Решение по делу № 02-1178/2015 от 02.02.2015

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

 

г. Москва                                                                 24 февраля 2015 года          

 

Бутырский районный суд г. Москвы 

в составе председательствующего судьи Бойковой А.А.,

при секретаре судебного заседания Жильцове А.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело  2-1178/15 по заявлению Панферова Р.В. об оспаривании решения Городской Межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей об отказе в предоставлении  жилого помещения,

 

установил:

 

Панферов Р.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Городской Межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей об отказе в предоставлении жилого помещения от 18.12.2014 г., ссылаясь на то, что оно незаконное и необоснованное, нарушает права и законные интересы заявителя. Заявитель указал, что в детстве остался без попечения родителей, воспитывался в детском доме, проживает в Москве и имеет право на однократное обеспечение жилым помещением в городе Москве согласно решения исполнительного комитета Кировского районного совета народных депутатов г. Москвы от 10.05.1990 г.  2404, которое должно было быть реализовано по мере выхода из детского дома и которое до настоящего времени не исполнено. Заявитель также в заявлении отметил, что не является нанимателем, членом семьи нанимателя, собственником жилого помещения. В марте *** г. он (заявитель) был незаконно возвращен в квартиру по адресу: ***, которая к тому моменту принадлежала третьим лицам, не являющимися членами его семьи и до настоящего времени продолжает проживать в нем до разрешения его жилищного вопроса.

В судебном заседании представитель Панферова  Р.В.  Федотов Е.В. заявление поддержал, просил решение от 18.12.2014 г. отменить и обязать Городскую Межведомственную комиссию по решению жилищных вопросов лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей рассмотреть вопрос о предоставлении Панферову Р.В. жилого помещения в г. Москве.  

Представитель заинтересованного лица Региональной общественной организации «Благотворительный центр «Соучастие в судьбе» *** в судебном заседании заявление Панферова Р.В. поддержал, указал, что у комиссии не имелось законных оснований для отказа заявителю в предоставлении жилого помещения.

Представитель Департамента социальной защиты населения г. Москвы по доверенности *** в судебном заседании против удовлетворения заявления возражал, указал, что комиссия не отказывала Панферову Р.В. в предоставлении жилого помещения, а лишь отложила рассмотрение его вопроса до предоставления им документов, подтверждающих возможность отдельного проживания в силу имеющегося психического заболевания.

Представитель Департамента городского имущества г. Москвы в судебное заседание не явился, извещен, представил возражения на заявление и просил его отклонить, ссылаясь на то, что Панферов Р.В. достиг возврата *** лет и утратил статус социальной сироты, пропустил срок исковой давности для обращения в суд за защитой нарушенного права на однократное предоставлении жилого помещения. В возражениях имеется ходатайство ДГИ г. Москвы о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Сама Городская Межведомственная комиссия по решению жилищных вопросов лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в судебное заседание полномочного представителя не направила, извещена, об уважительных причинах неявки представителя не сообщила, что не является препятствием к рассмотрению настоящего дела.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Из материалов дела видно, что Панферов Р.В. родился *** в г. Москве, его родителями являются *** и ***.; с рождения он был зарегистрирован в квартире, по адресу: ***, ответственным квартиросъемщиком которой на основании ордера  *** серии ***, выданного *** *** являлась его мать.

В *** года родители отказались от Панферова Р.В., в связи с чем решением Исполнительного комитета от ***  *** он был направлен на полное государственное обеспечение в Детский дом, с сохранением за ним жилой площади, расположенной по адресу: ***

С *** года до *** года Панферов Р.В. находился на полном государственном обеспечении в детских учреждениях: дом ребенка  ***, детский дом  ***, школа  интернат ***, школа  интернат  ***, школа - интернат  ***. Таким образом, является лицом, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 В отношении Парфенова Р.В. имеется решение исполнительного комитета  Кировского районного совета народных депутатов г. Москвы от *** г.  ***, в соответствии с которым Панферов Р.В. должен был быть обеспечен жилой площадью по мере выхода  из детского дома.

В *** года Панферов Р.В. по окончанию обучения был направлен для самостоятельного проживания по адресу закрепленной квартиры, где по возвращению был зарегистрирован по постоянному месту жительства.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что указанное жилое помещение *** г. было приватизировано в собственность *** и отчуждалось несколько раз. С *** г. квартира находится в собственности ***., который  членом семьи Панферова Р.В. не является.

Таким образом, Панфенов Р.В. не мог быть возвращен в ранее занимаемое жилое помещение, поскольку оно находилось в собственности третьих лиц, членом семьи которых заявитель не являлся.    

Установлено, что собственником жилых помещений, нанимателем и (или) членом семьи нанимателя Панферов Р.В. не является.

*** Панферов Р.В. обратился в Городскую межведомственную комиссию с заявлением о предоставлении жилого помещения из специализированного фонда г. Москвы, предназначенных для детей сирот, сроком на *** лет.

*** Комитет Совета Федерации по Конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам направил обращение заместителю Мера Москвы в Правительстве по вопросам социального развития о необходимости предоставить жилое помещение сироте Панферову Р.В. ввиду возвращения в несохраненное за ним жилое помещение, находящееся в собственности третьих лиц.

Комиссия (протокол от ***) сняла вопрос о предоставлении Панферову Р.В. жилого помещения до предоставления информации об установлении факта, оставшегося без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, а также уточнения информации из ПНД.

Материалами дела подтверждается, что представитель Региональной общественной организации «Благотворительный центр «Соучастие в судьбе» *** *** г. направлял в Департамент социальной защиты населения г. Москвы, председателю  Комиссии *** в том числе справку от *** из Городской поликлиники  *** о возможности Парфенова Р.В. проживать самостоятельно.

*** решением Городской Межведомственной комиссии Парфенову Р.В. отказано в предоставлении жилого помещения (квартиры) в городе Москве.

Указанное решение является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно статье 8 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Правоотношения в сфере социального обеспечения отдельных категорий граждан РФ возникают между гражданином и государством исключительно после присвоения гражданину определенного статуса лица, в том числе статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей. С указанного момента у гражданина возникает право на социальную поддержку со стороны государства. При этом право носит заявительный характер. С момента заявления гражданином о реализации своего права у государства возникает обязанность по предоставлению данному гражданину социальной поддержки в порядке, установленном законом.

В связи с этим доводы возражений Департамента городского имущества г. Москва о пропуске заявителем срока исковой давности не состоятельны и не применимы в рамках настоящего производства в порядке главы 25 ГПК РФ. Срок обращения в суд с настоящим заявлением Панферовым Р.В. соблюден.

В соответствии с Положением «О городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. распоряжения Правительства Москвы от 16.01.2014  9-РП) комиссия  в своей деятельности руководствуется Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными правовыми актами города Москвы. Комиссия осуществляет функции по рассмотрению обращения граждан, государственных органов и учреждений, организаций по вопросам обеспечения и защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решения комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. В случае равенства голосов присутствующих при решении конкретного вопроса повестки дня голос председателя, а в случае его отсутствия - заместителя председателя, председательствующего на заседании комиссии, является решающим; решение может быть обжаловано в судебном порядке.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года  159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года  159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно пункту 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года  159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Аналогичная норма содержалась и в подпункте 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а ранее в части 2 статьи 37 ЖК РСФСР.

В связи с принятием Федерального закона от 29 февраля 2012 года  15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с 1 января 2013 года детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции ФЗ от 29.02.2012 г.  15-ФЗ, ст. 109.1 ЖК РФ).

        Судом установлено, что Панферов Р.В. является лицом, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; в отношении заявителя имеется нереализованное решение исполнительного комитета Кировского районного совета народных депутатов г. Москвы от 10.05.1990 г. об обеспечении жилой площадью по мере выхода из детского дома; в *** г. он не мог быть возвращен в жилое помещение, принадлежащее по праву собственности третьим лицам, членом семьи которых заявитель не является.

Доводы возражений Департамента городского имущества г. Москва о том, что Панферов Р.В. утратил социальный статус по достижении *** летнего возраста не имеет право на обеспечение жилым помещением, суд находит несостоятельными, поскольку  неисполнение органами исполнительной власти по месту жительства заявителя в *** г. обязанности по представлению ему жилого помещения, не может являться основанием для лишения его в последующем такого права.

 

В связи с этим у Панферова Р.В. имеется право на предоставление отдельного жилья в городе Москвы. Оспариваемое решение комиссии от 18.12.2014 г. нарушает данное право заявителя, незаконно и подлежит отмене.

Поскольку комиссия осуществляет функции по рассмотрению обращений граждан по вопросам обеспечения и защиты жилищных прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии со статьей 258 ГПК РФ на нее следует возложить обязанность рассмотреть обращение Панферова Р.В. об обеспечении его жилым помещением. 

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

 

решил:

 

заявление Панферова Р.В. об оспаривании решения Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей об отказе в предоставлении жилого помещения  удовлетворить.

Признать решение Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 18.12.2014 г. об отказе в предоставлении Панферову Р.В. жилого помещения  незаконным и отменить его.

Обязать Городскую межведомственную комиссию по решению жилищных вопросов лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей рассмотреть обращение Панферова Р.В.  об обеспечении его жилым помещением.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Бутырский районный суд г. Москвы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 

 

Судья:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение в окончательной форме принято 26.02.2015 г.

 

02-1178/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Удовлетворено, 24.02.2015
Истцы
Панферов Н. В.
Суд
Бутырский районный суд
Судья
Бойкова А.А.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
24.02.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее