Решение по делу № 2а-1178/2017 (2а-13037/2016;) ~ М-12480/2016 от 29.12.2016

Дело №2а-1178/17

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 января 2017 года

Вахитовский районный суд города Казани в составе:

председательствующего судьи Зыбуновой Е.В.,

при секретаре Низамовой А.М.,

с участием административного истца, представителя административного истца, представителя административного ответчика ГАУЗ «Республиканский наркологический диспансер МЗ РТ», в отсутствие представителя административного ответчика Министерства здравоохранения РТ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Фатхуллина Ф.Х. к Министерству здравоохранения Республики Татарстан, Государственному автономному учреждению здравоохранения «Республиканский наркологический диспансер Министерства здравоохранения РТ» о признании незаконными действий, связанных с постановкой на наркологический учет, и понуждении снять с диспансерного учета,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец – Фатхуллин Ф.Х. обратился в суд с административным иском к Министерству здравоохранения РТ (далее по тексту – МЗ РТ) и Государственному автономному учреждению здравоохранения «Республиканский наркологический диспансер Министерства здравоохранения РТ» (далее по тексту – ГАУЗ «РНД МЗ РТ») признании незаконными действий, связанных с постановкой на наркологический учет, и понуждении снять с диспансерного учета. В обоснование административного иска указано, что Фатхуллин Ф.Х. 29 апреля 2006 г. получил водительское удостоверение 16ВТ №100394 на право управления транспортными средствами (категории В,С). Срок действия данного водительского удостоверения до 29 апреля 2016г. В апреле 2016г. в связи с истечением установленного срока действия водительского удостоверения и для его замены он стал проходить медицинское освидетельствование. Он обратился за справкой к врачу наркологу в Республиканский наркологический диспансер и узнал, что в настоящее время состоит на диспансерном учёте в наркологическом диспансере с диагнозом: .... Из ответа главного врача Республиканского наркологического диспансера №851 от 26 апреля 2016г. следует, что основанием для постановки послужил тот факт, что впервые он был взят на диспансерное наблюдение в 1997г. Дважды был на приёме у врача нарколога (21.04.1997г. и 21.05.1997г.) В дальнейшем за наркологической помощью не обращался, в июле 2004г. снят с учёта в связи с отсутствием сведений. В настоящее время в виду отсутствия должного наблюдения не подлежит снятию с учёта. Административный истец считает, что он неправомерно поставлен в настоящее время на наркологический учёт. В 1997г. административный истец по заявлению отца действительно был госпитализирован на 15 дней в наркологический диспансер. После лечения посещал врача нарколога по месту своего жительства, выполнял все предписания. После лечения в 1997г. спиртные напитки не употребляет. За прошедшие 19 лет к административной и иной ответственности, в связи с употреблением алкоголя, не привлекался. В 2006г. получил водительское удостоверение. Во время обучения в автошколе в 2005г. полностью прошёл медицинское освидетельствование, в том числе освидетельствование на наличие (отсутствие) у него наркологического заболевания. Никаких ограничений к водительской деятельности выявлено не было. Он получил справку о том, что на учёте у врача нарколога не состоит. Аналогичное медицинское наркологическое освидетельствование проходил 9 декабря 2009г. В Республиканском наркологическом диспансере, расположенном по адресу: г. Казань, ул. Сеченова д.6, где ему вновь была выдана справка № 078986 о том, что он проходил медицинское освидетельствование на наличие (отсутствие) у наркологического заболевания. Было дано заключение, что на момент осмотра факт употребления психоактивных веществ не установлен, медицинские наркологические противопоказания не выявлены. У административного истца благополучная семья. Спиртные напитки не употребляет. Имеет 42 года трудового стажа. В апреле 2000г. был принят в ООО «ТПФ «Ак Барс» на должность электрогазосварщика, в 2010г. переведён на должность заместителя директора по АХЧ, работа носит разъездной характер, он часто использует автомобиль в трудовой деятельности. В 2015г. был награждён медалью «За трудовую доблесть». Согласно справке №026237 от 12 апреля 2016 г., он состоял на диспансерном учёте в Республиканском наркологическом диспансере с 1997г. В 2003г. снят с учёта в связи с отсутствием сведений. С 1975 г. административный истец постоянно проживает по адресу: ..., никогда не менял места жительства, получает медицинскую помощь в одной и той же поликлинике. Считает, что я незаконно поставлен в настоящее время на диспансерном учёте в наркологическом диспансере с диагнозом: Психические и поведенческие расстройства в результате употребления алкоголя, синдром зависимости. Административный истец не давал своего информационного согласия на постановку на диспансерный учёт. Кроме того, постановка на диспансерный наркологический учет осуществлена без проведения медицинского обследования при отсутствии объективных данных об употреблении им алкоголя.

Административный истец просит признать незаконной постановку его на наркологический учёт в ГАУЗ «Республиканский наркологический диспансер МЗ РТ» с диагнозом: ...; обязать административного ответчика ГАУЗ «Республиканский наркологический диспансер МЗ РТ» снять его с диспансерного учёта.

Административный истец и его представитель в судебном заседании административный иск уточнили, пояснив, что требования к ГАУЗ «Республиканский наркологический диспансер МЗ РТ» отсутствуют. Данное обстоятельство также подтверждается частной жалобой на определение судьи от 20.06.2016г. и определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда РТ от 13.12.2016г.

Представитель административного ответчика ГАУЗ «Республиканский наркологический диспансер МЗ РТ» в судебном заседании административный иск не признал.

Административный ответчик - МЗ РТ, в судебное заседание своего представителя не направил, представив письменный отзыв и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона РФ от 02 июля 1992 года N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» психиатрическая помощь оказывается при добровольном обращении лица или с его согласия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

Диагноз психического расстройства ставится в соответствии с общепризнанными международными стандартами и не может основываться только на несогласии гражданина с принятыми в обществе моральными, культурными, политическими или религиозными ценностями либо на иных причинах, непосредственно не связанных с состоянием его психического здоровья. Для диагностики и лечения лица, страдающего психическим расстройством, применяются медицинские средства и методы, разрешенные в порядке, установленном законодательством РФ о здравоохранении (статья 10 Закона РФ N 3185-1).

Согласно пункту 2 статьи 27 вышеуказанного Закона решение вопроса о необходимости установления диспансерного наблюдения и о его прекращении принимается комиссией врачей-психиатров, назначаемой администрацией психиатрического учреждения, оказывающего амбулаторную психиатрическую помощь, или комиссией врачей-психиатров, назначаемой органом управления здравоохранением субъекта РФ.

Согласно ст. 27 Закона РФ от 02.07.1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» диспансерное наблюдение может устанавливаться за лицом, страдающим хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.

Решение вопросов о необходимости установления диспансерного наблюдения и о его прекращении принимается комиссией врачей-психиатров, назначенной руководителем медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в амбулаторных условиях, или комиссией врачей-психиатров, назначенной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения.

Мотивированное решение комиссии врачей-психиатров оформляется записью в медицинской документации. Решение об установлении или прекращении диспансерного наблюдения может быть обжаловано в порядке, установленном разделом VI настоящего Закона.

Установленное ранее диспансерное наблюдение прекращается при выздоровлении или значительном и стойком улучшении психического состояния лица. После прекращения диспансерного наблюдения психиатрическая помощь в амбулаторных условиях оказывается в соответствии с частью второй статьи 26 настоящего Закона. При изменении психического состояния лицо, страдающее психическим расстройством, может быть освидетельствовано без его согласия или без согласия его законного представителя по основаниям и в порядке, предусмотренным частью четвертой статьи 23, статьями 24 и 25 настоящего Закона. Диспансерное наблюдение может быть возобновлено в таких случаях по решению комиссии врачей-психиатров.

Диспансерный учет и диспансерное наблюдение за больными осуществляется в соответствии с "Инструкцией о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения СССР от 12 сентября 1988 года N 704 "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями".

В соответствии с пунктом 2 указанной Инструкции за время диспансерного учета больные должны получить квалифицированную медицинскую помощь, обеспечивающую состояние длительной ремиссии.

Снятие с диспансерного учета производится, в том числе при достижении стойкой ремиссии (выздоровления); изменении постоянного места жительства с выездом за пределы обслуживаемой наркологическим учреждением (подразделением) территории, в том числе в связи с передачей под диспансерное наблюдение в другое наркологическое учреждение (подразделение). Снятие с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной. В остальных случаях заключение о снятии с учета составляется лечащим врачом больного на основании официальных сообщений соответствующих органов или учреждений, при этом заключение о снятии подписывается руководителем лечебно-профилактического учреждения, в котором наблюдался больной.

Судом установлено, что Фатхуллин Ф.Х. был взят на диспансерное наблюдение в 1997г. после стационарного лечения в ГАУЗ «РНД МЗ РТ» с диагнозом: ...

Из материалов дела также усматривается, что решением Советского районного суда г.Казани от 24.10.2016г. административному истцу было отказано в удовлетворении иска к ГАУЗ «РНД МЗ РТ» о признании незаконной постановку на наркологический учет, указанное решение вступило в законную силу, что подтверждено сторонами в ходе судебного разбирательства.

Суд считает, что административный иск удовлетворению не подлежит, поскольку в соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Республики Татарстан, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.12.2011 №1052, министерство не наделено полномочиями по принятию решения об установлении и прекращении диспансерного наблюдения установленной категории лиц.

Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения судом заявленных требований является признание оспариваемых решений, действий (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Вместе с тем, судом установлено, что МЗ РТ права и законные интересы административного истца не нарушало, незаконных действий в отношении административного истца не совершало, а потому основания для удовлетворения административного иска у суда не имеется.

С учетом уточненных административным истцом требований только к МЗ РТ. оснований для удовлетворения административного иска к ГАУЗ «РНД МЗ РТ» не имеется.

Руководствуясь ст. ст.178-180, 218 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного иска Фатхуллина Ф.Х. к Министерству здравоохранения Республики Татарстан, Государственному автономному учреждению здравоохранения «Республиканский наркологический диспансер Министерства здравоохранения РТ» о признании незаконными действий, связанных с постановкой на наркологический учет, и понуждении снять с диспансерного учета отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд города Казани в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья: Зыбунова Е.В.

2а-1178/2017 (2а-13037/2016;) ~ М-12480/2016

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Фатхуллин Ф.Х.
Ответчики
Министерство здравоохранения РТ ГАУЗ "РНД МЗ РТ"
Министерство здравоохранения РТ
Суд
Вахитовский районный суд г. Казани
Судья
Зыбунова Е. В.
29.12.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
29.12.2016[Адм.] Передача материалов судье
30.12.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
30.12.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.12.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.01.2017[Адм.] Судебное заседание
27.01.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.02.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.02.2017[Адм.] Дело оформлено
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее