№ 5-20.2-2311/2022
77RS0017-02-2022-020403-33
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Москва, «25» сентября 2022 года
Судья Нагатинского районного суда города Москвы Акопян Г.Ж., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении:
Бурмистровой Светланы Николаевны, ...паспортные данные, гражданки Российской Федерации, зарегистрированной по адресу: адрес, ранее не привлекавшейся к административной ответственности, пенсионерки,
УСТАНОВИЛ:
Бурмистрова С.Н. совершила правонарушение, выразившееся в участии в несанкционированном митинге, шествии, повлекших создание помех движению пешеходов и транспортных средств:
24 сентября 2022 года, в период времени с 17 часов 00 минут до 20 часов 00 минут, по адресу: адрес, состоялось публичное массовое мероприятие в форме митинга, несогласованного с органами исполнительной власти города Москвы, с количеством участников около 400 человек, одним из которых являлась гражданка Бурмистрова С.Н. Несогласованная акция, переросла в массовое шествие по центральным улицам города (Никольский переулок, адрес), в ходе которого его участники на всем своем пути следования, создавали помехи пешеходам и транспортным средствам, полностью перекрывая собой пешеходные тротуары и проезжую часть.
Согласно сведениям Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы (письмо вх. №21-19-6085/22 от 23.09.2022 г.) уведомлений о проведении каких-либо публичных массовых мероприятий 24.09.2022 в центральной части города (в частности по адресу: адрес) в Правительство города Москвы не поступало и никакие публичные мероприятие не согласовывались.
Сотрудниками полиции, непосредственно во время проведения несогласованной акции в форме митинга и шествия, посредством громкоговорителей, осуществлялось информирование его участников о том, что проведение публичного мероприятия 24 сентября 2022 года, и участие в нем, незаконно, а также о необходимости освободить пешеходную и проезжую части и не создавать помехи транспортным средствам и пешеходам.
Вместе с тем, 24 сентября 2022 года, в период времени с 17 часов 00 минут
до 20 часов 00 минут, по адресу: адрес, гражданка Бурмистрова С.Н., в составе группы граждан в количестве около 400 человек, привлекая внимание граждан и средств массовой информации, игнорируя разъяснения сотрудников полиции, скандировал лозунги: «Нет войне!», «Путина в окопы!» и другие, то есть добровольно принял участие в несогласованной массовой акции в форме митинга и шествия по центральным улицам города Москвы (Никольский переулок, адрес), в ходе которого создавал помехи движению пешеходов и транспортных средств, перекрывая собой пешеходные тротуары и проезжую часть, чем допустил нарушение вышеуказанных требований Федерального Закона от 19.06.2004 г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и требований закона города Москвы № 10 от 04.04.2007 года «Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований», на неоднократные требования сотрудников полиции прекратить свои противоправные действия не реагировал, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.6.1 ст. 20.2 КоАП РФ.
Бурмистрова С.Н. в судебное заседание явилась, вину в совершении административного правонарушения не признала, оспаривала факт участия в митинге, указав, что находилась в храме на богослужении, после чего пошла на остановку, она не совершала никаких противоправных действий, требований о прекращении противоправных действий не получала, была без оснований задержана сотрудниками полиции.
Защитник Бурмистровой С.Н. – фио поддержал доводы своей подзащитной, просил также производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях Бурмистровой С.Н. состава административного правонарушения.
Исследовав письменные материалы дела, выслушав участников процесса, оценив в совокупности все обстоятельства по делу, суд приходит к выводу о том, что вина Бурмистровой С.Н. в совершении административного правонарушения подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, а именно:
- протоколом об административном правонарушении от 25.09.2022 г., согласно которому 24 сентября 2022 года, в период времени с 17 часов 00 минут
до 20 часов 00 минут, по адресу: адрес, гражданка Бурмистрова С.Н., в составе группы граждан в количестве около 400 человек, привлекая внимание граждан и средств массовой информации, игнорируя разъяснения сотрудников полиции, скандировала лозунги: «Нет войне!», «Путина в окопы!» и другие, то есть добровольно принял участие в несогласованной массовой акции в форме митинга и шествия по центральным улицам города Москвы (Никольский переулок, адрес), в ходе которого создавал помехи движению пешеходов и транспортных средств, перекрывая собой пешеходные тротуары и проезжую часть, чем допустил нарушение вышеуказанных требований Федерального Закона от 19.06.2004 г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и требований закона города Москвы № 10 от 04.04.2007 года «Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований», на неоднократные требования сотрудников полиции прекратить свои противоправные действия не реагировал, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.6.1 ст. 20.2 КоАП РФ;
- рапортами полицейских 2 батальона 3 роты 2 СПП ГУ МВД России по г.Москве фио и фио, и их письменными объяснениями, при даче которых они предупреждены по ст.17.9 КоАП РФ, согласно которым 24.09.2022 года они находились на службе по охране общественного порядка, на территории г.Москвы. 24 сентября 2022 года, в период времени с 17.00 часов до 20.00 часов, по адресу: адрес, гражданка Бурмистрова С.Н., в составе группы граждан в количестве около 400 человек, привлекая внимание граждан и средств массовой информации, игнорируя разъяснения сотрудников полиции, скандировал лозунги: «Нет войне!», «Путина в окопы!» и другие, то есть добровольно принял участие в несогласованной массовой акции в форме митинга и шествия по центральным улицам города Москвы (Никольский переулок, адрес), в ходе которого создавал помехи движению пешеходов и транспортных средств, перекрывая собой пешеходные тротуары и проезжую часть, чем допустил нарушение вышеуказанных требований Федерального Закона от 19.06.2004 г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и требований закона города Москвы № 10 от 04.04.2007 года «Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований», на неоднократные требования сотрудников полиции прекратить свои противоправные действия не реагировала;
- протоколами о доставлении лица, совершившего административное правонарушение, протоколом об административном задержании, согласно которому Бурмистрова С.Н. была задержана 24.09.2022 г., в связи с совершением административного правонарушения, предусмотренного ч.6.1 ст. 20.2 КоАП РФ;
- сообщением Правительства Москвы - Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы от 23.09.2022 г. о том, что уведомлений о проведении каких-либо публичных массовых мероприятий 24.09.2022 г. на территории г.Москвы в Правительство города Москвы не поступало, и никакие публичные мероприятие не согласовывались; другими материалами дела.
Указание в протоколе об административном задержании правонарушении некорректной даты его составления – 25.09.2022 г. в 21 час. 00 мин. вместо 24.09.2022 не является его существенным недостатком, не влечет признание недопустимым доказательством по делу и исключение из числа доказательств, поскольку данное обстоятельство является явной технической опиской, подлежащей исправлению по правилам ст. 29.12.1 КоАП РФ, при этом ее исправление не влечет изменение существа данного процессуального документа, иными процессуальными документами, включая протоколы об административном доставлении, рапорты и письменные объяснения, определение о передаче дела в суд, с очевидностью подтверждается дата составления – 24.09.2022 года, что также не оспаривается самой Бурмистровой С.Н.
Данные доказательства оформлены сотрудниками полиции в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Допустимость и перечисленных доказательств сомнений у суда не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.
В имеющемся в деле протоколе об административном правонарушении указаны сведения, предусмотренные ч. 2 ст.28.2 КоАП РФ, в том числе описано событие вменяемого административного правонарушения, протокол подписан уполномоченным должностным лицом. Протокол об административном правонарушении соответствует ст.28.2 КоАП РФ, процедуры, предписанные нормами КоАП РФ, соблюдены, нарушения прав на защиту не усматривается.
В соответствии с ч.6.1 ст.20.2 КоАП РФ административным правонарушением признается участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление такой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.
Исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями ст. ст. 17, 19, 55 Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, то есть в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно п. 1 ст. 20 которой, каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, ст. 21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", которым в рамках организации публичного мероприятия предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности, на что указано в ст. 4 данного Закона.
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 того же Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1 ст. 7), а также не позднее, чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (п. п. 1. и 2 ст. 5).
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ, уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
Частью 5 статьи 5 вышеназванного Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
В силу п. 2 ст. 2 Закона г. Москвы от 12 апреля 2007 года N 10 "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований", уведомление о проведении публичного мероприятия с заявляемым количеством участников до пяти тысяч человек подается в префектуру административного округа города Москвы, на территории которого предполагается проведение публичного мероприятия; свыше пяти тысяч человек, а также в случае, если публичное мероприятие (за исключением пикетирования) предполагается проводить на территории адрес либо на территории более чем одного административного округа города Москвы (независимо от количества его участников), - в Правительство Москвы.
Статьей 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" публичное мероприятие определено как открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.
Митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем, преимущественно общественно-политического характера; демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации; шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам; пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции; уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
Частью 3 ст. 6 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ установлено, что во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
Как следует из протокола об административном правонарушении и исследованных судом письменных материалов дела, Бурмистрова С.Н. принимала участие в несанкционированном митинге, шествии. Данное публичное мероприятие создавало препятствия и помехи функционированию транспортной и социальной инфраструктуры, движению пешеходов и транспортных средств, доступу граждан к объектам транспортной и социальной инфраструктуры.
Рапорта сотрудников полиции о выявленном административном правонарушении содержат необходимые сведения, указывающие как на событие данного нарушения, так и на лицо, к нему причастное. Каких-либо сведений, объективно свидетельствующих о заинтересованности указанных лиц, составивших рапорта, материалы дела не содержат, а исполнение полицейскими своих служебных обязанностей, включая выявление административных правонарушений, само по себе, не может свидетельствовать об их предвзятости в изложении совершенного Бурмистровой С.Н. административного правонарушения.
Обстоятельства, изложенные в рапортах, сотрудники полиции подтвердили, дав подробные письменные объяснения, при даче которых они были предупреждены по ст.17.9 КоАП РФ.
Согласно ст.12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», на полицию возложен ряд обязанностей, в том числе: выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках и других общественных местах; обеспечивать совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий безопасность граждан и общественный порядок, оказывать в соответствии с законодательством Российской Федерации содействие организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий; пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции.
Законность действий сотрудников полиции сомнений не вызывает.
Суд критически относится к доводам Бурмистровой С.Н. и её защитника о том, что она не принимала участие в несанкционированном митинге, о его проведении не знала, лозунги не выкрикивала, помехи движению пешеходов и транспортных средств не создавала, предупреждения сотрудников полиции о необходимости покинуть несанкционированное мероприятие не слышала. Данные доводы опровергаются указанными выше письменными материалами дела, не доверять которым у суда нет оснований, поскольку они последовательны, непротиворечивы, согласуются между собой.
Причин для оговора Бурмистровой С.Н. со стороны полицейских не установлено.
Судья считает, что совокупность доказательств, имеющихся в материалах дела является достаточной для принятия решения по делу, оценив представленные доказательства, приходит к выводу о доказанности материалами дела факта совершения Бурмистровой С.Н. вменяемого административного правонарушения.
Каких-либо неустранимых сомнений, которые должны быть истолкованы в пользу Бурмистровой С.Н. по делу не усматривается.
Непризнание вины суд расценивает, как позицию защиты лица, привлекаемого к административной ответственности, поскольку данная позиция не противоречит его процессуальному статусу и может являться способом защиты.
Судом не установлено нарушений, допущенных должностным лицом при составлении протокола об административном правонарушении в отношении Бурмистровой С.Н.
При таких обстоятельствах суд квалифицирует действия лица, привлекаемого к административной ответственности, по ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ.
Ходатайство о вызове сотрудников полиции, чьи объяснения (рапорта) имеются в материалах дела, подлежат отклонению.
Совокупность доказательств, имеющихся в материалах дела является достаточной для принятия решения по делу, в связи с чем оснований для вызова сотрудников полиции, не имеется.
Нарушений Конституции РФ, а также норм КоАП РФ в отношении Бурмистровой С.Н., делу не установлено.
Оснований для прекращения производства по делу судом не установлено.
В соответствии с ч.1 ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно ч.2 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Из анализа вышеприведенных положений следует, что при избрании меры ответственности в каждом конкретном случае судья должен исходить из того, что целью наказания является пресечение выявленного правонарушения и предупреждение совершения новых правонарушений. При этом наказание не должно быть чрезмерно суровым и должно быть соотнесено с характером совершенного административного правонарушения, имущественным лица, обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, и обстоятельствами, отягчающими административную ответственность.
При назначении наказания суд учитывает обстоятельства дела, характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, личность Бурмистровой С.Н., ранее не привлекавшейся к административной ответственности, конкретные обстоятельства дела, и считает необходимым назначить Бурмистровой С.Н. наказание в виде административного штрафа, полагая, что данная мера ответственности достигнет эффективные цели административного наказания.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9 - 29.10 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Бурмистрову Светлану Николаевну, ...паспортные данные признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6.1 ст. 20.2 КоАП РФ и назначить административный штраф в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.
Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:
УФК по г. Москва (УВД по ЮАО ГУ МВД России по городу Москве), КПП 772401001, ИНН 7724048948, ОКТМО 45917000, номер счета получателя 03100643000000017300, ГУ Банка России по ЦФО // УФК по г. Москве, БИК 004525988, кор./сч. 40102810545370000003, КБК 18811601201019000140, УИН 18880477220001759173
Разъяснить, что согласно ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее 1 000 рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Разъяснить, что в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Документ, свидетельствующий об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности направляет судье, вынесшему постановление.
Постановление может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 суток со дня вынесения и вручения копии постановления.
Судья: Г.Ж. Акопян
1