№ 2-724/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Иловля «09» декабря 2019 года
Иловлинский районный суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Елисеевой Т.Г.,
при секретаре Кузнецовой А.П.,
с участием истца Чеботаревой И.В.,
представителей ответчика – УПФ РФ в Иловлинском районе Волгоградской области Нуриева Р.Ф., Щербаковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искуЧеботаревой И. В. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Иловлинском районе Волгоградской области о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии и досрочном назначении пенсии,
установил:
Чеботарева И.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (далее - УПФ РФ) в Иловлинском районе Волгоградской области о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии.
В обоснование иска Чеботарева И.В. указала, что с 23.08.1993 и до настоящего времени осуществляет педагогическую деятельность в Озерской средней общеобразовательной школе, в связи с чем, приобрела право на досрочное пенсионное обеспечение. Однако решением УПФ РФ в Иловлинском районе Волгоградской области № 721576/19 от 16 октября 2019 года ей было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого специального педагогического стажа.
При этом пенсионным органом в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, не были включены: периоды нахождения на курсах повышения квалификации - с 12.03.2012 по 24.03.2012, с 21.10.2013 по 02.11.2013; а также периоды её работы в должности заместителя директора Озерской СОШ по воспитательной работе на 0,5 ставки и учителя с 01.09.2004 по 11.03.2012, с 25.03.2012 по 20.10.2013, с 03.11.2013 по 31.08.2019 г.
Считает, что приобрела право на досрочную пенсию, поскольку она была принята на работу в должности учителя русского языка и литературы, затем назначена учителем истории. С 01.09.2004 одновременно с исполнением обязанностей по должности учителя истории она выполняла обязанности заместителя директора по воспитательной работе на 0,5 ставки. Записи об увольнении с должности учителя при назначении на должность заместителя директора нет. С 01.09.2004 по 30.08.2019 она одновременно занималась преподавательской деятельностью как учитель истории и исполняла обязанности по должности заместителя директора по воспитательной работе на 0,5 ставки. Поскольку её трудовая деятельность протекала в школе, расположенной в сельской местности, то подтверждения выполнения нормы рабочего времени не требуется.
Периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 12.03.2012 по 24.03.2012, с 21.10.2013 по 02.11.2013 являются периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производил отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд. В связи с чем, данные периоды подлежат включению в стаж работы по специальности, дающей право на назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Считает, что приобрела право на досрочное назначение пенсии, в связи с чем, просила признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ в Иловлинском районе Волгоградской области № 721156/19 от 16 октября 2019 года об отказе в установлении пенсии, включить указанные периоды в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
В последующем Чеботарева И.В. исковые требования дополнила, просила обязать ответчика назначить ей пенсию с момента обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии, то есть с 08 октября 2019 года, но не ранее чем со дня возникновения права на досрочную страховую пенсию по старости.
В судебном заседании Чеботарева И.В. поддержала заявленные исковые требования в полном объёме, просила их удовлетворить. Суду пояснила, что на курсы повышения квалификации она направлялась работодателем в связи с осуществлением педагогической деятельности, при этом производились отчисления страховых взносов в пенсионный фонд.
Занимая должность заместителя директора Озерской СОШ по воспитательной работе на 0,5 ставки, она одновременно исполняла обязанности учителя истории. При этом она осуществляла трудовую деятельность в школе, расположенной в сельской местности, поэтому подтверждения выполнения нормы рабочего времени, установленного п.4 Правил № 781 о 29.10.2002 не требуется.
Представитель ответчика УПФ РФ в Иловлинском районе Нуриев Р.Ф. иск не признал. Суду пояснил, что согласно пп. "б" п. 8 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, работа в должностях заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в пунктах 1.1 - 1.7, 1.9 и 1.10 раздела "Наименование учреждений" списка, засчитывается в стаж работы независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы, при условии ее выполнения при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством. Правоустанавливающим условием приобретения права на досрочное назначение пенсии по старости является выполнение работы в должности заместителя руководителя учреждения в объёме, устанавливаемом за должностной оклад. При этом ведение преподавательской работы, либо её отсутствие для заместителя руководителя значения не имеет.
На основании пунктов 4, 5 Постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости», а также ст. ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. При этом в стаж включаются периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации указанными пунктами не предусмотрены и к периодам работы не относятся, следовательно, не могут быть включены в стаж, дающий право на досрочное назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Специальный стаж работы Чеботаревой И.В. на момент обращения в УПФ РФ составил 09 лет 09 месяцев 05 дней, в связи с чем, полагает, что истец не приобрела право на досрочное пенсионное обеспечение.
Представитель ответчика УПФ РФ в Иловлинском районе Щербакова Е.В. иск не признала. Суду пояснила, что согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённого постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы, начиная с 01.09.2000 засчитываются в стаж при условии выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных названными Правилами.
Подпунктом «б» пункта 8 Правил установлено, что стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитывается выполнявшаяся при нормальной или сокращённой продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, работа в должностях заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, в общеобразовательных учреждениях (пункт 1.1 Списка), независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы. Таким образом, правоустанавливающим условием приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости указанных работников является выполнение работы по должности заместителя руководителя учреждения в объеме, установленном за должностной оклад. При этом ведение преподавательской работы либо ее отсутствие для заместителя руководителя не имеет значения.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает иск подлежащим частичному удовлетворению.
При разрешении спора судом установлено, что с 23 августа 1993 года по настоящее время Чеботарева И.В. осуществляет педагогическую деятельность в МБОУ Озерская СОШ Иловлинского муниципального района Волгоградской области, имеет необходимое образование (л.д.13-14, 16, 15).
08 октября 2019 года Чеботарева И.В. обратилась в УПФ с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости.
В бесспорном порядке в специальный стаж педагогической деятельности Чеботаревой И.В. включено 09 лет 09 месяцев 05 дней (л.д.10-12).
В силу ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права на страховые пенсии граждан Российской Федерации, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования, регламентируется Федеральным законом РФ от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с изданием которого не применяется Федеральный закон РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьёй 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Согласно подп. 19 ч. 1 ст. 30 указанного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Аналогичные положения содержались в подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 01.01.2015 г.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона«О страховых пенсиях», засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом «м» пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется, в частности, список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список от 29 октября 2002 г. № 781).
Пунктом 1 раздела «Наименование должностей» Списка от 29 октября 2002 г. № 781, подлежащего применению к спорным отношениям, предусмотрены должность учителя, а также должность заместителя директора (начальника, заведующего), деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом, а пунктом 1.1 раздела "Наименование учреждений" этого же списка - общеобразовательные учреждения, в том числе школы всех наименований.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 (далее - Правила от 29 октября 2002 г. № 781), определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29 октября 2002 г. N 781, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.
Особенности исчисления специального стажа руководителей учреждений для детей - директора (начальника, заведующего), а также заместителя директора, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом - установлены пунктом 8 Правил от 29 октября 2002 г. № 781.
Согласно подпункту «б» пункта 8 Правил от 29 октября 2002 г. № 781 в стаж работы засчитывается выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, работа, в частности в должности заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в том числе в пункте 1.1 раздела «Наименование учреждений» списка, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы.
Из изложенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определённой профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определённых должностях и в определённых учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Такое право имеют учителя, осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в школах всех наименований. Периоды их работы после 1 сентября 2000 г. по общему правилу засчитываются в специальный стаж при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (пункт 4 Правил от 29 октября 2002 г. № 781). Работа в должности заместителя директора по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, в школах всех наименований засчитывается в специальный стаж независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы (подпункт «б» пункта 8 Правил от 29 октября 2002 г. № 781).
Таким образом, Правилами от 29 октября 2002 г. № 781 определены различные критерии зачёта в специальный стаж лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, периодов работы в должностях, предусмотренных Списком от 29 октября 2002 г. № 781: для учителей - это выполнение (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы, для заместителя директора по учебно-воспитательной работе общеобразовательной школы - это выполнение работы в указанной должности при нормальной или сокращённой продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством.
В силу части 1 статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 191; действовало в спорный период работы истца с 1 сентября 2004 г. по 3 августа 2011 г., утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 603) педагогическим работникам в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда была установлена продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) согласно приложению к названному постановлению.
Пунктом 2 Приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 191 норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) составляла 18 часов в неделю - для учителей 5 - 11 (12) классов общеобразовательных учреждений.
Аналогичная норма часов педагогической работы за ставку заработной платы учителям учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, предусматривалась и в последующем приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников», приказом Министерства образования и науки Российской от 22 декабря 2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».
Исходя из приведенного правового регулирования периоды работы в должности учителя в общеобразовательных учреждениях - школах всех наименований - засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы педагогической или учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы, - 18 часов в неделю.
Продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утверждёнными в установленном порядке.
При этом заместитель директора, осуществляя руководство образовательным процессом, методическую работу, вправе заниматься и учебной деятельностью, однако за осуществление этой деятельности заработная плата начисляется отдельно, исходя из часов учебной нагрузки, оплата же по должности заместителя директора осуществляется из ставки должностного оклада. Таким образом, работа в должности заместителя директора в школе подлежит включению в специальный педагогический стаж при условии выполнения нормы рабочего времени, соответствующей полной ставке должностного оклада.
По смыслу вышеприведенных норм суммирование педагогической нагрузки заместителя директора школы по воспитательной работе с учебной нагрузкой учителя при неполной нагрузке по каждой из этих должностей в целях пенсионного обеспечения действующим законодательством не предусмотрено, так как для каждого вида указанной деятельности установлены различные критерии и нормы часов рабочего времени. Из содержания пункта 4 Правил № 781 следует, что возможно суммирование или педагогической, или учебной нагрузки по основному и другим местам работы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, основанием для отказа Чеботаревой И.В. в установлении досрочной страховой пенсии по старости послужило отсутствие необходимого для этого стажа, при требуемой продолжительности не менее 25 лет, её стаж составил 09 лет 09 месяцев 05 дней. Указаны периоды, не подлежащие включению в стаж для досрочного назначения страховой пенсии, в должности заместителя директора Озерской СОШ на 0,5 ставки, и периоды нахождения на курсах повышения квалификации (л.д.10-12).
Отказывая Чеботаревой И.В. во включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периода её работы в должности заместителя директора Озерской СОШ по воспитательной работе с 01.09.2004 по 11.03.2012, с 25.03.2012 по 20.10.2013, с 03.11.2013 по 31.08.2019, пенсионным органом указано, что правоустанавливающим условием приобретения права на досрочное назначение пенсии является выполнение работы в должности заместителя руководителя учреждения в объёме, устанавливаемое за должностной оклад. При этом ведение преподавательской работы, либо её отсутствие для заместителя руководителя значения не имеет.
Как установлено судом и следует из материалов дела, распределение педагогической нагрузки истца в оспариваемые периоды работы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе было произведено следующим образом.
Приказом директора МОУ Озерская средняя общеобразовательная школа № 68 от 31 августа 2004 года Чеботарева И.В. переведена и назначена заместителем директора по воспитательной работе на 0,5 ставки и учителем истории с нагрузкой 14 часов истории с 01.09.2004 (л.д. 21).
Согласно представленной в дело должностной инструкции в должности заместителя директора по воспитательной работе в спорные периоды работы Чеботаревой И.В. входили функции, связанные с образованием, воспитанием детей (л.д.73-83, 84-85).
Будучи заместителем директора по воспитательной работе Озерской СОШ, согласно приказам о тарификации и тарификационным спискам, Чеботарева И.В. работала учителем истории. Педагогическая нагрузка истца составляла:
с 01.09.2004 14 часов в неделю педагогической нагрузки,
с 01.09.2005 15 часов в неделю педагогической нагрузки,
с 01.09.2006 13 часов в неделю педагогической нагрузки,
с 01.09.2007 13 часов в неделю педагогической нагрузки,
с 01.09.2008 15 часов в неделю педагогической нагрузки,
с 01.09.2009 14 часов в неделю педагогической нагрузки,
с 01.09.2010 14 часов в неделю педагогической нагрузки,
с 01.09.2011 16 часов в неделю педагогической нагрузки,
с 01.09.2012 19 часов в неделю педагогической нагрузки,
с 01.09.2013 19 часов в неделю педагогической нагрузки,
с 01.09.2014 20 часов в неделю педагогической нагрузки,
с 01.09.2015 21 час в неделю педагогической нагрузки,
с 01.09.2016 22 часа в неделю педагогической нагрузки,
с 01.09.2017 21 час в неделю педагогической нагрузки,
с 01.09.2018 21 час в неделю педагогической нагрузки (л.д.20, 21-41, 53-54, 97-115).
Таким образом, из представленных в материалы дела тарификационных списков, приказов видно, представителями ответчика не оспорено и не опровергнуто, что истец в спорные периоды была протарифицирована и как учитель, и как заместитель директора по воспитательной работе, ей отдельно по каждой из указанных должностей начислялась заработная плата, с которой производились отчисления в Пенсионный фонд РФ.
При этом в спорный период с 01.09.2012 по 31.08.2019 Чеботарева И.В. работала в должности заместителя директора по воспитательной работе на 0,5 ставки и одновременно осуществляла трудовую деятельность в должности учителя истории в общеобразовательном учреждении – школе. Продолжительность её рабочего времени в этот период соответствовала установленной норме часов учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы (18 и более часов в неделю), то есть выполняла работу, засчитываемую при действующем правовом регулировании спорных отношений в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости.
В спорный период с 01.09.2004 по 11.03.2012 Чеботарева И.В. работала в должности заместителя директора по воспитательной работе на 0,5 ставки и одновременно осуществляла трудовую деятельность в должности учителя истории в общеобразовательном учреждении – школе. Продолжительность её рабочего времени в этот период не соответствовала установленной норме часов учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы (менее 18 часов в неделю). В связи с чем, работа в указанный период не подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости.
