Судья Никитенкова Е.В. Дело № 33-6340/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В.,
судей Пристром И.Г., Ус Е.А.,
при секретаре Вахниной Т.В.,
рассмотрела в судебном заседании 7 декабря 2015 года дело по апелляционной жалобе Ш. Аси В. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 31 августа 2015 года, которым:
в удовлетворении иска Ш. Аси В. к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным решения от 29.04.2015 № 4/1382 об отказе Ш. Асе В. в удовлетворении заявления о постановке на учет для улучшения жилищных условий в рамках Закона Республики Коми от 28.06.2005 № 59-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений», обязании предоставить в собственность бесплатно земельный участок, отказано.
Заслушав доклад судьи Пристром И.Г., объяснения Ш., судебная коллегия
установила:
Ш. обратилась в суд с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным решения от 29.04.2015 № 4/1382 об отказе Ш. в удовлетворении заявления о постановке на учет для улучшения жилищных условий в рамках Закона Республики Коми от 28.06.2005 № 59-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений», обязании предоставить земельный участок.
В судебном заседании истец поддержала заявленные требования, представитель АМО ГО «Сыктывкар» полагал заявленные требования подлежащими оставлению без удовлетворения.
Судом принято приведенное выше решение, об отмене которого, как незаконного и необоснованного, поставлен вопрос Ш. в апелляционной жалобе.
Участвующая в суде апелляционной инстанции Ш. наставала на доводах жалобы об отсутствии оснований отказа в предоставлении земельного участка.
Ответчик, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения жалобы в заседании суда апелляционной инстанции участия не принял, своего представителя не направил.
Заявлений и ходатайств не поступило.
Препятствий для рассмотрения дела не установлено.
Проверив законность решения суда в порядке части 1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ по доводам жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из представленных документов, в период с 08.12.2006 по 31.01.2015 Ш., ее супруг Ш., дочь Ш.Э.А., <Дата обезличена> г.р., имели регистрацию по месту жительства и проживали по адресу: <Адрес обезличен>.
С 11.02.2015 истец и члены её семьи – супруг Ш., дети: Ш.Э.А., <Дата обезличена> г.р., Ш.А.А., <Дата обезличена> г.р., Ш.П.А. <Дата обезличена> г.р., зарегистрированы по месту пребывания и проживают по адресу: <Адрес обезличен>, в общежитии ГБОУ «Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина».
Ш. имеет право на предоставление мер социальной поддержки, установленных ст.19 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в <Адрес обезличен>», о чем ГБУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара» 06.04.2015 выдано удостоверение 077877 серии РК, сроком действия до 15.05.2024 года.
Право собственности на объекты недвижимости за Ш. и Ш. не зарегистрировано.
22.04.2015 истец обратилась в администрацию МО ГО «Сыктывкар» с заявлением о предоставлении земельного участка согласно Закону Республики Коми от 28.06.2005 № 59-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений», приложив необходимый пакет документов.
Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 29.04.2015 № 4/1382 отказано в постановке на учет в рамках Закона Республики Коми от 28.06.2005 года № 59-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений» Ш. с составом семьи 5 человек, в том числе: Ш. (муж), Ш.Э.А. (дочь), Ш.А.А. (дочь), Ш.П.А. (сын).
Отказ мотивирован ссылкой на то, что заявитель, с указанным составом семьи, зарегистрирована по месту пребывания (временно) в жилом помещении, расположенном по адресу: <Адрес обезличен>, в то время как земельные участки предоставляются гражданам в границах муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми, на территориях которых они зарегистрированы в установленном порядке по месту жительства.
Несогласие с принятым решением явилось основанием для обращения с иском в суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Ш., суд первой инстанции, проанализировав представленные сторонами и добытые в ходе рассмотрения дела доказательства в совокупности с положениями ст.2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», ст.5, 5(1) Закона Республики Коми от 28.06.2005 № 59-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений», исходил из правомерности оспариваемого постановления органа местного самоуправления и отсутствия доказательств регистрации истца и членов её семьи по месту проживания на территории МО ГО «Сыктывкар» на момент обращения в администрацию МО ГО «Сыктывкар» о предоставлении земельного участка.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Коми не может согласиться с выводами суда первой инстанции.
Согласно Конституции РФ (часть 3 статьи 40) жилое помещение бесплатно или за достойную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов может быть представлено малоимущим, и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с п.3 ст.2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Пунктами 1, 2 статьи 10 Земельного кодекса РФ определено, что к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 28 названного Кодекса предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В Республике Коми действует Закон Республики Коми от 28.06.2005 № 59-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений» (далее Закон), который устанавливает перечень лиц, которые имеют право на получение земельных участков бесплатно.
В соответствии с ч.2 ст.5 Закона РК № 59-РЗ, действующим на момент обращения Ш. в администрацию МО ГО «Сыктывкар» (22.04.2015) земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Коми или муниципальной собственности, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются однократно для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возможностью возведения жилого дома в соответствии с законодательством в собственность бесплатно, в том числе, гражданам, имеющим трех и более детей – родителям (одиноким родителям), опекунам, попечителям, приемным родителям, имеющим трех и более детей.
Земельные участки предоставляются гражданам в границах муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми, на территориях которых они зарегистрированы в установленном порядке по месту жительства (далее - муниципальные образования в Республике Коми), или в случае, указанном в абзаце третьем настоящей части, - на территориях иных муниципальных образований в Республике Коми.
Согласно ч.1 ст.27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Вместе с тем, праву свободно выбирать место жительства и пребывания корреспондирует обязанность гражданина РФ зарегистрироваться по месту жительства и пребывания.
В соответствии со ст.3 Закона РФ «О праве ФИО2 Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрация по месту жительства или месту пребывания предполагает наличие юридической и фактической связи гражданина с жилым помещением и адресом такой регистрации.
При этом, как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п.11 своего Постановления от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции принимает дополнительные (новые) доказательства, если признает причины невозможности представления таких доказательств в суд первой инстанции уважительными.
Принимая во внимание, что суд первой инстанции при разрешении настоящего спора не поставил на обсуждение обстоятельства, свидетельствующие о постоянном проживании заявителя на территории МО ГО «Сыктывкар», на которые ссылалась истец, в обоснование своего требования и не обязал представить доказательства, подтверждающие указанные обстоятельства, судебная коллегия полагает возможным принять в качестве дополнительных (новых) доказательств следующие документы: копии архивных справок о регистрации по месту жительства на Ш., Ш., Ш.Э.А. по адресу <Адрес обезличен> период с 08.12.2006-31.01.2015; копии трудовых книжек Ш., Ш.; копии свидетельств о рождении на Ш.Э.А.,15.05.2006г.рождения, Ш.А.А., 03.03.2015г.рождения, Ш.П.А., 03.03.2015г.рождения, выданных ТУ ЗАГС г.Сыктывкара; копии справок на Ш., Ш., наблюдающихся в поликлинике №3 г.Сыктывкара; копии справок о посещении несовершеннолетней Ш.Э.А. детского сада №13 г.Сыктывкар, школы №1,14 <Адрес обезличен>, о постановке на очередь в дошкольное учреждение-детский сад 14 г.Сыктывкара Ш.А.А., Ш.П.А., о наблюдении детей с рождения в детской поликлинике №2 г.Сыктывкар; копии полисов обязательного медицинского страхования, выданных Филиалом ООО «РГС-Медицина» «Россгострах-Сыктывкар-Медицина» на Ш., Ш., Ш.Э.А., Ш.А.А., Ш.П.А.; выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правообладателях объекта, расположенного по адресу: г.Сыктывкар, ул.Коммунистическая д.46 кв.187.
Анализ представленных в материалы дела доказательств свидетельствует о том, что Ш. и члены её семьи с 2005 года постоянно проживают на территории МО ГО «Сыктывкар», а трудоспособные члены семьи постоянно работают в г.Сыктывкаре, в период с 08.12.2006г.по 31.01.2015г. были зарегистрированы по месту жительства по адресу: <Адрес обезличен>(регистрация утрачена в результате продажи квартиры собственником Л.-матерью заявителя), по иному месту жительства заявитель и члены ее семьи регистрации по месту жительства не имеют.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что отказ администрации МО ГО «Сыктывкар» в постановке на учет в рамках Закона Республики Коми от 28.06.2005 № 59-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений» Ш. с составом семьи 5 человек, в том числе: Ш. (муж), Ш.Э.А. (дочь), Ш.А.А. (дочь), Ш.П.А. (сын), по мотиву отсутствие регистрации по месту жительства, нарушает права истца, в связи с чем у суда отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Оспариваемое решение подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных истцом требований.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 31 августа 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым признать незаконным постановление администрации МО ГО «Сыктывкар» от 29.04.2015 № 4/1382 в части отказа в постановке на учет в рамках Закона Республики Коми от 28.06.2005 года № 59-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений» Ш. Асе В. с составом семьи 5 человек, в том числе: Ш. (муж), Ш.Э.А. (дочь), Ш.А.А. (дочь), Ш.П.А. (сын).
Обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар» включить Ш. в список ФИО2 на получение земельных участков в собственность согласно закону Республики Коми от 28.06.2005 № 59-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений» с 22.04.2015 года.
Председательствующий-
Судьи-