Дело № 2-395/2015
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
поселок Морки 09 июля 2015 года
Моркинский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Ивановой Л.А., при секретаре Егошиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чирковой Г. Ф. к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Моркинском районе, отделу социального населения и труда в Моркинском районе Республики Марий Эл о включении периода работы в каникулярное время в общий трудовой стаж,
у с т а н о в и л:
истец Чиркова Г.Ф. обратилась в суд к ответчикам с иском, в котором просит обязать зачесть в ее пенсионный стаж период работы в колхозе им. К. Моркинского района Марийской АССР во время летних каникул с 1 июня по 31 августа 1959 г., с 01 июня по 31 августа 1960 г., с 01 июня по 31 августа 1961 г., с 01 июня по 31 августа 1962 г., с 01 июня по 31 августа 1963 г., поскольку трудовую книжку школьникам не давали, другие документы о его работе в указанные периоды не сохранились в связи с небрежным хранением вследствие халатного отношения к своим обязанностям работников бухгалтерии.
В судебном заседании истец Чиркова Г.Ф. свои исковые требования поддержала полностью и пояснила суду, что во время обучения в Г. восьмилетней школе в 1959-1963 г.г. во время летних каникул она работала в колхозе им К. Моркинского района Марийской АССР. Она жила с родителями в дер. К.-К Моркинского района. Он вместе с другими детьми трудилась на подкормке минеральными удобрениями озимых культур вручную, на переборке, прополке и окучивания картофеля, уборке сена, скирдовании соломы, работала на зернотоке. Трудовая книжка детям незаводилась, справку о работе получить невозможно, поскольку первичные документы не сохранились в связи с небрежным хранением, в муниципальный архив они не сдавались. Просит установить, что в указанные периоды она работала в колхозе на основании показаний свидетелей и обязать ответчиков включить этот стаж в ее пенсионный стаж, что позволит произвести перерасчет пенсии и получить звание «Ветеран труда».
Представитель ответчика – ГУ УПФР в Моркинском районе Димитриева Л.И. исковые требования не признала и пояснила суду, что Чиркова Г.Ф. обращалась в пенсионный орган с заявлением о включении в трудовой стаж работу в летнее время на основании показаний свидетелей, в чем ему было отказано. В судебном заседании нашло подтверждение факта утраты документов в связи с небрежным хранением. По бывшему колхозу им. Калинина книга учета трудодней не сохранились, имеются документы с момента реорганизации колхоза в совхоз им. К. с января 1969 г. Однако работа в колхозе в качестве члена колхоза подлежит зачету в общий трудовой стаж, начиная лишь с 16-летнего возраста. В исключительных случаях допускался прием на работу не ранее 14 лет, а во время войны с 12 лет. По пояснениям истца она работала в колхозе с 12 лет, но прием на работу лиц моложе 16 лет запрещался. Поэтому в иске следует отказать.
Представитель ответчика отдела социальной защиты населения и труда в Моркинском районе РМЭ на судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания был надлежаще извещен, о причинах неявки суду не сообщил. На основании ст. 167 ч.3 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя отдела социальной защиты населения и труда в Моркинском районе.
Выслушав стороны, показания свидетелей, исследовав представленные документы, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Чиркова Г.Ф. является получателем трудовой пенсии по старости с 21 декабря 2002 г.
Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту. В соответствии со ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Таким образом, ограничения права гражданина, осуществлявшего трудовую деятельность, на получение пенсии по мотиву недостижения возраста, с момента которого может быть заключен трудовой договор, является недопустимым.
В силу ст. 13 ч.1 и 2 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника.
В соответствии с п.28 и 29 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. № 555 (действовавших в период выхода истца на пенсию), периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные подпунктом "а" пункта 1 настоящих Правил, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно.
К заявлению гражданина об установлении периода его работы по свидетельским показаниям должны быть приложены:
1) документ государственного (муниципального) органа, на территории которого произошло стихийное бедствие, подтверждающий число, месяц, год, место и характер произошедшего стихийного бедствия;
2) документ работодателя или соответствующего государственного (муниципального) органа, подтверждающий факт утраты документов о работе в связи с указанным стихийным бедствием и невозможность их восстановления;
3) справка архивного учреждения или государственного (муниципального) органа, подтверждающая факт отсутствия архивных данных о периоде работы, устанавливаемом по свидетельским показаниям.
При утрате документов о работе и невозможности их получения вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и других подобных причин не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний двух или более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.
К заявлению работника об установлении периода его работы по свидетельским показаниям должен быть приложен документ работодателя либо иные документы, подтверждающие факт и причину утраты документов о работе и невозможность их получения.
Продолжительность стажа, установленного по свидетельским показаниям, не может в этом случае превышать половины страхового стажа, требуемого для назначения трудовой пенсии.
Согласно паспортным данным Чиркова Г.Ф. родилась 21 декабря … г. в дер. К.-К. Моркинского района Марийской АССР.
До заключения брака у истца была фамилия «С». В связи с заключением брака ей присвоена фамилия «Чиркова» (актовая запись о заключении брака № … от.. сентября … г.)
Согласно справке СПК «СА» В.» (правопреемника колхоза им К.) книга учета трудодней бывшего колхоза им. К. Моркинского района Республики Марий Эл с 1959 по 1963 год включительно не сохранились в связи с небрежным хранением и в муниципальный архив не сдавались. В связи с чем стаж работы С. подтвердить не могут. Колхоз им. К. реорганизован в совхоз им. К. на основании приказа № … от 14 января 1969 г. по Министерству сельского хозяйства Марийской АССР.
Согласно архивной справке от 20 мая 2015 г. №… книга учета трудодней д. К.-К. колхоза им. К. Моркинского района Республики Марий Эл с 1 июня по 31 августа 1959 г., с 01 июня по 31 августа 1960 г., с 01 июня по 31 августа 1961 г., с 01 июня по 31 августа 1962 г., с 01 июня по 31 августа 1963 г. на хранение в муниципальный архив не поступали. Поэтому стаж работы (С) Чирковой Г.Ф. подтвердить не могут.
Суд считает установленным, что документы о работе истца утратились вследствие небрежного их хранения не по вине работника. В связи с чем документы о работе Чирковой Г.Ф. считаются утраченными и не подлежат восстановлению. Работодатель СПК СА «В…» Моркинского района подтвердил факт утраты документов о работе истца в связи с небрежным хранением и невозможность их восстановления. Архивный отдел также подтвердил факт отсутствия архивных данных о периоде работы истца.
Таким образом, суд считает возможным установить период работы истца на основании свидетельских показаний.
Свидетели П. и П.., работающие совместно с Чирковой Г.Ф. в колхозе им. К. в указанные периоды, показали в суде, что действительно в школьные годы в летнее время Чиркова Г.Ф. вместе с другими детьми работала в колхозе. Она выполняла разные сельскохозяйственные работы, в том числе, работала на полях, полола, окучивала картофель, работала на сенокосе и зернотоке.
Факт работы свидетелей П. и П. в указанные периоды в колхозе им. К. подтвержден трудовыми книжками и принят пенсионным органам при назначении пенсии.
Таким образом, свидетели подтвердили факт и период работы истца в колхозе им. Калинина при их совместной работе.
У суда оснований для сомнения в объективности и достоверности показаний допрошенных свидетелей не имеется, поэтому суд кладет их в основу принимаемого решения.
Таким образом, суд считает подтвержденным факт работы истца Чирковой Г.Ф. в спорный период в колхозе им. К. и находит необходимым включить в стаж работы, дающий право на пенсию, поскольку ей в этом пенсионным органом было отказано.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
иск Чирковой Г.Ф. удовлетворить.
Обязать государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Моркинском районе Республики Марий Эл включить в общий трудовой стаж Чирковой Г.Ф. периоды работы в колхозе им. К. Моркинского района Марийской АССРс 1 июня по 31 августа 1959 г., с 01 июня по 31 августа 1960 г., с 01 июня по 31 августа 1961 г., с 01 июня по 31 августа 1962 г., с 01 июня по 31 августа 1963 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня его оглашения через Моркинский районный суд.
Председательствующий судья Л.А. Иванова