Решение по жалобе/протесту на постановление (районный суд) по делу № 7-15984/2021 от 18.10.2021

Дело  12-920/21

 

РЕШЕНИЕ

г. Москва                                                                               09 августа 2021 года

Судья Щербинского  районного суда г. Москвы Сальникова Д.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Павлова Ю.Н. на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области от 29 января 2021 года  07-35/82 вынесенное в отношении Администрации поселения Десеновское по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст. 8.12.1 КоАП РФ.

УСТАНОВИЛ:

Вышеназванным постановлением Администрация поселения Десеновское  признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного  ст. 8.12.1 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.

Не согласившись с названным выше постановлением защитник Администрации поселения Десеновское обратился в суд с настоящей жалобой в которой просит постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, мотивируя требования тем, что постановление должностного лица является незаконным и необоснованным, вынесено с нарушением законодательства, поскольку Администрация поселения Десеновское является ненадлежащим субъектом.

Защитник Павлов Ю.Н. в судебное заседание явился, доводы жалобы поддержал по изложенном в ней основаниям.

Проверив также материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу о том, что постановление являются законными и обоснованными.

Административная ответственность по ст. 8.12.1 КоАП РФ наступает за несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ст. 262 ГК РФ, граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка; если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.

В силу ч. 8 ст. 27 Земельного кодекса РФ, запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ.

По смыслу п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе береговые полосы водных объектов общего пользования.

Правила свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе регламентированы Водным кодексом Российской Федерации, в пункта 4 статьи 1 которым определено, что водным объектом признается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

Также частями 1, 2, 6, 8 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено данным Кодексом; каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами; полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров; каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации, водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

Исходя из анализа приведенных норм, поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, также общедоступной является и береговая полоса, что означает право каждого пребывать на любой ее части, а, следовательно, и требовать от других освобождения береговой полосы.

Как усматривается из материалов настоящего дела в период времени с 20 октября 2020 г. по 06 ноября 2020 года должностным лицом старшим инспектором РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области Коломенским В.Е. был проведен осмотр акватории водоохраной зоны и прибрежной полосы реки Десны в границах территории города Москвы, в ходе которого установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 50:21:0140116:285, правообладателем которого является Администрация поселения Десеновское на основании договора безвозмездного пользования земельным участком от 20 июля 2018 года  М-11-610909 отсутствует свободный доступ к водному объекту общего пользования и его береговой полосе- р. Десна и его береговой полосе посредством установки заборов до уреза воды по адресу: г. Москва, по. Десеновское, квартал  65, координаты55.506992,37.322421 (в границах земельного участка с кадастровым номером 50:21:0140116:285).

Факт совершения Администрацией поселения Десеновское указанного административного правонарушения и его вина подтверждаются исследованными доказательствами, в том числе, письмо Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы; приказом от 20.10.2020; актом обследования; выпиской из ЕГРН; протоколом об административном правонарушении; постановлением по делу об административном правонарушении; предписанием и иными материалами дела.

Данные доказательства составлены должностным лицом, в рамках выполнения им своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения в ходе проведения осмотра акватории береговой полосы в связи с обращением жителей, что нашло подтверждение в судебном заседании, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения настоящего дела.

Сведениями о фальсификации доказательств суд апелляционной инстанции не располагает, вопросы о признании доказательств сфальсифицированными разрешаются в ином судебном порядке, предусмотренном УПК РФ, тогда как сведений о подаче соответствующих заявлений в порядке ст. 144 УПК РФ не представлено.

Представленные в материалы дела фото-таблица является приложением к протоколу осмотра, в котором отмечено, что в ходе обследования земельного участка осуществлялось видео и содержит сведения о дате проведения видео и фотосъемки, фиксирует обстоятельства, занесенные в протокол об административном правонарушении, и в связи с чем, в силу ч. 2 ст. 26.7 КоАП РФ, является документальным и допустимым доказательством по настоящему делу, которое при рассмотрении дела об административном правонарушении получили надлежащую оценку.

Каких-либо ограничений или особенностей для признания видео и фотоматериалов доказательствами по делу об административном правонарушении КоАП РФ не устанавливает.

Установив, что Администрация поселения Десеновское по периметру находящегося в его бессрочном (постоянном) пользовании земельного участка допущено наличие ограждения что делает невозможным проход по всей береговой полосе вдоль уреза указанной реки по причине размещенного в ее границах ограждения, ограничивает право граждан использовать всю 20-метровую береговую полосу реки Москва общего пользования для личных и бытовых нужд, тогда как свободный доступ граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе подразумевает, в числе прочего, возможность использовать всю береговую полосу без ограничений для передвижения и пребывания около данного водного объекта (без использования механических транспортных средств), а наличие в береговой полосе водного объекта общего пользования забора такую возможность не обеспечивает, что является нарушением требований ч.ч. 1, 2, 6, 8 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации, в действиях общество содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.12.1 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что ограждающий забор на балансе Администрации не находится, в ограждении имеется калитка, обеспечивающая проход граждан, не могут служить основанием для отмены или изменения постановления должностного лица, поскольку совокупность исследованных доказательств позволяет установить обстоятельства правонарушения и вину Администрации поселения Десеновское в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.12.1 КоАП РФ.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что Администрацией поселения Десеновское приняты все зависящие от него меры по соблюдению действующего законодательства Российской Федерации.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено в пределах санкции ст. 8.12.1 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.12, 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств, характера совершенного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования, имущественного положения юридического лица, степени общественной опасности, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями, является минимальным.

Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, для назначения наказания в виде административного штрафа в размере, менее минимального размера предусмотренного санкцией указанной нормы административного штрафа в данном случае не установлено.

Доказательств невозможности исполнения назначенного обществу наказания не представлено, равно как не представлено и доказательств того, что наложенный на юридическое лицо административный штраф является чрезмерным и может повлечь избыточное ограничение его прав.

Бремя доказывания по делу распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принцип презумпции невиновности соблюден.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменения обжалуемых актов должностного лица и судьи районного суда, в том числе, по доводам жалобы, не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

 

постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области от 29 января 2021 года  07-35/82 по делу об административном правонарушении, предусмотренном  ст. 8.12.1  КоАП РФ в отношении Администрации поселения Десеновское оставить без изменения, жалобу защитника Павлова Ю.Н.- без удовлетворения.

 

Судья                                                                                   Д.А. Сальникова

 

7-15984/2021

Категория:
Административные
Статус:
Завершено, 21.10.2021
Ответчики
Администрация посления Десеновское
Суд
Московский городской суд
Судья
Новикова Е.А.
Статьи

Ст. 8.12.1

Дело на странице суда
mos-gorsud.ru
09.08.2021
Решение по жалобе/протесту на постановление (районный суд)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее