А79-1984/2008 #
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Чебоксары
Дело № А79-1984/2008
14 апреля 2008 года
Арбитражный суд в составе: судьи Михайлова А.Т.
при ведении протокола судебного заседания судьей Михайловым А.Т.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта г. Чебоксары
к индивидуальному предпринимателю Николаеву Дмитрию Германовичу, г.Чебоксары
о привлечении к административной ответственности
при участии:
представителя заявителя – старшего специалиста Аликова А.Ю., по доверенности от 28.12.2007 № 01-1879,
предпринимателя Николаева Д.Г. – не было
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта обратилось в суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Николаева Дмитрия Германовича к административной ответственности. В заявлении указывается, что при проведении в период с 06 по 26.03.2008 проверки деятельности предпринимателя по вопросам соблюдения транспортного законодательства и выполнения лицензионных условий при осуществлении пассажирских перевозок выявлены нарушения действующего законодательства. Так, допускаются нарушения режима труда и отдыха водителей в части представления межсменного отдыха продолжительностью менее 12 часов. Не созданы условия для обучения водителя Николаева В.Г. по 20-ти часовой программе ежегодных занятий повышения профессионального мастерства (отсутствуют сведения о прохождении обучения). Не организовано проведение ежемесячных сверок с УГИБДД МВД по ЧР о наличии (отсутствии) фактов дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения водителями с мая 2007 года по январь 2008 года. Не проводится стажировка водителя Николаева В.Г. Предрейсовый медицинский осмотр водителя автобуса проводится специалистом Серафимовой О.Г. прошедшей специальное обучение в Республиканском наркологическом диспансере, не имеющей медицинского образования, трудового соглашения на выполнение медицинских должностных обязанностей и не имеющей лицензии на поведение предрейсовых, послерейсовых медосмотров водителей (документы о наличии медицинского образования и о заключении трудового соглашения с Серафимовой О.Г., лицензии на проведение предрейсовых, послерейсовых медосмотров водителей отсутствуют). Отсутствуют инструкции по безопасности движения, отсутствует журнал учета инструктажей по технике безопасности, отсутствуют инструкции по технике безопасности. На маршрут Новочебоксарск – Чебоксары – Новочебоксарск, производящему по договорам на оказание услуг по перевозке пассажиров, заключенными с ОАО «Чебоксарский агрегатный завод» 04.02.2008, с ООО «Чебоксарский завод промышленного литья» 01.02.2008, не разработаны и не утверждены паспорт автобусного маршрута, схема маршрута с указанием опасных участков и расписания движения по маршруту и не согласованы с местными органами самоуправления г. Чебоксары и г. Новочебоксарск.
Об изложенных обстоятельствах составлены акт от 06.03-26.03.2008 №116 и протокол об административном правонарушении от 26.03.2008 №000171.
В этой связи просит привлечь предпринимателя Николаева Д.Г. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании представитель Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта поддержал заявленное требование и привел изложенные в заявлении доводы.
Предприниматель Николаев Д.Г., надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в заседание суда не явился. Отзыв на заявление не представил.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом определено разрешить спор в отсутствие не явившегося предпринимателя.
Выслушав объяснения участника процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Обстоятельства дела свидетельствуют, что Николаев Дмитрий Германович является предпринимателем и ему выдана лицензия на осуществление пассажирских перевозок со сроком действия с 28.04.2007 до 02.04.2012.
В соответствии с пунктом 2.3.1 Положения об Управлении государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации от 22.12.2004 № АН-368 ФС, осуществление контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями лицензионных требований и условий возложено на Управление государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
На основании пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию.
В статье 2 названного Закона указано, что при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия (совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий).
В силу пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются в том числе соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.
В силу статей 20 и 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
В статье 23 названного Федерального закона указано, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается, в том числе в проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств.
В соответствии с пунктом 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997 № 2 к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся:
- прием на работу и допуск к осуществлению перевозок пассажиров водителей, имеющих соответствующие квалификацию, стаж работы;
- организация стажировки водителей;
- организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей;
- проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей;
- регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей;
- соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей;
- регулярное обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте;
- организация контроля за соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок.
Аналогичное требование содержится в пункте 2.3.2 Положения и установлено, что медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся в порядке, определяемом Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Министерство здравоохранения Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и с целью реализации постановлений Правительства Российской Федерации от 11.02.2002 № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности» и от 04.07.2002 № 499 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» издало приказ от 26.07.2002 № 238 «Об организации лицензирования медицинской деятельности», в котором определило вид медицинской деятельности - работы и услуги по предрейсовым медицинским осмотрам водителей транспортных средств.
Руководствуясь названными документами, Министерство здравоохранения Российской Федерации совместно с Министерством транспорта Российской Федерации утвердило методические рекомендации «Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств» (письмо от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32).
Из приведенных норм следует, что предрейсовые медицинские осмотры проводятся только прошедшими специальное обучение медицинскими работниками, имеющими соответствующий сертификат.
В соответствии с пунктами 9 и 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.04 № 15, при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
Согласно пункту 2.3.5 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министра транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 № 2 владельцы автобусов организуют проведение ежегодных занятий по повышению профессионального мастерства, включающие проверку знания Правил дорожного движения, правил перевозки пассажиров и багажа на автомобильном транспорте, изучение типичных дорожно - транспортных ситуаций повышенной опасности, основ безопасного управления автобусом в сложных дорожных и метеорологических условиях, приемов оказания доврачебной помощи пострадавшим, порядка эвакуации пассажиров при дорожно - транспортном происшествии.
В соответствии с требованиями по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.03.1994 № 15 при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают надежность водительского состава за счет, в частности, организации стажировки водителей, вновь принятых на работу на предприятие или переводимых на новый тип или категорию транспортного средства, новый маршрут регулярных перевозок.
Согласно пункту 3.4.1 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Министра транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 № 27 организация обязана обеспечить водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте путем проведения инструктажей.
В соответствии с Правилами учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 № 647 владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с территориальными органами внутренних дел сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.
Основные требования по обеспечению безопасности перевозок пассажиров автобусами на территории Российской Федерации определены в Положении об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденном приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 № 2.
Требования настоящего Положения обязательны в том числе и для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с перевозкой пассажиров автобусами (пункт 1.3 Положения).
В пунктах 5.2.1, 5.2.2, 5.2.3 названного Положения установлена обязанность владельцев автобусов составить и утвердить на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков. Разрабатывать графики (расписания) движения - на основе определения нормативных значений скоростей движения автобусов на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами, с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентируемых действующими нормативными документами. Обеспечить каждого водителя, выполняющего регулярные автобусные перевозки, графиком движения на маршруте с указанием времени и мест остановок в пути на отдых, обед и ночлег, схемой маршрута с указанием опасных участков (в случае рейсов большой протяженности).
В пункте 1 и подпункте 20 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация транспортного обслуживания находится в ведении муниципальных образований и отнесена к вопросам местного значения.
Городская администрация руководит транспортными предприятиями и организациями, находящимися в муниципальной собственности, осуществляет контроль за работой иных транспортных предприятий и организаций, обслуживающих население города, утверждает маршруты, графики движения местного транспорта, привлекает на договорных началах к транспортному обслуживанию населения предприятия и организации, действующие на территории города; обеспечивает учет автомобилей и других видов механических транспортных средств в городе; организует и контролирует обслуживание пассажиров на вокзалах, пристанях и аэропортах (пункт 6 статьи 72 Закона Российской Федерации от 06.07.1991 №1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации»).
Суд находит, что факт совершения предпринимателем Николаевым Д.Г. административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, нашел подтверждение в акте проверки от 06-26.03.2008 №116 и протоколе об административных правонарушениях от 26.03.2008 № 000171.
Названные выше положения законодательства предпринимателем Николаевым Д.Г., обязанным контролировать и организовывать работы водителей, не выполняются. Из материалов дела, протокола об административном правонарушении от 26.03.2008, усматривается нарушение продолжительности межсменного отдыха воителей. Так, из представленных путевых листов, в частности, от 26.02.2007 № 037, от 27.02.2008 № 038, от 28.02.2008 № 039, от 29.02.2008 № 040 видно, что продолжительность межсменного отдыха водителя составляет менее 12 часов.
Нарушение продолжительности междусменного отдыха водителей может повлечь неблагоприятные последствия как для самих водителей, так и пассажиров.
Из журнала учета дорожно-транспортных происшествий владельцев транспортных средств усматривается отсутствие проведения предпринимателем ежемесячных сверок с ГИБДД о наличии (отсутствии) фактов дорожно-транспортных происшествий и нарушений ПДД.
Доказательства обучения водителя Николаева В.Г. по 20-ти часовой программе ежегодных занятий повышения профессионального мастерства, прохождения стажировки водителя, наличия инструкции по безопасности движения, журнала учета инструктажей по технике безопасности, инструкции по технике безопасности суду не представлены.
Обстоятельства дела также свидетельствуют, что предрейсовые медосмотры водителей проводились Серафимой Ольгой Геннадьевной. Вместе с этим наличия у нее медицинского образования, лицензии на осуществление ею медицинской деятельности суду не представлены. С учетом вышеназванного действующего законодательства удостоверение №11, выданное Серафимовой О.Г. Республиканским наркологическим диспансером Министерства здравоохранения Чувашской Республики не дает ей право проводить медосмотр водителей.
В соответствии с договором на оказание услуг по перевозке пассажиров от 01.02.2008, заключенным между предпринимателем Николаевым Дмитрием Германовичем (перевозчиком) и ООО «Чебоксарский завод промышленного литья» (заказчиком), перевозчик обязуется в течение срока действия настоящего договора (до 31.12.2008) осуществлять на принадлежащем ему автобусе ЛиАЗ-5256, государственный № АМ 806 21 RUS перевозку работников ООО «Чебоксарский завод промышленного литья» по маршруту город Новочебоксарск (Иваново) – город Чебоксары (Восточная проходная – Аникеево) согласно графику движения. Перевозка работников общества организуется (осуществляется) в режиме маршрутного такси.
В соответствии с договором на оказание услуг по перевозке пассажиров от 04.02.2008, заключенным между предпринимателем Николаевым Дмитрием Германовичем (перевозчиком) и ОАО «Чебоксарский агрегатный завод» (заказчиком), заказчик поручает, а перевозчик берет на себя обязательство в течение срока действия настоящего договора (до 31.12.2008) осуществлять на принадлежащих ему траспортных средствах перевозку работников заказчика по маршруту Новочебоксарск – Чебоксары и Чебоксары – Новочебоксарск согласно графику движения. Перевозка работников заказчика организуется в режиме маршрутного такси.
Однако доказательства составления и утверждения паспорта автобусного маршрута, разработки схемы маршрута с указанием опасных участков и расписания движения по маршруту и согласования их с местными органами самоуправления г. Чебоксары и г. Новочебоксарск суду не представлены.
Смягчающих вину правонарушителя обстоятельств в смысле статьи 4.2 КоАП РФ суд не усматривает. В силу статьи 2.4 Кодекса предприниматель несет ответственность как должностное лицо.
Согласно части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.14, 7.24, 14.1, 14.10 - 14.14, частями 1 и 2 статьи 14.16, частями 1, 3 и 4 статьи 14.17, статьями 14.18, 14.21 - 14.23, 15.10, частями 1 и 2 статьи 19.19 Кодекса, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.
С учетом конкретных обстоятельств дела и принимая во внимание, что Н?иколаев Д.Г. фактически самоустранился от осуществления контроля и организации пассажирских перевозок, суд считает необходимым привлечь его к административной ответственности в виде штрафа на сумму 3.500 руб.
Руководствуясь статьями 167 – 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, 09.11.1973 ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░ 71, ░░. 118, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 3 ░░░░░░ 14.1 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3.500 ░░░.
░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░), ░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░ ░░ ░░ ░░ ░░, ░░░░░░░░░ ░░░░ – 40101810900000010005, ░░░ ░░░░░░░░░░ – 2128011031, ░░░ ░░░░░░░░░░ – 213001001, ░░░ ░░░░░ – 97401000000, ░░░ ░░░░░░░░░░ – 049706001, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ – 106 1 16 90040 04 0000 140, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░) ░ ░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░ 30 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░.░. ░░░░░░░░