Решение по делу № 2-214/2015 ~ М-166/2015 от 25.02.2015

Дело № 2-214/2015 года       

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«06» марта 2015 года        г.Киржач

      Киржачский районный суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи     Вавильченковой Г.И.,

при секретаре       Зиминой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Киржаче дело по заявлению прокурора Киржачского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным и недействующим постановление главы администрации муниципального образования сельское поселение Филипповское от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: участок находится примерно в 1600м. по направлению на юго-восток от ориентира: <адрес>, расположенного за пределами участка, общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый из вида использования «для сельскохозяйственного производства на вид «для ведения дачного строительства»,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Киржачского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным и недействующим постановление главы администрации муниципального образования сельское поселение <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: участок находится примерно в 1600м. по направлению на юго-восток от ориентира: <адрес>, расположенного за пределами участка, общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый из вида использования «для сельскохозяйственного производства на вид «для ведения дачного строительства».

В обоснование требований указал, что прокуратурой Киржачского района проведена проверка законности вышеуказанного постановления главы администрации муниципального образования сельское поселение <данные изъяты> на соответствие действующему законодательству, установлено, что ДД.ММ.ГГГГ главой муниципального образования сельское поселение <данные изъяты> издано постановление «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: участок находится примерно в 1600м. по направлению на юго-восток от ориентира: <адрес>, расположенного за пределами участка, общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый из вида использования «для сельскохозяйственного производства на вид «для ведения дачного строительства», расположенного на территории данного муниципального образования, из категории земель сельскохозяйственного назначения, принадлежащего на праве собственности ФИО6 Считает данное постановление незаконным, поскольку оно принято с нарушением требований действующего федерального законодательства, противоречит ст.ст.1, 7,43,78,81 ЗК РФ, ст.30 ГК РФ, Федерального закона от 15.04.1998 №66 -ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», ст.7 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 года «Общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Принятие незаконного постановления нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку влечет невозможность использования земельного участка, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению, пользоваться плодами сельского хозяйства.

В судебном заседании помощник прокурора Киржачского района Лобаненкова Л.А. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, дав аналогичные объяснения. Просила заявление удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица администрация муниципального образования сельское поселение <данные изъяты> по доверенности Громозденков М.В. возражал против удовлетворения заявленных требований, поскольку оспариваемое постановление принято на основании результатов публичных слушаний, уполномоченным органом в соответствии с установленным порядком принятия таких решений и п.3 ч.1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 года №1 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ". Пояснил, что Решением Совета народных депутатов Киржачского района Владимирской области от 28.08.2009 года №58/847 утверждены правила землепользования и застройки муниципального образования сельское поселение <данные изъяты> Киржачского района Владимирской области. Решением Арбитражного суда Владимирской области от 13.08.2010 года решение Совета народных депутатов Киржачского района Владимирской области от 24.08.2010 года №67/954 «Об утверждении генерального плана муниципального образования сельское поселение <данные изъяты>» признано недействующим. На момент издания оспариваемого постановления отсутствовал Генеральный план муниципального образования сельское поселение <данные изъяты>. Исходя из чего, полагал, что Правила землепользования и застройки муниципального образования сельское поселение <данные изъяты>, утвержденные решением Совета народных депутатов Киржачского района №58/847 от 28.08.2009 года противоречили положениям действующего законодательства и не подлежали применению. Просил отказать в удовлетворении заявленных требований, в том числе, в связи с пропуском трехмесячного срока обращений прокурора в суд с заявлением, поскольку обжалованное постановление администрацией муниципального образования сельское поселение <данные изъяты> в порядке взаимодействия направлялось прокурору Киржачского района более четырех лет назад, что подтверждается письмом ДД.ММ.ГГГГ года .

Заинтересованное лицо ФИО6 полагал, что оспариваемое постановление является законным, просил отказать прокурору в удовлетворении заявления.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены права и интересы неопределенного круга лиц, муниципального образования.

На основании ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям, (бездействию) государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

По положениям п. 4 ст. ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но применительно к городу федерального значения Москве и к Московской области до 31 декабря 2014 года и к обеспечению использования в целях, установленных Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", находящихся в федеральной собственности земельных участков и земельных участков Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства до 31 декабря 2016 года, а в других случаях применительно к муниципальным районам до 30 июня 2013 года, к городским поселениям и городским округам до 31 декабря 2013 года, к сельским поселениям до 1 июня 2014 года: 3) решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний.

В ходе судебного разбирательства установлено, что на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 являлся собственником земельного участка категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, с кадастровым , площадью <данные изъяты> кв.м., находящегося по адресу: участок находится примерно в <данные изъяты>. по направлению на юго-восток от ориентира: <адрес>, расположенного за пределами участка ( л.д.10).

На л.д.9 имеется заявление ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ в администрацию муниципального образование сельское поселение Филипповское с просьбой изменить вид разрешенного использования указанного выше земельного участка с вида для сельскохозяйственного производства на вид для ведения дачного строительства.

Согласно постановлению главы администрации муниципального образования сельское поселение <данные изъяты> Киржачского района Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ назначены публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка (л.д.12).

Заключением главы администрации муниципального образования сельское поселение <данные изъяты> Киржачского района Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ утвержден протокол собрания публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу изменения вида разрешенного использований земельного участка с кадастровым , площадью <данные изъяты> кв.м. из вида использования «для ведения сельскохозяйственного производства» на вид «для ведения дачного строительства» (л.д.13).

Постановлением главы администрации муниципального образования сельское поселение <данные изъяты> Киржачского района Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым , площадью <данные изъяты> кв.м. расположенного по адресу: участок находится примерно в 1600м. по направлению на юго-восток от ориентира: <адрес>, расположенного за пределами участка из вида разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» на вид «для ведения дачного строительства» (л.д.14).

Прокуратурой Киржачского района в 2014 году проведена проверка законности вышеуказанного постановления, прокурором ДД.ММ.ГГГГ вынесен протест в адрес главы МО <данные изъяты> с требованием отменить постановление (л.д.15-21).

В соответствии со ст. 7 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 к вопросам местного значения поселения относится в том числе, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

На основании п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения, как и другие категории земель, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

В силу п. 1 статьи 79 Земельного кодекса РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Статья 43 Земельного кодекса РФ обязывает собственников земельных участков использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 8 ЗК РФ отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в частной собственности осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В силу прямого указания п. 2 ст. 81 ЗК РФ при разрешении вопросов о порядке предоставления гражданам земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения для целей дачного строительства подлежат применению также нормы Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан" (далее - ФЗ от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ).

Этим Федеральным законом предусмотрено обязательное предварительное зонирования территорий для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, создание соответствующих некоммерческих объединений граждан.

Кроме того, в ст. 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ законодателем дано понятие дачного земельного участка, под которым понимается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).

Таким образом, закон допускает возможность возведения на дачных участках жилых строений и жилых домов.

Вместе с тем, из содержания п. 3 ч. 1 ст. 4 ФЗ от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» следует, что предусмотренная данной нормой закона процедура изменения вида разрешенного использования земельных участков по решению главы местной администрации не применяется в случае изменения одного вида разрешенного использования на другой вид разрешенного использования земельных участков, если он предусматривает жилищное строительство.

Учитывая, что дачные земельные участки предназначаются, в том числе, для возведения жилых домов, что требует изменения категории земельного участка, отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земельного участка с разрешенным использованием «дачное строительство» в процедуре предусмотренной п. 3 ч. 1 ст. 4 вышеуказанного Федерального закона, в связи с чем доводы представителя заинтересованного лица о том, что оспариваемое постановление принято на основании результатов публичных слушаний, уполномоченным органом в соответствии с установленным порядком принятия таких решений суд не может принять во внимание, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права.

Кроме того, по смыслу положения п.1 ст.16 во взаимосвязи с п.4 ст.14 Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предоставление земельных участков для "размещения дачного некоммерческого объединения граждан" осуществляется после государственной регистрации некоммерческого объединения созданного в результате учреждения либо организации другого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Вместе с тем, оспариваемым постановлением изменен вид разрешенного использования земельного участка по заявлению собственника земельного участка физического лица ФИО6, что также противоречит требованиям вышеуказанных норм права.

Правовой режим сельскохозяйственных угодий регламентирован Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ).

Изменение вида разрешенного использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, являющегося сельскохозяйственными угодьями, с вида «для ведения сельскохозяйственного производства» на вид разрешенного использования «для ведения дачного строительства» на землях сельскохозяйственного назначения означает вывод таких земельных участков из-под действия Федерального закона N 101-ФЗ и, соответственно, ограничений, связанных с оборотом и использованием таких земельных участков.

Таким образом, действующее законодательство прямо предписывает при разрешении вопроса об определении вида разрешенного использования земельного участка руководствоваться нормативными актами, регулирующими градостроительную деятельность, в том числе схемами территориального зонирования, планами развития территорий, правилами землепользования и застройки, градостроительными регламентами.

Между тем, поскольку одним из основных принципов земельного законодательства является принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества (пп. 2 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ), дачное строительство недопустимо на сельскохозяйственных угодьях, в связи с чем изменение вида разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах сельскохозяйственных угодий, на вид разрешенного использования «для ведения дачного строительства» невозможно без изменения категории земель.

При установленных обстоятельствах, оспариваемое постановление принято неуполномоченным лицом - главой администрации муниципального образования сельское поселение <данные изъяты>, противоречит положениям вышеуказанных федеральных законов, следовательно, является незаконным, суд признает его недействующим со дня принятия.

Также в суде установлено, что при изменении вида разрешенного использования оспариваемым постановлением нарушенпринцип приоритета охраны земли сельскохозяйственного назначения, как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества.Перевод сельскохозяйственных угодий в составе земель сельхозназначения в другую категорию, допускается в исключительных случаях. Изменение вида разрешенного использования земельного участка возможно только после изменения категории земельного участка. Вышеуказанным постановлением нарушены интересы неопределенного круга лиц на охрану земли как основы жизни и деятельности граждан, проживающих на соответствующей территории.

Ходатайство представителя заинтересованного лица Громозденкова М.В. о применении пропуска трехмесячного срока обращения прокурора в суд с заявлением, суд отклоняет, поскольку в судебном заседании установлено, что срок давности обращения прокурора с заявлением об оспаривании данного постановления следует считать с ДД.ММ.ГГГГ года, проведении прокуратурой проверки, установлении незаконности постановления и направления протеста заинтересованному лицу для его отмены, поскольку после получения письма администрации муниципального образования сельское поселение <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ и постановления, проверка его законности прокуратурой не проводилась, также как не проводилась она в 2012 году, когда прокурором Киржачского района жалоба Химича Г.Н. была направлена для рассмотрения по подведомственности в Департамент строительства и архитектуры администрации Владимирской области.

Доводы Громозденкова М.В. и ФИО6, что оспариваемое постановление принято главой администрации муниципального образования сельское поселение Филипповское в соответствии с требованиями законодательства и не нарушает интересов неопределенного круга лиц, суд находит несостоятельными, поскольку в суде установлено, что при изменении вида разрешенного использования оспариваемым постановлением нарушенпринцип приоритета охраны земли сельхозназначения, как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества.Перевод сельскохозяйственных угодий в составе земель сельхозназначения в другую категорию, допускается в исключительных случаях. Изменение вида разрешенного использования земельного участка возможно только после изменения категории земельного участка. Оснований для изменения вида разрешенного использования у главы администрации муниципального образования <данные изъяты> без изменения категории земель: земли сельскохозяйственного назначения не имеется. ФИО6 не относится к субъектам, которым могут быть предоставлены участки из земель сельскохозяйственного назначения для садоводства, огородничества или дачного строительства (ст.78, 81, ЗК РФ, п.2 ст.8, ст.14 Федерального закона от 15.04.1998 №66 -ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»). Оспариваемым постановлением нарушены интересы неопределенного круга лиц на охрану земли как основы жизни и деятельности граждан, проживающих на соответствующей территории.

При распределении судебных издержек суд учитывает положение п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, согласно которому от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокурор, органы местного самоуправления.

          Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

     РЕШИЛ:

              Заявление прокурора Киржачского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным и недействующим постановление главы администрации муниципального образования сельское поселение <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: участок находится примерно в 1600м. по направлению на юго-восток от ориентира: <адрес>, расположенного за пределами участка, общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый из вида использования «для сельскохозяйственного производства на вид «для ведения дачного строительства» удовлетворить.

Признать незаконным и недействующим постановление главы администрации муниципального образования сельское поселение Филипповское от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: участок находится примерно в 1600м. по направлению на юго-восток от ориентира: <адрес>, расположенного за пределами участка, общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый из вида использования «для сельскохозяйственного производства на вид «для ведения дачного строительства» со дня его принятия.

         Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Киржачский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Председательствующий судья Г.И.Вавильченкова

Мотивированное решение составлено 11 марта 2015 года

Председательствующий судья Г.И.Вавильченкова

2-214/2015 ~ М-166/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор
Другие
Бадов В.Ю.
Администрация с/п Филипповское
Суд
Киржачский районный суд
Судья
Вавильченкова Галина Ивановна
25.02.2015[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.02.2015[И] Передача материалов судье
26.02.2015[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.02.2015[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.02.2015[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.03.2015[И] Судебное заседание
06.03.2015[И] Судебное заседание
11.03.2015[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.03.2015[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.02.2016[И] Дело оформлено
18.02.2016[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее