Дело № 12-119/2022
УИД 77RS0029-02-2021-013161-58
Р Е Ш Е Н И Е
город Москва 22 марта 2022 года
Судья Тушинского районного суда г. Москвы Чирков Д.В., рассмотрев жалобу защитника генерального директора ООО «*» Колобашкиной И.В. Шутовой О.В. на постановление исполняющего обязанности заместителя главного государственного инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы №0401-1237/2021/ПСЗАО от 22 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 4.42 Закона г. Москвы от 21 ноября 2007 года № 45 «Кодекса города Москвы об административных правонарушениях»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением исполняющего обязанности заместителя главного государственного инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды Департамента природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы №0401-1237/2021/ПСЗАО от 22 июля 2021 г., генеральный директор ООО «*» Колобашкина И.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.4.42 Закона города Москвы №45 от 21 ноября 2007 года «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» (далее – КоАП г. Москвы), ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
В жалобе, поступившей в Тушинский районный суда г. Москвы, защитник генерального директора ООО «*» Колобашкиной И.В. Шутова О.В. просит об отмене постановления должностного лица административного органа, ссылаясь на приведенные в жалобе доводы об отсутствии состава вмененного правонарушения; Общество не было надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения дела должностным лицом административного органа; малозначительность вмененного правонарушения.
Защитник генерального директора ООО «*» Колобашкиной И.В. Шутова О.В. в судебное заседание явилась, поддержала доводы жалобы.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.11 КоАП РФ в прокуратуру СЗАО г. Москвы направлялось извещение о рассмотрении жалобы защитника генерального директора ООО «*» Колобашкиной И.В. Шутовой О.В. на постановление исполняющего обязанности заместителя главного государственного инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды Департамента природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы №0401-1237/2021/ПСЗАО от 22 июля 2021 г.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ст. 4.42 КоАП города Москвы наступает за несоблюдение экологических требований, установленных правовыми актами города Москвы, по обустройству мест временного хранения отходов субъектами хозяйственной и иной деятельности на занимаемых земельных участках.
В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 8 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 года №68 «Об отходах производства и потребления города Москвы» деятельность по сбору, хранению, переработке и обезвреживанию отходов осуществляется в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов города Москвы, инструктивных и методических документов, стандартов, нормативов и правил, утвержденных в установленном порядке.
Временное хранение отходов до их переработки, обезвреживания, уничтожения, использования или размещения должно осуществляться с учетом классов опасности, физических свойств и агрегатного состояния отходов в местах, специально оборудованных в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических, ветеринарно-санитарных, экологических и иных норм и правил.
В соответствии с п. 3.1 Приложения №1 к постановлению Правительства Москвы от 12.12.2006 №981-ПП «Об утверждении Единых экологических требований по обустройству мест временного хранения отходов производства и потребления организациями-природопользователями г. Москвы на занимаемых земельных участках» временное хранение отходов производства и потребления на территории природопользователей города Москвы осуществляется в случае невозможности их своевременного использования в последующем технологическом цикле по причине отсутствия соответствующих технологий и/или производственных мощностей, при необходимости накопления отходов для формирования транспортной партии в целях передачи сторонним организациям, а также при ликвидации последствий техногенных аварий или природных явлений.
Сбор отходов производства и потребления, относящихся к категории вторичных материальных ресурсов, осуществляется на объектах образования отходов раздельно в соответствии с направлениями их использования и переработки. В случае невозможности раздельного сбора таких отходов следует предусмотреть их передачу на сортировку специализированным предприятиям. Обязательным условием временного хранения таких отходов является сохранение их ценных качеств и свойств как вторичных материальных ресурсов (п. 3.6 вышеуказанного Приложения N 1 к постановлению Правительства Москвы от 12.12.2006 №981-ПП).
Согласно п. 3.5 Приложения №1 к постановлению Правительства Москвы от 12.12.2006 №981-ПП обязанностью юридических и физических лиц, осуществляющих обращение с отходами производства и потребления, является обеспечение раздельного сбора образующихся отходов в соответствии с их видом, классом опасности в зависимости от их свойств, содержанием в составе отходов токсичных веществ, агрегатным состоянием, физическими свойствами и другими признаками.
На основании п. п. 3.13.4, 4.1, 4.5, 4.5.1, 4.9 Приложения №1 к постановлению Правительства Москвы от 12.12.2006 №981-ПП Размещаемые отходы производства и потребления должны складироваться таким образом, чтобы исключалась возможность их падения, опрокидывания, разливания, обеспечивалась доступность и безопасность их погрузки для отправки на специализированные предприятия для обезвреживания, переработки или утилизации.
Временное хранение отходов производства и потребления на территориях природопользователей осуществляется в специально отведенных и оборудованных для этой цели местах (на площадках временного хранения отходов).
Для временного хранения отходов производства и потребления могут эксплуатироваться специально оборудованные открытые и/или закрытые площадки.
Временное хранение отходов производства и потребления в пределах закрытой площадки осуществляется в случае: принадлежности отходов к I - III классам опасности в зависимости от их свойств; необходимости создания особых условий хранения, а также надежной изоляции отходов от доступа посторонних лиц; необходимости создания особых условий хранения отходов для сохранения их ценных качеств как вторичного сырья; сбора и накопления отходов в непосредственных местах их образования (цех, производственное помещение и т.д.).
Для организации закрытых площадок временного накопления отходов производства и потребления могут использоваться специально предназначенные для этой цели стационарные складские здания, отдельные помещения или выделенные площади внутри складских и/или производственных, вспомогательных зданий, а также нестационарные складские здания и сооружения.
В случае расположения площадки внутри производственного или вспомогательного помещения участок складирования отходов производства и потребления следует отделить сеткой-рабицей или другой перегородкой от основной площади.
Для хранения отходов производства и потребления I - III классов опасности в зависимости от их свойств, в зависимости от агрегатного состояния и физических свойств необходимо использовать закрытую и/или герметичную тару: металлические или пластиковые контейнеры, лари, ящики и др.; металлические или пластиковые бочки, баки, баллоны, стеклянные емкости и др.; прорезиненные или полиэтиленовые пакеты, бумажные, картонные, тканевые мешки, кули и др.
Согласно таблице 1 в Постановлении Правительства Москвы от 12.12.2006 №981-ПП отход ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак - I класс опасности необходимо хранить на закрытой площадке в специальном контейнере с чехлом.
Как установлено в ходе рассмотрения настоящей жалобы дела, ООО «*» на основании договора аренды земельного участка от 29.04.2014 г. № М-08-044845 является правообладателем земельного участка с кадастровым номером 77:78:0001011:5480, адресный ориентир: г. Москва, ул. Воротынская, вл.2.
На вышеуказанном земельном участке расположено здание площадью 2 658,8 кв.м., собственником которого является ООО «*» (адрес: *)
19 мая 2021 г. в 17 час. 20 мин. по адресу: * в ходе проверки прокуратурой СЗАО г. Москвы соблюдения требований природоохранного законодательства установлено, что ООО «*» допустило хранение отработанных люминесцентных ламп (общее количество 12 шт.) не в специально отведенном месте, не в герметичной таре, в месте, не исключающем повреждение, не обеспечивающем сохранности, в отсутствие закрытой площадки, при отсутствии сетки-рабицы, либо другой перегородки, а также совместно с другими предметами, а именно 2-х ламп на лестничной клетке и 10-ти ламп в подвальном помещении ресторана «Бирхен».
Генеральным директором ООО «*» является Колобашкина И.В.
Указанные действия генерального директора ООО «*» Колобашкиной И.В. квалифицированы по ст. 4.42 КоАП г. Москвы.
Факт совершения генеральным директором ООО «*» Колобашкиной И.В. административного правонарушения подтверждается исследованными доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 28.05.2022 года, которое согласно ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ, соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ и содержит все необходимые для рассмотрения дела сведения: о событии, времени и месте совершения правонарушения и об ООО «*» как о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении; решением о проведении проверки от 19.05.2021 г.; решением о расширении предмета проверки от 19.05.2021 г.; актом проверки от 19.05.2021 г.; фототаблицей; выпиской из ЕГРН; копией договора аренды земельного участка от 29.04.2014 г. № М-08-044845; копией свидетельства о государственной регистрации права от 19.09.2012 г.; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО «*»; копией приказа о назначении Колобашкиной И.В. на должность генерального директора и иными материалами дела.
Допустимость и достоверность принятых во внимание должностными лицами административного органа доказательств сомнений не вызывает.
При разрешении данного дела об административном правонарушении должностные лица административного органа правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дали надлежащую юридическую оценку действиям генерального директора ООО «*» Колобашкиной И.В. и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ст. 4.42 КоАП города Москвы.
Довод жалобы об отсутствии состава вмененного правонарушения, поскольку между ООО «*» и ООО «ЭКОРЕЦИКЛ» заключен договор на оказание услуг по сбору, обезвреживанию, утилизации ртутьсодержащих отходов, безоснователен.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций, несут административную ответственность как должностные лица.
Представленные в дело доказательства указывают на то, что генеральный директор ООО «*» Колобашкина И.В. имела возможность исполнить надлежащим образом обязанности, установленные земельным законодательством, но не приняла всех зависящих от неё мер по их соблюдению. Доказательства, подтверждающие невозможность исполнения им обязанностей в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые она не могла предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, в дело не представлено.
Из акта проверки и фототаблицы очевидно усматривается, что хранение отработанных люминесцентных ламп не в специально отведенном месте (прислонены к стене на лестничной клетке; хаотично сложены с иными отходами в подвальном помещении), специально отведенное место для хранения отработанных люминесцентных ламп, используемых для освещения, не обустроено, что не может гарантировать безопасность окружающей среды.
При таких обстоятельствах действия генерального директора ООО «*» Колобашкиной И.В. образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 4.42 КоАП г. Москвы.
Указание в жалобе о том, что генеральный директор ООО «*» Колобашкина И.В. не была надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, опровергается представленными определением о времени, месте и вызове лиц на рассмотрение дела об административном правонарушении от 09 июня 2021 г., списком внутренних почтовых отправлений, отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 11999153050306.
Копия определения о времени, месте и вызове лиц на рассмотрение дела об административном правонарушении от 09 июня 2021 г. была направлена 10 июня 2021 по адресу места жительства генерального директора ООО «*» Колобашкиной И.В. – 142712, Московская область, г.о. Ленинский, рп. Горки Ленинские, ул. Южный проезд, д.11, корп.1, кв.111, 14 июня 2021 г. отправление поступило в отделение почтовой связи по месту нахождения ООО «*», 14 июня 2021 года имела места неудачная попытка вручения и 25 июня 2021 года заказное письмо было вручено адресату.
При таких обстоятельствах должностным лицом административного органа была исполнена обязанность по надлежащему уведомлению лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, о времени и месте рассмотрения дела. Неявка генерального директора ООО «*» Колобашкиной И.В. для рассмотрения дела не препятствовала должностному лицу административного органа рассмотреть дело в ее отсутствие.
Ссылка заявителя о малозначительности правонарушения отклоняется.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Сам по себе факт отсутствия негативных последствий не является обстоятельством, свидетельствующим о малозначительности совершенного правонарушения.
При оценке малозначительности деяния подлежит установлению не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и вопрос о социальной опасности деяния.
По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ, руководящих разъяснений в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Вместе с тем, признаков малозначительности совершенное генеральным директором ООО «*» Колобашкиной И.В. правонарушение не содержит.
Иные доводы жалобы не влияют на правильность выводов должностного лица, свидетельствуют о несогласии заявителя жалобы с той оценкой, которая дана должностным лицом фактическим обстоятельствам, в связи с чем подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ.
Принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу генерального директора ООО «*» Колобашкиной И.В. по делу не усматривается.
Административное наказание генеральному директору ООО «*» Колобашкиной И.В. назначено должностным лицом в соответствии с требованиями КоАП РФ, в пределах санкции ст. 4.42 КоАП г. Москвы.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица.
Порядок привлечения генерального директора ООО «*» Колобашкиной И.В. к административной ответственности не нарушены.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 30.7-30.8 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░░░░░░ №0401-1237/2021/░░░░░ ░░ 22 ░░░░ 2021 ░. ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 4.42 ░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░░ 21 ░░░░░░ 2007 ░░░░ № 45 «░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░», ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «*» ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «*» ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░