Учитывая изложенное, с учётом вышеприведённых норм права, суд приходит к выводу о включении в педагогический стаж для назначения досрочной пенсии периода работы Чеботаревой И.В. с 01.09.2012 по 31.08.2019 в должности заместителя директора по воспитательной работе на 0,5 ставки и учителя, поскольку в указанный период истец осуществляла непосредственно преподавательскую работу с детьми и имела необходимую педагогическую нагрузку.
Доводы представителей ответчика о том, что правоустанавливающим условием приобретения права на досрочное назначение пенсии является выполнение работы в должности заместителя руководителя учреждения в объёме, устанавливаемом за должностной оклад и при этом ведение преподавательской работы, либо её отсутствие для заместителя руководителя значения не имеет, ошибочны и основаны на неверном толковании приведенных выше нормативных положений.
Отказывая истцу в установлении пенсии УПФ РФ в своём решении указал, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации не подлежат зачёту в специальный стаж, т.к. они не предусмотрены пунктами 4 и 5 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27, 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», согласно которым в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. При этом в стаж включаются периоды ежегодных основного и дополнительно оплачиваемых отпусков. Курсы повышения квалификации периодами педагогической деятельности не являются и не относятся к ежегодным основным и дополнительным отпускам.
С указанными выводами УПФ РФ в части периода нахождения истца на курсах повышения квалификации с 21.10.2013 по 02.11.2013 согласиться нельзя, так как они основаны на неправильном применении норм материального права и нарушают право истца на пенсионное обеспечение.
С учётом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым страховая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», порядок исчисления периодов их работы, устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 (п. 3 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665).
В силу п. 4 данных Правил, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
На основании ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Из материалов дела следует, что приказом директора МОУ Озерская средняя общеобразовательная школа № 68 от 31 августа 2004 года Чеботарева И.В. переведена и назначена заместителем директора по воспитательной работе на 0,5 ставки и учителем истории с нагрузкой 14 часов истории с 01.09.2004 (л.д. 21).
Согласно справке муниципального бюджетного образовательного учреждения Озерская средняя общеобразовательная школа Иловлинского муниципального района Волгоградской области № 590 от 02 сентября 2019 года, (л.д. 19), а также согласно приказа директора СОШ № 8 от 11.03.2012 и № 7 от 18.10.2013 Чеботарева И.В. действительно направлялась на курсы повышения квалификации в следующие периоды: с 12.03.2012 по 24.03.2012; с 21.10.2013 по 02.11.2013 (л.д.40, 41).
При этом в указанные периоды уплата страховых взносов и иных отчислений не прекращалась, что подтверждается материалами пенсионного дела и не оспаривалось представителями ответчика в судебном заседании.
Поскольку курсы повышения квалификации с 12.03.2012 по 24.03.2012 имели место в период работы, который не подлежит включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, суд не усматривает оснований для включения указанных курсов в специальный стаж. Тогда как курсы повышения квалификации с 21.10.2013 по 02.11.2013 подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, так как имели место в период работы, подлежащий включению в специальный стаж.
Учитывая изложенное, в специальный стаж, дающий истцу право на досрочное пенсионное обеспечение, подлежат включению:
период работы Чеботаревой И.В. в должности заместителя директора по воспитательной работе Озерской средней общеобразовательной школы с 01 сентября 2012 года по 31 августа 2019 года – 07 лет;
период нахождения Чеботаревой И.В. на курсах повышения квалификации:
с 21.10.2013 по 02.11.2013 – 13 дней.
Всего: 07 лет 00 месяцев 13 дней.
При таких данных, специальный стаж Чеботаревой И.В., с учётом периодов, зачтённых УПФ РФ (09 лет 09 месяцев 05 дней), на момент её обращения с заявлением о назначении пенсии 08 октября 2019 года составил 16 лет 09 месяцев 18 дней.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400 «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Принимая во внимание, что реализация права на досрочное назначение трудовой пенсии возможна при наличии определенного законом 25-летнего специального стажа, с учётом периодов работы, дающих право на назначение досрочной пенсии по старости учтённых пенсионным органом и периодов, подлежащих включению в специальный стаж на основании решения суда, на момент обращения за назначением пенсии (08 октября 2019 года), равно как и на момент рассмотрения дела, Чеботарева И.В. такое право не приобрела.
В связи с чем, в удовлетворении иска Чеботаревой И.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Иловлинском районе Волгоградской области о досрочном назначении пенсии следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 721576/19 ░░ 16 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 0,5 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ 01 ░░░░░░░░ 2012 ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2019 ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ 21 ░░░░░░░ 2013 ░░░░ ░░ 02 ░░░░░░ 2013 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░:
- ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 0,5 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ 01 ░░░░░░░░ 2012 ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2019 ░░░░;
- ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ - ░ 21 ░░░░░░░ 2013 ░░░░ ░░ 02 ░░░░░░ 2013 ░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 11 ░░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░