Решение по жалобе/протесту (областной суд) по делу № 12-2395/2021 от 04.03.2021

Судья: Чистова О.Ю.

Дело  7-4288/2022

 

 

РЕШЕНИЕ

   город Москва

                                21 марта 2022 года

Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе руководителя ГКУ г.Москвы «Организатор перевозок» Султанова В.Н. на решение судьи Савеловского районного суда города Москвы от 16 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.3.18.1 КоАП города Москвы, в отношении Г.Ю.А.,

 

установил:

постановлением старшего инспектора-контролера 1 отдела УКППММ и ММТС ГКУ г.Москвы «Организатор перевозок» от 17 февраля 2021 года серии ВВВ  Г.Ю.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.3.18.1 КоАП города Москвы, и подвергнута  административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей.

      Не согласившись с таким актом должностного лица ГКУ г.Москвы «Организатор перевозок», Г.Ю.А. подала на него жалобу в Савеловский районный суд г.Москвы, решением судьи которого от 16 августа 2021 года вышеприведенные постановление отменено, производство по делу прекращено  на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с признанием утратившим силу положения нормативного правового акта, устанавливающего административную ответственность за содеянное. 

В настоящее время в Московский городской суд данный судебный акт обжалует  руководитель ГКУ г.Москвы «Организатор перевозок» по доводам поданной жалобы, согласно которым, правовых оснований для отмены оспариваемого акта должностного лица административного органа у судьи районного суда не имелось, с учетом введения режима повышенной готовности, принятия усиленных мер по профилактике заражения коронавирусной инфекцией, направленных в том числе, на снижение риска ее распространения в городском пассажирском транспорте; также не принят во внимание тот факт, что состав правонарушения по ч.4 ст.3.18.1 КоАП города Москвы является формальным и не подразумевает установление наличия общественно опасных последствий.

 В судебное заседание Московского городского суда руководитель ГКУ г.Москвы «Организатор перевозок», будучи в установленном порядке извещенным о месте и времени судебного заседания, не явился, доказательств уважительности причин своей неявки не представил, с ходатайством об отложении рассмотрения дела не обращался, в связи с чем, с учетом положений ст.25.1 КоАП РФ, имеются основания для рассмотрения дела в его отсутствие.

Г.Ю.А., извещенная о месте и времени судебного заседания в суде второй инстанции, в суд также  не явилась, доказательств уважительности причин своей неявки не представила, явку защитника не обеспечила, с ходатайством об отложении рассмотрения дела не обращалась, в связи с чем, с учетом положений ст.25.1 КоАП РФ, имеются основания для рассмотрения дела в ее отсутствие.    

 

       Исследовав материалы дела, проверив доводы указанной жалобы, оснований к отмене или изменению оспариваемого судебного акта не имеется, ввиду следующего.

Часть 2 статьи 3.18.1 КоАП г.Москвы предусматривает административную ответственность за невыполнение гражданами требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы, в том числе необеспечение режима самоизоляции, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях,  что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере четырех тысяч рублей.

Административная ответственность по ч.4 статьи 3.18.1 КоАП г.Москвы наступает за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, с использованием транспортного средства, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей.

Статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на граждан возложена обязанность соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

На основании пп. «а.2» п. «а» ст. 10 того же Федерального закона от 21 декабря 1994 года 68-ФЗ (в редакции от 01 апреля 2020 года) Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Такие Правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года 417, в соответствии с пп. «б» п. 3, пп. «в», «г» п. 4 которых, при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.

Согласно пп. «б» ч. 6 ст. 4.1, пп. «а», «у», «ф» ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года 68-ФЗ (в редакции от 01 апреля 2020 года) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с пп. «а.2» п. «а» ст. 10 названного Федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Пунктом 2 Указа Президента РФ от 02 апреля 2020  239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» определено, что высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, необходимо обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.

В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе, Указ Мэра Москвы от 05 марта 2020 года 12-УМ «О введении режима повышенной готовности»  в связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV),  и на основании пункта 1 которого, на территории города Москвы введён режим повышенной готовности.

 Также пунктом 9.4 того же Указа Мэра Москвы от 05 марта 2020 года  12-УМ (в редакции Указа от 07 мая 2020 года  55-УМ)  с 12 мая 2020 года на граждан возложена обязанность использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) при нахождении в транспорте общего пользования, легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу; с 25 мая 2020 года использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) при нахождении на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта (железнодорожные вокзалы, станции, пассажирские платформы, пешеходные настилы, мосты и тоннели); с 01 июня 2020 года использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) в иных случаях покидания места проживания (пребывания), в том числе, в целях прогулки и занятий физической культурой и спортом в соответствии с Приложением 8 к настоящему Указу, а в случае посещения зданий, строений, сооружений  (помещений в них) дополнительно использовать средства индивидуальной защиты рук (перчатки) (в редакции Указа Мэра Москвы от 22 июня 2020 года).    

 При этом, в соответствии с требованиями ст. 6 Федерального закона Федерального закона от 21 декабря 1994 года 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане и организации были оперативно и достоверно информированы органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления через средства массовой информации, и по иным каналам о необходимости соблюдения режима повышенной готовности, о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности. 

Признавая Г.Ю.А. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.3.18.1 КоАП г.Москвы, и подвергая административному наказанию, должностное лицо 6 отдела УКППММ и ММТС г.Москвы «Организатор перевозок» исходил из того, что в 11.30  час. 17 февраля 2021 года на территории станции метро «»  Московского метрополитена по адресу: , Г.Ю.А., в нарушение требований п. 9.4 Указа Мэра Москвы от 05 марта 2020 года  12-УМ «О введении режима повышенной готовности», направленного на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, находилась без средств индивидуальной защиты рук (перчаток), что не содержит уголовно наказуемого деяния.

       Статьей 24.1 КоАП РФ установлены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 названного Кодекса).

Статьей 54 Конституции Российской Федерации гарантировано, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.

Согласно части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ являются взаимосвязанными, они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно этим нормам, действие закона, отменяющего административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.

Устанавливая административную ответственность, законодатель может по-разному, в зависимости от существа охраняемых общественных отношений, конструировать составы административных правонарушений и их отдельные элементы, включая такой элемент состава административного правонарушения, как объективная сторона, в том числе использовать в указанных целях бланкетный (отсылочный) способ формулирования норм (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 года 4-П и от 16 июля 2015 года 22-П; определения от 21 апреля 2005 года 122-О, от 19 ноября 2015 года 2557-О и др.).

Частью 2 статьи 3.18.1 КоАП г. Москвы установлена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 названного кодекса.

Пункт 9.4 Указа Мэра Москвы от 05 марта 2020 года 12-УМ «О введении режима повышенной готовности», обязывающий граждан использовать средства индивидуальной защиты рук (перчатки) при нахождении в транспорте общего пользования, легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу, при нахождении на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта (железнодорожные вокзалы) утратил силу 30 июля 2021 года.

 Согласно правовой позиции, выраженной в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) 3, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 февраля 2021 (вопрос 22),   положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ должны подлежать учету при внесении изменений не только в данный кодекс и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, но и в законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правила и нормы, за нарушение которых предусмотрено наступление административной ответственности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 08 декабря 2015 года 2735-О); отмена нормативного правового акта, принятого уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации и содержащего обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности, или исключение из такого акта отдельных правовых норм, закрепляющих те или иные правила поведения, являются основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном соответствующей частью статьи 20.6.1 КоАП РФ, либо отмены состоявшегося по делу об указанном правонарушении постановления о назначении административного наказания, если оно не было исполнено (пункт 5 части 1 статьи 24.5 данного кодекса).

 Установив приведенные выше обстоятельства, исследовав и оценив представленные доказательства, учитывая изложенные нормы, правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, принимая во внимание, что Указом Мэра Москвы от 30 июля 2021 45-УМ «О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 08 июня 2020 года  68-УМ»  обязанность использовать средства индивидуальной защиты рук (перчатки) исключена с 30 июля 2021 года, в том числе при посещении магазинов и нахождении в транспорте общего пользования, а также отсутствие сведений об исполнении Г.Ю.А. постановления о назначении административного штрафа от 17 февраля 2021 года серии ВВВ , судья районного суда пришел к обоснованному выводу об отмене оспариваемого постановления должностного лица административного органа и прекращения производства по настоящему делу об административном правонарушении на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с признанием утратившим силу  положения нормативного правового акта, принятого уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации и содержащего обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности, устанавливающего административную ответственность за содеянное, оснований не согласиться с которыми у суда апелляционной инстанции не имеется.

  Доводы поданной жалобы не нашли своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства, основаны на субъективном толковании закона, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств.

 Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства, подлежащих применению по данной категории дела, не свидетельствует о наличии существенных нарушений материальных и процессуальных норм КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого решения судьи районного суда, в том числе по доводам жалобы, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья

 

решил:

решение судьи Савеловского районного суда города Москвы от 16 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.3.18.1 КоАП города Москвы, в отношении Г.Ю.А. без изменения, жалобу руководителя ГКУ г.Москвы «Организатор перевозок» Султанова В.Н. -  без удовлетворения.

 

Судья Московского городского суда

                                   Л.Н. Сумина

 

12-2395/2021

Категория:
Административные
Статус:
Отменить постановление (решение), дело прекратить
Ответчики
Грязнова Ю.А.
Суд
Савёловский районный суд
Судья
Чистова О.Ю.
Статьи

ч.4 ст.3.18.1 ЗГМ №45

Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
21.03.2022
Решение по жалобе/протесту (областной суд)
16.08.2021
Решение по жалобе/протесту на постановление (районный суд)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее