РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 февраля 2016 года город Москва
Кунцевский районный суд города Москвы,
в составе председательствующего судьи Чутова С.А.,
с участием прокурора Костиной И.А.,
при секретаре Дарчиевой М.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-12/16 по иску Суздальцева М.А. к Военному комиссариату г. Москвы об обязании произвести перерасчет ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью, взыскании денежных средств,
руководствуясь ст. 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Суздальцева М.А. - удовлетворить в части.
Обязать Военный комиссариат г. Москвы произвести Суздальцеву М.А. перерасчет ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью за период с *** года по *** года и выплатить из средств Федерального бюджета Российской Федерации в пользу Суздальцева М.А. единовременно сумму в размере 2 752 465 (два миллиона семьсот пятьдесят две тысячи четыреста шестьдесят пять) руб. 13 коп.
Обязать Военный комиссариат г. Москвы выплачивать Суздальцеву М.А. ежемесячно, начиная с *** года по 58 067 (пятьдесят восемь тысяч шестьдесят семь) руб. 08 коп., с последующей индексацией, исходя из уровня инфляции устанавливаемого Федеральным Законом о Федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Взыскать с Военного комиссариата г. Москвы в пользу Суздальцева М.А. расходы по оплате судебной экспертизы в размере 20 000 руб. 00 коп.
В удовлетворении оставшейся части требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья С. А. Чутов
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 февраля 2016 года город Москва
Кунцевский районный суд города Москвы,
в составе председательствующего судьи Чутова С.А.,
с участием прокурора Костиной И.А.,
при секретаре Дарчиевой М.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-12/16 по иску Суздальцева М.А. к Военному комиссариату г. Москвы об обязании произвести перерасчет ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью, взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Суздальцев М. А. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Истец в период с ***г. по *** г. исполнял обязанности военной службы, принимал участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Истцу была установлена *** группа инвалидности с утратой профессиональной трудоспособности 60%, после переосвидетельствования с ***г. - *** группа инвалидности, с *** г. - *** группа инвалидности с утратой профессиональной трудоспособности 100% бессрочно. По своей инициативе ответчик назначил истцу ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью с *** г. исходя из твердой денежной суммы в размере 2 500 руб. 00 коп., что привело к ухудшению материального положения истца. Размер возмещения вреда, исчисленный исходя из денежного довольствия, значительно превышает размер денежной компенсации, исчисленной из твердой денежной суммы. Размер недополученного возмещения вреда здоровью за период с *** г. по *** г. составляет 258 164 руб. 54 коп. Сумма недоплаты за период с *** г. по *** г. составляет 1 838 099 руб. 40 коп. Размер выплаты с *** г. должен составлять 58 067 руб. 08 коп.
В этой связи истец просил суд взыскать с Военного комиссариата г. Москвы за счет средств федерального бюджета единовременно за период с *** г. по *** г. денежные средства в размере 1 838 099 руб. 40 коп., за период с *** г. по *** г. денежные средства в размере 258 164 руб. 54 коп.; обязать Военный комиссариат г. Москвы выплачивать начиная с *** г. ежемесячно 58 067 руб. 08 коп. с последующей индексацией, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ.
В судебном заседании истец, представитель истца заявленные исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика - Военного комиссариата г. Москвы - в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях относительно иска.
Прокурор в судебном заседании считает иск подлежащим удовлетворению в части, в отношении требований о взыскании выплаты после *** г.; предыдущие периоды уже были предметом судебного разбирательства.
Представитель третьего лица – ФБУ «Управление финансового обеспечения МОРФ по Москве и Московской области» - в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, возражений относительно иска суду не представил.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившегося лица в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав объяснения истца, его представителя, представителя ответчика, заключение прокурора, исследовав в судебном заседании представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 25 ст. 14 Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции закона от 24.11.1995 года № 179-ФЗ, действовавшего до 15 февраля 2001 года, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка в зависимости от степени утраты трудоспособности, определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Суздальцев М. А. в период с *** г. по *** г. исполнял обязанности военной службы, принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в тридцатикилометровой зоне, относится к категории граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, что подтверждается удостоверением серия А № *** от *** г.
Заключением ВТЭК от *** года ему установлена *** группа инвалидности с утратой трудоспособности в размере 60%, заключением от *** года – *** группа инвалидности. Заключением медико-социальной экспертизы от *** г. установлена *** группа инвалидности с утратой трудоспособности в размере 100% бессрочно.
Инвалидность Суздальцева М. А. связана с участием в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС при исполнении обязанностей военной службы.
В связи с инвалидностью и в соответствии с п. 25 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», государство возмещает истцу вред, причиненный здоровью, посредством выплаты ежемесячной денежной компенсации.
Истцу с *** г. была назначена и выплачивалась в счет возмещения вреда здоровью компенсация в твердой денежной сумме – в размере 2 500 руб. 00 коп., который в последующем индексировался с применением коэффициентов, определяемых исходя из уровней инфляции, установленных Федеральными законами о бюджете.
Поскольку данный расчет возмещения вреда здоровью Суздальцева М. А. ухудшает ранее существовавшее положение истца, заявленные им требования о расчете размера возмещения вреда исходя из размера денежного довольствия, подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 14 (ранее п. 25 ст. 14) Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы (ст. 13 ч. 1 п. 1 и п. 2 Закона РФ от 15.05.1991) имеют право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; соответственно истец имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, предусмотренной п. 15 ст. 14 ч. 1 вышеуказанного Закона.
Федеральным законом от 24.11.1995 N 179-ФЗ в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" были внесены изменения и дополнения, в том числе в части установления инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы компенсаций и льгот.
Пунктом 25 части статьи 14 названного Закона Российской Федерации в новой редакции инвалидам-чернобыльцам гарантировалось возмещение вреда выплатой денежных сумм в размере среднего заработка в зависимости от степени утраты профессиональной трудоспособности, однако в силу абзаца третьего пункта 2 части первой его статьи 29 при получении военнослужащим, ставшим инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы, двух пенсий или пенсии за выслугу лет, увеличенной на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, выплата указанных сумм возмещения вреда не производилась.
Данное положение, лишающее военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет и ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, права на возмещение вреда, вытекающее из абз. 4 пп. 1 п. 23 ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 N 179-ФЗ, признано противоречащим статьям 19 (части 1 и 2), 42 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 01.12.1997 N 18-П.
Федеральным законом от 12.02.2001 N 5-ФЗ в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" были внесены изменения, устанавливающие, что если суммы возмещения вреда инвалидам-чернобыльцам исчислялись исходя из среднего заработка (денежного довольствия) с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности, то после указанной даты выплата ежемесячных денежных компенсаций осуществляется в твердом размере, дифференцированном в зависимости от группы инвалидности; при этом гражданам, которые получали возмещение вреда до вступления данного Федерального закона в силу, была предоставлена возможность по их выбору сохранить прежний способ определения размера ежемесячных денежных выплат либо получать их в твердой сумме (часть первая статьи 2).
Как следует из содержания Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2010 N 21-П после внесения в законодательство вышеуказанных изменений, было не только подтверждено право инвалидов-чернобыльцев из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, на возмещение вреда здоровью выплатой соответствующих денежных сумм, но и признано право на получение недополученных денежных сумм за предшествующий период, начиная со 02.06.1998, исчисленных исходя из денежного довольствия.
По своей природе такое правовое регулирование направлено, как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2002 N 11-П, на восстановление нарушенного права граждан на возмещение вреда, причиненного их здоровью чернобыльской катастрофой, и, по сути, означает признание государством своего долга и лишь отсрочку исполнения обязательств. Кроме того, оно призвано восполнить для данной категории граждан потери от действий публичной власти, своевременно не обеспечившей им это право, и, таким образом, реализует вытекающий из Конституции Российской Федерации (преамбула; статья 1, часть 1; статья 2; статья 18; статья 21, часть 1) принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем восстановления их нарушенных прав.
Соответственно, часть первая статьи 2 Федерального закона N 5-ФЗ в системе действующего правового регулирования, в том числе во взаимосвязи со статьей 3 того же Федерального закона, не может рассматриваться как препятствующая удовлетворению заявлений инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 01.12.1997 N 18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, о назначении ежемесячных денежных компенсаций в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности). В противном случае указанным лицам не обеспечивались бы условия предоставления выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью воздействием радиации, равные с предусмотренными для инвалидов-чернобыльцев, получавших возмещение вреда.
Исходя из того, что истец не обращался с заявлением о назначении компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, до вступления в законную силу Федерального закона от 12.02.2001 N 5-ФЗ, он имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности, в каком произведено исчисление неполученных сумм за период со *** года по *** года.
В пенсионном деле истца имеется заявление о назначении истцу компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью из твердой денежной суммы в зависимости от группы инвалидности.
Поскольку истцом оспаривалась подлинность его подписи в указанном заявлении, судом по делу проведена почерковедческая экспертиза.
Согласно заключению эксперта №*** выполненному ООО "ПетроЭксперт" подпись от имени Суздальцева М.А. в копии заявления от ***года, оригинал которого находится в пенсионном деле о возмещении вреда здоровью в Военном комиссариате города Москвы, выполнена не Суздальцевым М.А., а иным лицом. Запись от имени Суздальцева М.А. в графе "фамилия, имя, отчество, домашний адрес", в в копии заявления от *** года, оригинал которого находится в пенсионном деле о возмещении вреда здоровью в Военном комиссариате города Москвы, выполнена не Суздальцевым М.А., а иным лицом.
Суд доверяет заключению эксперта, поскольку оно выполнено в соответствии с действующим законодательством и согласуется с материалами дела.
Материалами дела установлено, что выплата указанной компенсации истцу с *** производится в размере 2500 рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" суммы ежемесячных выплат, предусмотренных частями первой и второй этой нормы, подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, и первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена только с января 2002 года.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2002 N 11-П был признан противоречащим Конституции Российской Федерации, установленный взаимосвязанными положениями ст. 5 базового Закона (в редакции от 12.02.2001) и ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 12.02.2001 N 5-ФЗ порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью исходя из роста величины прожиточного минимума за год в целом по Российской Федерации, и до внесения соответствующих изменений в законодательство суды при рассмотрении конкретных дел после 15 февраля 2001г. были ориентированы данным Постановлением на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.
Частью 3 статьи 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Федерального закона от 26.04.2004 N 31-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 04.10.2005 N 364-О не предполагается придание обратной силы новому порядку индексации компенсационных выплат (исходя из уровня инфляции) - на период с 19 июня 2002 г. по 29 мая 2004- как гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым более высокие размеры таких выплат были установлены на основании судебных решений, так и к гражданам; ранее не обращавшимся в суд, но которым выплаты полагались. В случае, если применение вводимого оспариваемыми нормами порядка индексации компенсационных выплат приводит к уменьшению - для указанного периода - размера таких выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), суды должны применять благоприятный для получателей данных выплат критерий их индексации.
В соответствии с п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года N 35 (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 05 апреля 2005 года N 7, от 11 мая 2007 года N 23) "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" суды при рассмотрении конкретных дел после 15 февраля 2001 г. ориентированы Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации с учетом потребительской корзины для соответствующих категорий граждан (дети, пенсионеры по старости, инвалиды), индекс роста величины прожиточного минимума определяется за год как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров за истекший год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров за предыдущий год, первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена только по истечении данного календарного года, то есть с января 2002 года. Коэффициент индексации за 2002 год определяется путем деления среднегодовой величины прожиточного минимума за 2002 год на среднегодовую величину прожиточного минимума за 2001 год.
К денежному довольствию военнослужащих, размер составляющих которого и повышения на тот период устанавливались специальными Постановлениями Правительства Российской Федерации, без учета ежегодного уровня инфляции, индексация по уровню роста потребительских цен не применялась. Соответственно истец не может быть лишен права на защиту от обесценивания сумм возмещения вреда в полном размере.
Последующая индексация компенсационной выплаты производится с соответствии с положениями части 3 статьи 5 Закона от 15 мая 1991 года - ежегодно, исходя из уровня инфляции устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ.
Как следует из материалов дела, требования истца о взыскании перерасчета за период с *** года по *** года были рассмотрены судом, о чем имеются решения суда вступившие в законную силу.
В соответствии со ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, требования истца о перерасчете ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью за период с *** года по ***года удовлетворению не подлежат.
Суд полагает обоснованными требования истца об обязании произвести перерасчет ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью за период с *** по ***года.
Исходя из изложенного, выплате из средств Федерального бюджета Российской Федерации в пользу Суздальцева М.А. подлежит сумма в размере 2752465 рублей 13 копеек (с *** по *** 44012,94 х 1,065=46873,78х12=562485,36 руб., с *** по *** 46873,78 х 1,06=49686,21х12=596234,47 руб., *** по *** 49686,21 х 1,055=52418,95х12=629027,32 руб., с *** по *** 52418,95 х 1,05=55039,90х12=660478,68 руб., с *** по *** 55039,90х1,055=58067,09 х13=754872,04 руб., а всего 3203097,87 руб. -450632,74 руб. (выплаченная истцу сумма за указанный период)=2752465,13 руб.).
С *** года истцу подлежит ежемесячная выплата в размере 58067 рублей 08 копеек, с последующей индексацией, исходя из уровня инфляции устанавливаемого Федеральным Законом о Федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке определяемом Правительством Российской Федерации.
Суд также приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца расходов, по оплате судебной почерковедческой экспертизы в размере 20 000 руб. 00 коп., поскольку как видно из сопроводительного письма ЦНПЭ «ПетроЭксперт» (ООО), оплата за произведенную по ходатайству истца экспертизу произведена (л.д .105).
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Суздальцева М.А. - удовлетворить в части.
Обязать Военный комиссариат г. Москвы произвести Суздальцеву М.А. перерасчет ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью за период с *** года по *** года и выплатить из средств Федерального бюджета Российской Федерации в пользу Суздальцева М.А. единовременно сумму в размере 2 752 465 (два миллиона семьсот пятьдесят две тысячи четыреста шестьдесят пять) руб. 13 коп.
Обязать Военный комиссариат г. Москвы выплачивать Суздальцеву М.А. ежемесячно, начиная с *** года по 58 067 (пятьдесят восемь тысяч шестьдесят семь) руб. 08 коп., с последующей индексацией, исходя из уровня инфляции устанавливаемого Федеральным Законом о Федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Взыскать с Военного комиссариата г. Москвы в пользу Суздальцева М.А. расходы по оплате судебной экспертизы в размере 20 000 руб. 00 коп.
В удовлетворении оставшейся части требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья С. А. Чутов