ПОСТАНОВЛЕНИЕ
02 февраля 2021 года г. Москва
Кузьминский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Суздаль Е.А., по адресу: г. Москва, ул. Зеленодольская, д. 8/13, рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 5-239/21 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6.1 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении
Немцова Сергея Владимировича, ….,
УСТАНОВИЛ:
Немцов С.В. совершил участие в несанкционированных митинге и шествии, повлекших создание помех движению пешеходов, транспортных средств, доступу граждан к объектам транспортной инфраструктуры.
Так, 31 января 2021 года, в период времени с 14.00 по 19.00, в центральной части города Москвы, в т.ч. по адресу: гор.Москва, Комсомольская площадь, д.6, состоялось проведение публичного массового мероприятия, выразившееся в сочетании форм митинга и шествия с количеством участников не менее 5000 человек, призывы к участию в котором были широко распространены в ИТКС Интернет (в социальных сетях «ВКонтакте», Телеграмм» и т.д., в поддержку арестованного оппозиционера Алексея Навального.
Участники указанного несогласованного мероприятия, находясь на Комсомольской площади, д.6 возле универсама Московский создали помехи функционированию транспортной и социальной инфраструктуры, движению транспортных средств (в т.ч. общественного транспорта) и пешеходов, перекрыв доступ граждан, не являющихся участниками данного публичного мероприятия, к объектам транспортной инфраструктуры: остановочным пунктам наземного транспорта, станциям Московского Метрополитена, объектам социальной инфраструктуры (объекты общественного питания, магазин, аптека,…).
В нарушение Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», 31 января 2021 г., в период времени с 16.00 до 17.10. Немцов С.В. находился по адресу: г. Москва, Комсомольская площадь, д.6, в составе указанной группы граждан, создававших помехи функционированию транспортной и социальной инфраструктуры, движению пешеходов, перекрыв доступ граждан, не являющихся участниками данного мероприятия, к объектам транспортной инфраструктуры, и скандировавших при этом лозунги: «Навальный! Свободу! Позор! Не молчите! Я за Навального ! и др., На неоднократные требования сотрудников полиции о прекращении противоправных действий не реагировал.
Немцов С.В. в судебное заседание явился, вину в совершении правонарушения не признал, пояснил, что 31 января 2021 года находился в торговом центре в районе Комсомольской площади г.Москвы, доступ гражданам не перекрывал, лозунги не скандировал, незаконно был задержан сотрудниками полиции, сотрудники полиции его оговаривают.
Факт совершения правонарушения Немцовым С.В. и его вина подтверждается исследованными доказательствами: протоколом об административном правонарушении ЮВАО № 0563954 от 31.01.2021 года; рапортами сотрудников полиции по факту выявленного правонарушения; письменными объяснениями сотрудников полиции Размачаева С.В. и Корнилова В.В., предупрежденных по ст.17.9 КоАП РФ и подтвердивших вышеуказанные обстоятельства; ответом Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции г.Москвы, согласно которому в органы исполнительной власти г.Москвы поступало уведомление о проведении 31 января 2021 года публичного мероприятия, однако мероприятие не согласовано, и иными материалами дела.
Указанные доказательства суд признает достоверными, поскольку они оформлены надлежащим образом, в необходимых случаях – на бланках установленного образца, имеют все необходимые реквизиты и подписи, а изложенные в них сведения не противоречивы, точны и в полном объеме подтверждают друг друга. При этом суд учитывает, что данные документы составлены компетентным лицом.
Судом при рассмотрении дела не установлена личная заинтересованность сотрудников полиции в привлечении Немцова С.В. к административной ответственности, в силу чего оснований не доверять сведениям, содержащимся в протоколе об административном правонарушении и в иных материалах, не имеется. Сведениями о фальсификации доказательств суд не располагает.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, оснований не доверять сведениям, указанным в них, не имеется, в связи чем, суд признает их допустимыми доказательствами.
Оснований полагать, что изложенные в рапортах сотрудников полиции сведения, являются недостоверными, не имеется, так как причин для оговора Немцова С.В. с их стороны в ходе рассмотрения дела не установлено.
Поскольку рапорта сотрудниками полиции составлены в рамках их должностных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило выявление совершения административного правонарушения, рапорта содержат сведения, имеющие значение для установления фактических обстоятельств по делу, суд также признает их допустимыми доказательствами.
При этом суд отмечает, что по делу представлено достаточно доказательств, свидетельствующих о виновности Немцова С.В. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ.
Доводы Немцова С.В. о том, что он находился в торговом центре в районе Комсомольской площади г.Москвы, доступ гражданам не перекрывал, лозунги не скандировал, несостоятельны, опровергаются исследованными судом письменными материалами дела и являются избранным способом защиты Немцова С.В.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ).
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ митинг – массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера; шествие – массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.
В соответствии с п.7 ч.1 ст. 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия – документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
Согласно ч.5 ст.5 указанного Федерального закона организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, гарантированное Конституцией РФ и международно-правовыми актами как составной частью правовой системы Российской Федерации (ч.4 ст.15 Конституции РФ), не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в конституционно значимых целях.
Соответственно, такой федеральный закон должен обеспечивать возможность реализации данного права и одновременно соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц - с другой, исходя из необходимости гарантировать государственную защиту прав и свобод всем гражданам (как участвующим, так и не участвующим в публичном мероприятии), в том числе путем введения адекватных мер предупреждения и предотвращения нарушений общественного порядка и безопасности, прав и свобод граждан, а также установления публично-правовой ответственности за действия, их нарушающие или создающие угрозу их нарушения.
В рамках организации публичного мероприятия, каковым Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ признает открытую, мирную, доступную каждому, проводимую в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акцию, осуществляемую по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений (п.1 ст. 2), предусматривается ряд процедур, в том числе и предварительное уведомление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о проведении публичного мероприятия, которые направлены на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяют избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ установлено, что участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств (ч.3 ст. 6 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ).
Таким образом, вышеперечисленные обязанности участника публичного мероприятия, устанавливаются для него Федеральным законом безусловно и не связываются законодателем с тем, принимало ли лицо участие в согласованном, либо не согласованном с органами исполнительной власти публичном мероприятии.
Вне зависимости от этого участник публичного мероприятия обязан соблюдать установленный Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ порядок проведения публичного мероприятия в части, касающейся его обязанностей, и не нарушать установленные для участников запреты.
Из установленных по делу обстоятельств, в том числе объяснений сотрудников полиции, следует, что проведение публичного массового мероприятия 31 января 2021 года в г. Москве, в том числе по адресу: Комсомольская площадь, д. 6, и прилегающей к ней территории, не согласовано, вместе с тем 31 января 2021 года Немцов С.В. принял участие в публичном мероприятии в форме митинга и шествия, не согласованном с исполнительным органом государственной власти, что следует из доказательств, представленных в материалы дела, тем самым нарушил возложенные на него Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» обязанности участника публичного мероприятия выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел, при этом форма участия в данном мероприятии, правового значения не имеет.
При таких данных, суд критически относится к пояснениям Немцова С.В. о невиновности в совершении административного правонарушения, так как они даны с целью избежать привлечения к административной ответственности.
Все процессуальные действия в отношении Немцова С.В. были проведены в строгой последовательности, составленные в отношении него протоколы логичны, последовательны и непротиворечивы.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в процессе рассмотрения дела установлен и доказан факт совершения Немцовым С.В. административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ.
При назначении наказания в соответствии со ст. ст. 3.1, 4.1-4.3 КоАП РФ, суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, данные о личности виновного, его семейное и имущественное положение.
Обстоятельств, смягчающих, отягчающих и исключающих административную ответственность Немцова С.В. судом не установлено, оснований для признания административного правонарушения малозначительным не имеется.
Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, суд считает, что наказание должно быть назначено в виде административного ареста.
Назначение наказания в виде административного ареста основывается судом на фактических данных, установленных по делу, подтверждающих действительную необходимость применения к Немцову С.В. такой меры ответственности, в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Оснований невозможности назначения наказания в виде административного ареста не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 6.1 ░░.20.2 ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░ 17 ░░░░░ 10 ░░░░░ 31 ░░░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░ ░.░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░