Дело № 2-1484/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 ноября 2018 года Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Мухтаровой И.А., при секретаре судебного заседания Смирновой О.А., с участием представителя истца Хаязовой З.М., представителя ответчика Зинченко А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Губаха гражданское дело по иску Текмаева Е.В. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Губахе Пермского края (межрайонное) о включении периодов трудовой деятельности в специальный стаж, дающий право на пенсию на льготных основаниях и перерасчете пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Текмаева Е.В. обратилась в суд с исковыми требованиями к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Губахе Пермского края (межрайонное) (далее – УПФ в г. Губахе) об обязании включить в ее специальный стаж период ее работы с 12.01.2009 года по 15.02.2010 года на 0,6 ставки в должности учителя школы № 20, обязании ответчика произвести перерасчет ее пенсии с 04.03.2018 года, а также взыскании расходов по оплате государственной пошлины в сумме 300,00 руб., указывая на то, что в спорный период за нее в полном объеме производились отчисления в Пенсионный фонд.
В судебное заседание Текмаева Е.В. не явилась, доверила представлять свои интересы Хаязовой З.М., которая на удовлетворении исковых требований настаивала. Пояснила, что Текмаева Е.В. ошибочно неверно поименовано наименование ответчика, правильным следует считать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Губахе Пермского края (межрайонное). Просила учесть данный факт при вынесении решения.
Представитель ответчика Зинченко А.А. исковые требования не признала по доводам письменных возражений.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, находит исковые требованиям, не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Согласно статье 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Подпунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предписано, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Аналогичные требования к специальному стажу для указанных лиц содержались в подпункте 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не применяемого, в том числе в указанной части, с 01.01.2015 года, предусматривавшего, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статьи 30 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля; 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "м" пункта 1 данного постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Как разъяснено в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", разрешая споры, возникшие в случае отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ (введен Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 319-ФЗ), необходимо иметь в виду, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, засчитываются в стаж работы в порядке, предусмотренном Правилами исчисления периодов работы, дающей право на указанную пенсию, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" Списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Названным Списком поименована должность учителя, а также указаны школы всех наименований (пункт 1).
Периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных пунктом 4 Правил.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истец Текмаева Е.В. в период с 01.08.1989 года осуществляла педагогическую деятельность в учреждении для детей в должности воспитателя МБДОУ «Детский сад № 3» г. Губахи (с учетом его переименования), с 20.08.2001 года осуществляла и осуществляет педагогическую деятельность в учреждении для детей в должности учителя изобразительного искусства МАОУ ООШ № 20 г. Губахи (с учетом ее переименования). Согласно записям в трудовой книжке истец Текмаева Е.В. 01.08.1989 года переведена на должность воспитателя в ясли-сад № 3 гороно (с последующей реорганизацией учреждения), уволена ДД.ММ.ГГГГ переводом в Муниципальную вечернюю (сменную) образовательную школу, 20.08.2001 года принята на должность учителя изобразительного искусства в МАО СО школа № 20 (с последующей реорганизацией учреждения), где и работает по настоящее время. Приказом №-О от ДД.ММ.ГГГГ истцу был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет на период с 19.11.2008 года по 15.02.2010 года. Приказом №-к от ДД.ММ.ГГГГ Текмаева Е.В. была отозвана из указанного отпуска с неполным рабочим днем с нагрузкой 12-недельных часов (2 урока в день). В связи с выходом из отпуска по уходом за ребенком ДД.ММ.ГГГГ №-к Текмаева Е.В. увеличена педагогическая нагрузка на 6 часов. В спорные периоды с 12.01.2009 года по 15.02.2010 года истец работала на 0,6 ставки в должности учителя изобразительного искусства школы № 20. 15.02.2018 года Текмаева Е.В., полагая, что имеет право на досрочную страховую пенсию по старости, поскольку ее специальный педагогический стаж составляет более 25 лет, обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии в соответствии с подпунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав УПФР в г. Губахе от ДД.ММ.ГГГГ № Текмаева Е.В. рекомендовано отказать в назначении данной пенсии ввиду отсутствия требуемого специального стажа - 25 лет. Решением начальника УПФР в г. Губахе № от ДД.ММ.ГГГГ Текмаева Е.В. по указанным выше основаниям отказано в назначении досрочной страховой пенсии ввиду недостаточности специального стажа. Не согласившись с указанным истец обратилась в Губахинский городской суд к ответчику с требованием о включении в ее специальный стаж работы периодов нахождения на курсах повышения квалификации и в командировках, а также обязать назначить ей досрочную страховую пенсию по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента возникновения права на таковую, а именно с 04 марта 2018 года. Решением Губахинского городского суда по делу № от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Текмаева Е.В. удовлетворены в полном объеме. Участниками процесса не оспаривается, что досрочная страховая пенсия назначена истцу с 04.03.2018 года. Согласно протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ № в специальный стаж истца ответчиком не включен также период ее работы с 12.01.2009 года по 15.02.2010 года, поскольку истец работала на 0,6 ставки в должности учителя изобразительного искусства школы № 20. ДД.ММ.ГГГГ Текмаева Е.В. обратилась в суд с настоящим иском.
Данные обстоятельства установлены в судебном заседании пояснениями сторон, а также следующими копиями письменных доказательств: решения Губахинского городского суда по делу № от ДД.ММ.ГГГГ; протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ №; решения начальника УПФР в г. Губахе № от ДД.ММ.ГГГГ; трудовой книжкой истца; приказов по школе № 20 от ДД.ММ.ГГГГ №-к, от ДД.ММ.ГГГГ №-к, от ДД.ММ.ГГГГ №-О; расчетных карточек; уточняющей справки от ДД.ММ.ГГГГ №; карточками-справками за 2009 и 2010 годы; выписками из тарификации.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассматривает требования истца в рамках заявленного иска, то есть дает оценку лишь тем периодам ее деятельности, на включении которых в свой специальный страховой стаж она настаивает.
Установив изложенные выше обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.
Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года N 1067 были утверждены Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей.
В данное Постановление внесены изменения и дополнения Постановлением Правительства РФ от 20.03.2000 года N 240, в силу которого с 01.09.2000 года работа в должностях (в том числе без занятия штатной должности), предусмотренных Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, включается в выслугу, при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
С указанного времени педагогическим работникам было известно, что их работа после 01.09.2000 года на неполную ставку не будет включаться в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии.
Следовательно, обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, гражданам предоставлялась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.
Устанавливая в Федеральном законе от 17.12.2001 года N 173-ФЗ правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного ст. 7 названного Закона пенсионного возраста, не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. (Определение Конституционного Суда РФ от 18.10.2012 г. N 1882-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Х. на нарушение ее конституционных прав положениями п. 2 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", п. 4 и пп. "б" п. 8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости....").
В действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществляющих педагогическую деятельность, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено главным образом на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. При этом учитываются и различия в характере работы лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных условиях, в том числе - выполняющих норму рабочего времени, установленную за ставку заработной платы, или работающих на соответствующих должностях на условиях неполного рабочего времени.
В настоящее время пункт 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781, предусматривает аналогичные условия и обеспечивает максимально возможный учет периодов осуществления педагогической деятельности в учреждениях для детей в целях реализации права на назначение досрочной трудовой пенсии, что само по себе не может расцениваться как нарушение конституционных прав истца.
В силу ст. 333 Трудового кодекса Российской Федерации для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2003 года N 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников», действовавшим в спорный период, было установлено, что норма часов преподавательской работы на ставку заработной платы для преподавателей общеобразовательных учреждений составляет 18 часов в неделю.
Доказательств выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, в спорный период Текмаева Е.В. в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду не представила. Напротив, из представленных суду документов выполнение нормы рабочего времени не усматривается, что не оспаривалось представителем истца.
Из представленных суду справки, уточняющей характер работы от ДД.ММ.ГГГГ №, карточек-справок работодателя за 2009, 2010 года, приказов о нагрузке от ДД.ММ.ГГГГ №-к и ДД.ММ.ГГГГ №-к, выписок из тарификационных списков, расчетных карточек, усматривается, что нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) Текмаева Е.В. в должности учителя в спорный период не выполнялись, нагрузка истца в указанный период по должности учитель не превышала 12-13 часов в неделю, что составляет 0,6 ставки. Нагрузка Текмаева Е.В. на полную ставку стала вырабатываться только с ДД.ММ.ГГГГ, с указанной даты периоды работы включены ответчиком в специальный стаж истца.
Поскольку в оспариваемые периоды истец была учителем изобразительного искусства, черчения с неполной нагрузкой, ответчиком законно и обоснованно ей было отказано во включении периода ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 0,6 ставки в специальный страховой стаж, а потому оснований для удовлетворения заявленных Текмаева Е.В. исковых требований в указанной части не имеется.
При этом суд отмечает, что факт уплаты страховых взносов за спорный период вопреки доводам истца сам по себе не свидетельствует о необходимости включения такого периода в специальный стаж по изложенным выше основаниям, поскольку от уплаты страховых взносов зависит лишь размер страховой пенсии.
Кроме того, ответчиком не оспаривается факт уплаты страховых взносов за истца в спорный период в полном объеме, а также учет уплаченных страховых взносов за этот период при определении размера пенсии Текмаева Е.В., а потому, включение периода ее работы с 12.01.2009 года по 15.02.2010 года в специальный страховой стаж на размер ее пенсии не повлияет, учитывая также и то, что для исчисления пенсии в соответствии абз. 7 п. 3 ст. 30 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" истцу пенсионным органом учтена заработная плата за 1995-2001 года.
Поскольку требования истца об обязании произвести перерасчет ее пенсии с 04.03.2018 года производны от основного требования об обязании включить спорные периоды в специальный стаж, в удовлетворении которого судом отказано, то отсутствуют правовые основания для удовлетворения иска и в этой части.
В связи с тем, что решение суда состоялось в пользу ответчика, отсутствуют правовые основания для возмещения истцу понесенных судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Текмаева Е.В. в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Губахе Пермского края (межрайонное) об обязании включить в ее специальный страховой стаж период работы с 12.01.2009 года по 15.02.2010 года на 0,6 ставки в должности учителя школы № 20, обязании произвести перерасчет ее пенсии с 04.03.2018 года, а также взыскании расходов по оплате государственной пошлины в сумме 300,00 руб., отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Губахинский городской суд Пермского края.
Мотивированное решение суда изготовлено 4 декабря 2018 года.
Председательствующий: И.А. Мухтарова