Постановление о назначении административного наказания по делу № 05-2416/2022 от 03.11.2022

 5-2416/2022

77RS0005-02-2022-002974-91

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Резолютивная часть постановления оглашена 17 ноября 2022 года

Полный текст постановления изготовлен 18 ноября 2022 года

адрес                                                                           18 ноября 2022 года

Судья Головинского районного суда адрес фио, рассмотрев дело об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 5 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Яковлевой Натальи Витальевны, ...паспортные данные, гражданки Российской Федерации, замужней, не имеющей на иждивении детей, имеющей высшее образование, работающей в НОО «Центр Желудь» в должности нейропсихолога, зарегистрированной по адресу: адрес, фактически проживающей по адресу: адрес, ранее не привлекавшейся к административной ответственности за однородные правонарушения, 

УСТАНОВИЛ:

Яковлева Н.В., являясь участником публичного мероприятия, нарушила установленный порядок проведения митинга, при следующих обстоятельствах.

Так, 28.02.2022 в 20 час. 40 мин. по адресу: адрес, Яковлева Н.В. допустила нарушение положений, установленных ФЗ № 54 от 19.06.2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и Закона адрес № 10 от 04.04.2007 г. «Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в адрес собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований», а именно приняла участие в публичном мероприятии в форме митинга не согласованном с органами исполнительной власти адрес в составе группы граждан в количестве не менее 300 человек, объединенных единым замыслом, выкрикивая лозунги «Нет войне», не реагируя на неоднократные требования сотрудников полиции о прекращении противоправных действий.

Яковлева Н.В. в судебное заседание явилась, против рассмотрения дела в отсутствие защитника фио не возражала, вину в совершении правонарушения не признала и пояснила, что 28.02.2022 приехала в центральную часть города, чтобы принять участие в мирной акции, но была задержана сотрудниками полиции, когда угощала людей блинами. Ранее представила письменные объяснения, в которых указала, что была задержана в ином месте и в иное время, сам факт участия в несогласованном мероприятии не образует состав правонарушения, привлечение к административной ответственности за участие в мирной акции ограничивает ее право на свободу собраний, что недопустимо, сотрудники полиции провели незаконное задержание.

Защитник Филатчев О.В., допущенный к участию в деле по ходатайству Яковлевой Н.В., в судебном заседании просил производство по делу об административном правонарушении прекратить, в связи с отсутствием в действиях Яковлевой Н.В. состава административного правонарушения, поскольку последняя не принимала участие в митинге, который в месте ее задержания не проводился. Яковлева Н.В. была задержана фактически в иное время.

Изучив и проанализировав материалы административного дела, выслушав объяснения Яковлевой Н.В., защитника, суд считает, что вина Яковлевой Н.В. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в полном объеме, объективно подтверждается исследованными судом доказательствами, а именно:

- протоколом об административном правонарушении САО№0974517 от 28.02.2022, составленном должностным лицом ОМВД России по адрес, который в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, предъявляемыми к его содержанию и порядку составления, содержит все необходимые для рассмотрения дела сведения: о событии, времени и месте совершения правонарушения и о Яковлевой Н.В., как о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;

- рапортами сотрудников полиции 2 СПП ГУ МВД России по адрес фио и фио об обнаружении признаков административного правонарушения и обстоятельствах, послуживших основанием к доставлению Яковлевой Н.В. в ОМВД России по адрес;

- ответом первого заместителя руководителя Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции адрес, согласно которому с 28.02.2022 проведение публичных массовых мероприятий в центральной части адрес с органами исполнительной власти адрес не согласовывалось.

- письменными объяснениями сотрудников полиции 2 СПП ГУ МВД России по адрес фио и фио, предварительно предупрежденных об административной ответственности по ст. 17.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, аналогичными по смыслу и содержанию, согласно которым 28.02.2022 в 20 час. 40 мин. по адресу: адрес, Яковлева Н.В. приняла участие в публичном мероприятии в форме митинга не согласованном с органами исполнительной власти адрес в составе группы граждан в количестве не менее 300 человек, объединенных единым замыслом, выкрикивая лозунги «Нет войне», не реагируя на неоднократные требования сотрудников полиции о прекращении противоправных действий;

- сведениями ИБДР в отношении Яковлевой Н.В., копией паспорта на имя последней;

Вопреки доводам защиты, вышеперечисленные доказательства соответствуют действующим нормам Кодекса РФ об административных правонарушениях, существенных нарушений закона при их составлении, которые могли бы повлечь признание их недопустимыми доказательствами по делу, суд не усматривает, в связи с чем признает их относимыми и допустимыми доказательствами по делу.

Суд доверяет исследованным доказательствам, поскольку они являются последовательными, непротиворечивыми, согласуются между собой, ввиду чего суд находит их достоверными и объективными.

Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление этой свободы накладывает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.

Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19.062004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Закон о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях).

В ст. 2 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях публичное мероприятие определено как открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.

Митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

В рамках организации публичного мероприятия Законом о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (ст. 4).

К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1 ст. 7), а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии его предложения об изменении места и (или) времени (а в случае, указанном в п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, также о выборе одной из форм проведения публичного мероприятия, заявляемых его организатором) проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия, либо о неприятии предложения соответствующих органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления и об отказе от проведения публичного мероприятия в указанных в таком уведомлении месте, времени и форме (п. п. 1. и 2 ст. 5).

Частью 5 названной выше нормы предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе его проводить, если он не подал в срок уведомление о проведении публичного мероприятия либо не принял направленное ему органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления обоснованное предложение об изменении места и (или) времени (а в случае, указанном в п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях также о выборе одной из форм проведения публичного мероприятия, заявляемых его организатором), и в случаях, предусмотренных ч.ч. 4, 5 и 7 ст. 12 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях.

В силу п. 2 ст. 2 Закона адрес от 04.04.2007 №10 «Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в адрес собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований» уведомление о проведении публичного мероприятия с заявляемым количеством участников до пяти тысяч человек подается в префектуру административного округа адрес, на территории которого предполагается проведение публичного мероприятия; свыше пяти тысяч человек, а также в случае, если публичное мероприятие (за исключением пикетирования) предполагается проводить на территории адрес либо на территории более чем одного административного округа адрес (независимо от количества его участников), - в Правительство Москвы.

Согласно ч. 1 ст. 6 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.

Доводы Яковлевой Н.В. и защитника о том, что 28.02.2022 она не принимала участие в митинге, была задержана в иное время и в ином месте, суд находит несостоятельными, поскольку они опровергаются вышеуказанными доказательствами, в том числе рапортами и письменными объяснениями сотрудников полиции фиоА, и фио, предупрежденных об административной ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ, которые отвечают требованиям ст. 26.3 КоАП РФ, согласно которым 28.02.2022 в 20 час. 40 мин. по адресу: адрес, они стали свидетелем того, как Яковлева Н.В., входящая в состав группы граждан не менее 300 человек, приняла участие в несанкционированном митинге, о чем его участники информировались о том, что митинг не согласован с органами исполнительной власти адрес и участие в нем незаконно. При таких обстоятельствах, Яковлева Н.В., зная о несогласованности публичного мероприятия, приняла в нем участие, не прекратила участие в нем, в связи с чем её действия правильно квалифицированы по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.

При этом показания фиоА, и фио последовательны, не противоречивы, согласуются между собой и с другими доказательствами по делу, указанные свидетели были предупреждены об ответственности за дачу ложных показаний, оснований для оговора Яковлевой Н.В. у указанных лиц не имелось. Идентичность показаний свидетелей, является следствием того, что они давали показания об одних и тех же событиях. Таким образом показания указанных лиц суд находит достоверными и объективными и оснований для исключения указанных показаний из числа доказательств, вопреки доводам защиты не находит.

Утверждение о незаконности применения к Яковлевой Н.В. административного доставления, задержания, не свидетельствует о нарушении прав последней, поскольку возможность применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении связана с необходимостью составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным.

Кроме того, из разъяснений п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" следует, что действия (бездействие) должностных лиц, связанные с применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, могут быть оспорены лицом, к которому применены такие меры, законным представителем этого лица либо прокурором в суд общей юрисдикции по правилам главы 22 КАС РФ.

Применение к Яковлевой Н.В. обеспечительных мер в виде административного задержания и доставления не противоречит требованиям КоАП РФ и было законно выполнено сотрудниками полиции.

Приняв решение об участии в публичном мероприятии, имевшем место 28.02.2022, Яковлева Н.В. должна была убедиться в том, что оно согласовано с органом исполнительной власти Москвы в лице Правительства Москвы, чего она не сделала.

Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 02.04.2009 № 484-О-П, гарантированное Конституцией Российской Федерации, ее статьей 31, право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации).

Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Осуществление названного права не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 17, часть 3).

При таких обстоятельствах, участие в публичном мероприятии, проводимом в нарушение требований положений Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" о согласовании указанного мероприятия с органом исполнительной власти, свидетельствует о наличии состава правонарушения.

С учетом изложенного, участие в публичном мероприятии, проводимом в нарушение требований Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ о согласовании указанного мероприятия с органом исполнительной власти, не свидетельствует о нарушении прав привлекаемого лица на свободу выражения мнения и свободу собраний, в связи с чем суд находит несостоятельными доводы защиты в данной части.

Представленные фотографии и видеозаписи указанные выше обстоятельства не опровергают, поскольку видеозаписи не позволяют идентифицировать лица, запечатленные на них, и соотнести их с участниками дела, а фотография не позволяет установить место фотосъемки, в связи с чем не принимаются судом в качестве доказательств невинности привлекаемого лица.  

Кодекс РФ об административных правонарушениях не содержит какого-либо перечня минимальных либо обязательных доказательств, прилагаемых к протоколу об административном правонарушении при производстве по делу об административном правонарушении, формирование доказательственной базы на стадии, предшествующей рассмотрению дела об административном правонарушении, осуществляется должностным лицом по его усмотрению. Вопреки доводам защиты представленная совокупность доказательств является достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу.

Непризнание Яковлевой Н.В. вины в совершении административного правонарушения суд расценивает как позицию защиты, избранную с целью избежать ответственности за совершенное административное правонарушение, поскольку её вина нашла свое объективное подтверждение совокупностью исследованных в ходе судебного разбирательства доказательств, достоверность которых сомнений у суда не вызывает.

Действия Яковлевой Н.В. суд квалифицирует по ч. 5 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку последняя, являясь участником публичного мероприятия, нарушила установленный порядок проведения митинга.

Оснований для прекращения производства по делу и освобождения привлекаемого лица от административной ответственности суд не усматривает.

При назначении Яковлевой Н.В. административного наказания, суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, а также данные о личности привлекаемого лица, которая ранее не привлекалась к административной ответственности за однородные правонарушения, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств и, с учетом обстоятельств дела, считает необходимым назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в пределах санкции статьи.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.7, 29.9-29.11 КоАП РФ, суд,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать Яковлеву Наталью Витальевну виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст.20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ей наказание в виде штрафа в размере сумма.

Штраф необходимо перечислить по следующим реквизитам – УФК по адрес (ОМВД адрес) л/с 04731446030 ИНН 7712037564, КПП774301001, р/с№ 03100643000000017300 в отделении ГУ Банка России по ЦФО//УФК по адрес адрес, БИК 044525988, кор. сч. 40102810545370000003, КБК18811601201019000140, ОКТМО 45338000, УИН 18880377220009745176.

Документ, свидетельствующий об уплате административного штрафа, следует представить в Головинский районный суд адрес по адресу: адрес, ул. З. и фио, д. 31, корп. 2, (электронная почта: sostav-ug@05.msksud.ru). При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения.

В силу ст. 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

Постановление может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии.

 

Судья                                                                                     А.А. Королева

05-2416/2022

Категория:
Административные
Статус:
Обжаловано, 13.12.2022
Ответчики
Яковлева Наталья Витальевна
Суд
Головинский районный суд
Судья
Королева А.А.
Статьи

Ст. 20.2, Ч. 5

Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
17.11.2022
Постановление о назначении административного наказания

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее