12
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 декабря 2016 г. г. Москва
Пресненский районный суд г. Москвы в составе
председательствующего судьи Ершова В.В.,
при секретаре Макаревич В.О.,
с участием представителя административного истца С*.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
административное дело № 2а-7348/2016 по административному иску фио,фио, фио, фио, фио фио, фио, (ранее - фио) фио, фио фио, фио, фио фио, фио к Комитету города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства о признании решения недействительным, возложении обязанности включить в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права нарушены,
УСТАНОВИЛ:
фио, фио, фио, фио, фио, фио, (ранее – фио) фио, фио, фио, фио, фио обратились в суд с административным иском, в обоснование своих требований указали, что письмами за №* от дата (в адрес фио), №* от дата (в адрес фио), №*от дата (в адрес фио), №* от дата (в адрес фио), №* от дата (в адрес фио), №* от дата (в адрес фио), №* от дата (в адрес фио, в настоящее время в связи вступлением в брак –А.С.), №* от дата (в адрес - фио), №* от дата (в адрес фио), №* от дата (в адрес фио), №* от дата (в адрес фио) истцам было отказано во включении на основании пп. 1 п. 14 Правил ведения реестра, утвержденных Приказом №* к Приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от дата № * «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены», поскольку, по мнению Москомстройинвеста из представленных документов не представляется возможным установить факт привлечения денежных средств в строительство многоквартирного жилого дома, при этом дополнительно, административным истцам фио, фио, фио было отказано также по пп. 2 п. 14 Правил ведения реестра, утвержденных Приказом №* к Приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от дата № * «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены» в связи с непредставлением документов, или представлением не в полном объеме документов, предусмотренных п. 10 Правил.
Административные истцы не согласны с оспариваемыми решениями Москомстройинвеста, поскольку, по их мнению, они представили в Москомстройинвест в полном объеме требуемые документы и подпадают под критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, установленные Приложением № 1, утвержденные Приказом Министерства регионального развития РФ от дата № 403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены», привлечение денежных средств административных истцов для строительства многоквартирного дома осуществлено на земле, предназначенной для этих целей, кроме того истцы совершили все действия для включения их в реестр.
С учетом изложенного, административные истцы просят суд признать незаконными решения Москомстройинвеста об отказе административным истцам во включении в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденный Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от дата №* и обязать Москомстройинвест включить фио, фио, фио, фио, фио, фио, (ранее – фио) фио, фио, фио, фио, фио в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденный Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от дата №*.
Административные истцы в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом, направили в суд своего представителя фио, которая исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель Москомстройинвеста в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом.
Суд, выслушав представителя административных истцов, изучив материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделанных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделанные государственными или иными публичными полномочиями), если полагаю, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования.
Согласно ч. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконным решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи в полном объеме.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено и подтверждается материалами дела следующие обстоятельства.
Административные истцы обратились в Москомстройинвест о включении в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены: фио с заявлением вх. № * от дата, фио с заявлением вх. № № * от дата, фио с заявлением вх. № * от дата, фио с заявлением вх. № * от дата, фио с заявлением вх. № * от дата, фио с заявлением вх. № * от дата, (ранее – фио) *. с заявлением вх. № * от дата, фио с заявлением вх. № * от дата, фио с заявлением вх. № * от дата, фио с заявлением вх. № * от дата, фио с заявлением вх. № * от дата
По результатам рассмотрения заявления, Москомстройинвест отказал во включении административным истцам в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, о чем сообщил в письме фио от дата №*, в письме фио от дата №*, в письме фио от дата №*, в письме фио от дата №*, в письме фио от дата №*, в письме фио от дата №*, в письме (ранее – фио) * от дата №*, в письме фио от дата №*, в письме фио от дата №*, в письме фио от дата №*, в письме фио от дата №*,
Принимая решения в отношении фио, фио, фио, фио (ранее – фио)., фио, фио, фио Москомстройинвест руководствовался п. 1 ст. 14 раздела IV Приложения №2 к Приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от дата № 403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены», в связи с несоответствием заявителя критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших, поскольку, по мнению административного ответчика, денежные средства заявителя не были привлечены в строительство многоквартирного дома.
В связи с вступлением в брак, что подтверждается Международным семейным паспортом (свидетельством о браке) выданным Генеральным управлением регистрации актов гражданского состояния дата серии * №* ЗАГС адрес, согласно договора подписанного в ** дата, фамилия фио изменена на фио, о чем выдан паспортные данные
Принимая решения в отношении фио, фио, фио Москомстройинвест руководствовался п. 1 и п. 2 ст. 14 раздела IV Приложения №2 к Приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от дата № 403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены», в связи с несоответствием заявителя критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших, поскольку, по мнению административного ответчика, денежные средства заявителя не были привлечены в строительство многоквартирного дома, а также, что заявителем представлен не полный комплект документов.
Между тем, с такими выводами административного ответчика согласиться нельзя, по следующим основаниям.
Ранее решениями Пресненского районного суда г. Москвы от дата, по гражданскому делу №*, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от дата № *, по иску фио, Решением Пресненского районного суда г. Москвы от дата, по гражданскому делу №*, оставленным без изменения Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского по иску фио, Решением Пресненского районного суда г. Москвы от дата, по гражданскому делу №*, оставленным без изменения Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от дата № *, по иску фио, Решением Пресненского районного суда г. Москвы от дата, по гражданскому делу №*, оставленным без изменения Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от дата № * по иску фио, Решением Пресненского районного суда г. Москвы от дата, по гражданскому делу №*, оставленным без изменения Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от дата № *, по иску фио, Решением Пресненского районного суда г. Москвы от дата, по гражданскому делу №*, оставленным без изменения Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от дата № *, по иску фио, Решением Пресненского районного суда г. Москвы от дата, по гражданскому делу №*, оставленным без изменения Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от дата № *, по иску фио (в настоящее время А.С.), Решением Пресненского районного суда г. Москвы от дата, по гражданскому делу №*, оставленным без изменения Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от дата № *, по иску фио, Решением Пресненского районного суда г. Москвы от дата, по гражданскому делу №*, оставленным без изменения Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от дата № *, по иску фио, Решением Пресненского районного суда г. Москвы от дата, по гражданскому делу №*, оставленным без изменения Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от дата № *, по иску фио, Решением Пресненского районного суда г. Москвы от дата, по гражданскому делу №*, оставленным без изменения Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от дата № *, по иску фио отказы Москомстройинвеста были признаны незаконными, суд обязал Москомстройинвест повторно пересмотреть заявления административных истов.
В соответствии с ч. 2 ст. 23 Федерального закона от дата № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее – контролирующий орган).
Уполномоченный орган осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам реализации государственной политики в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан ( ч. 4 названной статьи).
В соответствии с п. 1 раздела I Положения о Комитете города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (Москомстройинвест), утвержденного Постановлением Правительства Москвы от дата № 157-ПП «Об утверждении Положения о Комитете города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства», Москомстройинвест является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по организации строительства в рамках комплексного градостроительного развития территорий города Москвы, государственного контроля и надзора соблюдения в городе Москве законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Приказом Министерства регионального развития РФ от дата № 403 утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (приложение № 1), и правила ведения реестра таких граждан (приложение № 2).
В соответствии с п. 4 приведенных правил включению в реестр подлежат граждане в случае привлечения их денежных средств, связанного с возникающим правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введенных на момент такого привлечения в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, исполняющие или исполнившие обязательства в соответствии с условиями заключенной сделки надлежащим образом при наличии одного или нескольких критериев, установленных п. 2 Приложения № 1 к настоящему Приказу.
Согласно указанному Приложению критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших (далее - Критерии) устанавливаются исключительно в целях ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Критериями отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших являются:
1) привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома, строительство которого прекращено или приостановлено на срок более девяти месяцев на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления;
2) привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома, строительство которого приостановлено на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что в предусмотренный договором срок объект долевого строительства не будет передан гражданину;
3) просрочка исполнения перед гражданином обязательств по сделке, предусматривающей привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, более чем на девять месяцев (в том числе по незаключенным договорам или недействительным сделкам, обязательства по которым со стороны гражданина исполняются (исполнены);
4) привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома, в отношении которого выдано заключение уполномоченных органов о несоответствии процессов строительства многоквартирного дома требованиям технических регламентов, проектной документации, иным обязательным требованиям, а также техническим условиям подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, препятствующее вводу многоквартирного дома в эксплуатацию и очевидно свидетельствующее о том, что в предусмотренный договором срок объект долевого строительства не будет передан участнику долевого строительства;
5) прекращение права владения и пользования земельным участком застройщика и (или) иных лиц, привлекавших денежные средства гражданина, и (или) прекращение действия документов, подтверждающих право строительства на указанном земельном участке, в случае если наступление указанных обстоятельств очевидно свидетельствует о том, что в предусмотренный договором срок объект долевого строительства не будет передан участнику долевого строительства;
6) признание гражданина потерпевшим в соответствии с постановлением следователя, дознавателя или решением суда в соответствии и с действующим уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации в рамках возбужденного уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов;
7) вступление в законную силу приговора суда, в соответствии с которым установлена вина лиц, выполнявших управленческие, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации, которая являлась застройщиком и (или) иным лицом, привлекшим денежные средства двух и более граждан в отношении одного и того же объекта долевого строительства, расположенного в составе многоквартирного дома, и указанные граждане в установленном порядке признаны потерпевшими;
8) установление в судебном порядке факта привлечения застройщиком или иным лицом денежных средств граждан для строительства многоквартирного дома в отношении одного и того же объекта долевого строительства, расположенного в составе многоквартирного дома, денежных средств двух и более граждан по заключенным с ними договорам, если указанные договоры в установленном порядке не расторгнуты (не признаны судом недействительными), а обязательства застройщика или иного лица, привлекших денежные средства граждан для строительства многоквартирного дома, перед указанными гражданами по передаче объекта долевого строительства либо по выплате соответствующей компенсации в денежной форме в связи с невозможностью передачи объекта долевого строительства не исполнены;
9) ликвидация лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, либо проведение в отношении лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, процедуры банкротства или ликвидации.
Согласно пунктам 9, 10, 14 Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (Приложение № к упомянутому Приказу), включение в реестр осуществляется на основании заявления (приложение к настоящим правилам) (п.9).
К заявлению прилагаются следующие документы:
1) копия документа, удостоверяющего личность;
2) копии договора и (или) иных документов, подтверждающих возникновение правоотношений между заявителем и застройщиком или иными лицами, осуществлявшими привлечение денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов, предметом которых является передача жилого помещения заявителю;
3) копии документов, подтверждающих внесение заявителем денежных средств для строительства многоквартирного дома;
4) вступивший в законную силу судебный акт об удовлетворении требований заявителя к застройщику или к иному лицу, привлекшему его денежные средства или приговор суда по уголовному делу, в рамках которого заявитель признан потерпевшим (копии, заверенные судом) или постановление дознавателя, следователя или суда о признании заявителя потерпевшим в рамках возбужденного уголовного дела (при наличии);
5) копии документов о возмещении застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства, заявителю суммы затрат в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и определенной ценой сделки (при их наличии);
6) вступившее в законную силу решение (определение) суда о признании требования заявителя о передаче жилых помещений или денежных требований к застройщику или иному лицу, привлекшему его денежные средства, в связи с введением процедуры банкротства, признанием банкротом или ликвидацией такого лица (при наличии).
Указанные документы предоставляются в виде заверенных подписью заявителя копий с предъявлением подлинников документов должностному лицу контролирующего органа (п.10).
Основанием для отказа во включении заявителя в реестр являются:
1) несоответствие заявителя критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших;
2) непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил;
3) введение в эксплуатацию в установленном порядке многоквартирного дома, участником строительства которого является заявитель и выполнение застройщиком в полном объеме обязательства перед заявителем по передаче жилого помещения;
4) привлечение денежных средств заявителя в нарушение требований, установленных ч. 2 ст. 1 Федерального закона от дата № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» после вступления в силу Федерального закона от дата № 119-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 25, ст. 3070; 2011, № 49, ст. 7040);
5) привлечение денежных средств заявителя для строительства многоквартирных домов на землях, не предназначенных для этих целей (п.14).
Таким образом, обстоятельствами, имеющие значение по настоящему делу, является исполнение административным истцом обязанности назвать фактические данные, с которыми закон (Критерии, перечисленные в п. 2 названного Приложения №1), связывает с основаниями для включения в реестр пострадавших дольщиков, и предоставить подтверждающие это доказательства.
Москомстройинвест, в свою очередь, должен доказать наличие предусмотренных законом обстоятельств, послуживших основанием для отказа во включении административного истца в реестр, а также соблюдение порядка принятия оспариваемого решения и его полноту.
Судом установлено, что административные истцы фио, фио, фио, фио *, фио, фио, (ранее – фио) фио, фио, фио, фио, фио перечисленные выше обязанности, возложенные на них законом, исполнили.
Так, административные истцы указали, что они относятся к той категории пострадавших, в отношении которых имеется: просрочка исполнения обязательств по сделке, предусматривающей привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома застройщиком или иным лицом, привлекшие денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, более чем на девять месяцев (в том числе по незаключенным договорам или недействительным сделкам, обязательства по которым со стороны гражданина исполнятся (исполнены); прекращение права владения и пользования земельным участком застройщика и (или) иных лиц, привлекавших денежные средства гражданина, и (или) прекращение действия документов, подтверждающих право строительства на указанном земельном участке, в случае если наступление указанных обстоятельств очевидно свидетельствует о том, что в предусмотренный договором срок объект долевого строительства не будет передан участнику долевого строительства, признание гражданина потерпевшим в соответствии с постановлением следователя, дознавателя или решением суда в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации в рамках возбужденного уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов.
Данные обстоятельства прямо предусмотрены подп. 3, 5, 6 п. 2 критериев Приложения №1.
В подтверждении того, что эти критерии на них распространяются, фио, фио, фио, фио, фио, фио, * (ранее – фио) фио, фио, фио, фио, фио приложили к своим заявлениям копии документов, удостоверяющих личность, копии договоров и иных документов, подтверждающих возникновение правоотношений между ней и лицом, осуществлявшим привлечение денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов, предметом которых является передача жилого помещения заявителям, копии документов, подтверждающие внесение денежных средств для строительства многоквартирного дома.
Достоверность этих документов, их соответствие требованиям закона никем не оспаривается. Другие имеющиеся в деле доказательства также подтверждают обоснованность требований административных истцов.
Как следует из письменных материалов дела, Жилищно-строительный кооператив «**» (ЖСК «**») был зарегистрирован в качестве юридического лица дата. дата Комитетом государственного строительного надзора города Москвы (МОСГОССТРОЙНАДЗОРОМ) застройщику ООО «Оптимум-Инвест» было выдано Разрешение на строительство № * жилого дома с подземной автостоянкой по адресу: адрес, адрес,2,3,4,5. Административные истцы вступили в ЖСК «Ваниль» с целью получения соответствующих квартир для проживания. Обязательства по оплате требуемых взносов выполнены своевременно и надлежащим образом.
Судом установлено, что денежные средства административных истцов привлекались участниками инвестиционных правоотношений по реализации проекта строительства многоквартирного жилого дома по строительному адресу: адрес, адрес последующим правом получения жилых помещений, соответствующих заключенным с ЖСК «**» договорам паенакоплений, при этом, отказы административного ответчика по заявлениям фио, фио и фио фио содержат отказы по одному и тому же основанию (пп. 2 п. 14 Приложения №2 Приказа), законность которых уже была предметом рассмотрения суда, и такие отказы были признаны судом незаконными.
В силу пункта 4 Правил - включению в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (далее - Реестр), подлежат граждане в случае привлечения их денежных средств, связанного с возникающим правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введенных на момент такого привлечения в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, исполняющие или исполнившие обязательства в соответствии с условиями заключенной сделки надлежащим образом при наличии одного или нескольких критериев, установленных пунктом 2 критериев.
Таким образом, обстоятельствами, имеющими значение по настоящему делу, является исполнение административными истцами обязанности назвать фактические данные, которые закон связывает с указанными основаниями для включения в Реестр пострадавших дольщиков.
Административные истцы, перечисленные выше обязанности, возложенные на них законом, исполнили, указав, что заключили договоры паенакопления с ЖСК «Ваниль» с единственной целью получения квартир для проживания. Обязательства по оплате выполнены административными истцами своевременно, надлежащим образом.
дата следственной частью Следственного управления УВД по адрес ГУ МВД России по г. Москве возбуждено уголовное дело №* по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ. Постановлениями СЧ по РОПД СУ УВД по адрес ГУ МВД России по г. Москве, административные истцы признаны потерпевшими. Срок действия разрешения на строительство прекращен. До настоящего времени строительство жилого дома не начиналось. Обязательства по передаче административным истцам квартир в собственность не выполнено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что административные истцы принадлежат к той категории пострадавших граждан, в отношении которых имеется: просрочка исполнения обязательств по сделке, предусматривающей привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома застройщиком или иным лицом, привлёкшим денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, более чем на девять месяцев (в том числе по незаключённым договорам или недействительным сделкам, обязательства по которым со стороны гражданина исполняются (исполнены); признание гражданина потерпевшим в соответствии с постановлением следователя, дознавателя или решением суда в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации в рамках возбужденного уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, Данные обстоятельства прямо предусмотрены подп. 3 и 6 п. 2 критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших.
При указанных обстоятельствах, оспариваемые отказы Москомстройинвеста включить административных истцов в Реестр по тому основанию, что административные истцы не соответствуют критериям, установленным Приказом Минрегионразвития №403 от дата являются незаконными, а доводы административного ответчика, что денежные средства административных истов не были привлечены в строительство многоквартирного дома по адресу: адрес несостоятельны, поскольку опровергаются представленным в материалы доказательствами и установленными судом фактами по ранее рассмотренному делу.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 1 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от дата №214-ФЗ привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов».
Довод Москомстройинвеста о том, что земельные правовые отношения на земельный участок для целей строительства не оформлялись, поскольку земельный участок предоставлен ООО «Оптимум-Инвест» на основании договора купли-продажи от дата №* для целей эксплуатации зданий, строений под лечебно-профилактические, офисные цели и помещений гаража боксового типа, не может быть признан судом состоятельным, поскольку в силу ч. 1, ч. 4 адресст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации
4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном ч. 12.1 ст. 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со ст. 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных ч. 3.4 ст. 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных ч. 6 ст. 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со ст. 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в п. 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома;
7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
В соответствии с ч. 16 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ форма разрешения на строительство устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как следует из материалов дела, дата Комитетом государственного строительного надзора города Москвы (МОСГОССТРОЙНАДЗОРОМ) застройщику ООО «Оптимум-Инвест» было выдано Разрешение на строительство № * жилого дома с подземной автостоянкой по адресу: адрес, адрес,2,3,4,5. Таким образом, Комитетом государственного строительного надзора города Москвы являющимся отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственный строительный надзор, выдачу разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства в соответствии с п. 1 ч. 7 адресст. 51 Градостроительного кодекса РФ проверялись представленные правоустанавливающие документы на земельный участок и на основании ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган проводил проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство и выдал разрешение на строительство многоквартирного жилого дома.
Таким образом, отказ во включении административным истцам в Реестр пострадавших граждан нарушает предоставленное им законом право быть включенными в этот реестр, лишает объема государственной поддержки наравне с лицами, включенными в реестр.
С учетом изложенного, суд считает законным и подлежащим удовлетворению административное исковое заявление О.А, М.В., А.В., Н.С., Т.С., Р.В., (ранее – **) А.С., Т.Г., А.И., В., Е.С. о признании оспариваемых решений об отказе заявителей во включении в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, письмами за №* от дата (в адрес О.А.), №* от дата (в адрес М.В.), № * от дата (в адрес А.В.), №* от дата (в адрес Н.С.), №* от дата (в адрес Т.А.), №* от дата (в адрес Р.В.), №* от дата (в адрес А.С., в настоящее время в связи вступлением в брак –А.С.), №* от дата (в адрес - Т.Г.), №* от дата (в адрес А.И.), №* от дата (в адрес В.), №* от дата (в адрес Е.С.) незаконными и возложении обязанности на Москомстройинвест включить О.А., М.В., А.В., Н.С., Т.А., Р.В., * (ранее – *) А.С., Т.Г., А.И., В, Е.С. в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права нарушены, поскольку соответствие критериям, определенным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, является основанием для включения гражданина в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, ввиду того, что полномочия по предоставлению государственной услуги осуществляются Комитетом города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства в силу Постановления Правительства Москвы от 3.11.2015 г. № 713-ПП «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги «Признание гражданина, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшим, включение данных о таком гражданине в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, внесение изменений в указанный реестр, а также предоставление открытых и общедоступных сведений, содержащихся в нем» в городе Москве и внесении изменения в постановление Правительства Москвы от дата № 157-ПП» суд, руководствуясь пунктом 1 частью 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, считает необходимым возложить на Москомстройинвест обязанность включить административных истцов в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права нарушены.
В силу ч.1 ст.111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства в пользу каждого из истцов подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере сумма.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление фио, фио, фио, фио, фио, фио, * (ранее - фио) фио, фио, фио, фио, фио удовлетворить.
Признать незаконными решения Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (Москомстройинвест) за №* от дата, №* от дата, №*от дата, №* от дата, №* от дата, №* от дата, №* от дата, №* от дата, №* от дата, №* от дата, №* от дата.
Возложить обязанность на Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (Москомстройинвест) включить фио, фио, фио, фио, фио, фио, * (ранее – фио) фио, фио, фио, фио, фио в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права нарушены в течение двадцати дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
Взыскать с Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства в пользу фио, фио, фио, фио, фио, фио, * (ранее - фио) фио, фио, фио, фио, фио по сумма в пользу каждого в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы в Московский городской суд через Пресненский районный суд г. Москвы.