Судья Пустовая А.Г. Дело № 33а-5588/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 апреля 2019 года г. Волгоград
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Балашовой И.Б.
судей Тертышной В.В., Камышниковой Н.М.,
при секретаре Тороповой Т.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Гантимуровой С.В. к администрации Советского района Волгограда об оспаривании распоряжения органа местного самоуправления,
по апелляционной жалобе представителя административного истца Гантимуровой С.В. – Кровякова В.В.
на решение Советского районного суда г.Волгограда от 18 января 2019 года, которым постановлено:
в удовлетворении административного иска Гантимуровой С.В. к администрации Советского района Волгограда о признании незаконным и отмене распоряжения администрации Советского района Волгограда № <...> от 22 ноября 2018 г. «О демонтаже самовольно установленного нестационарного объекта (ограждения из металлической сетки), расположенного на территории, прилегающей к домовладению <адрес> - отказать.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Балашовой И.Б. судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Гантимурова С.В. обратилась в суд с иском, указав, что 22 ноября 2018 года администрация Советского района Волгограда, руководствуясь постановлением администрации Волгограда от 12 апреля 2013 года № 764 (редакция от 3 октября 2017 года) «Об утверждении Порядка демонтажа самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, Положения о комиссиях по решению вопросов о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда» издала распоряжение № 01-04/582-р «О демонтаже самовольно установленного нестационарного объекта (ограждения из металлической сетки), расположенного на территории, прилегающей к домовладению <адрес>
До указанной даты на территории Волгограда не было установлено какого-либо специального порядка, регулирующего принятие решения о сносе (демонтаже) самовольных построек, отвечающих требованиям п. 4 ст.222 ГК РФ, в связи с чем, орган местного самоуправления, реализуя предоставленное ему законом право, при принятии решения о сносе самовольной постройки, должен был руководствоваться общим порядком принятия нормативно-правового акта.
Сославшись на указанные обстоятельства, просила признать незаконным и отменить распоряжение администрации Советского района Волгограда № <...> от 22 ноября 2018 года «О демонтаже самовольно установленного нестационарного объекта (ограждения из металлической сетки), расположенного на территории, прилегающей к домовладению <адрес>
Судом по делу в качестве заинтересованного лица привлечён департамент муниципального имущества администрации Волгограда.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель административного истца Гантимуровой С.В.- Кровяков В.В. просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Выслушав представителя Гантимуровой С.В.- Кровякова В.В., поддержавшего доводы жалобы, возражения на них представителя администрации Советского района г.Волгограда Слипкань Е.А., проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 308 КАС РФ, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда постановленного в соответствии с законом.
В соответствии с ч.1 ст. 218, ч.2 ст. 227 КАС РФ, для признания решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Гантимурова С.В. (1/7 доли), Гантимуров Е.О. (5/7 доли), Сиуков И.О. (1/7 доли) являются собственниками жилого дома, расположенного по <адрес>
Распоряжением администрации Советского района Волгограда от 22 ноября 2018 г. № <...> «О демонтаже самовольно установленного нестационарного объекта (ограждения из металлической сетки), расположенного на территории, прилегающей к домовладению <адрес> собственнику самовольно установленного нестационарного объекта, расположенного на территории, прилегающей к домовладению <адрес> предложено осуществить добровольный демонтаж объекта в срок не позднее пяти рабочих дней со дня заседания комиссии (пункт 1), в случае неисполнения указанной обязанности, демонтировать самовольной установленный нестационарный объект, расположенный на территории, прилегающей к домовладению <адрес>: ограждение из металлической сетки, протяжённостью 18 п.м, в течение пяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного пунктом 1 настоящего распоряжения (пункт 2).
Отказывая в удовлетворении заявленного иска, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое распоряжение соответствует Порядку демонтажа самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда и Положению о комиссиях по решению вопросов о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, утверждённых постановлением администрации Волгограда от 12 апреля 2013 года № 764, Положению о комиссии по решению вопросов о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов на территории Советского района Волгограда, утверждённое распоряжением администрации Советского района Волгограда от 20 июля 2017 года № <...>, принято органом местного самоуправления в пределах своей компетенции, порядок принятия оспариваемого распоряжения нарушен не был.
Судебная коллегия не может не согласиться с данными выводами суда.
В соответствии со ст. 130 (ч.1) и 132 (ч.1) Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии с ч. 1 и 4 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, Федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 2 этого же Федерального закона благоустройство территории поселения (городского округа) - это комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
Пунктом 25 ч. 1 ст. 16 указанного Федерального закона к вопросам местного значения городского округа отнесено утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения;
В целях предотвращения самовольной установки нестационарных объектов движимого имущества на территории Волгограда, в соответствии с ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ст. 1, 25, 26, 72 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 12, 14 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решения Волгоградской городской Думы от 25 января 2012 года № 57/1728 "О мерах по выявлению и демонтажу самовольно установленных мобильных строений и сооружений на территории Волгограда", постановлением администрации Волгограда от 12 апреля 2013 года № 764 утвержден Порядок демонтажа самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда (в редакции постановления администрации Волгограда от 5 мая 2016 года № 627) и Положение о комиссиях по решению вопросов о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда.
Порядок демонтажа регламентирует деятельность администрации Волгограда, ее структурных подразделений, организаций и учреждений по осуществлению мероприятий, связанных с демонтажем самовольно установленных на территории Волгограда нестационарных объектов, для установки которых не требуется разрешение на строительство.
Согласно п. 2 Порядка демонтажа нестационарных объектов освобождению подлежат земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, а также объекты, находящиеся в муниципальной собственности, самовольно занятые киосками, павильонами, прицепами (тонарами) всех типов, лотками, палатками, прилавками и холодильным оборудованием для хранения и реализации скоропортящейся продукции и напитков, объектами общественного питания (кафетерии, закусочные и иные точки общественного питания), оборудованными в некапитальных строениях, торговыми автоматами и платежными терминалами, металлическими контейнерами и гаражами, хозяйственными постройками, не являющимися объектами недвижимости, ограждениями и иными объектами движимого имущества.
Демонтажу подлежат объекты, размещенные (смонтированные) на землях, не отведенных для этих целей в установленном порядке, на объектах, находящихся в муниципальной собственности, установленные и (или) эксплуатируемые без правовых оснований на их размещение, а также не демонтированные в установленный срок по окончании права пользования землями, а также объектами, находящимися в муниципальной собственности, в том числе в связи с прекращением действия договора на их размещение.
В соответствии с п. 3 Порядка демонтажа нестационарных объектов работу по выявлению объектов на территории Волгограда осуществляют администрации районов Волгограда.
Решения о демонтаже объектов на территории Волгограда принимают комиссии по решению вопросов о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, создаваемые в администрациях соответствующих районов Волгограда.
Согласно п. 4 Порядка демонтажа нестационарных объектов при выявлении объекта либо получении сведений о выявленных объектах от подразделений, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, администрация соответствующего района Волгограда направляет в департамент муниципального имущества администрации Волгограда (далее - ДМИ) запрос о проведении совместного обследования земельного участка (муниципального имущества), на котором расположен объект. ДМИ с привлечением специалистов администрации, комитета экономического развития администрации Волгограда, а в случае необходимости иных отраслевых структурных подразделений администрации Волгограда в срок не позднее пяти рабочих дней со дня получения запроса проводит обследование земельного участка, составляет акт обследования и направляет его в администрацию.
В соответствии с п. 5 Порядка заседание комиссии должно быть проведено не позднее 14 дней со дня поступления в администрацию акта обследования. Комиссия рассматривает акт обследования и иные материалы на своем заседании на предмет наличия оснований для демонтажа выявленного объекта или отсутствия оснований для демонтажа объекта.
Заседание комиссии оформляется протоколом.
В случае если по результатам рассмотрения комиссия придет к выводу о наличии оснований для демонтажа выявленного объекта, администрация в день заседания комиссии издает распоряжение о демонтаже самовольно установленного нестационарного объекта (далее - распоряжение) по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку, которое должно содержать:
-наименование (тип (вид) самовольно установленного нестационарного объекта, его размеры, описание, местоположение;
-предложение собственнику объекта осуществить добровольный демонтаж объекта в срок не позднее пяти рабочих дней со дня заседания комиссии;
-поручение конкретной организации в установленный срок (срок определяется распоряжением, начинает исчисляться со дня истечения срока на добровольный демонтаж и не может превышать пяти рабочих дней) осуществить выполнение работ по демонтажу, перевозке и хранению самовольно установленного нестационарного объекта по истечении срока на добровольный демонтаж объекта;
-состав исполнительной комиссии, контролирующей выполнение работ по демонтажу, перевозке и хранению самовольно установленного нестационарного объекта.
Согласно п. 6 Порядка в день издания распоряжения администрация:
-размещает распоряжение на официальном сайте администрации Волгограда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в разделе «Территориальные подразделения» в подразделе соответствующего территориального подразделения;
-направляет копию распоряжения в управление по взаимодействию со средствами массовой информации администрации Волгограда для опубликования его в официальном средстве массовой информации Волгограда;
-размещает информацию о принятом распоряжении на объекте с фото- или видеофиксацией;
-в случае если известен собственник объекта, направляет копию распоряжения собственнику объекта (заказным письмом, телеграммой, иным способом, подтверждающим получение копии распоряжения).
Управление по взаимодействию со средствами массовой информации администрации Волгограда не позднее трех дней со дня получения копии распоряжения из администрации обеспечивает его опубликование в ближайшем выпуске официального средства массовой информации Волгограда.
При рассмотрении дела судом установлено, что 12 ноября 2018 года в результате обследования земельного участка по <адрес>, комиссией в составе представителя департамента муниципального имущества администрации Волгограда, представителя администрации Советского района Волгограда установлено, что на указанном земельном участке размещено ограждение из металлической сетки протяжённостью 18 п.м., сведения о предоставлении права на размещение нестационарного объекта отсутствуют.
22 ноября 2018 года в администрации Советского района Волгограда состоялось заседание комиссии по решению вопросов о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов на территории Советского района Волгограда (далее - Комиссия).
Информация о дате, времени, месте и повестке дня заседания комиссии размещена на официальном сайте администрации Волгограда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в разделе «Территориальные подразделения» и направлена в управление по взаимодействию со средствами массовой информации администрации Волгограда для опубликования в официальном средстве массовой информации. Собственники домовладения <адрес>, кроме того, были оповещены о дате, времени и месте заседания комиссии путём направления по указанному адресу телеграммы, которая вручена лично Гантимуровой С.В.
По результатам работы Комиссии было принято решение рекомендовать главе администрации Советского района Волгограда издать распоряжение о демонтаже самовольно установленного нестационарного объекта (ограждения из металлической сетки), расположенного на территории, прилегающей к домовладению <адрес>.
В этой связи, главой администрации Советского района Волгограда было издано оспариваемое распоряжение.
Принимая во внимание вышеизложенные требования закона и установленные обстоятельства, судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что оспариваемое распоряжение административного ответчика соответствует Порядку демонтажа самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда и Положению о комиссиях по решению вопросов о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, утверждённых постановлением администрации Волгограда от 12 апреля 2013 год № 764, принято органом местного самоуправления в пределах своей компетенции, порядок принятия оспариваемого распоряжения нарушен не был.
При этом оспариваемое распоряжение не нарушает права и интересы административного истца, поскольку доказательств легитимности размещения спорного металлического ограждения стороной административного истца в материалы настоящего административного дела не представлено.
Таким образом, поскольку совокупность условий, при которых могут быть удовлетворены требования административного истца, по делу не установлена, судебная коллегия считает, что суд вынес правильное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Довод жалобы о том, что спорное ограждение является объектом недвижимости, вследствие чего применение к нему «Порядка демонтажа самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда» недопустимо, является несостоятельным к отмене решения, так как основан на неверном толковании норм материального права. В соответствии с частью 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Поскольку ограждение не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, не является отдельным объектом гражданского оборота, а лишь выполняет обслуживающую функцию по отношению к соответствующему земельному участку и находящимся на нем зданиям, то он не может быть признан объектом недвижимого имущества.
Иные доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения, повторяют правовую позицию административного истца, выраженную им в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, им дана надлежащая правовая оценка, подробно мотивированная в решении суда. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г.Волгограда от 18 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Гантимуровой С.В. – Кровякова В.В. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: