Судья Обухова О.А.
Дело№ 33-8393/2014
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 сентября 2014 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе
председательствующего Варовой Л.Н.,
судей Лобановой С.Ф., Владыкиной О.В.,
при секретаре Цыганковой Е.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 сентября 2014 года в г. Перми дело по частной жалобе Администрации Чусовского городского поселения Пермского края на определение Чусовского городского суда Пермского края от 15 июля 2014 года, которым постановлено:
«В удовлетворении заявления администрации Чусовского городского поселения Пермского края о предоставлении отсрочки исполнения решения Чусовского городского суда от 17.12.2013 г. по гражданскому делу по иску Орлова В.А. к Муниципальному учреждению «Администрация Чусовского городского поселения» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, сроком до 31.12.2015г., отказать».
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Варовой Л.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Чусовского городского суда Пермского края от 17.12.2013 г. на Администрацию Чусовского городского поселения возложена обязанность предоставить Орлову В.А. по договору социального найма отдельное благоустроенное жилое помещение - квартиру в границах Чусовского городского поселения по степени благоустройства в Чусовском городском поселении общей площадью не менее 57,6 кв.м.
В настоящее время Администрация Чусовского городского поселения обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда на срок до 31.12.2015г. Заявление мотивировано тем, что возможности исполнения решения в установленный судебным приставом срок (до 03.07.2014 г.) не имеется. Вступило в законную силу 23 решения (определения) Чусовского городского суда о предоставлении жилья. Ориентировочная стоимость квартир составляет более *** рублей. Думой Чусовского городского поселения на 2014 год предусмотрены бюджетные ассигнования на исполнение решений суда в размере *** рублей. На принудительном исполнении в службе судебных приставов по состоянию на 16.06.2014г. находится 16 решений (определений) суда о предоставлении гражданам жилых помещений. На заседании Думы от 26.03.2014г. депутатами принято решение о том, чтобы рассмотреть вопрос о выделении денежных средств на приобретение жилья для исполнения решений суда после рассмотрения вопроса об исполнении бюджета Чусовского городского поселения за первое полугодие 2014 года, при перевыполнении доходной части бюджета. Кроме того, администрация Чусовского городского поселения постоянно проводит проверку сведений на предмет выявления выморочного имущества. Также администрацией Чусовского городского поселения направлены письма в адрес взыскателей о предоставлении специализированного жилищного фонда для временного проживания, то есть до момента предоставления жилого помещения по договорам найма. Администрация Чусовского городского поселения принимает все предусмотренные действующим законодательством меры для исполнения решений суда о предоставлении гражданам жилых помещений по договорам социального найма.
Судом постановлено приведенное выше определение, об отмене которого просит в частной жалобе Администрация Чусовского городского поселения. Указывает, что на территории Чусовского городского поселения по состоянию на 01.01.2014 г. 37 многоквартирных домов, в которых жилые помещения не пригодны для проживания, 64 дома, признанных аварийными и подлежащими сносу. Администрацией ведется учет граждан, жилые помещения которых не пригодны для проживания, с целью дальнейшего предоставления жилых помещений, в том числе в рамках в рамках региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, однако финансирование программы в настоящее время уменьшено в разы.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы, изложенные в частной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены определения по доводам жалобы (ст.327.1 ГПК РФ).
В соответствии со ст. 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее -ГПК РФ) при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявления сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Согласно ч. 1 ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения,
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для предоставления отсрочки исполнения судебного решения, указав, что доказательств наличия исключительных обстоятельств, объективно препятствующих исполнению решения суда, заявителем не представлено.
Выводы суда нормам материального и процессуального права не противоречат.
Изложенные выше положения ст.ст.203, 434 ГПК РФ не содержат перечня оснований для отсрочки и рассрочки исполнения судебного акта, но при этом предусматривают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, наличие либо отсутствие которых суду следует устанавливать в каждом конкретном случае на основании представленных доказательств, учитывая обстоятельства дела и интересы сторон. При этом отсрочка или рассрочка исполнения судебного постановления допустимы только в тех случаях, когда это связано с имущественным положением сторон, болезнью должника или иными заслуживающими внимания обстоятельствами, затрудняющими или не позволяющими исполнить решение суда в установленные сроки.
По смыслу закона данные обстоятельства должны носить исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. В противном случае отсрочка исполнения судебного акта может стать инструментом затягивания его реального исполнения, что будет противоречить общим целям правосудия.
На основании ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод определено, что каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», сроки судебного разбирательства по гражданским делам, согласно п.1 ст.6 названной Конвенции, начинают исчисляться со времени поступления искового заявления, а заканчиваются в момент исполнения судебного акта.
Следовательно, при рассмотрении вопросов об отсрочке, рассрочке, изменении способа и порядка исполнения судебных решений суды должны принимать во внимание необходимость соблюдения требований Конвенции об исполнении решений в разумные сроки.
Несмотря на то, что отсрочка исполнения решения суда предполагает наступление в будущем обстоятельств, способствующих исполнению судебного решения, она отдаляет реальную защиту нарушенных прав и охраняемых законом интересов взыскателя.
Проанализировав представленные заявителем документы, суд пришел к правильному выводу о том, что администрацией Чусовского городского поселения не представлено доказательств принятия мер по исполнению вступившего в законную силу судебного акта, а указываемые основания не являются достаточными либо исключительными для предоставления отсрочки исполнения решения.
Доводы частной жалобы аналогичны доводам, изложенным в заявлении о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, не содержат фактов, которые опровергали бы выводы суда, поэтому не могут служить основанием для отмены определения. Ссылка в жалобе на участие муниципального образования в адресной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда свидетельствует о реализации органом местного самоуправления своих полномочий в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище, и само по себе не указывает на невозможность исполнения решения суда.
Доводы частной жалобы о дефиците муниципального жилья, о значительном количестве домов, находящихся в аварийном состоянии, требующих расселения, о недостаточном финансировании, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией и повлечь предоставление требуемой отсрочки исполнения, поскольку по смыслу ст.203, ст.434 ГПК РФ приводимые заявителем обстоятельства не являются исключительными, объективно препятствующими исполнению решения, при наличии которых возможно отсрочить его исполнение. Длительное неисполнение судебного акта влечет нарушение прав взыскателя на обеспечение жилым помещением, что противоречит целям и задачам исполнительного производства и является недопустимым.
Оснований для отмены определения суда по доводам частной жалобы не имеется.
При таких обстоятельствах определение является законным и обоснованным; частная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, оснований к отмене определения не имеется.
Руководствуясь ст.334 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение Чусовского городского суда Пермского края от 15 июля 2014 года оставить без изменения, частную жалобу Администрации Чусовского городского поселения Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: