Решение по делу № 2-832/2014 (2-6869/2013;) ~ М-6594/2013 от 25.11.2013

№ 2-832/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 марта 2014 года

Центральный районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи                    Серищевой Л.М.

при секретаре                            Мовсесян Н.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Глухарева А.А., Ожогиной Н.А. к Администрации ГО «Город Калининград», ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» о признании незаконным действий должностных лиц, обязании, принять членов семьи умершего (погибшего) в период прохождения военной службы военнослужащего в льготную очередь военнослужащих, уволенных в запас и приравненных к ним лиц, нуждающихся в получении жилья, признании за Ожогиной Н.А. как за военнослужащей контрактной службы права на получение жилого помещения по избранному месту жительства в г.Калининграде,

УСТАНОВИЛ:

Глухарев А.А., Ожогина (Глухарева) Н.А. обратились в суд с вышеназванным иском, указав, что < Дата > они обратились в управление учета и найма жилья администрации ГО «Город Калининград» с заявлением о принятии на учет военнослужащих (членов семей военнослужащих), нуждающихся в получении жилья по избранному месту жительства в г. Калининграде в связи со смертью отца (супруга) в период прохождения военной службы в Вооруженных силах РФ. Однако, < Дата > в принятии на учет нуждающихся в получении жилья им было отказано по причине не обращения с заявлением до < Дата >, в связи с чем действие законодательства, предусматривающего обеспечение жильем на них не распространяется. Полагают действия должностного лица управления учета и найма жилья незаконными, поскольку в < Дата > в период прохождения военной службы ФИО9 обращался с письменным заявлением и перечнем документов о включении его и членов семьи в списки военнослужащих, нуждающихся в получении жилья по избранному месту жительства в г. Калининграде. Решением жилищной комиссии в/ч они были включены в указанные списки. После смерти ФИО9 в < Дата >, на основании решения жилищной комиссии в/ч члены семьи погибшего (умершего) в период прохождения военной службы военнослужащего ФИО9 (вдова Глухарева Н.А., сын Глухарев А.А.) были включены в списки членов семей военнослужащих, нуждающихся в получении жилья по избранному месту жительства в < адрес >. В период службы ФИО9 Министерство обороны РФ в лице командования в/ч и ФГУ « ОМИС Балтийского флота» предоставило двухкомнатную квартиру общей площадью 46,8 кв.м. по адресу: < адрес >, которая в < Дата > была приватизирована на Ожогину Н.А.

< Дата > истцы обратились в ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ с заявлением о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Ответом от < Дата > им было разъяснено, что по вопросу обеспечения жильем в г. Калининграде им следует обратиться в органы местного самоуправления. Просит признать незаконными действия начальника и заместителя начальника управления учета и найма жилья администрации ГО «Город Калининград» об отказе в принятии членов семьи умершего военнослужащего ФИО9 – вдовы Глухаревой (Ожогиной) Н.А. и сына Глухарева А.А. в льготную очередь военнослужащих, уволенных в запас и приравненных к ним лиц (членов семей), нуждающихся в получении жилья по избранному месту жительства в г. Калининграде; обязать начальника управления учета и найма жилья администрации ГО «Город Калининград» принять их в льготную очередь военнослужащих, уволенных в запас и приравненных к ним лиц, нуждающихся в получении жилья по избранному месту жительства в г. Калининграде; предоставить жилое помещение по избранному месту жительства в г. Калининграде.

< Дата > истцы уточнили исковые требования, указав, что < Дата > повторно обратились к начальнику управления учета и найма жилья администрации ГО «Город Калининград» с заявлением о включении их в льготную очередь, списки граждан-получателей жилых помещений в собственность бесплатно за счет средств федерального бюджета по избранному месту жительства в г. Калининграде; однако им вновь было отказано. С аналогичным заявлением, < Дата > они обратились в ОГКУ «Центр социальной поддержки населения»; им также было отказано. Полагают указанные действия должностных лиц незаконными. В связи с чем, просят признать незаконными действия ответчика - Администрации ГО «Город Калининград» (в лице управления учёта и найма жилья Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов), связанные с отказом в принятии в льготную очередь военнослужащих, уволенных в запас и приравненных к ним лиц (членов семей) нуждающихся в получении жилья (квартиры) по избранному месту жительства в г. Калининграде - членов семьи умершего (погибшего) в период прохождения военной службы военнослужащего ФИО9 - сына, Глухарева А.А. и вдовы Глухаревой (Ожогиной) Н.А., нуждающихся в получении жилья по избранному месту г. Калининграде; признать за Глухаревым А.А. право на получение во внеочередном порядке жилого помещения в собственность бесплатно за счёт средств федерального бюджета по избранному месту жительства в г. Калининграде, как за членом семьи (сыном) умершего в период прохождения военной службы военнослужащего капитана войсковой части МО РФ ФИО9, стоявшим до < Дата > в списках нуждающихся войсковых частей и Министерства обороны РФ на получение жилья по избранному месту жительства в г. Калининграде; обязать Администрацию ГО «Город Калининград» (в лице управления учёта и найма жилья Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов) включить Глухарева А.А. в льготную очередь военнослужащих, уволенных в запас и приравненных к ним лиц, на получение во внеочередном порядке жилого помещения в собственность бесплатно за счёт средств федерального бюджета по избранному месту жительства в г. Калининграде; признать за Ожогиной (Глухаревой) Н.А. право на получение во внеочередном порядке жилого помещения в собственность бесплатно за счёт средств федерального бюджета по избранному месту жительства в г. Калининграде, как за членом семьи (вдовой), умершего в период прохождения военной службы военнослужащего капитана ФИО9, стоявшую до < Дата > в списках военнослужащих войсковых частей и Министерства обороны РФ (приравненных к ним лиц, членов семьи военнослужащих), нуждающихся на получение жилья по избранному месту жительства в г. Калининграде, а также как за военнослужащей контрактной службы, уволенной с военной службы в запас, с оставлением в списках военнослужащих войсковой части , нуждающихся в получении жилья пор избранному месту г. Калининграде, стоявшую до < Дата > в списках военнослужащих войсковой части Министерства обороны РФ (приравненных к ним лиц, членов семьи военнослужащих), нуждающихся на получение жилья по избранному месту жительства в г. Калининграде; обязать Администрацию ГО «Город Калининград» (в лице управления учёта и найма жилья Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов) включить Ожогину (Глухареву) Н.А. в льготную очередь военнослужащих, уволенных в запас и приравненных к ним лиц, на получение во внеочередном порядке жилого помещения в собственность бесплатно за счёт средств федерального бюджета по избранному месту жительства в г. Калининграде; обязать ответчика: ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» включить Глухарева А.А., Ожогину (Глухареву) Н.А. в списки граждан - получателей жилых помещений за счёт средств федерального бюджета.

Определением суда от < Дата > к участию в деле в качестве соответчика привлечено ОГКУ КО «Центра социальной поддержки населения».

Истец Глухарев А.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Ожогина (Глухарева) Н.А, представитель истцов по доверенностям Середин В.П. в судебном заседании исковые требования с учетом уточнений поддержали, просили удовлетворить.

Представитель ответчика администрации городского округа «Город Калининград» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика ОГКУ КО «Центр социальной поддержки населения» по доверенности Насонов В.В. в судебном заседании исковые требования не признал, в удовлетворении иска просил отказать. Дополнительно пояснил, что законных оснований для постановки в очередь нуждающихся в жилых помещений у истцов не имеется. Супруга Глухарева (Ожогина)Н.А. повторно вступила в брак, в связи с этим право на льготы как вдовы военнослужащего утрачено. Глухарева А.А.,< Дата > рождения, самостоятельного права, как сын умершего военнослужащего, в постановке в очередь нуждающихся в жилых помещениях не имеет.

Выслушав представителей сторон, исследовав все доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Как следует из материалов дела, на момент увольнения истца с военной службы действовал Закон СССР от 12.10.1967 N 1950-VII "О всеобщей воинской обязанности", в силу положений статьи 77 которого обеспечение жилой площадью офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, уволенных в запас или отставку, производится исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР.

В пункте 24 Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 17.02.1981 N 193, было закреплено, что в случае смерти лиц старшего или высшего офицерского состава за членами их семей закрепляется жилая площадь, занимаемая ими по месту постоянного жительства.

Иных льгот для членов семьи умершего военнослужащего по обеспечению жилыми помещениями законодательством на тот период времени предусмотрено не было.

Обосновывая свои доводы, истица и ее представитель ссылаются на положения Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в части права на обеспечение жилыми помещениями членов семьи погибших (умерших) военнослужащих в период прохождения военной службы.

Судом установлено, что Ожогина (Глухарева) Н.А., Глухарев А.А., < Дата > рождения, являлись членами семьи военнослужащего ФИО9, уволенного с военной службы в июле < Дата > и умершего < Дата >.

< Дата > старшему лейтенанту ФИО9 на состав семьи 3 человека (он, жена, сын) от Министерства обороны СССР была предоставлена 2х комнатная квартира жилой площадью 27,1 кв.м, общей 46,8 кв.м. по адресу: < адрес >

В последствие, после смерти ФИО9, в < Дата >, данная квартира была приватизирована Ожогиной (Глухаревой) Н.А., т.е. квартирой, предоставленной по линии Министерства обороны супругу, истца распорядилась по своему усмотрению. В настоящее время истица и члены ее семьи проживают там же.

Кроме того, из пояснений истицы, данных в ходе судебного разбирательства следует, что в < Дата > она зарегистрировала брак с ФИО13, в < Дата > брак между ними расторгнут.

Федеральный закон "О статусе военнослужащих", действующий на момент рассмотрения данного спора, устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются, прослужив длительное время, с военной службы и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий.

В соответствии с абз. 1 ст. 15 указанного Федерального закона государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Порядок постановки таких граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях установлен Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 года N 1054.

В соответствии с п. п. 13 и 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ постановка на учет и обеспечение жилыми помещениями увольняемых с военной службы нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) военнослужащих возлагались на органы местного самоуправления избранного места жительства. Порядок предоставления льгот и возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, определяется Правительством Российской Федерации.

Из анализа приведенных норм закона следует, что правом воспользоваться установленным порядком улучшения жилищных условий по данному закону обладают военнослужащие, уволенные со службы на 1 января 2005 года и принятые органами местного самоуправления на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий к этому времени. При этом сам факт постановки органом местного самоуправления уволенного с военной службы гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении означает констатацию наличия оснований для его признания таковым и, как следствие, влечет возникновение у этого гражданина права на обеспечение жильем в одной из предусмотренных положениями пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" форм по его выбору.

В соответствии с законодательством Российской Федерации Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 06 сентября 1998 года N 1054 утвердило Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.

Правила устанавливают единый порядок постановки вышеуказанных граждан на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, обязательный для исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, на которые возложены функции заказчика организации строительства, приобретения и предоставления за счет средств федерального бюджета жилья, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов.

Обосновывая свои требования о признании за ней права на получение во внеочередном порядке жилого помещения в собственность бесплатно как за военнослужащей контрактной службы в/ч , истица указала, что с < Дата > по < Дата > находилась на действительной военной службе, после окончания которой хотела бы жить г.Калининграде. Однако, в ходе судебного разбирательства подтвердила, что на учете нуждающихся ни в /ч , ни в органах местного самоуправления, как того требует жилищное законодательство, не состояла и не состоит. В установленном порядке с заявлением в органы местного самоуправления о включении ее в льготную очередь военнослужащих, уволенных в запас до 01 января 2005 года не обращалась.

Согласно п. 2.1 ст. 15 вышеуказанного Закона, обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Как усматривается из материалов дела у Глухаревой Н.А. общая продолжительность службы в вооруженных силах составила 6 лет ( с < Дата > по < Дата > год), в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в жилых помещениях не состоит, следовательно, в соответствии с действующим законодательством право на обеспечение жилым помещением у истицы не возникло.

Пунктом 3.1. ст.24 Закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что членам семей военнослужащих погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).

Аналогичные требования содержатся в абз. 9, 10 пп. "а" п. 5 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы". Так, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации:

члены семей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, и содержавшихся за счет средств федерального бюджета сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) в период прохождения военной службы (службы), которые приобрели право на обеспечение жилыми помещениями до гибели (смерти) военнослужащего (сотрудника) и состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти. При этом вдовы (вдовцы) указанных граждан имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, до повторного вступления в брак.

По смыслу приведенных норм права обеспечению жилыми помещениями подлежат члены семей погибших (умерших) военнослужащих, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Как указано выше, права членов семьи военнослужащего производны от права самого военнослужащего и предоставляются лишь лицам, находящимся в родстве с военнослужащим в силу положений Семейного кодекса РФ либо иным лицам, указанным в п. 5 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", к которым относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих, а также лицам, определенным в ст. 69 Жилищного кодекса РФ.

