ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Судья Матвеева Н.А.
Дело № 33-5304 поступило 18 ноября 2015 г.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Улан-Удэ 14 декабря 2015 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Ихисеевой М.В.,
судей Захарова Е.И., Базарова В.Н.,
при секретаре Доржиеве Д.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Улан-Удэ о возложении обязанности принять исчерпывающие меры по организации ликвидации несанкционированных свалок по апелляционной жалобе представителя администрации г. Улан-Удэ на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 12 октября 2015 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Советского района г. Улан-Удэ удовлетворить.
Обязать администрацию г. Улан-Удэ в течение пяти месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу принять исчерпывающие меры по организации ликвидации несанкционированной свалки бытовых, расположенной:
в <...>;
в <...>;
в <...>
Заслушав доклад судьи Ихисеевой М.В., выслушав представителя администрации г. Улан-Удэ, прокурора, ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Советского района г. Улан-Удэ обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Улан-Удэ о возложении обязанности принять меры по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов.
Помощник прокурора Советского района г. Улан-Удэ Хорошева О.Я. в судебном заседании иск поддержал, просила возложить обязанности принять исчерпывающие меры по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов.
В судебном заседании представитель Администрации г. Улан-Удэ по доверенности Нимаева А.Ц. исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении иска.
Районный суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика по доверенности Нимаева А.Ц. просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение норм процессуального и материального права, что повлекло принятие незаконного решения. В частности, автор жалобы сослался на то, что суд в результате неправильного применения норм права сделал ошибочный вывод о том, что органы местного самоуправления должны принимать меры по ликвидации несанкционированных свалок, то есть непосредственно осуществлять хозяйственную деятельность по сбору и вывозу бытовых отходов. Кроме того, автор жалобы ссылается на то, что суд не принял во внимание тот факт, что свалка образовалась по вине третьих лиц и свидетельствует о нарушении требований административного законодательства.
На заседании судебной коллегии представитель ответчика по доверенности Нимаева А.Ц. доводы апелляционной жалобы поддержала и дала суду пояснения, аналогичные, изложенным в жалобе, просила отменить решение суда и вынести новое решение, которым отказать в удовлетворении иска.
Представитель прокуратуры с доводами жалобы не согласилась, просила оставить решение районного суда без изменения, жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, обсудив их, судебная коллегия полагает, что решение суда постановлено законно и обоснованно.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно сослался на положения ст.ст.21,22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ, на ст.8, 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ, на ст. 51ФЗ «Об охране окружающей среды»; на п.24, п.25 ст.16 ст. Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ; п.25 ст. 5 Устава городского округа «Город Улан-Удэ», на Положение о Комитете городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ, исходя из которых Комитет городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ, как структурное подразделение Администрации г.Улан-Удэ, обязан принимать меры по организации очистки, уборки территории городского округа г. г.Улан-Удэ.
Согласно ст.13 ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Комитете городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ, утвержденным Постановлением Администрации г.Улан-Удэ от 31.03.2010г. № 134, Комитет создан в целях осуществления управленческих функций в областях жилищно-коммунального и дорожного хозяйства, благоустройства, природопользования и охраны окружающей среды, энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Одной из основных задач комитета является осуществление координации и функционального регулирования деятельности в областях жилищно-коммунального хозяйства, природопользования и охраны окружающей среды.
Исходя из указанных положений закона и устава, суд пришел к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения исковых требований.
Доводы апеллянта о том, что наличие свалок обусловлено противоправным поведением граждан, не подтверждаются какими-либо доказательствами. Судом первой инстанции установлено, что земельные участки, на которых расположены несанкционированные свалки, относятся к муниципальным землям, собственность на которые не разграничена, в пользование либо владение гражданам, организациям земельный участок не передавался. При этом ссылка на не применение судом жилищного законодательства не принимается судебной коллегией. Так, жилищное законодательство регулирует обязанность по соблюдению санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, и не содержит требования о применении мер по ликвидации свалок. Данная обязанность, как было указано выше, прямо возложена на администрацию города. Кроме того, указанные обстоятельства не могут повлиять на правильность принятого решения, поскольку при выявлении указанных администрацией фактов, виновные лица могут быть привлечены к самостоятельной гражданско-правовой или иной ответственности, предусмотренной действующим законодательством.
Доводы жалобы о том, что органы местного самоуправления не должны непосредственно принимать меры по ликвидации несанкционированных свалок, что означало бы осуществление ими хозяйственной деятельности, не состоятелен т.к. основан на неправильном толковании решения суда. Согласно резолютивной части решения, на администрацию возложена обязанность о принятии мер по организации ликвидации свалок.
Доводы жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств, повторяют правовую позицию ответчика, выраженную в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, и не свидетельствуют о наличии оснований, в пределах действия ст. 330 ГПК РФ, к его отмене.
Иных доводов влияющих на законность принятого решения суда апелляционная жалоба не содержит. Выводы суда основаны на законе, соответствуют обстоятельства дела и имеющимся в деле доказательствам.
Нормы материального и процессуального права судом применены правильно, оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 329, 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 12 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий: Ихисеева М.В.
Судьи: Захаров Е.И.
Базаров В.Н.