ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Москва 24 февраля 2015 года
Бутырский районный суд г. Москвы
в составе председательствующего судьи Бойковой А.А.,
при секретаре судебного заседания Жильцове А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1178/15 по заявлению Панферова Р.В. об оспаривании решения Городской Межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей об отказе в предоставлении жилого помещения,
установил:
Панферов Р.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Городской Межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей об отказе в предоставлении жилого помещения от 18.12.2014 г., ссылаясь на то, что оно незаконное и необоснованное, нарушает права и законные интересы заявителя. Заявитель указал, что в детстве остался без попечения родителей, воспитывался в детском доме, проживает в Москве и имеет право на однократное обеспечение жилым помещением в городе Москве согласно решения исполнительного комитета Кировского районного совета народных депутатов г. Москвы от 10.05.1990 г. № 2404, которое должно было быть реализовано по мере выхода из детского дома и которое до настоящего времени не исполнено. Заявитель также в заявлении отметил, что не является нанимателем, членом семьи нанимателя, собственником жилого помещения. В марте *** г. он (заявитель) был незаконно возвращен в квартиру по адресу: ***, которая к тому моменту принадлежала третьим лицам, не являющимися членами его семьи и до настоящего времени продолжает проживать в нем до разрешения его жилищного вопроса.
В судебном заседании представитель Панферова Р.В. Федотов Е.В. заявление поддержал, просил решение от 18.12.2014 г. отменить и обязать Городскую Межведомственную комиссию по решению жилищных вопросов лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей рассмотреть вопрос о предоставлении Панферову Р.В. жилого помещения в г. Москве.
Представитель заинтересованного лица Региональной общественной организации «Благотворительный центр «Соучастие в судьбе» *** в судебном заседании заявление Панферова Р.В. поддержал, указал, что у комиссии не имелось законных оснований для отказа заявителю в предоставлении жилого помещения.
Представитель Департамента социальной защиты населения г. Москвы по доверенности *** в судебном заседании против удовлетворения заявления возражал, указал, что комиссия не отказывала Панферову Р.В. в предоставлении жилого помещения, а лишь отложила рассмотрение его вопроса до предоставления им документов, подтверждающих возможность отдельного проживания в силу имеющегося психического заболевания.
Представитель Департамента городского имущества г. Москвы в судебное заседание не явился, извещен, представил возражения на заявление и просил его отклонить, ссылаясь на то, что Панферов Р.В. достиг возврата *** лет и утратил статус социальной сироты, пропустил срок исковой давности для обращения в суд за защитой нарушенного права на однократное предоставлении жилого помещения. В возражениях имеется ходатайство ДГИ г. Москвы о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Сама Городская Межведомственная комиссия по решению жилищных вопросов лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в судебное заседание полномочного представителя не направила, извещена, об уважительных причинах неявки представителя не сообщила, что не является препятствием к рассмотрению настоящего дела.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что Панферов Р.В. родился *** в г. Москве, его родителями являются *** и ***.; с рождения он был зарегистрирован в квартире, по адресу: ***, ответственным квартиросъемщиком которой на основании ордера № *** серии ***, выданного *** *** являлась его мать.
В *** года родители отказались от Панферова Р.В., в связи с чем решением Исполнительного комитета от *** № *** он был направлен на полное государственное обеспечение в Детский дом, с сохранением за ним жилой площади, расположенной по адресу: ***
С *** года до *** года Панферов Р.В. находился на полном государственном обеспечении в детских учреждениях: дом ребенка № ***, детский дом № ***, школа – интернат ***, школа – интернат № ***, школа - интернат № ***. Таким образом, является лицом, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В отношении Парфенова Р.В. имеется решение исполнительного комитета Кировского районного совета народных депутатов г. Москвы от *** г. № ***, в соответствии с которым Панферов Р.В. должен был быть обеспечен жилой площадью по мере выхода из детского дома.
В *** года Панферов Р.В. по окончанию обучения был направлен для самостоятельного проживания по адресу закрепленной квартиры, где по возвращению был зарегистрирован по постоянному месту жительства.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что указанное жилое помещение *** г. было приватизировано в собственность *** и отчуждалось несколько раз. С *** г. квартира находится в собственности ***., который членом семьи Панферова Р.В. не является.
Таким образом, Панфенов Р.В. не мог быть возвращен в ранее занимаемое жилое помещение, поскольку оно находилось в собственности третьих лиц, членом семьи которых заявитель не являлся.
Установлено, что собственником жилых помещений, нанимателем и (или) членом семьи нанимателя Панферов Р.В. не является.
*** Панферов Р.В. обратился в Городскую межведомственную комиссию с заявлением о предоставлении жилого помещения из специализированного фонда г. Москвы, предназначенных для детей сирот, сроком на *** лет.
*** Комитет Совета Федерации по Конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам направил обращение заместителю Мера Москвы в Правительстве по вопросам социального развития о необходимости предоставить жилое помещение сироте Панферову Р.В. ввиду возвращения в несохраненное за ним жилое помещение, находящееся в собственности третьих лиц.
Комиссия (протокол от ***) сняла вопрос о предоставлении Панферову Р.В. жилого помещения до предоставления информации об установлении факта, оставшегося без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, а также уточнения информации из ПНД.
Материалами дела подтверждается, что представитель Региональной общественной организации «Благотворительный центр «Соучастие в судьбе» *** *** г. направлял в Департамент социальной защиты населения г. Москвы, председателю Комиссии *** в том числе справку от *** из Городской поликлиники № *** о возможности Парфенова Р.В. проживать самостоятельно.
*** решением Городской Межведомственной комиссии Парфенову Р.В. отказано в предоставлении жилого помещения (квартиры) в городе Москве.
Указанное решение является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Правоотношения в сфере социального обеспечения отдельных категорий граждан РФ возникают между гражданином и государством исключительно после присвоения гражданину определенного статуса лица, в том числе статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей. С указанного момента у гражданина возникает право на социальную поддержку со стороны государства. При этом право носит заявительный характер. С момента заявления гражданином о реализации своего права у государства возникает обязанность по предоставлению данному гражданину социальной поддержки в порядке, установленном законом.
В связи с этим доводы возражений Департамента городского имущества г. Москва о пропуске заявителем срока исковой давности не состоятельны и не применимы в рамках настоящего производства в порядке главы 25 ГПК РФ. Срок обращения в суд с настоящим заявлением Панферовым Р.В. соблюден.
В соответствии с Положением «О городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. распоряжения Правительства Москвы от 16.01.2014 № 9-РП) комиссия в своей деятельности руководствуется Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными правовыми актами города Москвы. Комиссия осуществляет функции по рассмотрению обращения граждан, государственных органов и учреждений, организаций по вопросам обеспечения и защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решения комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. В случае равенства голосов присутствующих при решении конкретного вопроса повестки дня голос председателя, а в случае его отсутствия - заместителя председателя, председательствующего на заседании комиссии, является решающим; решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно пункту 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Аналогичная норма содержалась и в подпункте 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а ранее в части 2 статьи 37 ЖК РСФСР.
В связи с принятием Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с 1 января 2013 года детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции ФЗ от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ, ст. 109.1 ЖК РФ).
Судом установлено, что Панферов Р.В. является лицом, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; в отношении заявителя имеется нереализованное решение исполнительного комитета Кировского районного совета народных депутатов г. Москвы от 10.05.1990 г. об обеспечении жилой площадью по мере выхода из детского дома; в *** г. он не мог быть возвращен в жилое помещение, принадлежащее по праву собственности третьим лицам, членом семьи которых заявитель не является.
Доводы возражений Департамента городского имущества г. Москва о том, что Панферов Р.В. утратил социальный статус по достижении *** летнего возраста не имеет право на обеспечение жилым помещением, суд находит несостоятельными, поскольку неисполнение органами исполнительной власти по месту жительства заявителя в *** г. обязанности по представлению ему жилого помещения, не может являться основанием для лишения его в последующем такого права.
В связи с этим у Панферова Р.В. имеется право на предоставление отдельного жилья в городе Москвы. Оспариваемое решение комиссии от 18.12.2014 г. нарушает данное право заявителя, незаконно и подлежит отмене.
Поскольку комиссия осуществляет функции по рассмотрению обращений граждан по вопросам обеспечения и защиты жилищных прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии со статьей 258 ГПК РФ на нее следует возложить обязанность рассмотреть обращение Панферова Р.В. об обеспечении его жилым помещением.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
заявление Панферова Р.В. об оспаривании решения Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей об отказе в предоставлении жилого помещения – удовлетворить.
Признать решение Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 18.12.2014 г. об отказе в предоставлении Панферову Р.В. жилого помещения – незаконным и отменить его.
Обязать Городскую межведомственную комиссию по решению жилищных вопросов лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей рассмотреть обращение Панферова Р.В. об обеспечении его жилым помещением.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Бутырский районный суд г. Москвы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья:
Решение в окончательной форме принято 26.02.2015 г.