Решение по жалобе/протесту на постановление (районный суд) от 06.04.2022 по делу № 7-16036/2022 от 16.09.2022

                                                 12-1052/22

 

Р Е Ш Е Н И Е

адрес                                                                       06 апреля 2022 года

 

Судья Хамовнического районного суда адрес фио,

с участием защитника фио Трегубовой Е.Ю.,

представителя ИФНС России № 4 по адрес фио

рассмотрев жалобу генерального директора ООО «7 КРАСОК» Гайновой Е.В. на постановление заместителя начальника ИФНС России №4
по адрес от 27 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении №77042109110012800002 в отношении Гайновой Елены Валерьевны,

У С Т А Н О В И Л:

Вышеуказанным постановлением фио признана виновной 
в совершении административного правонарушения, предусмотренного
ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере сумма.

Не согласившись с вынесенным постановлением, фио обратилась в суд с жалобой, в которой просит обжалуемое постановление отменить как незаконное и необоснованное. По мнению заявителя,
в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения. Заявитель не была своевременно и надлежащим образом уведомлена о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, протокол был составлен в нарушение предусмотренных КоАП РФ сроков и не мог быть составлен в указанную в нем дату, в связи с чем по мнению заявителя протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством. Ранее фио привлекалась к административной ответственности за получение денежных средств из кассы организации с целью выплаты их иностранным работникам по платежной ведомости, обжалуемое постановление об АПН составлено в связи с выдачей заработной платы иностранным гражданам. Налоговый  орган необоснованно отказал в проведении по делу бухгалтерской экспертизы. Со ссылкой на судебную практику и нормы действующего законодательства полагает, что допущенное правонарушение является малозначительным. Как работодатель она была обязана выплатить заработную плату работникам даже при отсутствии у них банковского счета.  

В судебное заседание явилась защитник фио – фио, которая поддержала доводы жалобы и полагала возможным передать материалы по подведомственности в Тверской районный суд адрес,
по адресу совершения правонарушения. Также просила признать совершенное правонарушение малозначительным, поскольку деяние не повлекло за собой каких-либо опасных последствий для финансовой системы Российской Федерации. Приобщила к материалам дела заключение аудиторской организации, согласно которому выдача заработной платы нескольким иностранным сотрудникам на основании одной расчетной ведомости является одной валютной операцией, в связи с чем полагала, что действия фио подлежат квалификации как единое правонарушение.

Представитель ИФНС России № 4 по адрес фио возражал против удовлетворения жалобы и заявленного ходатайства
о передаче дела по подведомственности, просил оставить постановление
без изменения.

Проверив доводы заявителя и материалы дела, выслушав мнения участников процесса, суд не находит оснований для отмены либо изменения постановления по делу об административном правонарушении.

Частью 1 ст. 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты
и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами адрес, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных
за пределами адрес, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резидентами являются физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации.

К валютной операции, в силу пп. б п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" относится приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.

Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 года 173-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.

Этой же нормой установлен исчерпывающий перечень допустимых случаев осуществления юридическими лицами - резидентами расчетов
с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации и наличной иностранной валюте без использования банковских счетов в уполномоченных банках, к каковым выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках, не относится, валютным законодательством Российской Федерации это не предусмотрено; в перечень исключений такая выплата не входит.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты
и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела, 16 февраля 2018 года
ООО «7 КРАСОК» заключило трудовой договор с иностранным гражданином (нерезидентом) Пупакнум Сатрират, после чего 31 декабря 2019 года должностное лицо Общества выплатило нерезиденту по платежной ведомости от 30 декабря 2019 года денежные средства в сумме сумма.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Гайновой Е.В. к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений
не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении
в отношении Гайновой Е.В. с изложением обстоятельств совершенного правонарушения, копией трудового договора между ООО «7 КРАСОК»
и Пупакнум Сатрират, актом проверки соблюдения валютного законодательства и другими материалами дела, представленными должностным лицом ИФНС России №4 по адрес по запросу суда.

В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного
и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Указанные доказательства должностным лицом проверены на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии
с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

При разрешении данного дела об административном правонарушении должностным лицом правильно применены положения законодательства
о валютном регулировании и валютном контроле и сделан обоснованным вывод о доказанности наличия в действиях Гайновой Е.В. события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо,
его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Вступая в правоотношения, регулируемые валютным законодатель-ством Российской Федерации, фио должна была знать о существо-вании обязанностей, установленных валютным законодательством, и обязана была обеспечить их выполнение.

Доказательства наличия объективных обстоятельств, препятствовавших соблюдению норм валютного законодательства Российской Федерации, а также свидетельствующих о том, что фио предприняла все зависящие от нее меры по недопущению нарушения,
в материалах дела отсутствуют и заявителем таковых суду не представлено.

Согласно положениям п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ жалоба на постановление должностного лица по делу об административном правонарушении подается лицами, указанными в ст.ст. 25.1 - 25.5.1 настоящего Кодекса, в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела. Из материалов дела следует, что адресом рассмотрения дела об административном правонарушения является: адрес, который относится к подведомственности Хамовнического районного суда адрес. Таким образом, оснований для передачи материалов дела по подведомственности в Тверской районный суд адрес не усматривается.

Довод стороны защиты о том, что фио не была своевременно и надлежащим образом уведомлена о времени и месте составления протокола об административном правонарушении не может быть принят во внимание, поскольку, как следует из представленных материалов, протокол об административном правонарушении составлен 21 декабря 2021 года, при этом извещение о дате составления было направлено фио заблаговременно и получено ею лично 11 декабря 2021 года.

Существенных нарушений КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении, влекущих его признание недопустимым доказательством, не выявлено.

Доказательств направления в адрес налогового органа ходатайства о назначении по делу об административном правонарушении бухгалтерской экспертизы стороной защиты суду не представлено, в представленных по запросу суда из ИФНС документах эти сведения также отсутствуют. С учетом фактических обстоятельств, объема и сложности дела об административном правонарушении, суд также не усматривает оснований для назначения по делу бухгалтерской экспертизы.

Вопреки доводам стороны защиты факт привлечения фио к административной ответственности за получение денежных средств из кассы организации с целью выплаты их иностранным работникам по платежной ведомости не свидетельствует об отсутствии в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1  адрес.

Выдача сотрудникам нерезидентам заработной платы наличными денежными средствами в связи с отсутствием у них банковских счетов не является основанием для освобождения фио от административной ответственности за совершенное правонарушение, поскольку приведенные выше правовые нормы предусматривают исчерпывающий перечень допустимых случаев осуществления резидентами расчетов с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации. Сведений о том, что фио предприняла все необходимые меры для соблюдения норм валютного законодательства при расчетах с работником, в том числе письменно уведомила работника об обязанности открытия банковского счета, суду не представлено.

Довод стороны защиты о том, что выплата заработной нескольким иностранным сотрудникам на основании одной расчетной ведомости является одной валютной операцией и приведенное в обоснование данного факта заключение аудиторской организации не могут быть приняты во внимание, поскольку фио осуществлялись расчеты с разными иностранными гражданами – нерезидентами в рамках заключенных с каждым из нерезидентов трудовых договоров. Каждая операция по выплате заработной платы является самостоятельной валютной операцией, и, как следствие, образует самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что приведенные стороной защиты доводы направлены на переоценку установленных обстоятельств и доказательств по делу в выгодном для заявителя свете и не являются основанием для вывода об отсутствии в действиях Гайновой Е.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

Оценив характер и степень общественной опасности допущенного Гайновой Е.В. административного правонарушения и учитывая конкретные обстоятельства дела, суд полагает, что оснований для применения
к рассматриваемому правонарушению положения о малозначительности
не имеется.

Пунктом 63 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года 537, пунктами 55, 58, 59, 62 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года №683 установлено, что валютная политика является частью мер национальной безопасности, направленных на обеспечение экономической безопасности государства и граждан, одним из направлений которой является преодоление оттока капитала, борьба с коррупцией, теневой и криминальной экономикой.

С учетом этого, оснований полагать совершенное Гайновой Е.В. правонарушение в области валютного законодательства малозначительным не имеется.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлениях
от 15 июля 1999 года 11-П, от 11 марта 1998 года 8-П и от 12 мая 1998 года 14-П отметил, что санкции должны отвечать вытекающим
из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости
и соразмерности.

Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь
за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, компенсационного характера применяемых санкций, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств.

Оценив конкретные обстоятельства дела, а также учитывая соразмерность назначенного наказания конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния и причиненному им вреду, следует признать, что назначенное Гайновой Е.В. наказание предусмотрено санкцией ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ и соответствует принципам справедливости, соразмерности.

Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица ИФНС России №4 по адрес.

Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ.

Принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу Гайновой Е.В. по делу не усматривается.

Порядок и срок привлечения Гайновой Е.В. к административной ответственности не нарушены.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.5-30.8 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ №4
░░ ░░░░░ ░░ 27 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ №77042109110012800002 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.

 

 

░░░░░                                                                                     ░.░. ░░░░░░░░

7-16036/2022

Категория:
Административные
Статус:
Завершено, 02.11.2022
Ответчики
Гайнова Елена Валерьевна
Суд
Московский городской суд
Судья
Моргасов М.М.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее