№ 5-190/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
03 марта 2021 года город Москва
Судья Лефортовского районного суда города Москвы Рябцева С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении Перепелкина Валерия Витальевича, паспортные данные, гражданина Российской Федерации, зарегистрированного и фактически проживающего по адресу: адрес, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений,
УСТАНОВИЛ:
31 января 2021 года в отношении Перепелкина Валерия Витальевича составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
02 февраля 2021 протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, и другие материалы дела в отношении Перепелкина В.В. поступили в Лефортовский районный суд города Москвы для рассмотрения по существу.
В судебное заседание Перепелкин В.В. явился, пояснил, что действительно принимал участие в мирной акции в поддержку Навального, однако, без объяснения причин был задержан сотрудниками полиции. Указал на допущенные при его задержании нарушения со стороны сотрудников полиции. По его мнению, производство по делу подлежит прекращению.
В судебном заседании защитник привлекаемого – адвокат Аносова Л.С. полностью поддержала позицию своего подзащитного и просила производство по делу прекратить.
Выслушав Перепелкина В.В., его защитника, исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Административная ответственность по ч. 5 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях наступает за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, когда такие действия (бездействие) повлекли причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
На обеспечение реализации данного права направлены положения Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ).
В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 08 декабря 2010 года № 344-ФЗ и от 07 июня 2017 года № 107-ФЗ) под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств; целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
Митинг как одна из форм публичного мероприятия представляет собой массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ).
Проведение публичного мероприятия должно основываться на принципе законности, который выражается в соблюдении положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ, иных законодательных актов Российской Федерации, и принципе добровольности участия в публичном мероприятии (ст. 3 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ).
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен нормами главы 2 Федерального законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ, которые в интересах общественного порядка и национальной безопасности устанавливают уведомительный порядок проведения публичных мероприятий, предусматривая необходимость согласования места и времени их проведения с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (ст. 7).
Аналогичным образом порядок организации и проведения публичных мероприятий на территории города Москвы урегулирован Законом города Москвы от 04 апреля 2007 года № 10 «Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований».
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 24 октября 2013 года № 1618-О, от 24 октября 2013 года № 1619-О, Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (ст.ст. 5, 7, 9 и 11), участников публичного мероприятия (ст. 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (ст.ст. 12 – 17). Данным положениям корреспондируют положения КоАП РФ, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (ст. 5.38 и 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (ч. 5 и 6 ст. 20.2). При этом в силу общих положений данного Кодекса (ч. 1 ст. 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.
Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в ст. 6 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ.
В соответствии с ч. 3 и 4 ст. 6 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:
1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации);
2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия;
3) соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
Участники публичных мероприятий не вправе:
1) скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности;
2) иметь при себе оружие, боеприпасы, колющие или режущие предметы, другие предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, взрывные устройства, взрывчатые, ядовитые, отравляющие, едко пахнущие, легковоспламеняющиеся вещества, огнеопасные и пиротехнические вещества или изделия (за исключением спичек и карманных зажигалок), предметы (химические материалы), которые могут быть использованы для изготовления пиротехнических изделий или дымов, горючие материалы и вещества, иные вещества, предметы, изделия, в том числе самодельного изготовления, использование которых может привести к задымлению, воспламенению, иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;
3) находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.
Обязанность выполнять все законные требования сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации) возложена на участника публичного мероприятия п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ.
Несоблюдение (нарушение) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных ч. 3 и 4 ст. 6 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ, в том числе обязанности выполнять все законные требования сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, свидетельствует о нарушении участником публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия.
Невыполнение участником публичного мероприятия законных требований или распоряжений сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации), а также воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей, связанных с обеспечением общественного порядка, безопасности граждан и соблюдением законности при проведении публичного мероприятия, охватывается диспозицией ч. 5 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которой установлена административная ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 указанной статьи.
Соответствующая правовая позиция выражена в п. 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях».