Из материалов дела следует и собственно это обстоятельство не оспаривается стороной истцов, что после смерти ФИО9, истица повторно, в < Дата > вышла замуж, несовершеннолетний (на момент заключения брака) Глухарев А.А. проживал совместно с матерью, ее супругом ФИО13, братом ФИО14, т.е. статус членов семьи военнослужащего ФИО9 ими был утрачен.

Довод представителя истицы о том, что в < Дата > истица и ее сын были включены в списки нуждающихся в жилых помещениях жилищной комиссией в/ч как вдова и сын умершего военнослужащего, не имеющие жилой площади, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Действительно, истицей были предоставлены в суд копии писем Командующего ВВС Балтийского флота от < Дата > и < Дата > о принятии решения Командующим Балтийским флотом о выделении ее семье квартиры в г.Калининграде и о включении в списки военнослужащих в/ч , не имеющих жилых помещений. Тем не менее, правового значения данные документы для разрешения спора не имеют, так как иных доказательств того, что решением жилищно-бытовой комиссии военной части, где служил ФИО9, истица была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдова умершего военнослужащего, суду представлено не было.

Письменные показания свидетелей, представленные в суд и на которые ссылался представитель истицы, не могут быть приняты судом, поскольку законодательством не предусмотрено подтверждение только свидетельскими показаниями факта постановки гражданина на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

Данных о том, что на момент смерти ФИО9 по месту прохождения воинской службы состоял на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, материалы дела также не содержат.

Напротив, как следует из представленного ордера от < Дата >, старшему лейтенанту ФИО9 была предоставлена 2-х комнатная квартира, жилой площадью 27,1 кв.м (по 9 кв.м) на состав семьи 3 человека, что соответствовало норме предоставления жилого помещения в данный период

Соответственно, оснований полагать, что на момент смерти ФИО9 и члены его семьи нуждались в улучшении жилищных условий, не имеется.

Социальные гарантии, в данном случае - обеспечение жилым помещением не могут быть предоставлены членам семьи военнослужащего отдельно от предоставления таковых самому военнослужащему.

Следовательно, в соответствии с вышеуказанным законодательством заявители Глухарев А.А. и Ожогина Н.А. не приобрели право на обеспечение жилым помещением в собственность бесплатно, в соответствии со ст. ст. 15, 24 Закона РФ "О статусе военнослужащих". Наличие обстоятельств, с которым закон связывает право членов семей погибших (умерших) военнослужащих на обеспечение жилым помещением, в ходе рассмотрения дела подтверждено не было.

Учитывая вышеизложенное суд считает, что оснований для признания незаконными действий Администрации городского округа «Город Калининград», выразившиеся в отказе в принятии в льготную очередь военнослужащих, уволенных в запас и приравненных к ним лиц нуждающихся в получении жилья – членов семьи умершего военнослужащего ФИО9 – сына, Глухарева А.А.,< Дата > рождения и вдовы Глухаревой (Ожогиной ) Н.А., не имеется.

Кроме того, суд принимает во внимание, что истцы обратились в суд с указанными требованиями более чем через 25 лет после смерти военнослужащего ФИО9. Доводы, заявленные в исковом заявлении, основаны на неверном понимании и толковании заявителями положений Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

    

    В удовлетворении исковых требований Глухарева А.А., Ожогиной Н.А. к Администрации городского округа «Город Калининград», ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

    Мотивированное решение изготовлено 02 апреля 2014 года.

Судья подпись

Копия верна:

Судья

Секретарь

2-832/2014 (2-6869/2013;) ~ М-6594/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Глухарев Алексей Александрович
Ожогина (Глухарева) Нина Алексеевна
Ответчики
Управление учета и найма жилья комитета муниципального имущества и земельных ресурсов
Суд
Центральный районный суд г. Калининграда
Судья
Серищева Людмила Михайловна
25.11.2013[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.11.2013[И] Передача материалов судье
25.11.2013[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.11.2013[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.11.2013[И] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.01.2014[И] Предварительное судебное заседание
20.02.2014[И] Судебное заседание
20.03.2014[И] Судебное заседание
02.04.2014[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.04.2014[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.12.2014[И] Дело оформлено
29.12.2014[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее