РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 мая 2017 года г. Москва
Басманный районный суд в составе председательствующего судьи Борисовой К.П., при секретаре Зафесове А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 02а-00*/17 по административному исковому заявлению *, * к Государственному учреждению – Главного Управления Пенсионного Фонда РФ № 10 по г. Москве и Московской области о признании незаконными и отмене требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, обязании возвратить излишне уплаченные суммы страховых взносов, пени и штрафов,
УСТАНОВИЛ:
Административные истцы *, * обратились в суд с административным исковым заявлением к Государственному учреждению – Главное Управление Пенсионного Фонда РФ № 10 г. Москве и Московской области о признании незаконными, не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административных истцов и отмене требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, обязании возвратить излишне уплаченные суммы страховых взносов, пени и штрафов.
В обоснование заявленных требований указали, что являются адвокатами, зарегистрированными в реестре Адвокатской палаты г. Москвы, * г. получил требование ГУ-ГУ ПФР № 10 по г. Москве и Московской области от * г. № * об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов на сумму * коп.
* г. получил требование ГУ-ГУ ПФР № 10 по г. Москве и Московской области от * г. № * об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов на сумму * коп.
* г. получил требование ГУ-ГУ ПФР № 10 по г. Москве и Московской области от * г. № * об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов на сумму * коп.
* г. получил требование ГУ-ГУ ПФР № 10 по г. Москве и Московской области от * г. № * об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов на сумму * коп.
Содержащиеся в Требованиях и приложенных к ним документах сведения не позволяют установить факты и основания, по которым были доначислены указанные суммы взносов.
Административный истец * и представитель административного истца * в судебное заседание явилась, требования поддержала.
Административный ответчик в судебное заседание явился, возражал против заявленных требований по доводам письменных возражений.
Выслушав лиц, участвовавших в деле, изучив представленные материалы, суд считает административные исковые требования не подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, * зарегистрирована в Управлении АСВ и ПУ № 3 в качестве адвоката * г.
* г. ФНС России в Управление АСВ ПУ № 3 направлена информация о доходе *, осуществлявшей адвокатскую деятельность в Адвокатском бюро «Андрей * и партнеры», где величина дохода составила за 2014 год – * руб. 28 коп., за 2015 год – * коп.
На основании полученных сведений ГУ-ГУ ПФР № 10 по г. Москве и Московской области были сформированы обязательства в размере 1% от суммы превышения годового дохода * руб. за 2014 год и за 2015 год и направлены требования об уплате недоимки по страховым взносам и пеней за 2014 год № * от * г. на общую сумму
* коп. и за 2015 год № * от * г. на общую сумму * коп.
За 2014 год расчет взносов в размере 1% от суммы превышения годового дохода * руб. осуществлялся следующим образом: (*) х1%=* руб.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам и пеней за 2014 год № * от * г. выставлено с учетом своевременно уплаченных * денежных средств в размере * коп.
За 2015 год расчет взносов в размере 1% от суммы превышения годового дохода * руб. осуществлялся следующим образом: (*)х1%=* руб.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам и пеней за 2015 год № * от * г. выставлено с учетом своевременно уплаченных * денежных средств в размере * коп.
По состоянию на * г. оплата по требованиям за 2014 год
№ * от * г. и за 2015 год № * от * г. не поступила.
* зарегистрирован в Управлении АСВ и ПУ № 3 в качестве адвоката * г.
* г. ФНС России в Управление АСВ ПУ № 3 направлена информация о доходе *, осуществлявшего адвокатскую деятельность в Адвокатском бюро «Андрей * и партнеры», где величина дохода составила за 2014 год – * коп., за 2015 год – * коп.
На основании полученных сведений ГУ-ГУ ПФР № 10 по г. Москве и Московской области были сформированы обязательства в размере 1% от суммы превышения годового дохода * руб. за 2014 год и за 2015 год и направлены требования об уплате недоимки по страховым взносам и пеней за 2014 год № * от * г. на общую сумму * коп. и за 2015 год № * от * г. на общую сумму * коп.
За 2014 год расчет взносов в размере 1% от суммы превышения годового дохода * руб. осуществлялся следующим образом: (*) х1%=* руб.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам и пеней за 2014 год № * от * г. выставлено с учетом своевременно уплаченных * денежных средств в размере * коп.
За 2015 год расчет взносов в размере 1% от суммы превышения годового дохода * руб. осуществлялся следующим образом: (* руб.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам и пеней за 2015 год № * от * г. выставлено с учетом своевременно уплаченных * денежных средств в размере * коп.
По состоянию на * г. оплата по требованиям за 2014 год
№ * от * г. и за 2015 год № * от * г. поступила.
Данные обстоятельства не оспаривались административным истцом в судебном заседании, при этом она указала, что не согласна с действиями ГУ-ГУ ПФР № 10 по г. Москве и Московской области по выставлению вышеуказанных требований, поскольку ответчиком расчет недоимки по страховым взносам произведен исходя из всей суммы доходов за 2014 год и 2015 год, без уменьшения их на величину фактически произведенных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. Такая позиция ответчика противоречит п.1 ч.8 ст. 14 Закона «О Страховых взносах в ПФР», ст. 210, 221, 227 Налогового кодекса РФ, а также Постановлению Конституционного суда РФ № 27-П от 30.11.2016 г. Сумма страхового взноса, подлежащая уплате адвокатом или индивидуальным предпринимателем, исходя из дохода свыше * руб., должна определяться не из размера общих сумм дохода, а из суммы дохода такого лица, уменьшенной на величину фактически произведенных им расходов, связанных с извлечением дохода.
Согласно справке о доходах * по форме 2-НДФЛ за 2014 год налоговая база для расчета НДФЛ и страховых взносов, то есть сумма дохода за 2014 год после вычета профессиональных расходов составила * коп. (профессиональные расходы составили *коп.)
Согласно справке о доходах * по форме 2-НДФЛ за 2015 год налоговая база для расчета НДФЛ и страховых взносов, то есть сумма дохода за 2015 год после вычета профессиональных расходов составила * коп. (профессиональные расходы составили * коп.)
Согласно справке о доходах * по форме 2-НДФЛ за 2014 год налоговая база для расчета НДФЛ и страховых взносов, то есть сумма дохода за 2014 год после вычета профессиональных расходов составила * коп. (профессиональные расходы составили * коп.)
Согласно справке о доходах * по форме 2-НДФЛ за 2015 год налоговая база для расчета НДФЛ и страховых взносов, то есть сумма дохода за 2015 год после вычета профессиональных расходов составила * руб. 00 коп. (профессиональные расходы составили * коп.)
В этой связи именно исходя из данных сумм следовало рассчитать размер подлежащих к уплате страховых взносов.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым, в частности, относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд РФ, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Согласно части 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (ч. 2 ст. 18 Закона N 212-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ в целях применения положений части 1.1 настоящей статьи, устанавливающей порядок определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход для плательщиков страховых взносов, уплачивающих НДФЛ, учитывается в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса.
Согласно части 9 статьи 14 Закона N 212-ФЗ налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период.
В силу части 11 статьи 14 Закона N 212-ФЗ сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
В соответствии с частью 2 статьи 16 Закона N 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего * рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Статья 227 Налогового кодекса, устанавливая особенности исчисления сумм налога отдельными категориями физических лиц, предусматривает в подпункте 2 пункта 1, что нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, производят исчисление и оплату суммы налога по суммам доходов, полученных от такой деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 227 Налогового кодекса налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса.
При этом статья 225 Налогового кодекса, определяющая порядок исчисления НДФЛ, с учетом взаимосвязанных положений статьей 210 и 221 Налогового кодекса, предусматривает право налогоплательщика при определении налоговой базы по НДФЛ уменьшить сумму полученных от деятельности доходов на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
В соответствии со статьей 221 Налогового кодекса РФ при исчислении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют следующие категории налогоплательщиков:
1) налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 227 настоящего Кодекса, - в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой "Налог на прибыль организаций".
Суммы налога на имущество физических лиц, уплаченного налогоплательщиками, указанными в настоящем подпункте, принимаются к вычету в том случае, если это имущество, являющееся объектом налогообложения в соответствии со статьями главы "Налог на имущество физических лиц" (за исключением жилых домов, квартир, дач и гаражей), непосредственно используется для осуществления предпринимательской деятельности.
Если налогоплательщики не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей, профессиональный налоговый вычет производится в размере 20 процентов общей суммы доходов, полученной индивидуальным предпринимателем от предпринимательской деятельности. Настоящее положение не применяется в отношении физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей;
2) налогоплательщики, получающие доходы от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера, - в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с выполнением этих работ (оказанием услуг).
В силу взаимосвязанных положений ст. ст. 210, 221 и 227 НК РФ адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, при исчислении налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ по доходам от адвокатской деятельности имеют право уменьшить суммы доходов, полученных от осуществления такой деятельности, на профессиональные налоговые вычеты в размере фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
Соответственно, и расчетная база для обложения страховыми взносами по обязательному пенсионному страхованию для рассматриваемой категории лиц подлежит исчислению на основании статьи 227 Налогового кодекса с учетом положений пункта 1 статьи 221 Налогового кодекса.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 N 27-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кировского областного суда" отметил, что для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование доход страхователя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода.
С 1 января 2017 г. администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством передано от государственных внебюджетных фондов налоговым органам и исчисление и уплата страховых взносов осуществляются в соответствии с нормами гл. 34 "Страховые взносы" Налогового кодекса РФ, а Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" признан утратившим силу с упомянутой даты.
Вместе с тем * спорные требования об уплате страховых взносов исполнены, денежные средства по данным требованиям уплачены. Доказательств в подтверждение понесенных административными истцами профессиональных расходов суду не представлено, при том, что доход подлежит уменьшению на величину фактически произведенных истцами и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода. Не были представлены соответствующие документы истцами и в ГУ ПФР № 10 по г. Москве и Московской области.
В этой связи суд отказывает в удовлетворении требований
* и * по вышеприведенным мотивам.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований *, * к Государственному учреждению – Главного Управления Пенсионного Фонда РФ № 10 по г. Москве и Московской области о признании незаконными и отмене требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, обязании возвратить излишне уплаченные суммы страховых взносов, пени и штрафов, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Апелляционная жалоба подается в Московский городской суд через Басманный районный суд города Москвы.
Судья К.П. Борисова.