77RS0002-02-2023-012183-90
№ 5-1701/2023
Басманный районный суд города Москвы
улица Каланчевская, дом 11, город Москва, 107078
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Москва 29 августа 2023 года
Судья Басманного районного суда города Москвы Васин А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Сергеева Кирилла Викторовича, паспортные данные, гражданина Российской Федерации, зарегистрированного по адресу: г. Москва, ... сведений о привлечении к административной ответственности материалы дела не содержат,
УСТАНОВИЛ:
В Басманный районный суд города Москвы поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.15.1 КоАП РФ в отношении Сергеева К.В.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 19.07.2023 г. № 20/106-23, Сергеев К.В. 29.04.2023 по адресу: г. Москва, ... совершил сделки с археологическими предметами в нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Сергеев К.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении извещен, в связи с чем, в соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Административная ответственность по ст. 7.15.1 КоАП РФ предусмотрена за совершение сделок с археологическими предметами в нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до сумма прописью с конфискацией археологических предметов; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сумма прописью с конфискацией археологических предметов; на юридических лиц - от трехсот тысяч до сумма прописью с конфискацией археологических предметов.
В силу статьи 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об объектах культурного наследия) под археологическими предметами понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок.
Согласно пункту 11 статьи 36 Федерального закона об объектах культурного наследия археологические предметы, обнаруженные в результате проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 данного Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ, подлежат обязательной передаче физическими и (или) юридическими лицами, осуществляющими указанные работы, государству в порядке, установленном федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Объекты археологического наследия, а также все археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле или под водой, находятся в государственной собственности (пункт 3 статьи 49 Федерального закона об объектах культурного наследия).
Согласно статье 8 Федерального закона от 23 июля 2013 года N 245-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии" (далее - Федеральный закон от 23 июля 2013 года N 245-ФЗ) физические и юридические лица, владеющие археологическими предметами, не вправе отчуждать данные археологические предметы, за исключением случая передачи их государству, случая универсального правопреемства или случаев, предусмотренных частями 2 и 3 данной статьи (часть 1).
Физические и юридические лица, законно осуществившие ввоз археологических предметов на территорию Российской Федерации, вправе распоряжаться указанными археологическими предметами по своему усмотрению в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2).
Физические и юридические лица, владеющие на день вступления в силу названного Федерального закона археологическими предметами, за исключением случая, предусмотренного частью 2 указанной статьи, вправе помимо передачи их государству и универсального правопреемства отчуждать указанные археологические предметы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации, при условии включения указанных археологических предметов не позднее 1 сентября 2016 года в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации (часть 3).
Согласно статье 19 Федерального закона от 26 мая 1996 года N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (далее также Закон о Музейном фонде) музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации и не относящиеся к его государственной части, составляют негосударственную часть Музейного фонда Российской Федерации.
В силу статьи 25 названного закона при совершении сделок с музейными предметами и музейными коллекциями, включенными в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, сторона, у которой возникают гражданские права и обязанности в отношении этих музейных предметов и музейных коллекций, принимает на себя обязательства по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации. При совершении сделок, направленных на отчуждение музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, государство имеет преимущественное право приобретения указанных музейных предметов и музейных коллекций. Порядок приобретения государством музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Физические и юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации, несут административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 37 Закона о Музейном фонде).
Согласно ст. 129 Гражданского Кодекса Российской Федерации, объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не ограничены в обороте. Законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения обороноспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определённым участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов административного дела, 15.05.2023 в службу по ЦАО УФСБ России по городу Москве и Московской области поступило обращение гражданина Манахова А.Ю., содержащее информацию о том, что он (Манахов А.Ю.) 07 октября 2022 г. зашел на Интернет - аукцион meshok.net. На указанном сайте он увидел продавца под ником «Naik.coin», который выставил товар на продажу под названием «Щиток перстня с надписью 17 век» (https://meshok.net/item/151351803), в котором продавался перстень по цене сумма. Манахова А.Ю. имел намерение приобрести данный предмет. Пользователь указал, что находится в г. Москве. В этот же день Манахов А.Ю. написал пользователю «Naik.coin» в личные сообщения на сайте, они договорились о купле-продаже перстня. Для оплаты продавец указал номер мобильного телефона, который подключен к Сбербанку +7(909)940-56-74, получатель платежа Кирилл Викторович С.
