления представить заявление о выдаче свидетельства и пакет документов, среди которых значится, в том числе, документ, подтверждающий нуждаемость молодой семьи в улучшении жилищных условий.
**.**.**** Захаров В.В. обратился в Управление физической культуры, спорта и молодежной политики Администрации города Усть-Илимска, в котором указал, что по вине органа БТИ Республики Бурятия он не может представить полный пакет требуемых документов, представив об этом справку БТИ п. Нижнеанграск от **.**.****.
В связи с чем **.**.**** Управлением физической культуры, спорта и молодежной политики Администрации города Усть-Илимска в адрес истцов повторно было направлено уведомление № **, согласно которому семье Захаровых предлагалось в течение 15 рабочих дней после получения уведомления представить заявление о выдаче свидетельства и пакет документов, среди которых значится, в том числе, документ, подтверждающий нуждаемость молодой семьи в улучшении жилищных условий.
Решением Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска № ** от **.**.**** Захарову В.В. и членам его семьи на заседании общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации города Усть-Илимска **.**.****, оформленного протоколом № **, было отказано в признании в качестве нуждающихся в жилом помещении на основании пункта 1 части 1 статьи 54 ЖК РФ, а именно – не представлены предусмотренные частью 4 ст. 52 ЖК РФ документы.
**.**.**** на заседании комиссии Администрации города Усть-Илимска по предоставлению социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства молодым семьям города Усть-Илимска, оформленного протоколом № **, было предложено рекомендовать Администрации города Усть-Илимска исключить из состава участников подпрограммы молодую семью Захаровых, в связи с несоответствием требованиям подпрограммы – не нуждаются в жилых помещениях.
В связи с чем решением Управления физической культуры, спорта и молодежной политики Администрации города Усть-Илимска № ** от **.**.**** на основании подпункта 6 пункта 23 Положения о предоставлении социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства молодым семьям города Усть-Илимска, семью Захаровых исключили из состава участников Программы «Молодым семьям – доступное жилье», как не нуждающуюся в жилых помещениях.
На основании указанного решения постановлением Администрации города Усть-Илимска № ** от **.**.**** семью Захаровых исключили из состава участников подпрограммы «Молодым семьям – доступное жилье» на 2016-2020 годы муниципальной программы муниципального образования город Усть-Илимск «Доступное жилье» на 2016-2020 годы.
При этом из материалов дела следует, что **.**.**** Захаров В.В. повторно обращался в общественную комиссию по жилищным вопросам при Администрации города Усть-Илимска для решения вопроса о признании его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в программе «Молодым семьям – доступное жилье», которое было рассмотрено **.**.**** и принято решение, закрепленное приказом Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска № **-ОД от **.**.****, о признании Захарова В.В. и членов его семьи Захарову Н.Д., ФИО2, ФИО4, ФИО1 нуждающимися в жилом помещении для участия в подпрограмме «Молодым семьям – доступное жилье».
Таким образом, как по состоянию на **.**.**** (первичное рассмотрение заявление Захарова В.В. о признании его и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении для участия в подпрограмме), так и по состоянию на **.**.**** (вторичное рассмотрение заявления), семья истцов являлась нуждающимися в жилом помещения для участия в подпрограмме.
Первично **.**.**** истец не мог представить документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилом помещении по объективным причинам, о которых ответчик был своевременно извещен. В период с **.**.**** по **.**.**** уровень обеспеченности общей площадью на одного члена молодой семьи исходя из состава семьи истцов и общей площади занимаемого ими жилого помещения на праве собственности, которая подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от **.**.****, не изменился, и составлял менее учетной нормы исходя из зарегистрированных лиц на указанной жилплощади, что подтверждается домовой книгой на жилое помещение по <адрес>.
Принимая во внимание, что семья истцов в 2013 году была обоснованно признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в число участников целевой программы по обеспечению жильем молодых семей, в настоящее время является обеспеченной общей площадью жилого помещения менее учетной нормы, установленной Постановлением Главы администрации г. Усть-Илимска от **.**.**** № **, а также учитывая, что решением Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска № ** от **.**.**** семья Захаровых признана нуждающейся в жилом помещении, принимая решение в рамках объема заявленных исковых требований, суд приходит к выводу, что решение Управления физической культуры, спорта и молодежной политики Администрации города Усть-Илимска № ** от **.**.**** об исключении семьи истцов из состава участников Программы является незаконным, а семья истцов подлежит восстановлению в качестве участников подпрограммы «Молодым семьям – доступное жилье» на 2016-2020 годы муниципальной программы муниципального образования город Усть-Илимск «Доступное жилье» на 2016-2020 годы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение Управления физической культуры, спорта и молодежной политики Администрации города Усть-Илимска № ** от **.**.**** об исключении Захарова В.В., Захаровой Н.Д., ФИО2, ФИО4, ФИО1 из состава участников Программы «Молодым семьям – доступное жилье» на 2016-2020 годы.
Восстановить Захарова В.В., Захарову Н.Д., ФИО2, ФИО4, ФИО1 на учете в качестве участников Программы «Молодым семьям – доступное жилье» на 2016-2020 годы.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Н.С. Банщикова