ПОСТАНОВЛЕНИЕ
24 февраля 2012 года г.Улан-Удэ
Мировой судья судебного участка № 1 Советского района г. Улан-Удэ Республики Бурятия Маншеев Н.Н,,
рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении ФГУП «Бурятавтодор», расположенного по адресу: г.Улан-Удэ, <АДРЕС>, 18,
в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 часть 1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
<ДАТА2> начальником отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по РБ <ФИО1> выписано предписание в отношении ФГУП «Бурятавтодор» об исполнении 24 пунктов, одним из требований предписания является исполнение п. 21, согласно которому, ФГУП ««Бурятавтодор» должен в срок до <ДАТА3> разработать проекты расчетной санитарно - защитной зоны для <АДРЕС> ДРСУч, Прибайкальского ДРСУч, <АДРЕС> ДРСУч, Кяхтинского ДРСУч, Мухоршибирского ДРСУч, Улан - Удэнского ДРСУч и получить на них положительное санитарно - эпидемиологическое заключение. Предписание выдано генеральному директору ФГУП ««Бурятавтодор» <ФИО2> <ДАТА2>. Настоящее предписание не обжаловалось и вступило в законную силу.
В период времени с 10 часов <ДАТА5> по 11 часов <ДАТА6> при проведении проверки в структурных подразделениях предприятия ФГУП «Бурятавтодор», руководимом генеральным директором <ФИО2>, занимающихся эксплуатацией автомобильных дорог общего пользования, расположенных по адресам Республика <АДРЕС>, г. <АДРЕС> Удэ, ул. <АДРЕС>, 18 (юридический адрес); г. <АДРЕС>, п. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, 4; <АДРЕС> район, с. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, 1; <АДРЕС> район, с. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, 11; <АДРЕС> район, с. <АДРЕС>, ул. 1 Мая, 52; <АДРЕС> район ст. Тимлюй, ул. <АДРЕС>; с. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, 83; г. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, 4; с. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, 184; с. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, 105; <АДРЕС> район, г. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, 5; <АДРЕС> район, г. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, 4; <АДРЕС> район, с. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, 7; с. <АДРЕС>; в нарушение ст.ст. 11, 20 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от <ДАТА7> <НОМЕР> не выполнен пункт 21 предписания об устранении выявленных нарушений санитарных правил <НОМЕР> от <ДАТА8>, а именно не разработаны проекты расчетной санитарно-защитной зоны для <АДРЕС> ДРСУч, <АДРЕС> ДРСУч, <АДРЕС> ДРСУч, <АДРЕС> ДРСУч. <АДРЕС> ДРСУч, <АДРЕС> ДРСУч и не получены на них санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии санитарным правилам, является нарушением п.п. 2.1, 2.2. санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, ужений и иных объектов», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ <ДАТА9>
В судебном заседании представитель ФГУП «Бурятавтодор» <ФИО3>, действующая на основании доверенности, с протоколом об административном правонарушении не согласна по следующим основаниям.
Согласно положениям Федерального закона от <ДАТА10> <НОМЕР> «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно - эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 39 Закона). Разработку проектов санитарно-защитных зон, организацию и обустройство санитарно-защитных зон регламентирует СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно - защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от <ДАТА11> <НОМЕР>.
Согласно пункту 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 требования санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно- экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Пункт 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в предыдущей редакции распространял свое действие и на действующие промышленные объекты и производства.
Однако, с вступлением в силу <ДАТА12> Изменений и дополнений <НОМЕР> СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, утвержденных Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от <ДАТА13> <НОМЕР>, требования новой редакции СанПиН не распространяются на действующие промышленные объекты и производства, а распространяются только на вновь строящиеся и реконструируемые объекты и производства. Следовательно, у действующих промышленных объектов и производств отсутствует обязанность по разработке проектов санитарно-защитных зон и установлению таких зон. ФГУП «Бурятавтодор» является действующим производством и не находится в стадии реконструкции. Таким образом, учитывая, что в пункте 21 Предписания указан срок до <ДАТА14> разработки ФГУП «Бурятавтодор» проектов расчетных санитарно-защитных зон и получения на них положительных санитарно-эпидемиологических заключений, а Законом и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 данная обязанность отменена, то обязанность по разработке проектных материалов санитарно-защитных зон для ФГУП «Бурятавтодор» отпала в силу закона.
Также представитель ФГУП «Бурятавтодор» пояснила, что ни ст. 34, ни ст. 44, ни ст. 52 ФЗ <НОМЕР> «Об охране окружающей среды», ни ст. 11, ни ст. 20 ФЗ <НОМЕР> «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения», не содержат конкретных норм, которые бы предписывали разработать проекты расчетной санитарно - защитной зоны. Данные нормы являются общими, а не специальными. Ссылка представителей Управления Роспотребнадзора по РБ на письмо от <ДАТА15> «О разъяснении изменений <НОМЕР> в СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03» является необоснованной, поскольку данное письмо не является нормативно - правовым актом, о чем свидетельствует п. 2 Постановления Правительства РФ от <ДАТА16> <НОМЕР> «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации». Следовательно данное письмо не обладает большей юридической силой по отношению в СанПин и не может создавать новую норму права, тем самым входя в противоречие с действующими нормами СанПин, также оно не содержит обязательные для исполнения и распространяющиеся на неопределенный круг лиц правила поведения, не предусмотренные законом.
Представитель ФГУП «Бурятавтодор» просила суд производство по делу прекратить, в связи с отменой закона, установившего административную ответственность, так как внесенные изменения и дополнения <НОМЕР> СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 улучшают положение предприятия, и, следовательно, в силу части 2 статьи 1.7 КОАП РФ, ст. 54 Конституции РФ, имеют обратную силу.
В судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора по РБ Цыбикова Р.Ц., действующая на основании доверенности, пояснила, что протокол об административном правонарушении является законным и обоснованным, составлен в отношении ФГУП «Бурятавтодор», в связи с не выполнением в срок п. 21 предписания о разработке проектов расчетной санитарно - защитной зоны и получении положительного санитарно - эпидемиологического заключения.
Также представитель Управления Роспотребнадзора по РБ Цыбикова Р.Ц. пояснила, что факт исключения слов «и действующих промышленных предприятий и производств» из Главы 1 п.1.2а.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно- защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция», не означает, что действующее предприятие не должно иметь санитарно - защитную зону, а означает лишь то, что данный СанПиН на действующие предприятия не распространяется. Указанный СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 является подзаконным и не может применяться без учета положений Федерального законодательства. Правовое поле санитарно - защитной зоны для действующих предприятий очеркивается требованиями таких нормативно-правовых актов как ст. 34 ФЗ <НОМЕР> «Об охране окружающей среды», регламентирующей то, что эксплуатация объектов должна осуществляться в соответствии с требованиями по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности; п. 3 ст. 44 данного закона предусматривает, что в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны с ограниченным режимом природопользования. Согласно п. 2. ст. 52 этого же закона, в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг Промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны.
В соответствии со ст.ст. 16, 20 и 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях не должен оказывать вредное воздействие на человека.
В соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона <НОМЕР> «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что нормативы предельно-допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам. В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
Указанные положения Закона не изменились, то есть обязанность установления санитарно-защитных зон организаций, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не устранена. Предприятием ФГУП «Бурятавтодор» для структурных подразделений (Кабанского ДРСУч, <АДРЕС> ДРСУч, <АДРЕС> ДРСУч, <АДРЕС> ДРСУч, <АДРЕС> ДРСУч, <АДРЕС> ДРСУч) разработаны проекты предельно допустимых выбросов, по результатам проведенных расчетов рассеивания загрязняющих веществ все структурные подразделения предприятия являются источниками химического загрязнения атмосферного воздуха, т. к. уровни загрязнения за пределами предприятия превышают 0, 1 ПДК. Кроме того, п.п. 3.5, 3.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусмотрено, что указанные требования предъявляются к действующим предприятиям.
В судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора по РБ Васильева М.П., действующая на основании доверенности, поддержала доводы, изложенные Цыбиковой Р.Ц., пояснила, что протокол об административном правонарушении является законным и обоснованным, также добавила, что ранее в отношении ФГУП «Бурятавтодор» было вынесено постановление об административном правонарушении от <ДАТА17> за совершение аналогичного правонарушения, при этом, генеральный директор предприятия Светозаров О.В. не отрицал о нарушении пунктов СанПина, отсутствие разработки проектов санитарно - защитной зоны мотивированы нехваткой финансовых средств, при этом, факт нарушения СанПина им признавался. Представитель Управления Роспотребнадзора по РБ Васильева М.П. просила привлечь ФГУП «Бурятавтодор» к административной ответственности по ст. 19.5 ч. 1 КОАП РФ.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, в том числе представленные сторонами, суд приходит к выводу, что вина ФГУП «Бурятавтодор» в совершении правонарушения, предусмотренного ст.19.5 ч.1 КоАП РФ, т.е. невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор об устранении нарушений законодательства, установлена и доказана.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от <ДАТА18> <НОМЕР>-ФЗ «Об охране окружающей среды», эксплуатация объектов должна осуществляться в соответствии с требованиями по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с п. 3 ст. 44 настоящего закона, в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны с ограниченным режимом природопользования.
В соответствии с п. 2. ст. 52 настоящего закона, в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг Промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны.
Согласно ст. 16, ст.20 п. 1, ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее места постоянного или временного пребывания .человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека. В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
Указанные положения Закона не изменились, то есть обязанность установления санитарно-защитных зон организаций, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не устранена.
В соответствии с п.2.5, п.3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (в редакции изменений и дополнений <НОМЕР>, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от <ДАТА13> <НОМЕР>), "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", организации, промышленные объекты и производства, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки санитарно-защитными зонами. Санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения.
Из положений ст. 11 ФЗ от <ДАТА10> N52-03 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» следует, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, выполнять требования санитарного законодательства. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная деятельность должна осуществляться на основании принципов: соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований охраны окружающей среды, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности
Судом установлено, что Управлением Роспотребнадзора по РБ была проведена проверка ФГУП «Бурятавтодор», в ходе которой выявлено отсутствие в установленный срок разработанных проектов расчетной санитарно - защитной зоны для районных подразделений предприятия.
Доводы представителя ФГУП «Бурятавтодор» о том, что требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (в редакции изменений и дополнений <НОМЕР>, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от <ДАТА13> <НОМЕР>) не распространяются на действующие предприятия, поскольку они распространяются исключительно на вновь строящиеся и реконструируемые объекты производства, суд отклоняет по следующим основаниям.
Как в предыдущей редакции СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы», так и в новой редакции закреплено обязательное установление вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, специальной территории с особым режимом использования (санитарно - защитной зоны).
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека своим письмом от <ДАТА19> <НОМЕР> «О разъяснении изменений <НОМЕР> в СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03» указала, что устанавливается санитарно-защитная зона для действующих промышленных объектов и производств 1, 2, 3 и 4 классов опасности, располагаемых в жилой застройке или в зоне других нормируемых территорий без соблюдения ориентировочной СЗЗ, деятельность которых связана с загрязнением атмосферного воздуха вредными для здоровья веществами и повышением уровня шума, вибрации, электромагнитных излучений выше установленных гигиенических нормативов, что вызывает обоснованные жалобы населения; для действующего объекта или производства в случае принятия решения Администрацией городского или сельского поселения, обращения руководителя (заказчика) указанного объекта с просьбой об установлении санитарно-защитной зоны.
Данное письмо разъясняет содержание подзаконного акта (СанПин), который (СанПин) подлежит применению с учетом вышеуказанных норм Федерального законодательства.
В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно - защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно - защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих веществ) в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
Указанные положения Закона не изменились, обязанность установления санитарно - защитных зон ФГУП «Бурятавтодор», оказывающее негативное воздействие на окружающую среду, не устранена.
Проекта санитарно - защитной зоны ФГУП «Бурятавтодор» не имеет, данные обстоятельства представитель организации не оспаривает.
<АДРЕС> ДРСУч, <АДРЕС> ДРСУч, <АДРЕС> ДРСУч, <АДРЕС> ДРСУч, <АДРЕС> ДРСУч, <АДРЕС> ДРСУч - структурные подразделения ФГУП «Бурятавтодор» являются источниками химического загрязнения атмосферного воздуха, т. к. уровни загрязнения за пределами структурных подразделений предприятия превышают 0, 1 ПДК, и относятся 4 классу опасности.
Таким образом, новая редакция СанПиН не устраняет для ФГУП «Бурятавтодор» обязанности получить проект организации санитарно-защитной зоны, поскольку уровень загрязнения за пределами структурных подразделений предприятия превышен, структурные подразделения относятся к 4 классу опасности и жилая застройка расположена в переделах 100 метров от предполагаемых границ структурных подразделений организации.
При таких обстоятельствах суд считает, что факт совершения правонарушения доказан, так как не соблюдение требований вышеуказанных законов и подзаконных актов в области охраны окружающей среды, выразившееся в отсутствии у ФГУП «Бурятавтодор разработанного и утвержденного проекта санитарно-защитной зоны, влечет нарушение конституционных прав граждан - неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, право на здоровье, на жизнь, поскольку возникает потенциальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не имеется.
Действия ФГУП «Бурятавтодор» правильно квалифицированы по ст.19.5 ч.1 КоАП РФ, т.е. невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
ПО С Т А Н О В И Л:
Признать ФГУП «Бурятавтодор» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.5 ч. 1 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 10 000(десять тысяч) рублей.
Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в УФК по РБ (Управление Роспотребнадзора по РБ) ИНН 0323121940 КПП 032301001 счет 40101810600000010002 в ГРКЦ НБ Республики Бурятия Банка России г. Улан-Удэ БИК 048142001 ОКАТО по месту жительства 81401000000 код дохода 141 1 16 90040 04 0000 140 В соответствии со ст. 32.2 ч. 1 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса. Постановление может быть обжаловано в Советский районный суд г. Улан-Удэв течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Мировой судья Н.Н. Маншеев