Решение по делу № 3а-126/2016 от 11.01.2016

дело № 3а-126/2016

                                            

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Казань 30 ноября 2016 года                                 

Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Ибрагимова Р.С. при секретаре судебного заседания Имамиевой Л.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Русил» к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Русил» обратилось в суд с административным исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости – нежилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что кадастровая стоимость объектов недвижимости, определенная по состоянию на 10 декабря 2014 года, составляет:

в отношении помещения № <данные изъяты> площадью <данные изъяты> квадратных метра с кадастровым номером ....<данные изъяты> рубль <данные изъяты> копеек,

в отношении помещения № <данные изъяты> площадью <данные изъяты> квадратных метра с кадастровым номером ....<данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек,

в отношении помещения № <данные изъяты> площадью <данные изъяты> квадратных метра с кадастровым номером ....<данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки,

в отношении помещения № <данные изъяты> площадью <данные изъяты> квадратных метра с кадастровым номером ....<данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки.

В связи с определением рыночной стоимости объектов недвижимости административный истец просит установить их кадастровую стоимость, указав ее равной рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рублей, <данные изъяты> рублей, <данные изъяты> рублей, <данные изъяты> рублей соответственно.

В ходе рассмотрения дела представитель общества с ограниченной ответственностью «Русил» Сахапов Р.Р. уточнил исковые требования, просил установить кадастровую стоимость объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, определенной по результатам судебной экспертизы в размере <данные изъяты> рубля, <данные изъяты> рублей, <данные изъяты> рубля и <данные изъяты> рублей.

Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Исполнительный комитет муниципального образования «город Набережные Челны», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в суд не направили.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также – Кодекс) налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Кодекса.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.

При этом законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости данных объектов недвижимого имущества (абзац второй пункта 2 статьи 372, пункт 2 статьи 378.2 Кодекса).

Частью 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года № 49-ЗРТ «О налоге на имущество организаций» установлено, что налоговая база в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3 000 квадратных метров и помещений в них, расположенных на территориях населенных пунктов с численностью населения более 145 тысяч человек, определяется как их кадастровая стоимость, утвержденная в установленном порядке.

В силу части 2 этой же статьи перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определяется органом исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченным в области имущественных отношений, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Кадастровая стоимость объектов недвижимости утверждена распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2014 года № 2572-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости жилого и нежилого назначения (за исключением земельных участков), расположенных на территории Республики Татарстан».

Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объектов недвижимости рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость.

В статье 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» указано, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

Как видно из кадастровых паспортов помещений № .... (т. 1 л.д. 104-116) и свидетельств о государственной регистрации права (т. 1 л.д. 43-45, 47), объекты недвижимости: нежилые помещения, общей площадью <данные изъяты> квадратных метров, <данные изъяты> квадратных метров, <данные изъяты> квадратных метров и <данные изъяты> квадратных метров, расположенные по адресу: <адрес>, принадлежат на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью «Русил».

Как следует из материалов дела, спорные объекты недвижимости поставлены на государственный кадастровый учет 10 декабря 2014 года, их кадастровая стоимость определена органом кадастрового учета по состоянию на эту дату.

Из содержания кадастровых паспортов и кадастровых справок о кадастровой стоимости объектов недвижимости (т. 1 л.д. 104-120) следует, что кадастровая стоимость указанных объектов по состоянию на 10 декабря 2014 года составляет нежилого помещения №.... с кадастровым номером .... - <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копеек, нежилого помещения №.... с кадастровым номером .... - <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, нежилого помещения №.... с кадастровым номером .... - <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки, нежилого помещения №.... с кадастровым номером .... - <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки.

Не согласившись с величиной кадастровой стоимости объектов недвижимости, общество с ограниченной ответственностью «Русил» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с соответствующим заявлением, которое поступило в Комиссию 17 ноября 2015 года. 4 декабря 2015 года Комиссией принято решение об отклонении заявления (т. 1 л.д. 77-82).

При разрешении данного спора суд исходит из положений части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возлагающих на стороны обязанность доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений. При этом обязанность доказывания оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости лежит на административном истце.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», на административного истца также возлагается обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой. Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

При этом в случае возникновения у суда сомнений в обоснованности доводов административного истца эти обстоятельства выносятся на обсуждение, даже если административный ответчик на них не ссылался.

В подтверждение своих доводов административный истец представил отчет № .... от 20 октября 2015 года об оценке рыночной стоимости нежилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>. Отчет составлен обществом с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» по инициативе общества с ограниченной ответственностью «Русил». Согласно отчету рыночная стоимость объектов недвижимости по состоянию на 10 декабря 2014 года составила нежилого помещения №.... с кадастровым номером .... - <данные изъяты> рублей, нежилого помещения №.... с кадастровым номером .... - <данные изъяты> рублей, нежилого помещения №.... с кадастровым номером .... - <данные изъяты> рублей, нежилого помещения №.... с кадастровым номером .... - <данные изъяты> рублей (приложение л.д. 1-126).

В отношении отчета экспертом общероссийской общественной организации «<данные изъяты>» проведена экспертиза на подтверждение стоимости, по результатам которой составлено экспертное заключение № .... от 4 ноября 2015 года (приложение л.д. 129-142).

По ходатайству представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан по данному делу судом назначена экспертиза для проверки соответствия отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности, достоверности и правильности определения рыночной стоимости объекта недвижимости, проведение которой поручено <данные изъяты>.

Как следует из заключения от 7 сентября 2016 года № ...., составленного экспертами ФИО1, представленный административным истцом отчет не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, величина рыночной стоимости в отчете определена некорректно.

Вместе с тем, отвечая на поставленные судом вопросы, эксперты определили рыночную стоимость спорных объектов недвижимости, которая по состоянию на 10 декабря 2014 года составила: нежилого помещения №.... с кадастровым номером .... - <данные изъяты> рубля, нежилого помещения №.... с кадастровым номером .... - <данные изъяты> рублей, нежилого помещения №.... с кадастровым номером .... - <данные изъяты> рубля, нежилого помещения №.... с кадастровым номером .... - <данные изъяты> рублей (т.2 л.д. 1-116).

В соответствии с частями 2, 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в заключении эксперта должны содержаться описание и результаты исследований с указанием примененных методов; выводы по поставленным перед экспертом вопросам и обоснование этих выводов. Заключение эксперта не является для суда обязательным и оценивается судом по правилам, установленным статьей 84 Кодекса.

Согласно статье 84 Кодекса суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Определением Верховного Суда Республики Татарстан от 05 октября 2016 года по делу назначена повторная судебная экспертиза для проверки обоснованности заключения эксперта о размере рыночной стоимости объекта недвижимости.

Во исполнение требований части 1 статьи 109 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установившей правило о предварительном внесении денежных сумм, подлежащих выплате эксперту, на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан судом возложена обязанность оплаты расходов по проведению повторной экспертизы путем внесения денежных средств, подлежащих выплате эксперту в размере <данные изъяты> рублей, на счет Верховного Суда Республики Татарстан в пятнадцатидневный срок со дня вынесения указанного определения.

В установленный срок данная обязанность исполнена не была, денежные средства, подлежащие выплате эксперту, на указанный счет не внесены, в связи с чем определением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 28 ноября 2016 года производство по делу возобновлено.

Согласно части 5 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае уклонения стороны от участия в экспертизе, непредставления экспертам необходимых документов и материалов для исследования и в иных случаях, если по обстоятельствам административного дела без участия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для данной стороны экспертиза имеет значение, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым.

Доказательств внесения денежных средств, подлежащих выплате эксперту в размере <данные изъяты> рублей, на счет Верховного Суда Республики Татарстан в ходе судебного заседания представителем Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан не представлено.

С учетом изложенных обстоятельств суд считает возможным рассмотреть дело по имеющимся в деле доказательствам установления рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого оспаривается административным истцом.