Как следует из материалов дела, 31 января 2021 года в 12 часов 45 минут по адресу: г. Москва, ул. Каланчевская, д. 10, Перепелкин В.В. в составе группы граждан в количестве около 1500 человек, привлекая внимание граждан и средств массовой информации, игнорируя разъяснения сотрудников полиции, скандировал лозунги, то есть добровольно принял участие в публичном мероприятии в форме митинга и пикетирования, проведение которого не было согласовано с органом исполнительной власти города Москвы, несмотря на неоднократные требования сотрудников полиции о прекращении участия в данном публичном мероприятии, продолжил принимать участие в нем, выкрикивал лозунги тематического содержания, что является нарушением требований ст. 6 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ и влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Указанные фактические обстоятельства и вина Перепелкина В.В. в совершении административного правонарушения подтверждены совокупностью следующих доказательств:
- рапортами сотрудников полиции Прокопенко Д.В., Юдакова П.И., а также их письменными объяснениями от 31 января 2021 года, полученными с соблюдением требований ст. 25.6 и 17.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также положений ст. 51 Конституции РФ, в которых изложены обстоятельства совершения Перепелкина В. В. административного правонарушения (листы дела 4-5; 14-15);
- протоколом от 31 января 2021 года № 0078974 о доставлении лица, совершившего административное правонарушение (лист дела 6);
- протоколом об административном задержании (лист дела 7);
- протоколом об административном правонарушении от 31 января 2021 года № 0563082, составленным уполномоченным должностным лицом с соблюдением требований, предусмотренных ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в котором описано событие административного правонарушения (лист дела 1-2).
Оценив представленные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности в порядке ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, нахожу каждое из них относимым, допустимым и достоверным, а их совокупность достаточной для рассмотрения настоящего дела и вывода о наличии в действиях Перепелкина В.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
О том, что Перепелкин В.В. был проинформирован о незаконности названного выше публичного мероприятия, следует из представленных в материалы дела доказательств, в том числе, рапорта и письменных объяснений сотрудников полиции.
Утверждение о незаконности примененного к Перепелкину В.В. административного задержания, не свидетельствует о нарушении прав последнего. Из смысла ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ следует, что возможность применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде административного задержания связана, в частности, с необходимостью обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, поэтому применение к Перепелкину В.В. этой меры не противоречит требованиям КоАП РФ.
Невозможно согласиться с доводами защитника и привлекаемого о том, что материалы дела содержат сфальсифицированные доказательства, поскольку исследовав письменные материалы, суд пришел к выводу о том, что представленные суду доказательства получены в строгом соответствии с нормами действующего законодательства, в связи с чем не подлежат исключению из числа допустимых ряд документов, указанных стороной защиты.
Также суд не усматривает оснований и для вызова в зал судебного заседания в качестве свидетелей Злобина В.А., получившего объяснения от Юдакова П.И. и Прокопенко Д.В., а также Тертышного Е.С., составившего протокол об административном правонарушении в отношении Перепелкина В.В., поскольку суду представлено достаточно сведений, необходимых для рассмотрения данного материала. Также следует отметить, что задержание Перепелкина В.В. было проведено сотрудниками полиции Юдаковым П.И. и Прокопенко Д.В., чьи письменные объяснения об обстоятельствах происходивших событий представлены в материале, при этом они полностью соответствуют критериям относимости и допустимости доказательств.
Поскольку в ходе рассмотрения настоящего дела доводы привлекаемого и защитника об отсутствии в действиях Перепелкина В.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, не нашли своего подтверждения и опровергаются представленными в материалах дела доказательствами, оснований для вынесения постановления о прекращении производства по данному делу об административном правонарушении не имеется, а потому ходатайство привлекаемого и его защитника о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Перепелкина В.В. на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушении подлежит отклонению.
При назначении административного наказания в соответствии с ч. 2 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях учитываю конкретные обстоятельства дела, характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, объектом которого являются общественный порядок и общественная безопасность; имеющиеся в материалах дела данные о личности и имущественном положении Перепелкина В.В., который ранее не привлекался к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений; отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, наличие смягчающего обстоятельства, каковым является наличие у привлекаемого малолетних детей, и считаю необходимым назначить Перепелкину В.В. административное наказание в виде административного штрафа в пределах санкции ч. 5 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением Перепелкина В.В., которые могут служить основанием для применения положений ч. 2.2 и 2.3 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9 – 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Перепелкина Валерия Витальевича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 10`000 (десяти тысяч) рублей 00 копеек.
Административный штраф должен быть уплачен по следующим банковским реквизитам: Управление федерального казначейства по г. Москве (УВД по ЮВАО ГУ МВД России по г. Москве, л/с 04731450240); КПП 772101001; ИНН 7723320326; ОКТМО 45388000; единый счет получателя платежа 40101810045250010041 в ГУ Банка России по ЦФО; БИК 044525000; КБК 18811601201019000140; идентификатор 18880477210005630826.
Разъяснить лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, что административный штраф должен быть уплачен в полном размере не позднее 60 дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу, а в случае предоставления отсрочки или рассрочки исполнения постановления – со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки (ч. 1 ст. 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Документ, свидетельствующий об уплате административного штрафа, следует представить в Лефортовский районный суд города Москвы.
Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодекса РФ об административных правонарушениях, влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Московский городской суд в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.1 – 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в течение 10 (десяти) суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья С.А. Рябцев
1