Решение по делу № 33-4998/2016 от 03.10.2016

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 02 ноября 2016г. по делу № 33-4998/2016

Судья Арсланалиев А.Х.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Устаевой Н.Х.,

судей Магадовой А.В. и Алиевой Э.З.,

при секретаре Джамалдиновой С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Абсамадова З. А. на решение Советского районного суда г.Махачкалы от 16 августа 2016 года, которым постановлено:

«В удовлетворении иска Абсамадова З. А. к МВД по РД об обязании выдать ему удостоверение ветерана боевых действий, - отказать».

Заслушав доклад судьи Магадовой А.В., выслушав объяснение представителя МВД по РД по доверенности Омарова Ш.Х. об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия

установила:

Абсамадов З.А. обратился в суд с иском к МВД по РД об обязании выдать ему удостоверение ветерана боевых действий.

Иск мотивирован тем, что он во время войны в Чеченской Республике работал в Ленинском РОВД гор. Махачкалы, в период с 16 мая 1997 года по 16 июля 1997 г. был откомандирован на административную границу Республики Дагестан с Чеченской Республикой в состав одного из подразделений оперативного управления силами органов внутренних дел для выполнения задач по обеспечению государственной безопасности и территориальной целостности РФ. Своевременно он не был признан участником боевых действий и не получал удостоверения ветерана боевых действий. После обращения к МВД по РД, им получен ответ от 10.02.2016 г. об отказе в выдаче ему удостоверения, с чем он не согласен.

В судебном заседании Абсамадов З.А. заявленные требования поддержал по указанным в иске основаниям.

Представитель МВД по РД Омаров Ш.Х. требования истца не признал.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе истец Абсамадов З.А. просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении его исковых требований.

Считает, что решение суда незаконным, нарушающим принцип равенства всех перед законом. Все его сослуживцы, с кем он находился в командировке на границе с Чечни, при указанных им в иске обстоятельствах получили указанное удостоверение. В законе не сказано, что он должен был участвовать непосредственно в боеконтакте, он был участником контртеррористической операции, с опасностью для жизни и здоровья, поскольку фактические боевые действия в Чеченской Республике продолжались и в 1997 году.

В заседание судебной коллегии истец не явился, о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежаще, вопрос о возможности проведения судебного разбирательства в отсутствие истца Абсамадова З.А. суд апелляционной инстанции решает с учетом положений статьи 167 ГПК РФ и признал возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе в его отсутствие, поскольку в нарушение части 1 статьи 167 ГПК РФ истец не известил суд апелляционной инстанции о причинах своей неявки и не представил доказательства уважительности этих причин и судебная коллегия признает причины его неявки неуважительными.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы.

Изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону; изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом.

Федеральным законом от 27.11.2002 № 158-ФЗ Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации дополнен периодом выполнения задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, и периодом выполнения задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года.

В соответствии с п. 9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 11.08.2012 N 2288 к заявлению о выдаче удостоверения ветерана боевых действий документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях (выполнении задач) при исполнении служебных обязанностей: для лиц, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, выполнявших задачи по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия, - выписки из приказов соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие периоды выполнения задач указанными лицами, либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал; для лиц, выполнявших задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, - выписки из приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 02.08.2006 - руководителем контртеррористической операции, либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.07.1998 N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом", действовавшего до 01.01.2007, под "контртеррористической операцией" понимаются специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции.

Аналогичное понятие контртеррористической операции как комплекса специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта установлено в ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".

Положения ст. 13 указанного Федерального закона предусматривают, что руководителем контртеррористической операцией является лицо, принявшее в соответствии с ч. 2 ст. 12 Закона решение о проведении контртеррористической операции, которое несет персональную ответственность за ее проведение и которое определяет, в том числе, структуру и порядок работы оперативного штаба на период проведения контртеррористической операции, задачи и функции должностных лиц, включенных в состав оперативного штаба, состав сил и средств, необходимых для проведения контртеррористической операции, а также принимает решение о привлечении к участию в работе оперативного штаба иных лиц, определяет территорию (объекты), в пределах которой (на которых) вводится правовой режим контртеррористической операции, отдает боевое распоряжение (боевой приказ) о применении группировки сил и средств, создаваемой в соответствии со ст. 15 настоящего Федерального закона. Аналогичные положения были установлены ст. 12 Федерального закона от 25.07.1998 № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом».

В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, проходящим (проходившим) службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих (осуществлявших) борьбу с терроризмом, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсий один день службы засчитывается за полтора дня, а время непосредственного участия в контртеррористических операциях - из расчета один день службы за три дня. Периоды непосредственного участия военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов в контртеррористических операциях для льготного исчисления выслуги лет (трудового стажа) для назначения пенсий устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.

Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 09.02.2004 № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» предоставлены дополнительные гарантии и компенсации сотрудникам и военнослужащим специальных сил по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении террористических акций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, состав которых определяется руководителем Оперативного штаба по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации по представлению руководителя Регионального оперативного штаба, а также сотрудникам и военнослужащим Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. При этом периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 года - руководителем контртеррористической операции (пп. "в" п. 4 Постановления).

Положения указанного Постановления Правительства РФ от 09.02.2004 № 65 в ранее действовавшей редакции также предусматривали, что сотрудникам и военнослужащим, участвующим в проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в составе специальных сил и сил Объединенной группировки, привлекаемых Региональным оперативным штабом, выплачивается в порядке, определяемом руководителем Оперативного штаба, денежное вознаграждение за фактическое участие в этих операциях пропорционально количеству дней участия в конкретных контртеррористических операциях. Указанное денежное вознаграждение выплачивается на основании приказов с указанием дат или периодов, когда сотрудники и военнослужащие принимали участие в контртеррористических операциях, издаваемых командирами воинских частей, начальниками органов и подразделений внутренних дел, иных органов и подразделений и утверждаемых руководителем Регионального оперативного штаба.

Постановлениями Правительства РФ от 20.08.1999 № 930-54 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, выполняющих задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в Республике Дагестан", на которое имеется ссылка в военном билете истца, действовавшим в спорный период прохождения им службы, от 28.10.1999 № 1197-68 "О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и сотрудникам уголовно-исполнительной системы, выполняющим задачи на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, и членам их семей" такие гарантии и компенсации также были предусмотрены лицам, непосредственно участвующим в боевых действиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности.

Таким образом, законодатель не отождествляет прохождение службы в подразделениях, непосредственно осуществляющих (осуществлявших) борьбу с терроризмом, выполнение боевых задач с непосредственным участием в контртеррористических операциях или боевых действиях, которое и является основанием для признания лица ветераном боевых действий.

Из содержания вышеприведенных нормативно-правовых актов следует, что факты выполнения задач в ходе контртеррористических операций устанавливаются на основании соответствующих приказов, в связи с чем непосредственное участие военнослужащих в контртеррористических операциях должно быть доказано по делу в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец находился в служебной командировке с 16 мая 1997 года по 16 июля 1997 г. на административной границе Республики Дагестан с Чеченской Республикой в составе одного из подразделений Группы оперативного управления силами органов внутренних дел для выполнения задач по обеспечению государственной безопасности и территориальной целостности РФ.

18.01.16 г. истец обратился в МВД по РД о выдаче удостоверения ВБД.

10.02.2016 г. письмом начальника УРЛС МВД по РД в выдаче удостоверения "Ветерана боевых действий" Абсамадову З.А. отказано на основании п. 3 Инструкции о порядке выдачи удостоверения ветерана боевых действий, в системе МВД России, утвержденной приказом МВД России от 7 мая 2004 года № 282 и указано, основанием для получения удостоверения в соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 года № 65 является приказ командующего Объединенной группировки войск(сил) на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и что в приказах МВД Республики Дагестан об участии в боевых действиях истец отсутствует, приложенные истцом справки о нахождении в служебной командировке в составе Группы оперативного управления силами органов внутренних дел на административной границе с Чеченской Республикой г. Кизляр с 16 мая 1997 года по 16 июля 1997 года для обеспечения государственной безопасности и территориальных целостности Российской Федерации основанием для признания ветераном боевых действий не является.

Как следует из материалов дела, истцом не представлены допустимые доказательства, подтверждающие факт выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте. В данном случае в соответствии с Приказом МВД России №282 от 07.05.2004 г. такими доказательствами являются соответствующие приказы, содержащие конкретные сведения об участии истца в соответствующих контртеррористических операциях, нахождение в зоне боевых действий само по себе юридически не предполагает фактического участия в боевых действиях, соответственно, если сотрудник не принимал участие в боевых действиях удостоверение ветерана боевых действий не выдается.

Судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным, поскольку суд обоснованно установил, что представленные в деле документы (справки) к подтверждающим документам, предусмотренным Инструкцией "О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации", утвержденной Приказом МВД России от 07 мая 2004 года № 282, не относятся, и основанием для выдачи удостоверения ветерана боевых действий не являются, доказательств фактического участия истца в боевых действиях не представлены в соответствии со ст. ст. 56 ГПК РФ.

Из материалов дела следует и установлено судом, что истец был командирован в период с 16.05.1997 года по 16.07.1997 года, каких-либо данных, свидетельствующих о выполнении истцом боевых задач в условиях вооруженного конфликта на указанной территории в предусмотренный законом период с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, в материалах дела не имеется, более того, истец не ссылается на них.

Нахождение истца в командировке на территории Северо-Кавказского региона РФ в зоне боевых действий само по себе юридически не предполагает фактического участия в боевых действиях, соответственно, если сотрудник не принимал участие в боевых действиях, удостоверение ветерана боевых действий не выдается и при этом отсутствуют доказательства, соответствующие требованиям ст. ст. 59, 60 ГПК РФ об их относимости, допустимости и достаточности, подтверждающих непосредственное участие истца в контртеррористических операциях в период с 16 мая 1997 года по 16 июля 1997 г.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Вывод суда, что «Истцом пропущен и срок исковой давности для подачи заявления, согласно п. 1 ст. 392 Трудового кодекса РФ по трудовым спорам устанавливается трехмесячный срок исковой давности, который, как отражено п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2, исчисляется со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права, ответ УРЛС МВД по РД, согласно которому заявление истца удовлетворено не было, датирован 10.02.2016 г. и следовательно, указанная дата является документальным подтверждением пропуска вышеуказанного срока, и ходатайство о восстановлении данного срока истцом не заявлено и таких оснований не имеется» является не верным, подлежит исключению из мотивировочной части решения суда как не основанный на законе, поскольку требование истца не является трудовым спором, истец также не обжаловал отказ ответчика в выдаче удостоверения ветерана боевых действий.

Однако данное обстоятельство не влияет на существо рассмотренного спора, решение суда является законным и обоснованным.

Руководствуясь статьями 328 – 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Махачкалы от 16 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Абсамадова З.А. – без удовлетворения, исключив из мотивировочной части решения вывод суда о пропуске истцом срока обращения с иском в суд.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.

Председательствующий

Судьи

33-4998/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Абсамадов З.А.
Ответчики
МВД по РД
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
03.10.2016Передача дела судье
02.11.2016Судебное заседание
09.11.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.11.2016Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее