Дело № 2-4977/2014 мотивированное решение

изготовлено 12.08.2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Мурманск     12 августа 2014 года     

Октябрьский районный суд города Мурманска в составе

председательствующего судьи Кис В.Е.

при секретаре Желонкиной И.Ш.,

с участием:

- представителя истицы Ковезюка М.Н., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

- представителя администрации города Мурманска Борзой Е.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Сащенко В.И. к администрации города Мурманска, комитету имущественных отношений города Мурманска о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма,

установил:

Сащенко В.И. обратилась в суд с иском к администрации города Мурманска, комитету имущественных отношений города Мурманска о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма.

В обоснование иска указала, что постоянно зарегистрирована и проживает в комнате <адрес> в г. Мурманске, принадлежащей ей на праве собственности по договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ. Заключением межведомственной комиссии при администрации г. Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, занимаемое истицей, признано непригодным для проживания. Постановлением администрации г. Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> в городе Мурманске признан аварийным и подлежащим сносу. Считая, что проживание в аварийном доме создает угрозу для её жизни и здоровья, истица просит суд обязать ответчиков предоставить ей и членам ее семьи Сащенко Е.П. и Арсеньева А.Е. во внеочередном порядке по договору социального найма отдельное жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям г. Мурманска и находящееся в границах г. Мурманска, в виде отдельной квартиры общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В судебное заседание истица Сащенко В.И. будучи надлежащим образом извещенной не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие с участием представителя.

Представитель истицы в судебном заседании иск поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в описательной части решения. Указал, что жилое помещение, в котором проживает истица признано аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем исходя из анализа положений статьи 95 Жилищного кодекса Российской Федерации и ч. 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации ей не может быть предоставлено жилое помещение маневренного фонда. Считает, что признание жилого помещения непригодным для проживания, влечет возникновение права истицы на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Кроме того, полагает, что собственнику жилого помещения в данном случае в том же порядке, что и нанимателю в силу ст. 57 Жилищного кодекса РФ должно быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма. Дополнил, что истца в установленном законом порядке в 2004 году принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Представитель ответчика - администрации города Мурманска в судебном заседании считала, что иск не подлежит удовлетворению, Постановлением администрации города Мурманска в 2014 году многоквартирный дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, однако, данный многоквартирный дом еще не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Истица в настоящее время проживает в маневренном фонде. Срок сноса дома определен только до ДД.ММ.ГГГГ. С учетом изложенного, считает требования истцы преждевременными и просит в иске отказать в полном объеме.

Представитель комитета имущественных отношений г. Мурманска надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился. Согласно представленным в суд возражениям на иск, спорный дом первоначально был включен в Перечень многоквартирных домов, имеющих не все виды благоустройства, но не признанных аварийными по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - Приложение к Подпрограмме. Постановлением администрации города Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в Постановление от ДД.ММ.ГГГГ № 3239. В частности, спорный дом перенесен в Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными в установленном порядке по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (было - на ДД.ММ.ГГГГ) - Приложение к Подпрограмме. Как указывается в паспорте Программы «Управление имуществом и жилищная политика» на 2014 год и на плановый период 2015 - 2017 годов» (в целом), финансирование ее Подпрограмм и мероприятий в их составе будет осуществляться не только за счет средств местного бюджета, но и средств бюджета субъекта РФ (Мурманской области), а также средств Фонда и внебюджетных средств. Устанавливая очередность реализации мероприятий программ (региональной и муниципальной) исходя из года признания дома аварийным и подлежащим сносу, органы местного самоуправления не устанавливают очередность граждан одной категории, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, а реализуют нормативное предписание пункта 2 ст. 16 Закона № 185-ФЗ. Обеспечение прав на безопасное жилище, на период выполнения мероприятий указанных выше программ реализуется через предоставление им во временное пользование помещения маневренного фонда. Истцу предоставлено жилое помещение маневренного фонда для проживания до предоставления в установленном порядке жилого помещения по договору социального найма. Доказательств того, что истец является малоимущей, не представлено. Дом <адрес> предметом рассмотрения на комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации города Мурманска в связи с угрозой возникновения чрезвычайной ситуации не являлся, каких-либо компетентных решений комиссия в отношении спорного дома не принимала. Полагает, что истицей не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии угрозы её жизни и здоровью при проживании в указанном многоквартирном доме. С учетом изложенного просит удовлетворении исковых требований Сащенко В.И. отказать.

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.

В силу статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных в части 2 данной статьи случаев.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Судом установлено, что Сащенко В.И. на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 34) на праве собственности принадлежит комната в квартире , общей площадью <данные изъяты> кв.м., в доме <адрес> в городе Мурманске. В данной квартире по сведениям адресного бюро истица зарегистрирована по месту жительства (л.д.35). Также в указанном жилом помещении зарегистрированы члены семьи истицы Арсеньева А.Е. и Сащенко Е.П.

Постановлением администрации города Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7) жилое помещение – <адрес>, признано несоответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и непригодным для проживания.

На основания заключения межведомственной комиссии при администрации города Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный дом Постановлением администрации города Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ признан аварийным и подлежащим сносу. Собственникам помещений многоквартирного дома <адрес> в городе Мурманске предложено осуществить снос данного дома в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 69-71).

Таким образом, судом установлено, что истица является собственником жилого помещения, расположенного в доме признанном в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу.

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации). При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

В случае невключения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.

Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частей 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

В силу части 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждена долгосрочная целевая программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Мурманской области» на 2013 - 2017 годы в рамках государственной программы Мурманской области «Обеспечение комфортной среды проживания населения региона». Программой предусмотрено софинансирование мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. В данную долгосрочную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда включены дома, признанные в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу до ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, дом <адрес> в г. Мурманске признан аварийным и подлежащим сносу ДД.ММ.ГГГГ, и в настоящее время не включен в региональную адресную программу по переселению, утвержденную Постановлением Правительства Мурманской области.

Наличие данного дома в Подпрограмме муниципальной программы города Мурманска «Управление имуществом и жилищная политика» на 2014 год и на плановый период 2015 - 2017 годов, утвержденной Постановлением Администрации города Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ (Приложение № 4) не может быть признано необходимым условием для признания права истицы на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ (в ред. 28.12.2013) «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после ДД.ММ.ГГГГ, она утверждается на период до ДД.ММ.ГГГГ.

Высшим исполнительным органом государственной власти субъекта в данном случае является Правительство Мурманской области (ч. 1 ст. 1 Закона Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ № 1063-01-ЗМО).

При рассмотрении данного спора суду не представлено доказательств включения дома <адрес> в г. Мурманске в действующую региональную долгосрочную целевую программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Мурманской области» на 2013 - 2017 годы», утвержденную Постановлением Правительства Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ № 485-ПП, в связи с чем избранный истицей способ защиты права не является надлежащим (аналогичная правовая позиция изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2012).

Кроме того, при рассмотрении дела не установлено обстоятельств, свидетельствующих о реальной опасности для жизни и здоровья истицы ввиду её проживания в аварийном доме.

При этом, суд учитывает тот факт, что обеспечение прав на безопасное жилище, предусмотренное частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса РФ на период выполнения мероприятий указанных выше программ реализуется через предоставление таким гражданам во временное пользование помещения маневренного фонда (часть 3 статьи 95 Жилищного кодекса РФ).

Согласно материалам дела на основании приказа администрации города Мурманска в лице КИО г.Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ истцу предоставлено жилое помещение маневренного фонда – однокомнатная квартира общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: город Мурманск, <адрес>, для проживания до предоставления в установленном порядке жилого помещения по договору социального найма (л.д.64).

Таким образом, в настоящее время истица обеспечена ответчиком жилым помещением для временного пользования в маневренном фонде до реализации подпрограммы «Обеспечение благоустроенным жильем жителей города Мурманска».

Исследовав представленные доказательства и обстоятельства дела, суд считает, что доводы истицы на которых она обосновывает свои требования в настоящее время не являются достаточным основанием для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░.░.

2-4977/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Сащенко В.И.
Ответчики
КИО г.Мурманска
Администрация г.Мурманска
Другие
Сащенко Е.П.
Ковезюк М.Н.
Суд
Октябрьский районный суд г. Мурманска
Дело на сайте суда
okt.mrm.sudrf.ru
06.06.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.06.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.06.2014Передача материалов судье
06.06.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.06.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.07.2014Предварительное судебное заседание
12.08.2014Судебное заседание
12.08.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.08.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.08.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее