Решение по делу № 33-16637/2018 от 26.10.2018

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Борзенко А.Г.                    Дело № 33-16637/2018

А-065г

07 ноября 2018 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Киселевой А.А.

судей Беляковой Н.В., Петрушиной Л.М.

с участием прокурора Краснопеевой О.В.

при секретаре Корнийчук Ю.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляковой Н.В.

    гражданское дело по иску прокурора Курагинского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кордовского сельского совета о возложении обязанности произвести специальную оценку условий труда

по апелляционной жалобе и.о. Главы Кордовского сельсовета – Рожковой Л.В.

на решение Курагинского районного суда Красноярского края от 07 июня 2018 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора Курагинского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кордовского сельского совета о возложении обязанности произвести специальную оценку условий труда удовлетворить.

Возложить на администрацию Кордовского сельского совета обязанность провести специальную оценку условий труда работников в количестве 8,4 штатных единиц.

Установить срок исполнения решения 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Взыскать с администрации Кордовского сельского совета государственную пошлину в размере 300 рублей.»

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Курагинского района Красноярского края обратился в суд с требованиями в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кордовского сельского совета о возложении обязанности произвести специальную оценку условий труда работников, установить срок для исполнения не позднее 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Требования мотивированы тем, что в соответствии с требованиями ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанность по обеспечению безопасных условий труда возложена на работодателя, в том числе работодатель обязан провести специальную оценку условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Прокурор указывает, что в нарушение указанных требований администрацией Кордовского сельского совета специальная оценка условий труда работников, штат которых составляет 8,4 штатных единицы, не проведена.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе и.о. Главы Кордовского сельсовета – Рожкова Л.В. просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неустановление имеющих значение для дела обстоятельств.

Проверив материалы дела, заслушав прокурора Краснопееву О.В., выразившую согласие с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Статьей 21 Трудового кодекса РФ закреплены основные права и обязанности работодателя, в том числе, обязанность обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

В силу абзаца 10 части 2 статьи 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить, в том числе, проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Согласно части 4 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.

Частью 6 статьи 27 ФЗ "О специальной оценке условий труда", предусмотрено, что в отношении рабочих мест, не содержащих потенциально вредных или опасных факторов, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее, чем 31 декабря 2018 года.

Как следует из материалов дела и правильно установлено судом, администрация Кордовского сельского совета осуществляет свою деятельность по адресу: <адрес> состоит из работников в количестве 8,4 штатных единиц.

На основании распоряжения главы сельсовета № 38р от 27.12.2017г. на 2018 год утверждены штатные расписания: по аппарату управления администрации Кордовского сельского совета в количестве 5 единиц, по аппарату технического обеспечения - в количестве 3 единиц, по старшему инструктору военного комиссариата в количестве 0,4 единицы.

Полагая, что ответчиком в нарушение норм трудового законодательства не проведена специальная оценка условий труда работников, штат которых составляет 8,4 штатных единицы, прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд исходил из того, что администрация Кордовского сельского совета в нарушение норм трудового законодательства не провела специальную оценку условий труда работников, чем нарушила права работников на безопасные условия труда, гарантированные Конституцией РФ, в связи с чем, возложил на ответчика обязанность провести специальную оценку условий труда работников в количестве 8,4 штатных единицы, установив срок исполнения решения - 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда, полагая, что судом были неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения сторон, и считает, что заслуживают внимания доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что не проведение специальной оценки условий труда работников, занимающих должности муниципальной службы, не нарушены их права, а в отношении остальных работников оценка условий труда работодателем проведена. Так, из материалов дела следует, что штат администрации Кордовского сельского совета состоит из аппарата управления - 5 единиц, должности которого относятся к должностям муниципальной гражданской службы, а также аппарата технического обеспечения - 3 единицы и старшего инструктора военного комиссариата – 0,4 единицы.

Возлагая на ответчика обязанность произвести специальную оценку условий труда работников в количестве 8,4 штатных единицы, судом не было учтено, что согласно представленного в материалы дела заключения эксперта № 858-ЗЭ от 10.01.2017г., проведена оценка условий труда аппарата технического обеспечения: уборщика служебных помещений, водителя, истопника (3 штатных единицы), при этом по результатам проведенной оценки, вредных и (или) опасных производственных факторов условий труда не выявлено, перечень мероприятий по улучшению условий труда отсутствует.

Что касается проведения оценки условий труда должностей муниципальных гражданских служащих, относящихся к аппарату управления, то оценка их труда регулируется частью 4 статьи 3 ФЗ "О специальной оценке условий труда", которой прямо предусмотрена необходимость проведения оценки условий труда муниципальных гражданских служащих в соответствии с нормативно-правовыми актами, содержащими специальные нормы, учитывающие особенности труда данной категории работников.

Частью 6 статьи 27 ФЗ "О специальной оценке условий труда", предусмотрено, что в отношении рабочих мест, не содержащих потенциально вредных или опасных факторов, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее, чем 31.12.2018 года.

Таким образом, судебная коллегия, принимая во внимание, что специальная оценка условий труда аппарата технического обеспечения работодателем была проведена, а срок проведения специальной оценки условий труда штатных единиц, относящихся к должностям муниципальной службы, на момент рассмотрения дела еще не закончился, достоверных доказательств, что не проведение специальной оценки условий труда нарушило права работников на безопасные условия труда, не представлено, полагает, что у суда не имелось правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по проведению специальной оценки условий труда работников в количестве 8,4 штатных единицы.

Кроме того, удовлетворяя заявленные прокурором требования, судом сделан вывод, что невыполнение обязанности по проведению специальной оценки условий труда на рабочих местах в администрации Кордовского сельского совета нарушает права неопределенного круга граждан, которые вправе вступить в трудовые отношения с администрацией Кордовского сельского совета по названным должностям, на безопасные условия труда.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда, так как, те лица, которые не заключили трудовой договор с работодателем или фактически не приступили к работе с ведома или по поручению работодателя, то есть не вступили в трудовые отношения с работодателем, не могут быть отнесены к числу работников, и, следовательно, до поступления на работу их права не могут быть нарушены, в связи с чем, выводы суда о том, что неисполнение ответчиком обязанности по проведению специальной оценки труда нарушают права неопределенного круга граждан, которые вправе вступить в трудовые отношения с администрацией Кордовского сельсовета по вышеуказанным должностям, нельзя признать правомерными.

Также судебная коллегия полагает, что судом необоснованно не были приняты во внимание для разрешения вопроса о наличии у прокурора Курагинского района Красноярского края права на обращение в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц положения ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, в соответствии с которыми прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Кроме того, положения ч. 1 ст. 45 ГПК РФ во взаимосвязи с положениями статей 26,27 и 35 ФЗ от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» не предполагают возможность произвольного решения прокурором вопроса об обращении в суд с заявлением в защиту прав, свобод и интересов граждан, - такое решение принимается им по результатам всесторонней проверки обращения гражданина. Часть 1 ст. 45 ГПК РФ предоставляет прокурору необходимые процессуальные гарантии реализации данного полномочия, закрепляя его право на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в установленных названной статьей случаях.

Как установлено судом и следует из материалов дела, круг лиц, то есть работников, состоящих на должностях, условия труда на рабочих местах по которым подлежат специальной оценке в администрации Кордовского сельского совета, известен и определен - это работники, занимающие должности муниципальных служащих, а также должности аппарата технического обеспечения, вместе с тем, в материалах дела отсутствуют заявления работников ответчика о нарушении их прав, в том числе в части охраны труда. Правовых оснований для защиты интересов неопределенного круга лиц не установлено.

Таким образом, поскольку из дела следует, что нарушение прав неопределенного круга лиц не установлено, сами работники не обращались к прокурору о защите нарушенных прав, у прокурора Курагинского района не было правовых оснований для обращения в суд с вышеуказанным иском.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении

исковых требований прокурора Курагинского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кордовского сельского совета о возложении обязанности произвести специальную оценку условий труда работников в количестве 8,4 штатных единицы, установить срок для исполнения не позднее 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Курагинского районного суда Красноярского края от 07 июня 2018 года отменить.

Принять по делу новое решение: « В удовлетворении исковых требований прокурора Курагинского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кордовского сельского совета о возложении обязанности произвести специальную оценку условий труда работников в количестве 8,4 штатных единицы, установить срок для исполнения не позднее 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда - отказать.»

Председательствующий:                     Киселева А.А.

    

Судьи:                      Белякова Н.В.

Петрушина Л.М.

33-16637/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Прокурор в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Администрация Кордовского сельсовета
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Белякова (Ломова) Наталия Витальевна
07.11.2018Судебное заседание
08.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.11.2018Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее