Судья А.М. Широков № 33-1382
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 сентября 2012 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего И.А. Кулаковой,
судей С.Б. Лукьяновой, С.В.Андреева,
с участием прокурора Е.Ю Хрящевой,
при секретаре Е.В. Поповой,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению помощника Костромского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях В.Д. Брынчак на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 31 июля 2012 г., которым в удовлетворении заявления начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области об установлении административного надзора в отношении Соловьева Александра Владимировича отказано.
Заслушав доклад судьи С.В.Андреева, заключение прокурора Е.Ю. Хрящевой, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Начальник ФКУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области обратился в суд с заявлением об установлении А.В. Соловьеву административного надзора на срок 3 года со следующими административными ограничениями: являться 4 раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства, запретить посещение мест проведения массовых мероприятий и участия в указанных мероприятиях, запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица после 22.00 ч. до 06.00 ч. В обоснование требований указал, что А.В. Соловьев отбывает наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области. Осужден приговором Шарьинского городского суда Костромской области от 30 декабря 2004 г. по ст. 111 ч. 4 УК РФ на 8 лет 3 месяца лишения свободы в ИК строгого режима. Начало срока - 10 августа 2004 г., конец срока 09 ноября 2012 г.. Отбывает наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области с 14 февраля 2008 г. За нарушение режима содержания имеет 35 взысканий, имеет 3 поощрения. 21 июля 2006 г. был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. К мероприятиям воспитательного характера относиться положительно. В обосновании требований ссылается на п.1 ч. 3 ст. 3 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционном представлении помощник Костромского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях В.Д. Брынчак просит решение отменить. Указывает, что судом не приняты во внимание положения п.1 ч. 3 ст. 3 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 06 апреля 2011 г. № 64-ФЗ. В соответствии с буквальным толкованием указанной нормы следует, что основанием для установления административного надзора в отношении лиц, освобожденными из мест лишения свободы является факт признания осужденного злостным нарушителем в период отбывания наказания, а не факт наличия статуса злостного нарушителя на момент рассмотрения заявления в суде.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Е.Ю. Хрящева поддержала доводы апелляционного представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 части 1, пункту 1 части 3 статьи 3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления устанавливается судом если это лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Материалами дела установлено, что А.В. Соловьев приговором Шарьинского городского суда Костромской области от 30 декабря 2004г. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст. 111УК РФ и ему назначено наказание в виде 8 лет 6 месяцев лишения свободы.
Постановлением судьи Свердловского районного суда г. Костромы от 14 октября 2011г. приговор Шарьинского городского суда Костромской области от 30 декабря 2004г. в отношении А.В. Соловьева изменен. Его действия переквалифицированы на ч.4 ст. 111 УК РФ в редакции от 07 марта 2011г., по которой назначено наказание в виде 8 лет 3 месяцев лишения свободы.
Постановлением и.о. начальника исправительного учреждения от 29 сентября 2005 г. А.В. Соловьев признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд пришел к выводу о том, что А.В. Соловьев в настоящее время злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания не является, статус злостного нарушителя утратил, поэтому оснований для установления в отношении него административного надзора не имеется.
С такими выводами суда согласиться нельзя, поскольку из буквального толкования положений ст. 3 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» следует, что разрешение вопроса об установлении административного надзора не связано с установлением факта является ли лицо злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания на момент рассмотрения заявления, а связано с установлением того факта, что соответствующее лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Поскольку А.В. Соловьев имеет неснятую и не погашенную судимость, за совершение особо тяжкого преступления, срок отбытия им наказания в виде лишения свободы заканчивается 09.11.2012г., и в период отбывания наказания в местах лишения свободы он признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, у суда не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявленных начальником ФКУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области требований.
В связи с этим решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения.
Согласно ст. 5 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, устанавливается на срок, от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Срок административного надзора в отношении таких лиц, в силу указанной нормы исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
В соответствии со ст. 4 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
С учетом данных, характеризующих А.В. Соловьева, в том числе характера совершенного преступления, за которое он отбывает наказание, обстоятельств его совершения судебная коллегия приходит к выводу о том, что для достижения задач административного надзора в отношении А.В. Соловьева следует установить административный надзор на срок 2 года, и установить следующие административные ограничения: обязательную явку 3 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запретить пребывание в организациях торговли и общественного питания, в которых разрешена продажа алкогольной продукции в розлив; запретить посещение мест проведения массовых мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в период с 21.00 до 06.00 часов.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 31 июля 2012 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым заявление начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области об установлении административного надзора в отношении Соловьева Александра Владимировича удовлетворить.
Установить в отношении Соловьева Александра Владимировича, 08 февраля 1986 года рождения, уроженца пос. Ветлужский Шарьинского района Костромской области административный надзор на срок 2 года.
На время административного надзора установить А.В. Соловьеву следующие административные ограничения:
- обязательную явку 3 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации;
- запретить пребывание в организациях торговли и общественного питания, в которых разрешена продажа алкогольной продукции в розлив;
- запретить посещение мест проведения массовых мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
- запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в период с 21.00 до 06.00 часов.
Председательствующий:
Судьи: