Решение по жалобе/протесту (областной суд) по делу № 12-2312/2021 от 07.05.2021

Судья: Воронина Л.И.

Дело  7-15046/2021

 

 

РЕШЕНИЕ

   город Москва

                            07 октября 2021 года

Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Розанова Р.Р. на постановление старшего инспектора контролера 6 УКППММ и ММТС ГКУ г.Москвы «Организатор перевозок» от 18 ноября 2020 года ВВВ ..., на решение заместителя начальника 6 УКППММ и ММТС ГКУ г.Москвы «Организатор перевозок» от 16 декабря 2020 года, на решение судьи Бабушкинского районного суда города Москвы от 15 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.3.18.1 КоАП города Москвы, в отношении  Розанова Р.Р.,

 

установил:

постановлением  старшего инспектора контролера 6 УКППММ и ММТС ГКУ г.Москвы «Организатор перевозок» от 18 ноября 2020 года ВВВ ... Розанов Р.Р. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.3.18.1 КоАП города Москвы, и подвергнут  административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей.

Решением заместителя начальника 6 УКППММ и ММТС ГКУ г.Москвы «Организатор перевозок» от 16 декабря 2020 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба заявителя  без удовлетворения.

         Не согласившись с такими актами должностных лиц ГКУ г.Москвы «Организатор перевозок», Розанов Р.Р. подал на них жалобу в Бабушкинский районный суд г.Москвы, решением судьи которого от 15 июля 2021 года данные постановление и решение оставлены без изменения, жалоба заявителя  без удовлетворения.

В настоящее время в Московский городской суд данные акты должностных лиц административного органа и судьи районного суда обжалует  Розанов Р.Р. по доводам поданной жалобы, согласно которым, в действиях заявителя отсутствует состав вменяемого ему административного правонарушения; выводы судьи районного суда противоречат фактическим обстоятельствам, представленным доказательствам; судом первой инстанции не учтено, что заявитель намеревался приобрести средства индивидуальной защиты рук у должностных лиц составивших постановление об административной ответственности; у заявителя имелся антисептик для рук, руки держал в кармане, угрозы для распространения новой короновирусной инфекции для окружающих не представлял

В судебном заседании Московского городского суда Розанов Р.Р. в полном объеме поддержал изложенные в жалобе доводы, настаивал на их удовлетворении.

Исследовав материалы настоящего дела, проверив приведенные выше доводы поданной жалобы, выслушав объяснения заявителя, имеются основания для изменения оспариваемых актов должностного лица административного органа и судьи районного суда в связи со следующим.

Административная ответственность по ч.4 статьи 3.18.1 КоАП г.Москвы наступает за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, с использованием транспортного средства, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей.

Статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на граждан возложена обязанность соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

На основании пп. «а.2» п. «а» ст. 10 того же Федерального закона от 21 декабря 1994 года 68-ФЗ (в редакции от 01 апреля 2020 года) Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Такие Правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года 417, в соответствии с пп. «б» п. 3, пп. «в», «г» п. 4 которых, при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.

Согласно пп. «б» ч. 6 ст. 4.1, пп. «а», «у», «ф» ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года 68-ФЗ (в редакции от 01 апреля 2020 года) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с пп. «а.2» п. «а» ст. 10 названного Федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Пунктом 2 Указа Президента РФ от 02 апреля 2020  239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» определено, что высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, необходимо обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.

В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе, Указ Мэра Москвы от 05 марта 2020 года 12-УМ «О введении режима повышенной готовности»  в связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV),  и на основании пункта 1 которого, на территории города Москвы введён режим повышенной готовности.

 Также пунктом 9.4 того же Указа Мэра Москвы от 05 марта 2020 года  12-УМ с 12 мая 2020 года на граждан возложена обязанность использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) при нахождении в транспорте общего пользования, легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу; с 25 мая 2020 года использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) при нахождении на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта (железнодорожные вокзалы, станции, пассажирские платформы, пешеходные настилы, мосты и тоннели); с 01 июня 2020 года использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) в иных случаях покидания места проживания (пребывания), в том числе, в целях прогулки и занятий физической культурой и спортом в соответствии с Приложением 8 к настоящему Указу, а в случае посещения зданий, строений, сооружений  (помещений в них) дополнительно использовать средства индивидуальной защиты рук (перчатки) (в редакции Указа Мэра Москвы от 22 июня 2020 года).

 При этом, в соответствии с требованиями ст. 6 Федерального закона Федерального закона от 21 декабря 1994 года 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане и организации были оперативно и достоверно информированы органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления через средства массовой информации, и по иным каналам о необходимости соблюдения режима повышенной готовности, о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности.

         В соответствии с абзацем 9 ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст. 1 Федерального закона от 25 апреля 2002 года 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», с абзацем 17 п.1.2 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года 1090, под транспортным средством понимается устройство, приводимое в движение двигателем, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем; данный термин охватывает любые виды транспортных средств, предназначенных для перевозки людей, грузов и оборудования по дорогам, причем как механические, так и немеханические транспортные средства.

При этом, термин «общественный транспорт» («транспорт общего пользования») равнозначен понятию «маршрутное транспортное средство», под которым, согласно п. 1.2 Правил дорожного движения, понимается транспортное средство общего пользования, предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными остановочными пунктами (остановками); к транспортным средствам общего пользования относятся автобусы (городские, пригородные, междугородные), троллейбусы, трамваи, метро, железнодорожный, воздушный и водный транспорт.

Использование транспортного средства - эксплуатация транспортного средства, связанная с его движением в пределах дорог (дорожном движении), а также на прилегающих к ним и предназначенных для движения транспортных средств территориях (во дворах, в жилых массивах, на стоянках транспортных средств, заправочных станциях и других территориях). Эксплуатация оборудования, установленного на транспортном средстве и непосредственно не связанного с участием транспортного средства в дорожном движении, не является использованием транспортного средства.

Оставляя без изменения постановление старшего инспектора контролера 6 УКППММ и ММТС ГКУ г.Москвы «Организатор перевозок» от 18 ноября 2020 года ВВВ ..., решение заместителя начальника 6 УКППММ и ММТС ГКУ г.Москвы «Организатор перевозок» от 16 декабря 2020 года, которыми Розанов Р.Р. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.3.18.1 КоАП города Москвы, судья районного суда исходила из того, что в 12.36 час. 18 ноября 2020 года по адресу: г.Москва, ул...., Розанов Р.Р., в нарушение требований п. 9.4 Указа Мэра Москвы от 05 марта 2020года  12-УМ «О введении режима повышенной готовности» (в редакции Указа от 22 июня 2020 года), направленного на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, осуществил передвижение с использованием транспортного средства общего пользования  автобуса, следовавшего по маршруту ..., бортовой номер ..., без средств индивидуальной защиты рук (перчаток).

 Данные обстоятельства судья районного сочла доказанными представленными в материалы дела доказательства.

   Вместе с тем, такие выводы признать законными и обоснованными не представляется возможным.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 названного Кодекса).

Статьей 54 Конституции Российской Федерации гарантировано, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.

Согласно части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ являются взаимосвязанными, они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно этим нормам, действие закона, отменяющего административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.

Устанавливая административную ответственность, законодатель может по-разному, в зависимости от существа охраняемых общественных отношений, конструировать составы административных правонарушений и их отдельные элементы, включая такой элемент состава административного правонарушения, как объективная сторона, в том числе использовать в указанных целях бланкетный (отсылочный) способ формулирования норм (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 года 4-П и от 16 июля 2015 года 22-П; определения от 21 апреля 2005 года 122-О, от 19 ноября 2015 года 2557-О и др.).

Частью 2 статьи 3.18.1 КоАП г. Москвы установлена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 названного кодекса.

Пункт 9.4 Указа Мэра Москвы от 05 марта 2020 года 12-УМ «О введении режима повышенной готовности», обязывающий граждан использовать средства индивидуальной защиты рук (перчатки) при нахождении в транспорте общего пользования, легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу, при нахождении на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта (железнодорожные вокзалы) утратил силу 30 июля 2021 года.

 Согласно правовой позиции, выраженной в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) 3, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 февраля 2021 (вопрос 22),  положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ должны подлежать учету при внесении изменений не только в данный кодекс и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, но и в законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правила и нормы, за нарушение которых предусмотрено наступление административной ответственности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 08 декабря 2015 года 2735-О); отмена нормативного правового акта, принятого уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации и содержащего обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности, или исключение из такого акта отдельных правовых норм, закрепляющих те или иные правила поведения, являются основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном соответствующей частью статьи 20.6.1 КоАП РФ, либо отмены состоявшегося по делу об указанном правонарушении постановления о назначении административного наказания, если оно не было исполнено (пункт 5 части 1 статьи 24.5 данного кодекса).

      Учитывая изложенные нормы, правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, принимая во внимание, что с 30 июля 2021 года отменено требование об обязательном использовании перчаток, в том числе при посещении магазинов и нахождении в транспорте общего пользования, а также тот факт, что постановление о назначении административного штрафа от 15 июля 2021 года  Розановым Р.Р. не исполнено, обжалуемые акты, состоявшиеся в отношении последнего о привлечении его к административной ответственности по 3.18.1 КоАП г.Москвы, подлежат отмене.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах  производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с признанием утратившим силу  положения нормативного правового акта, принятого уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации и содержащего обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности, устанавливающего административную ответственность за содеянное.

       На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.9 КоАП РФ, судья

 

решил:

 жалобу Розанова Р.Р. удовлетворить.

 Постановление старшего инспектора контролера 6 УКППММ и ММТС ГКУ г.Москвы «Организатор перевозок» от 18 ноября 2020 года ВВВ ..., решение заместителя начальника 6 УКППММ и ММТС ГКУ г.Москвы «Организатор перевозок» от 16 декабря 2020, решение судьи Бабушкинского районного суда города Москвы от 15 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.3.18.1 КоАП города Москвы, в отношении Розанова Р.Р. отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с признанием утратившим силу  положения нормативного правового акта.

 

Судья Московского городского суда 

                                 Л.Н. Сумина

 

 

 

 

 

 

  

 

12-2312/2021

Категория:
Административные
Статус:
Оставить постановление (решение) без изменения, а жалобу/протест без удовлетворения
Ответчики
Розанов Р.Р.
Суд
Бабушкинский районный суд
Судья
Воронина Л.И.
Статьи

3.18.1 ч.4 ЗГМ

Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
07.10.2021
Решение по жалобе/протесту (областной суд)
15.07.2021
Решение по жалобе/протесту на постановление (районный суд)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее