Судья: Коробченко Е.С. Дело № 7-472/2023
РЕШЕНИЕ
г. Москва 24 января 2023 года
Судья Московского городского суда Гришин Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Чигриновой Н.А. в защиту Отставнова А.А. на постановление судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 28 июня 2022 года, которым
Отставнов Андрей Анатольевич, паспортные данные, гражданин , зарегистрированный по адресу: адрес, ранее не привлекавшийся к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.
УСТАНОВИЛ:
15 апреля 2022 года консультантом отдела административных расследований Инспекции по надзору в области государственной охраны объектов культурного наследия Курловым С.Ю. в отношении Отставнова А.А. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Указанный протокол вместе с иными материалами был направлен в Замоскворецкий районный суд г. Москвы, судьёй которого вынесено указанное выше постановление.
В своей жалобе на данное постановление защитник Чигринова Н.А. просит его отменить, ссылаясь на малозначительность содеянного.
Отставнов А.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещён, направил в суд представлять свои интересы защитника по доверенности Чигринову Н.А., которая доводы жалобы поддержала.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав защитника, изучив доводы жалобы, оснований для отмены постановления суда не усматриваю.
Как следует из материалов дела, Отставнов А.А. является собственником ¼ доли жилого помещения, расположенного по адресу: адрес.
Решением исполнительного комитета Московского городского совета народных депутатов от 23.03.1987 № 647 «О принятии под государственную охрану зданий памятников архитектуры советского времени» адрес принят под государственную охрану в качестве объекта культурного наследия регионального значения «Жилой массив (планировка квартала), 1927-1930 гг., арх. Травин Н.Н., Блохин Б.Н. и др.; - Жилой дома, 1928 г.» (далее также – Объект).
Указанный Объект является многоквартирным жилым домом.
Распоряжением Департамента культурного наследия г. Москвы от 01.12.2011 № 93 утверждён предмет охраны Объекта.
В ходе проведения 16 февраля 2022 года мероприятий в рамках надзора за соблюдением законодательства в области государственной охраны объектов культурного наследия на основании задания Мосгорнаследия от 15 февраля 2022 года № УТК-63/2022 должностными лицами Мосгорнаследия выявлено проведение Отставновым А.А. работ по перепланировке (демонтаж ненесущих перегородок; устройство ненесущих перегородок с дверными проёмами; устройство дополнительных санитарных узлов; демонтаж газовой плиты; демонтаж, переустановка и установка дополнительного сантехнического оборудования) квартиры № номер, расположенной непосредственно в Объекте, не согласованной в установленном порядке с Мосгорнаследием.
Таким образом, Отставнов А.А. нарушил требований ст.ст. 5.1, 36, 40 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»
Указанные действия Отставнова А.А. квалифицированы судом первой инстанции по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Вина Отставнова А.А. подтверждается исследованными материалами дела, а именно: протоколом об административном правонарушении от 15 апреля 2022 года № 16-72 АД 2022; определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 18 марта 2022 года № 16-72 АД2022; заданием на осуществление мероприятий по государственному контролю (надзору) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия от 15 февраля 2022 года № УТК-63/2022; актом проведения мероприятий по наблюдению за соблюдением обязательных требований от 16 февраля 2022 года № НС-58/2022 с материалами фотофиксации; актом проверки Мосжилинспекции в отношении Отставнова А.А. от 21 декабря 2021 года № РГ-Ю-02429-ПЖ; предписанием Мосжилинспекции от 21 декабря 2021 года № РГ-Ю-02429-ПЖ/1, выданным Отставнову А.А.; выпиской из ЕГРН; письменным сообщением начальника Управления рассмотрения документации Мосгорнаследия от 5 апреля 2022 года; иными материалами дела.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, являются общественные отношения, складывающиеся в области обеспечения сохранности объектов культурного наследия (в том числе регионального значения).
Объективная сторона правонарушения состоит в невыполнении или нарушении требований к сохранению и использованию объектов культурного наследия регионального значения, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации являются предметом регулирования Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ).
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 5.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ в границах территории объекта культурного наследия на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объёмно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий (п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 40 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ, сохранение объекта культурного наследия – меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Исходя из положений ст. 44 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ под приспособлением объекта культурного наследия для современного использования памятника или ансамбля понимаются научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия, включая реставрацию представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия.
Согласно ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включённого в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включённого в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В соответствии с п. 3 ст. 20 Закона города Москвы от 14.07.2000 № 26 «Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры» (далее также Закон города Москвы № 26) юридические лица, граждане, их объединения, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или собственности которых находятся недвижимые памятники истории и культуры, обязаны беречь памятники, соблюдать правила их охраны, использования, учета и реставрации, установленные законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.
Пользователи и собственники недвижимых памятников истории и культуры обязаны, в том числе:
соблюдать порядок и правила охраны, содержания, использования и реставрации недвижимого памятника истории и культуры, установленные настоящим Законом, нормативными правовыми актами и охранными документами;
выполнять предписания уполномоченного органа по вопросам охраны, содержания и использования недвижимых памятников;
выполнять иные требования, предусмотренные действующим законодательством и соответствующими договорными соглашениями об условиях содержания и режиме использования недвижимого памятника истории и культуры и его территории (п. 2 ст. 22 Закона города Москвы № 26).
Порядок переустройства и перепланировки жилых и нежилых помещений, расположенных в многоквартирных жилых домах, в том числе отнесённых к объектам культурного наследия или выявленным объектам культурного наследия, регламентирован постановлением правительства Москвы от 25.10.2011 № 508-ПП «Об организации переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах».
Согласно п. 14 Приложения № 1 к постановлению правительства Москвы № 508-ПП проведение работ по жилым (нежилым) помещениям, расположенным в многоквартирных жилых домах, являющихся объектами культурного наследия, осуществляется при наличии заключения Мосгорнаследия о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения без проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, представляемого посредством информационного взаимодействия по запросу Мосжилинспекции.
Отставнов А.А. имел возможность для соблюдения требований сохранения, охраны и использования объектов культурного наследия, однако данные требования выполнены не были.
Довод жалобы о том, что вменяемое административное правонарушение отвечает признакам малозначительности, не может служить основанием к отмене обжалуемого постановления в силу следующего.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу названных норм и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершённого правонарушения.
Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Проведение же при изложенных выше обстоятельствах Отставновым А.А. перепланировки жилого помещения, входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения, в отсутствие проекта, согласованного с Мосгорнаследием, является грубым нарушением требований Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», а потому его действия признаков малозначительности не содержат, оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Доводы жалобы не нашли своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства, основаны на субъективном толковании закона, направлены на переоценку исследованных судьёй доказательств, расцениваются как стремление избежать административной ответственности за совершённое административное правонарушение, санкция которого предусматривает административный штраф в значительном размере.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с судебным решением, не является основанием к отмене обжалуемых актов, постановленных с соблюдением требований КоАП РФ.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено Отставнову А.А. в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, с учётом конкретных обстоятельств дела, личности виновного, характера правонарушения, посягающего на интересы государства в области охраны памятников культурного наследия, является справедливым и соразмерным содеянному, соответствует конституционным принципам законности и неотвратимости наказания, согласуется с его предупредительными целями.
Бремя доказывания по делу распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принцип презумпции невиновности, а также порядок и установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел соблюдены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления суда первой инстанции, в том числе, по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 28 июня 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Отставнова Андрея Анатольевича, паспортные данные, оставить без изменения, жалобу защитника Чигриновой Н.А.– без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Д.В. Гришин
1