Дело № 2а –90/2019
Решение
Именем Российской Федерации
23 января 2019 г. г. Вышний Волочёк
Вышневолоцкий городской суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Некрасова Р.Ю.,
при секретаре Завьяловой Е.Ю.,
с участием представителя административного истца Крылова А.М.,
административного ответчика Волкова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Тверской области к Волкову Александру Викторовичу о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №3 по Тверской области обратилась в суд с иском к Волкову А.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени.
В обоснование иска указано, что Волков А.В. является плательщиком транспортного налога в связи с наличием в его собственности транспортных средств: автобуса марки ТАМ, государственный регистрационный номер <№>, VIN:<№>, 1991 года выпуска, дата регистрации права 21 февраля 2002 г., дата утраты права 19 октября 2018 г.; автобуса марки ПАЗ672, государственный регистрационный номер <№>, 1979 года выпуска, дата регистрации права 20 апреля 1995 г.; грузового автомобиля марки ГАЗ2752, государственный регистрационный номер <№>, VIN:<№>, 2002 года выпуска, дата регистрации права 13 ноября 2010 г.; грузового автомобиля марки ГАЗ330202, государственный регистрационный номер <№>, 2008 года выпуска, дата регистрации права 02 мая 2012 г., дата утраты права 27 мая 2016 г.; легкового автомобиля марки ШКОДА ФЕЛИЦИЯ, государственный регистрационный номер <№>, 1997 года выпуска, дата регистрации права 11 марта 2009 г.; легкового автомобиля марки ЛАДА KS045L ЛАДА ЛАРГУС, государственный регистрационный номер <№>, 2018 года выпуска, дата регистрации права 06 июня 2018 г. Административным истцом начислен транспортный налог за 2015 в сумме 15640 рублей по сроку уплаты 01 октября 2016 г., транспортный налог за указанный период в установленные сроки административным ответчиком не уплачен. Инспекцией в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени за несвоевременную уплату транспортного налога в сумме 380 рублей 57 копеек. В порядке досудебного урегулирования спора ответчику направлено требование № 6937 от 13 февраля 2017 г., которое в настоящее время не исполнено. 01 ноября 2018 г. Межрайонная ИФНС России №3 по Тверской области обратилась к мировому судье судебного участка №5 города Вышнего Волочка и Вышневолоцкого района Тверской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Волкова А.В. задолженности по транспортному налогу за 2015 год и пени в общей сумме 16020 рублей 57 копеек. 12 ноября 2018 г. мировым судьей судебного участка №5 города Вышнего Волочка и Вышневолоцкого района Тверской области вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа по взысканию недоимки по налогам с Волкова А.В.
На основании изложенного, Межрайонная ИФНС России № 3 по Тверской области просит суд восстановить пропущенный процессуальный срок подачи искового заявления и взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу за 2015 год в размере 15640 рублей и пени в размере 380 рублей 57 копеек.
Представитель административного истца Крылов А.М. в судебном заседании поддержал заявленные административные исковые требования в полном объеме по основаниям указанным в иске.
Административный ответчик Волков А.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 №21-ФЗ (ред. от 29.06.2015) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).
В соответствии со ст. 1 Налогового кодекса Российской Федерации порядок взимания налогов и сборов регламентируется законодательством о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении пеней, штрафов.
В силу пункта 1 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации, в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.
В силу абзаца первого пункта 4 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации, местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.
Согласно п. 2 ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации, транспортный налог относится к местным налогам.
На основании ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается данным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с указанным Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно п. 1 ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 360 Налогового кодекса РФ налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.
Согласно статье 360 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
Согласно ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
Пунктом 3 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц.
Согласно статье 1 Закона Тверской области № 75-ЗО «О транспортном налоге в Тверской области» от 06 ноября 2002 года с 1 января 2003 года в Тверской области вводится транспортный налог и устанавливаются налоговые ставки, соответственно в зависимости от мощности двигателя: на автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно в размере 10 рублей; автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт) в размере 100 рублей; на автомобили грузовые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 25 рублей, свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно в размере 40 рублей.В соответствии со ст. 2 Закона Тверской области от 06.11.2002 г. №75-ЗО «О транспортном налоге Тверской области» транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Пунктом 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периодов, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Судом установлено, что административному ответчику на праве собственности в 2015 году принадлежали транспортные средства:
- автобуса марки ТАМ, государственный регистрационный номер <№>, мощность двигателя 256 (189), 1991 года выпуска, дата регистрации права 21 февраля 2002 г., дата утраты права 19 октября 2018 г.;
- грузового автомобиля марки ГАЗ2752, государственный регистрационный номер <№>, мощность двигателя 98, 2002 года выпуска, дата регистрации права 13 ноября 2010 г.;
- грузового автомобиля марки ГАЗ330202, государственный регистрационный номер <№>, мощность двигателя 123,80, 2008 года выпуска, дата регистрации права 02 мая 2012 г., дата утраты права 27 мая 2016 г.;
- легкового автомобиля марки ШКОДА ФЕЛИЦИЯ, государственный регистрационный номер <№>, мощность двигателя 59, 1997 года выпуска, дата регистрации права 11 марта 2009 г.
Данное обстоятельство подтверждается выборкой по запросу от 30 декабря 2018 г., представленной МРЭО ГИБДД № 2 УМВД России по Тверской области.
Истцом начислен транспортный налог за 2015 год в сумме 15640 рублей.
Согласно налоговому уведомлению №104014864 от 17 сентября 2016 г. административный ответчик Волков А.В. был уведомлен о начисленной сумме транспортного налога и о необходимости уплаты данного налога в срок до 01 декабря 2016 г.
Факт направления административному ответчику налогового уведомления подтверждается списком № 317499 от 16 октября 2016 г. отправлений заказных писем.
В установленный срок административным истцом транспортный налог за 2015 год не уплачен.
В связи с неисполнением Волковым А.В. обязанности по уплате транспортного налога за 2015 год Межрайонной ИФНС России №3 по Тверской области в адрес административного ответчика было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями №6937 по состоянию на 13 февраля 2017 г., установлен срок для погашения задолженности до 02 мая 2017 г.
Факт направления административному ответчику налогового уведомления подтверждается списком № 496716 от 19 февраля 2017 г. отправлений заказных писем.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации Межрайонной ИФНС России № 3 по Тверской области начислены пени за несвоевременную уплату транспортного налога в сумме 380 рублей 57 копеек.
В соответствии с п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 04 марта 2013 года N 20-ФЗ).
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ (в редакции Федерального закона от 04 марта 2013 года N 20-ФЗ) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Иное предусмотрено абзацами 2 и 3 вышеприведенного пункта 2 ст. 48 НК РФ.
В соответствии с абзацем 2 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Из требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, следует, что сумма задолженности по транспортному налогу и пени превысила 3000 рублей.
Следовательно, исходя из положений абзаца третьего части 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, инспекция должна была обратиться к мировому судье с административным заявлением о взыскании задолженности по налогам и пени в срок до 02 ноября 2017 г.
Налоговый орган обратился к мировому судье с административным заявлением о вынесении судебного приказа в отношении Волкова А.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2015 г. и пени 01 ноября 2018 г., то есть за пределами установленного срока для обращения в суд с административным иском о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени.
Таким образом, административным истцом срок обращения в суд с заявлением о взыскании с административного ответчика, как налогоплательщика, причитающейся к уплате суммы задолженности, пропущен.
Суд учитывает, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей. Исчисление установленных Налоговым кодексом РФ сроков для принудительного взыскания налога производится исходя из совокупности указанных сроков.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса РФ", при рассмотрении дел о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. Данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, а в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 479-О-О).
Оснований для признания уважительными причин пропуска для обращения в суд с заявлением о взыскании с Волкова А.В. задолженности по налогам, пени и штрафам не установлено.
При таких обстоятельствах, ходатайство Межрайонной ИФНС России №3 по Тверской области о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд удовлетворению не подлежит.
Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.
Исходя из установленных обстоятельств, суд считает необходимым отказать Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Тверской области в удовлетворении административного иска к Волкову А.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178, 179 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Тверской области к Волкову Александру Викторовичу о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2015 год в сумме 15640 рублей и пени по транспортному налогу в сумме 380 рублей 57 копеек отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме (28 января 2019 г.).
Председательствующий Р.Ю. Некрасов