Дело № 2-964/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 декабря 2012 года село Толбазы
Аургазинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего федерального судьи Буляккуловой Н.Н.,
при секретаре Акбашевой Н.Н.,
с участием помощника прокурора Аургазинского района Республики Башкортостан Батталовой Р.Р.,
представителя третьего лица - главы администрации сельского поселения Тукаевский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан Богданова М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Аургазинского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Республики Башкортостан о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - скотомогильников, - незаконным и возложении обязанности по их обустройству в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Аургазинского района РБ обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Республики Башкортостан о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - скотомогильников, - незаконным и возложении обязанности по их обустройству в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами. В обоснование требований прокурор ссылается на то обстоятельство, что прокуратурой Аургазинского района проведена проверка исполнения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения на территории сельского поселения Тукаевский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан, в ходе которой выявлены нарушения, а именно, установлено, что на территории сельского поселения Тукаевский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан размещены 3 скотомогильника, которые расположены в с.Тукаево, с.Андреевка, с.Болотино и эксплуатируются с нарушениями Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469 (далее - Правил).
Скотомогильник с.Тукаево, площадь составляет 45 кв.м, скотомогильник с.Андреевка, площадь составляет 50 кв.м, скотомогильник с.Болотино, площадь составляет 60 кв.м. В нарушение пункта 5.6. Правил территория вокруг скотомогильников (биотермической ямы) не огорожены глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами, не имеют траншеи, устройство вала из вынутого грунта не произведено, через траншею мост не перекинут. В нарушение пункта 5.8. Правил над железной ёмкостью скотомогильников отсутствуют навес и помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов. В нарушение пункта 5.10. Правил перед въездом на территорию скотомогильников коновязь для животных, которых использовали для доставки биологических отходов, не устроена.
Соответствующие заключения о соответствии скотомогильников (биотермических ям), расположенных в границах сельского поселения Тукаевский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан, ветеринарно-санитарным правилам, утвержденным Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469, - отсутствуют. Вследствие бесхозности скотомогильников не определен балансодержатель, ответственный за состояние имущества, поэтому соблюдение требований действующего законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и об охране окружающей среды не представляется возможным.
Отнесение указанных скотомогильников к бесхозному имуществу, т.е. имуществу, которое не имеет собственника, явилось следствием бездействия Правительства Республики Башкортостан. Поэтому прокурор Аургазинского района вынужден обратиться в суд за защитой нарушенных прав неопределенного круга лиц - жителей Аургазинского района на осуществление мер по борьбе с эпидемиями, ликвидацию их последствий и добиваться признания бездействия Правительства Республики Башкортостан, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества (скотомогильников) - незаконным.
В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.
Поскольку скотомогильники, находящиеся на территории сельского поселения Тукаевский сельсовет являются бесхозными, порядок их использования никем не контролируется, следовательно, никто не несет затрат на их содержание и ответственности за нарушение ветеринарно-санитарных правил. Считает, что с учетом вышеприведенных требований закона обязанность по постановке на учет, обустройству и эксплуатации скотомогильников должна быть возложена на Правительство Республики Башкортостан.
Ответчиком не принимаются меры по созданию для жителей Аургазинского района условий на благоприятную природную среду, их защите от негативного воздействия всевозможных эпидемий и чрезвычайных ситуаций.
Прокурор просит суд признать бездействие Правительства Республики Башкортостан, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - трех скотомогильников, расположенных в с.Тукаево, с.Андреевка, с.Болотино, - незаконным; обязать ответчика устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц, с этой целью в срок до 01.03.2013 поставить на учёт 3 скотомогильника, расположенные в с.Тукаево, с.Андреевка, с.Болотино в границах сельского поселения Тукаевский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан; обязать ответчика в срок до 01.06.2013 г. обустроить 3 скотомогильника, расположенные в с.Тукаево, с.Андреевка, с.Болотино, с этой целью:
- территорию скотомогильников огородить глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами;
- с внутренней стороны забора по всему периметру скотомогильников выкопать траншеи глубиной 0,8 - 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого фунта, через траншею перекинуть мост;
- над железными ёмкостями скотомогильников установить навес и помещения для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов;
- перед въездом на территорию скотомогильников устроить коновязь для животных, которых использовали для доставки биологических отходов.
Представитель ответчика - Правительство Республики Башкортостан - Ступин С.П., действующий по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил в суд возражения, в котором просит в удовлетворении исковых требований отказать. Согласно телефонограмме, просит рассмотреть дело без участия представителя ответчика.
Представитель третьего лица - Управление ветеринарии Республики Башкортостан - Нигматуллин Р.Э., действующий по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил в суд ходатайство, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
В силу ст. 167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании помощник прокурора Аургазинского района Республики Башкортостан Батталова Р.Р., поддержала требования в полном объеме, просила суд их удовлетворить.
Представитель третьего лица - глава администрации сельского поселения Тукаевский сельсовет муниципального района Аургазинский район РБ Богданов М.М. суду пояснил, что на балансе сельского поселения скотомогильники отсутствуют, и в ведении сельского поселения скотомогильников не имеется.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора Аургазинского района Республики Башкортостан в части по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу требований ст. ст. 12 и 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности сторон и каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Из материалов дела следует и подтверждается справкой Государственного бюджетного учреждения Аургазинская районная ветеринарная станция №351 от 18.12.2012 года, что спорные объекты для утилизации биоотходов являются скотомогильниками в с.Тукаево, с.Андреевка, с.Болотино Тукаевского сельсовета муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан.
В силу ст. 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. ст. 5, 6 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу п.п. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подп. ц п. 2 ст. 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
На основании п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в Федеральной собственности, запрещена.
Таким образом, суд приходит к выводу, что вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации. Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 8 Федерального Закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закрепляется право граждан на благополучную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со ст.ст. 1, 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального Закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Законодательные акты Российской Федерации определяют земельные участки, на которых расположены скотомогильники, как зоны специального назначения (Градостроительный кодекс Российской Федерации), объекты, влияющие на состояние подземных вод (Водный кодекс Российской Федерации), участки с возможным заражением почвы. При этом скотомогильники не могут быть бесхозяйными.
Судом установлено, что указанные скотомогильники, расположенные на территории сельского поселения Тукаевский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан в Едином государственном реестре прав не зарегистрированы, что следует из представленной справки Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан Отдела по Аургазинскому району №344-18-1685 от 17.12.2012 года.
Согласно справкам №1145 и №1146 от 18 декабря 2012 года администрации сельского поселения Тукаевский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан, на балансе и в собственности сельского поселения Тукаевский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан указанные скотомогильники не находятся.
Учитывая вышеуказанные положения законодательства, суд исходит из того, что в собственность или ведение администраций муниципальных образований скотомогильники не передавались, на балансе администраций они не состоят, полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст. 19 Закона N 131-ФЗ для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильников администрациям муниципальных образований не передавались, а потому спорные скотомогильники являются бесхозяйным имуществом, которое в соответствии с действующим законодательством не может быть обращено в муниципальную собственность.
Указанные скотомогильники не соответствуют действующим ветеринарно-санитарным требованиям.
Таким образом, вышеуказанные бесхозяйные недвижимые объекты - скотомогильники, ненадлежащее состояние которого в силу того, что они никому не принадлежат, реально угрожают созданием чрезвычайных экологических ситуаций, чреватых опасными последствиями для жизни и здоровья людей, природы.
Удовлетворяя требования прокурора в части, суд считает, что на ответчика может быть возложена обязанность лишь по организации мероприятий по обустройству и организации мероприятий по направлению заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с целью постановки на учет скотомогильников, расположенных в с.Тукаево, с.Андреевка, с.Болотино в границах сельского поселения Тукаевский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан. Однако данные требования не заявлялись.
При этом суд учитывает положения Закона Республики Башкортостан от 14.03.2003 года №474-з (ред. От 22.09.2012 года) «О Правительстве Республики Башкортостан», которыми установлены функции, права и полномочия Правительства Республики Башкортостан.
Суд признает доводы представителя ответчика несостоятельными, поскольку нормы Федерального закона N 184-ФЗ от 06 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Гражданского кодекса Российской Федерации не предусматривают непосредственную передачу бесхозяйных объектов недвижимости (скотомогильников) в муниципальную собственность и не дают право обязывать муниципальные образования на создание скотомогильников (биотермических ям) без передачи необходимых полномочий и денежных средств.
При таких обстоятельствах, суд находит требования прокурора Аургазинского района Республики Башкортостан в части признания бездействия Правительства Республики Башкортостан, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - трех скотомогильников, расположенные в с.Тукаево, с.Андреевка, с.Болотино, - незаконным, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора Аургазинского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Республики Башкортостан о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - скотомогильников, - незаконным и возложении обязанности по их обустройству в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами удовлетворить частично.
Признать бездействие Правительства Республики Башкортостан, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - трех скотомогильников, расположенные в с.Тукаево, с.Андреевка, с.Болотино в границах сельского поселения Тукаевский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан, - незаконным.
В удовлетворении остальной части заявления прокурора Аургазинского района Республики Башкортостан отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме через Аургазинский районный суд Республики Башкортостан.
Федеральный судья подпись.
Решение на 26.12.2012 г. в законную силу не вступило.