Дело № 2а-5063/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 ноября 2018 года г. Йошкар-Ола
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Юмановой Е.В.
при секретаре судебного заседания Малининой А.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Йошкар-Олы в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации, размещенной в информационно-коммуникационной сети, запрещенной к распространению,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Йошкар-Олы, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл с административным иском к Роскомнадзору о признании информации о предоставлении услуг по оформлению фиктивной временной регистрации иностранных граждан на территории Российской Федерации, размещенную на сайте <данные изъяты> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В обоснование заявленного административного искового требования указано, что в ходе проведенной прокуратурой г. Йошкар-Олы проверки выявлен сайт <данные изъяты>, содержащий информацию о <данные изъяты>. Обеспечение доступа к данной информации способствует совершению коррупционного правонарушения в сфере миграции, а также подрывает основы конституционного строя, что послужило основанием для обращения прокуратуры г. Йошкар-Олы в суд с настоящим административным иском.
В судебном заседании старший помощник прокурора г. Йошкар-Олы Пузырева Н.А. административное исковое заявление поддержала, просила признать информацию о предоставлении услуг по оформлению фиктивной временной регистрации иностранных граждан на территории Российской Федерации, запрещенной к распространению.
Административный ответчик Роскомнадзор, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание явку представителя не обеспечил, направил письменный отзыв на административный иск, также просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
По правилам статьи 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившегося административного ответчика по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы административного дела, исследовав доказательства, выслушав объяснения представителя административного истца, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что прокуратурой г. Йошкар-Олы в ходе проверки интернет-ресурсов при исполнении законодательства об информации, информационных технологий и о защите информации, а также законодательства о противодействии коррупции выявлен интернет-сайт <данные изъяты> на котором в свободном доступе размещена информация <данные изъяты>
Из акта осмотра интернет-ресурса от 14 августа 2018 года установлено, что вход на данный интернет-ресурс является свободным, предварительной регистрации не требуется, ознакомиться с содержанием интернет-страницы может любой интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение информации отсутствуют.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации (часть 1). Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (часть 6).
Согласно части 5 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть1 статья 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Частями 1, 2, 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». В реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
По смыслу статьи 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.
Статьей 322.2. Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за фиктивную регистрацию иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации
Из перечисленных правовых норм в их взаимосвязи следует, что информация, размещенная в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на странице сайта <данные изъяты> носит противоправный характер, поскольку направлена на совершение деяний, запрещенных статьей 322.2 Уголовного кодекса Российской Федерации. Обеспечение доступа к незаконной информации создает угрозу нарушения прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, целостности и безопасности Российской Федерации.
Из разъяснений высшей судебной инстанции, приведенных в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 марта 2018 года, решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим иную распространяемую посредством сети «Интернет» информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (часть 3 статьи 1 КАС РФ).
Производство по таким делам осуществляется по общим правилам административного искового производства, предусмотренным разделами I - III, VI - VIII данного кодекса.
Поскольку федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (далее - Роскомнадзор), подлежит привлечению к участию в рассмотрении соответствующих административных дел в качестве административного ответчика, административное исковое заявление подается в районный суд по месту нахождения Роскомнадзора или его территориального органа (статьи 19, 22 КАС РФ), если административное дело не отнесено к подсудности Московского городского суда (часть 2 статьи 20 КАС РФ). При этом неявка административного ответчика в судебное заседание, за исключением случая, когда его явка признана судом обязательной, непредставление им объяснений по административному делу не препятствуют рассмотрению дела по существу.
Таким образом, иск прокурора г. Йошкар-Олы обоснованно предъявлен к Роскомнадзору по месту нахождения Управления Роскомнадзора по Республике Марий Эл.
Оценивая в совокупности собранные по делу доказательства, конкретные обстоятельства дела, суд приходит к итоговому выводу об удовлетворении административного иска прокурора г. Йошкар-Олы, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Роскомнадзору о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети запрещенной к распространению.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административный иск прокурора города Йошкар-Олы, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте <данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Юманова
мотивированное решение составлено 28 ноября 2018 года.