По мнению суда, заключение экспертов соответствует требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, содержит подробное описание проведенного исследования, обоснование сделанных в результате выводов и ответы на поставленные судом вопросы.

При проведении экспертизы эксперты руководствовались нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральных стандартов оценки. Экспертное заключение составлено в соответствии с требованиями законодательства, предъявляемыми к отчету об оценке объектов недвижимости.

Эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, их выводы объективны и обоснованны, исследования проведены всесторонне и в полном объеме в пределах имеющейся у экспертов соответствующей специальности.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований ставить под сомнение компетенцию эксперта, а также достоверность экспертного заключения, которое отвечает принципам относимости, допустимости и достаточности доказательств.

Представитель общества с ограниченной ответственностью «Русил» согласился с выводами экспертов о размере рыночной стоимости объектов недвижимости, в отношении которых установлена оспариваемая кадастровая стоимость, изменил свои требования в соответствии с экспертным заключением.

Представителем Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан представлены замечания на заключение экспертов.

Вместе с тем, замечания административного ответчика не содержат данных о том, каким образом имеющиеся, по его мнению, нарушения могли существенно повлиять на размер рыночной стоимости объектов оценки. Его доводы основаны на предположениях, относимыми и допустимыми доказательствами не подтверждены, сведений об иной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости суду не представлено, ходатайств о назначении повторной экспертизы не заявлено.

Сами по себе замечания не могут быть приняты в качестве допустимых доказательств, опровергающих выводы экспертов, поскольку составлены во внесудебном порядке сотрудниками Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, являющегося административным ответчиком по делу, в то время как экспертиза проведена по назначению суда независимыми экспертами, обладающими специальными познаниями и предупрежденными об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

При таких обстоятельствах требование общества с ограниченной ответственности «Русил» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, определенной по результатам судебной экспертизы по состоянию на 10 декабря 2014 года в размере в размере <данные изъяты> рубля, <данные изъяты> рублей, <данные изъяты> рубля и <данные изъяты> рублей, подлежит удовлетворению.

Частью пятой статьи 24.20 Федерального закона 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

С учетом того, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано обществом с ограниченной ответственностью «Русил» в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости 17 ноября 2015 года, указанные сведения о кадастровой стоимости подлежат применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2015 года.

Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 175 - 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Русил» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости удовлетворить.

Определить кадастровую стоимость объектов недвижимости нежилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>:

в отношении помещения № <данные изъяты> площадью <данные изъяты> квадратных метра с кадастровым номером .... равной его рыночной стоимости по состоянию на 10 декабря 2014 года в размере <данные изъяты> рубля;

в отношении помещения № <данные изъяты> площадью <данные изъяты> квадратных метра с кадастровым номером .... равной его рыночной стоимости по состоянию на 10 декабря 2014 года в размере <данные изъяты> рублей;

в отношении помещения № <данные изъяты> площадью <данные изъяты> квадратных метра с кадастровым номером .... равной его рыночной стоимости по состоянию на 10 декабря 2014 года в размере <данные изъяты> рубля;

в отношении помещения № <данные изъяты> площадью <данные изъяты> квадратных метра с кадастровым номером .... равной его рыночной стоимости по состоянию на 10 декабря 2014 года в размере <данные изъяты> рублей.

Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2015 года на период до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 17 ноября 2015 года.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.

Судья Ибрагимов Р.С.

Справка: решение принято в окончательной форме 05 декабря 2016 года.

Судья Ибрагимов Р.С.

3а-126/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "Русил"
Ответчики
ФГБУ ФКП Росреестра
МЗИО РТ
Управление Росреестра
Другие
ИК МО "город Набережные Челны"
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
11.01.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
12.01.2016[Адм.] Передача материалов судье
13.01.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
13.01.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.01.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.01.2016[Адм.] Судебное заседание
02.02.2016[Адм.] Судебное заседание
23.09.2016[Адм.] Производство по делу возобновлено
05.10.2016[Адм.] Судебное заседание
28.11.2016[Адм.] Производство по делу возобновлено
30.11.2016[Адм.] Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее