Дело № 2а-6582/2019
УИД 75RS0001-01-2019-008141-83
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 ноября 2019 года Центральный районный суд г. Читы в составе: председательствующего судьи Филипповой И.Н., при секретаре Богомазове А.С., с участием административного истца Черных Е.В., представителя административного ответчика Тестовой А.В., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, диплом №., заинтересованного лица Черных И.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чите административное дело по иску Черных ЕВ к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края об оспаривании решения, понуждению к действиям
у с т а н о в и л:
административный истец обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, ссылаясь на то, что она ДД.ММ.ГГГГ заключила с ООО «Стройинвест» договор № об участии в долевом строительстве. Предметом договора выступило инвестирование в строительство многоквартирного жилого дома, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>. Данный дом не был достроен. ДД.ММ.ГГГГ она, совместно с мужем приобрела в общую совместную собственность однокомнатную квартиру по адресу: <адрес>. Заключением Инспекции государственного строительного надзора <адрес> ДД.ММ.ГГГГ административный истец была включена в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, что в дальнейшем послужило основанием для определения ее очереди в списках лиц, принятых на учет в качестве имеющих право на меры государственной поддержки в виде предоставления в собственность жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ был принят закон Забайкальского края N 1008-ЗЗК «О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов или приобретение жилых помещений на территории <адрес>». В этом законе были определены меры государственной поддержки «обманутых дольщиков» и порядок их предоставления. Во исполнение этого закона было принято Постановление Правительства Забайкальского края от 06.05.2015 № 217 "Об утверждении Порядка однократного бесплатного предоставления жилых помещений жилищного фонда Забайкальского края в собственность гражданам, инвестировавшим денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории <адрес> с целью приобретения жилого помещения для дальнейшего проживания, надлежащим образом исполняющим или исполнившим свои обязательства в соответствии с условиями заключенной сделки и пострадавшим от недобросовестных действий застройщиков или иных лиц, привлекших денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов", в котором установлен механизм предоставления жилья, перечень документов, необходимых для принятия решения о предоставлении пострадавшему такой меры государственной поддержки. ДД.ММ.ГГГГ Черных Е.В. подала заявление в Комиссию по выработке решений о предоставлении мер господдержки Департамента государственного имущества и земельных отношений <адрес> о предоставлении ей жилья. К заявлению были приложены все документы, предусмотренные Законом и Порядком, в том числе документы о имеющемся в собственности жилья. На момент подачи заявления в собственности Черных Е.В. имелись: 1/3 доля в квартире по адресу: <адрес>, которая составила 19,1 кв.м. (общая площадь 57,3 кв.м.) и 1/3 доля в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес> размером 13,03 кв.м. (общая площадь 39,1 кв.м.). Доля в квартире по <адрес> была определена на основании брачного договора которым определили доли в квартире по <адрес>, выделив по справедливости понесенных затрат 2/3 доли Черных И.И. и 1/3 доли (13,03 кв.м.) Черных Е.В. По мнению Черных, брачный договор лишь изменил режим общей совместной собственности, но не был отчуждением этого имущества. В связи с материальными трудностями, квартира по адресу: <адрес>А <адрес> была продана ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ года Черных Е.В. была уведомлена о том, что она принята на учет в качестве лица, имеющего право на меру господдержки в виде предоставления жилья. А решением Департамента исх. № от ДД.ММ.ГГГГ. ей было отказано в предоставлении мер господдержки. Причина отказа: подпункт 1 п. 8 Порядка однократного бесплатного предоставления жилых помещений... - «несоответствие пострадавшего соинвестора требованиям Закона края и настоящим Положением.» Уведомление об отказе получено ДД.ММ.ГГГГ. В качестве обоснования был указан брачный контракт, которым Черных Е.В. уменьшила свою долю в квартире по <адрес> с ? до ? доли. С решением об отказе в предоставлении меры государственной поддержки в виде однократного предоставления в собственность жилого помещения не согласна так как для получения меры господдержки в виде жилья, соинвестор должен на момент предоставления поддержки обладать долей в недвижимости менее 36 кв.м. и не должен был производить отчуждение доли, превышающей 36 кв.м. после ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем Черных Е.В. никогда не обладала долей в праве собственности на недвижимое имущество больше 36 кв.м.: каждая из долей в принадлежащих ей квартирах меньше 36 кв.м. - как до заключения брачного договора, так и после. Законом Забайкальского края не предусмотрено сложение долей в разных жилых помещениях. Просит суд с учетом уточнений признать незаконным и отменить Решение Департамента государственного имущества и земельных отношений <адрес> об отказе Черных ЕВ в предоставлении меры государственной поддержки в виде однократного предоставления в собственность жилого помещения жилищного фонда Забайкальского края и обязать административного ответчика восстановить Черных ЕВ в очереди лиц, состоящих на учете имеющих право на меру господдержки в виде однократного предоставления жилья, на дату вынесения отказа.
Административный истец в судебном заседании требования подержала.
Представитель административного ответчика возражала против заявленных требований, по основаниям, указанным в возражениях.
Заинтересованное лицо в судебном заседании поддержал позицию административного ответчика.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, а именно нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, возлагается на лицо, обратившееся в суд.
По смыслу ст.227 КАС РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Законом Забайкальского края "О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов или приобретение жилых помещений на территории Забайкальского края" № 1008-ЗЗК определены основные направления деятельности исполнительных органов государственной власти Забайкальского края по защите прав граждан Российской Федерации, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Забайкальского края с целью приобретения жилого помещения для дальнейшего проживания, надлежащим образом исполняющих или исполнивших свои обязательства в соответствии с условиями заключенной сделки и пострадавших от недобросовестных действий застройщиков или иных лиц, привлекших денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов (далее - пострадавшие соинвесторы), или граждан Российской Федерации, инвестировавших денежные средства в приобретение жилых помещений на территории Забайкальского края, надлежащим образом исполняющих или исполнивших свои обязательства в соответствии с условиями заключенной сделки и пострадавших от недобросовестных действий лиц, привлекших денежные средства граждан для приобретения жилых помещений (далее - пострадавшие приобретатели).
В соответствии с указанным законом, административный ответчик, как уполномоченный орган в области управления и распоряжения государственной собственностью Забайкальского края осуществляет следующие полномочия в сфере защиты прав пострадавших соинвесторов и пострадавших приобретателей: 1) в пределах своей компетенции разрабатывает проекты правовых актов, направленных на реализацию мер по защите прав пострадавших соинвесторов и пострадавших приобретателей; 2) в пределах своей компетенции предоставляет меры государственной поддержки пострадавшим соинвесторам и пострадавшим приобретателям, установленные настоящим <адрес>; 3) формирует и ведет реестр приобретателей.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 06.05.2015 № 217 утвержден Порядок однократного предоставления жилых помещений жилищного фонда Забайкальского края в собственность пострадавших соинвесторов, который устанавливает механизм однократного предоставления жилых помещений в собственность пострадавших соинвесторов, указанных в статье 1 Закона Забайкальского края от 17 июня 2014 года N 1008-ЗЗК "О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов или приобретение жилых помещений на территории Забайкальского края".
Материалами дела подтверждается, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ административный истец была включена в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены в связи с тем, что заключив с ООО «Стройинвест» договор № об участии в долевом строительстве, предметом которого выступило инвестирование в строительство многоквартирного жилого дома, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес> не исполнением обязательств застройщика, была лишена права на получение объекта долевого участия в строительстве в собственность.
Согласно ст.6 п.2 вышеназванного Закона Забайкальского края, жилые помещения предоставляются однократно в собственность пострадавшим соинвесторам, которые на момент предоставления меры государственной поддержки не имеют в собственности жилого помещения, за исключением доли в праве собственности на жилое помещение (жилой дом), если размер площади, приходящейся на указанную долю, не превышает 36 квадратных метров. Жилые помещения не предоставляются пострадавшим соинвесторам, заключившим сделки по отчуждению принадлежащих им на праве собственности жилых помещений (долей в праве собственности на жилые помещения (жилые дома)) после вступления в силу настоящего Закона края.(в ред. Закона Забайкальского края от 27.12.2016 N 1446-ЗЗК)
В редакции Закона Забайкальского края от 17.07.2018 N 1642-ЗЗК указанный пункт был изложен следующим образом : Жилое помещение не предоставляется пострадавшему соинвестору, если после вступления в силу настоящего Закона края, право собственности пострадавшего соинвестора на принадлежавшее ему жилое помещение (жилой дом) либо на принадлежавшую ему долю в праве собственности на жилое помещение (жилой дом), размер площади, приходящейся на которую, превышал 36 квадратных метров, прекращено в результате заключения им сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, включая судебные акты.
Также в ходе рассмотрения дела установлено, что на момент подачи заявления в ДД.ММ.ГГГГ в собственности Черных Е.В. имелись: 1/3 доля в квартире по адресу: <адрес>, которая составила 19,1 кв.м. (общая площадь 57,3 кв.м.) и 1/3 доля в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес> размером 13,03 кв.м. (общая площадь 39,1 кв.м.).
Доля в квартире по <адрес> была определена на основании брачного договора от ДД.ММ.ГГГГ, которым супруги определили доли в квартире по <адрес>, выделив со слов административного истца по справедливости понесенных затрат 2/3 доли в собственность Черных И.И. и 1/3 доли (13,03 кв.м.) в собственность административного истца.
Решением Департамента исх. № от ДД.ММ.ГГГГ на основании п.8 Порядка однократного предоставления жилых помещений жилищного фонда <адрес> в собственность пострадавших соинвесторов, административному истцу было отказано в предоставлении мер господдержки в связи с несоответствием пострадавшего соинвестора требованиям <адрес> поскольку ею было произведено отчуждение имущества (составление брачного договора), которое в итоге привело к уменьшению доли в праве собственности на жилые помещения и позволило Черных Е.В. указывать, что в ее собственности имеются жилые помещения, в которых доля принадлежащая ей менее 36 м?.
По мнению административного истца брачный договор лишь изменил режим общей совместной собственности, но не был отчуждением этого имущества, с чем не соглашается суд, так как данное утверждение является неверным толкованием норм материального права, так на основании ст. 39 СК РФ при разделе общего имущества супругов и определении долей в этом имуществе доли супругов признаются равными, в связи с чем, истец заключив брачный договор и произведя при его заключение отступление от равенства долей, тем самым произвела отчуждение своей законной части доли в пользу супруга.
Из указанного следует, что в результате изменения режима совместной собственности супругов и определения в пользу истца меньшей доли, чем это презюмируется нормой ст.39 СК РФ, административный истец намерено уменьшила свою долю в праве собственности на жилье, которое в итоге стало составлять вместо 38,65 кв.м (19,1 +19,55) - 32,13 кв.м.
Из указанного следует, что административному истцу правомерно было отказано в предоставлении мер господдержки в связи с несоответствием пострадавшего соинвестора требованиям Закона края, поскольку право собственности административного истца на принадлежавшие ему доли в праве собственности на жилые помещения (жилой дом), размер площади, приходящейся на которую, превышал 36 квадратных метров, было уменьшено целенаправленно в результате заключения ею брачного договора.
При этом ссылку на то, что нормами Закона Забайкальского края "О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов или приобретение жилых помещений на территории Забайкальского края" № 1008-ЗЗК не предусмотрено суммирование имеющихся в собственности площадей, суд находит не состоятельной, поскольку в силу действующих норм жилищного права (ст.51 ЖК РФ), которые в данном случае возможно применить к возникшим правоотношениям, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, имеющихся у гражданина как в собственности так и по договору социального найма или найма жилого помещения.
Ссылка на то что брачный договор был заключен до вступления в законную силу изменений 17.07.2018 № 1642-ЗЗК, а следовательно данные изменения не должны применяться в настоящем случае - также не состоятельна, поскольку данные изменения связывают предоставление меры гос.поддержки пострадавшему соинвестору с моментом предоставления жилья и вступлением в силу названного закона № 1008-ЗЗК, а не с моментом подачи заявления на предоставление мер поддержки.
Таким образом, при рассмотрении дела не установлено, что оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а соответственно отсутствует один из необходимых элементов для удовлетворения административного иска при оспаривании решения гос.органа, в связи с чем у суда отсутствуют основания для удовлетворения иска в полном объеме, в том числе и по требованиям истца об обязании административного ответчика восстановить Черных ЕВ в очереди лиц, состоящих на учете имеющих право на меру господдержки в виде однократного предоставления жилья, на дату вынесения отказа.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении административного искового заявления Черных ЕВ к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края об оспаривании решения, понуждению к действиям - отказать.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца со дня изготовления его мотивированного текста, путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г.Читы.
Мотивированный текст изготовлен 15.11.2019.
Судья И.Н. Филиппова