Манахов А.Ю. оплатил стоимость перстня сумма и еще сумма за доставку «Почтой России», получателем платежа в чеке в приложении «Тинькофф» числился Кирилл С. В качестве места прибытия доставки «перстня» Манахов А.Ю. попросил указать почтовое отделение «101000», расположенное по адресу: г. Москва, ул. Мясницкая, д. 26, позже, примерно через 2 часа продавец «Naik.coin» в личных сообщениях Интернет - аукциона meshok.net. сообщил Манахову А.Ю. о том, что предмет, который он купил, отправлен, также скинул ему «трек отправления», где указаны данные по отправке товара.
12 октября 2022 г. примерно в 20:10 час. Манахов А. пришел в почтовое отделение «101000», расположенное по адресу: г. Москва, ул. Мясницкая, д. 26, где сотрудник данного отделения передал купленный им на сайте перстень.
25 апреля 2023 г. Манахова заинтересовал еще один товар под названием «Створка древнего зооморфного замка», который продавал тот же пользователь под ником «Naik.coin» на Интернет - аукционе meshok.net. В этот же день Манахов А. написал пользователю «Naik.coin» в личные сообщения на сайте, где договорились о купле-продаже предмета. Для оплаты продавец указал номер карты Сбербанка 4276380171571610, получатель платежа Кирилл Викторович С.
Манахов А. оплатил стоимость предмета, общая сумма с доставкой сумма, получателем платежа в чеке в приложении «Тинькофф» числился Кирилл С. В качестве места прибытия доставки «створки» Манахов А. попросил указать почтовое отделение «101000», расположенное по адресу: г. Москва, ул. Мясницкая, д. 26, позже, примерно через 1 час пользователь «Naik.coin» в личных сообщениях Интернет - аукциона meshok.net. сообщил Манахову А. о том, что предмет, который он купил, отправлен, также скинул ему «трек отправления», где были указаны данные по отправке товара. 29 апреля 2023 г. примерно в 11:20 час. Манахов А. пришел в почтовое отделение «101000», расположенное по адресу: г. Москва, ул. Мясницкая, д. 26, где сотрудник данного отделения передал купленный им на сайте предмет.
Также, на Интернет - аукционе meshok.net., посетив страницу продавца «Naik.coin», Манахов увидел, что на данной странице его профиля https://meshok.net/info/23063 продается еще около 7500 различных предметов. В целях личной безопасности Манахов сохранил кассовые чеки на мобильный телефон.
13 мая 2023 г. Манахов наткнулся на один Интернет - ресурс, в котором рассказывалось о деятельности т.н. «черных копателях» и «перекупщиках», какой вред они наносят истории прошлых лет. Взяв в руки предметы, купленные у продавца «Naik.coin», рассмотрев их поближе и произведя поиск информации о них в Интернете, понял, что данные предметы, возможно, являются археологической ценностью и продавать их нельзя, чего он не понимал при покупке.
В результате было установлено, что лицо, осуществившее продажу предметов, является Сергеев Кирилл Викторович, паспортные данные, зарегистрированный по адресу: г. Москва, ул. Фрунзенская набережная, д. 46, кв. 42.
22.05.2023 г. гражданин Сергеев К.В. добровольно выдал предметы, возможно являющиеся историко-культурной и археологической ценностью. Предметы и вещи были изъяты в присутствии представителей общественности. В этот же день у Сергеева К.В. отобрано объяснение, в котором он раскаялся и полностью признал свою вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.15.1 КоАП РФ.
Согласно заключению эксперта ФНБУ науки «Институт археологии Российской академии наук» от 14.07.2023г. среди представленных на экспертизу предметов присутствуют археологические предметы (в определении, приведенном в Федеральном законе от 25.06.2002 № 72-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»), в частности археологическими предметами являются: 26 металлических матриц (№ 1-26); Глиняная игрушка коник с коричневой и зеленой поливой (№ 27); Бронзовая подвеска с ушком Чудо св. Георгия о змие (№ 29); Бронзовые замки (№ 34, 35 (две части одного предмета), 285); 4 бронзовых амулета-змеевика (№ 36, 38, 39, 41); Бронзовые иконка (№ 37; XII-XIII вв.) и подвеска (№ 40); 6 литых икон с рельефными изображениями (№ 42-47); 5 крестов-энколпионов (№ 48-51, 53); 4 креста-энколпиона (№ 52, 54-56); 7 крестов-энколпионов и складней (№ 57-63); Кресты-тельники (№ 65-134, 145-186); Крест-тельник (№ 188); Свинцовые пломбы (№ 229-284).
Возможно, не являются археологическими предметами: Костяная копоушка (№ 28); 4 бронзовые фигурные детали (№ 30-33); Бронзовая ручка (№ 64); Кресты-тельники (№ 135-139, 189-219); Кресты-тельники (№ 140-144); Кресты-тельники (№ 187).
Не являются археологическими предметами: Кресты-тельники разных типов (№ 220-228).
При таких обстоятельствах, Сергеев К.В. своими действиями по продаже ограниченных в свободном обороте археологических предметов, не включенных в негосударственную часть Музейного фонда Российской Федерации, без предоставления государству преимущественного права покупки, нарушил ст. 129 Гражданского Кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от 23.07.2013 г. № 245-ФЗ, ст. 25 Федерального закона от 26.05.1996 г. № 54-ФЗ, то есть совершил сделки с археологическими предметами в нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации, что влечет административную ответственность предусмотренную ст. 7.15.1 КоАП РФ.
Факт совершения Сергеевым административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.15.1 КоАП РФ, и его виновность подтверждается совокупностью собранных и исследованных в судебной заседании доказательств, а именно:
- определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 22.05.2023; обращение Манахова А.Ю. от 15.05.2023, CD - диск; объяснения Манахова; запрос в отдел по вопросам миграции ОМВД России по району Хамовники УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве от 18.05.2023; сведения из отдела по вопросам миграции ОМВД России по району Хамовники УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве (копия Формы 1П) от 19.05.2023; протокол изъятия вещей и документов от 22.05.2023; объяснение Сергеева К.В. от 22.05.2023; протокол опроса Сергеева К.В. от 22.05.2023; определение о назначении экспертизы по делу об административном правонарушении № 20/106-23 от 22.05.2023; запрос в Институт археологии Российской Академии наук от 01.06.2023; определение о продлении срока проведения административного расследования по делу об административном правонарушении от 20.06.2023; заключение эксперта ФГБУ науки Институт Археологии Российской Академии Наук Зайцевой И.Е. № 21150П - 2945 от 14.07.2023, CD-диск, содержащий список литературы, опись и фотоизображение исследуемых предметов.
Данные доказательства оформлены в соответствии с требованиями закона, уполномоченными на то должностным лицом в рамках выполнения им служебных обязанностей, причиной составления которых послужило непосредственное выявление административного правонарушения, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, в связи с чем не доверять им оснований не имеется.
Протокол об административном правонарушении по своему содержанию и оформлению соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены. Права Сергеева при составлении протокола об административном правонарушении соблюдены.
Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления вины Сергеева в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 7.15.1 КоАП РФ, поскольку свидетельствуют о совершении сделки с археологическими предметами в нарушение требований ст. 129 ГК РФ, ст. 8 Федерального закона от 23.07.2013 г. № 245-ФЗ, ст. 25 Федерального закона от 26.05.1996 г. № 54-ФЗ.
Таким образом, действия (бездействия) Сергеева квалифицированы правильно. Считаю установленными и доказанными событие и состав в действиях Сергеева административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Оснований, предусмотренных КоАП РФ, для прекращения производства по делу об административном правонарушении в отношении Сергеева не имеется.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При назначении наказания Сергееву судья, согласно положениям ст.ст. 3.1, 3.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях учитывает характер совершенного правонарушения, объектом которого являются правонарушения в области охраны собственности; имущественного и финансового положения физического лица; действия (бездействия), отсутствие обстоятельств, смягчающих административную ответственность и отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, и полагает, что с учетом конкретных обстоятельств дела, влияние назначенного наказание на исправление, что цели административного наказания могут быть достигнуты путем назначения административного наказания в виде административного штрафа в размере сумма, с конфискацией археологических предметов.
В силу положений данных норм статьи 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения: подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику; изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.
Частью 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации, а также о внесенном залоге за арестованное судно.
Как указано выше, в силу пункта 3 статьи 49, пункта 11 статьи 36 Федерального закона об объектах культурного наследия все археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле или под водой и обнаруженные в результате проведения работ, перечисленных в пункте 11 статьи 36 названного Федерального закона, находятся в государственной собственности и подлежат обязательной передаче государству в порядке, установленном федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 23 июля 2013 года N 245-ФЗ для физических и юридических лиц, владеющих археологическими предметами, установлен запрет на их отчуждение, за исключением случая передачи государству, случая универсального правопреемства или случаев, предусмотренных частями 2 и 3 данной статьи.
В соответствии со ст. 36 ФЗ от 25.06.2002 года № 73-ФЗ, археологические предметы, обнаруженные в результате проведения изыскательских, земляных и иных работ, подлежат обязательной передаче государству в порядке, установленном федеральным органом охраны объектов культурного наследия, в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации изъятые предметы не включены, а в соответствии со ст. 8 ФЗ от 23.07.2013 года N 245-ФЗ, сделки с археологическими предметами запрещены.
Согласно экспертному заключению ФГБУ науки Институт археологии Российской академии наук археологическими предметами являются: 26 металлических матриц (№ 1-26); Глиняная игрушка коник с коричневой и зеленой поливой (№ 27); Бронзовая подвеска с ушком Чудо св. Георгия о змие (№ 29); Бронзовые замки (№ 34, 35 (две части одного предмета), 285); 4 бронзовых амулета-змеевика (№ 36, 38, 39, 41); Бронзовые иконка (№ 37; XII-XIII вв.) и подвеска (№ 40); 6 литых икон с рельефными изображениями (№ 42-47); 5 крестов-энколпионов (№ 48-51, 53); 4 креста-энколпиона (№ 52, 54-56); 7 крестов-энколпионов и складней (№ 57-63); Кресты-тельники (№ 65-134, 145-186); Крест-тельник (№ 188); Свинцовые пломбы (№ 229-284).
При установленных по делу обстоятельствах и с учетом приведенных правовых норм указанные археологические предметы, имеющие статус изъятых из оборота, подлежат обращению в собственность Российской Федерации с передачей в Музейный фонд Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Сергеева Кирилла Викторовича, паспортные данные виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма с конфискацией археологических предметов.
Археологические предметы, имеющие статус изъятых из оборота: 26 металлических матриц (№ 1-26); Глиняная игрушка коник с коричневой и зеленой поливой (№ 27); Бронзовая подвеска с ушком Чудо св. Георгия о змие (№ 29); Бронзовые замки (№ 34, 35 (две части одного предмета), 285); 4 бронзовых амулета-змеевика (№ 36, 38, 39, 41); Бронзовые иконка (№ 37; XII-XIII вв.) и подвеска (№ 40); 6 литых икон с рельефными изображениями (№ 42-47); 5 крестов-энколпионов (№ 48-51, 53); 4 креста-энколпиона (№ 52, 54-56); 7 крестов-энколпионов и складней (№ 57-63); Кресты-тельники (№ 65-134, 145-186); Крест-тельник (№ 188); Свинцовые пломбы (№ 229-284), обратить в собственность государства и передать на временное хранение в Управление Министерства культуры Российской Федерации по Центральному Федеральному округу (г. Москва, М. Гнездниковский пер., д.9, стр.1), в порядке, установленном п. 3 «Порядка передачи Министерством культуры Российской Федерации культурных ценностей, в том числе религиозного назначения, обращенных в судебном порядке в собственность государства, в государственные или муниципальные организации, осуществляющие постоянное хранение культурных ценностей, или религиозные организации Российской Федерации», утвержденные Приказом Министерства культуры РФ от 20.02.2019 г №176.
Разъяснить Сергееву К.В., что в соответствии со ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по следующим реквизитам: наименование получателя: Межрегиональное операционное УФК (УФСБ России по городу Москве и Московской области), л/с: 04951527820, ИНН: 7702148402, КПП: 77020100, наименование банка: Операционный департамент Банка России//Межрегиональное операционное УФК г. Москва, БИК Банка: 024501901, расчетный счет 03100643000000019500, кор.счет 40102810045370000002; ОКТМО 45378000; КБК 18911601071019000140, УИН: 18905278260230012660.
Документ, подтверждающий оплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, обязано представить в Басманный районный суд г. Москвы (г. Москва, ул. Каланчевская, д. 11), либо на электронную почту: sostav-gr@02.msksud.ru (тема письма: Уплата административного штрафа по делу № 5-1701/2023).
Постановление может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья А.А. Васин