Решение
именем Российской Федерации
24 ноября 2017 года Гагаринский районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Черныш Е.М., при секретаре Балашовой Е.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коршуновой Е.Ю. , Чугуевской М.В. к Поповой Т.М. , ПАО «Мосэнергосбыт» о взыскании денежных средств и встречному исковому заявлению Поповой Т.М. к Коршуновой Е.Ю. , Чугуевской М.В. о признании задолженности за электроэнергию не подлежащей взысканию,
Установил:
Истцы обратились в суд с иском к ответчикам о взыскании денежных средств. Свои требования истцы мотивируют тем, что в квартире № Номер три комнаты и три собственника. В общем коридоре установлено четыре счетчика. Один счетчик зарегистрирован в ПАО «Мосэнергосбыт», другие были установлены жильцами по собственному добровольному устному согласию. До марта 2014 года ответчик оплачивала потребленную электроэнергию, а с марта 2014 года перестала оплачивать, в связи с чем образовалась задолженность.
Протокольным определением суда от 24.11.2017 г. к производству суда было принято встречное исковое заявление Поповой Т.М. к Коршуновой Е.Ю. , Чугуевской М.В. о признании задолженности за электроэнергию не подлежащей взысканию, согласно которому ответчик Попова Т.М указывает, что истцы создали условия, при которых объем потребленной электроэнергии субабонентом не может быть определен достоверно, в связи с поломкой прибора учета
Истцы в судебное заседание явились, исковые требования поддержали.
Ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки суду не известны, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель 3-го лица ПАО «Мосэнергосбыт» в судебное заседание явился, иск не признал, пояснил, что исковые требования истцов и встречные требования ответчика не подлежат удовлетворению, поскольку не основаны на действующем законодательстве РФ.
Выслушав явившихся истцов, представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащему удовлетворению в силу следующего.
В силу ч. 1 и ч. 4 ст. 17 ЖК РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан. Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан.
Согласно п. 2 ст. 307 Гражданского кодекса РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Отношения ПАО «Мосэнергосбыт» с потребителями электрической энергии строятся на основании договора энергоснабжения, заключенного в порядке ст. 539, 540 ГК РФ, п. 2 ст. 26
Федерального закона от 26.03.2006 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», п. 69 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 года № 442 (далее - ОПФРР) и п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - ППКУ).
Согласно п.1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Права и обязанности между истцом и ПАО «Мосэнергосбыт» регулируются указанным договором.
Свои обязанности по договору энергоснабжения ПАО «Мосэнергосбыт» выполняет вовремя, предоставляя электроэнергию в необходимых объемах и надлежащего качества. Информации об обратном от сторон не поступало.
Таким образом, чтобы обязать какое-либо лицо (физическое или юридическое) что-либо сделать, необходимо, чтобы эта обязанность была прямо предусмотрена законодательством РФ или установлена договором (соглашением сторон).
Во-вторых, согласно ст. 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Гражданским кодексом РФ, применяются иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
В порядке ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий электроэнергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Согласно ст. 544 ГК РФ абонент оплачивает фактически принятое количество энергии в соответствии с показаниями прибора учета.
В соответствии с п. 136 ОПФРР определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных с использованием приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета.
В порядке п. 80 ППКУ учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых услуг, определяемых по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
На основании п. 42 ППКУ размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета определяется исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
В соответствии с п. 7.1.59 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ № 204 от 08.07.2002 г. — в жилых зданиях устанавливается один расчетный счетчик на каждую квартиру. В квартиру электроэнергия подается через присоединенную сеть независимо от количества лиц, проживающих в квартире. На основании показаний прибора учета (счетчика) производится единый учет потребляемой электроэнергии, для расчетов и оплаты которой открывается один лицевой счет и выдается единый платежный документ.
Электропотребление квартиры № Номер, расположенной в доме Адрес, учитывает один прибор учета электрической энергии и открыт один лицевой счет, по которому происходит оплата потребленной жильцами электрической энергии.
Таким образом, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Также суд отмечает, что истцами заявлено требование об определении доли в оплате за потребляемую электроэнергию между жильцами квартиры № Номер, расположенной в доме Адрес из расчета по 1/3- истцам и 1/3 - ответчику.
Однако, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
В свою очередь, истцами не представлено доказательств, подтверждающих потребление ими именно 1/3 части всей электроэнергии, потребленной квартирой Номер, расположенной в доме Адрес.
Также, истцами не представлено никаких доказательств, что на долю ответчика приходится 1/3 и что ответчик потребил электроэнергию на указанную долю.
Кроме того, оплата потребленной электрической энергии согласно какой-либо доли истцов и ответчика противоречит вышеуказанным нормам, в том числе ст. 539, 540, 544 ГК РФ, 157 ЖК РФ, в виду отсутствия отдельных приборов учета, учитывающих фактическое потребление каждой семьи от общего количества электрической энергии в соответствии с данными учета энергии.
Также, в квартире, кроме потребления электроэнергии в каждой отдельно взятой комнате, имеется потребление электроэнергии в помещениях общего пользования (кухня, ванная, туалет, коридор и иные подсобные помещения). В случае выдачи отдельных квитанций по оплате за потребленную электрическую энергию, с показаниями общего прибора учета, невозможно будет определить, какой объем электроэнергии был потреблен именно в местах общего пользования, и кто из жильцов потреблял электроэнергию в местах общего пользования.
Таким образом, требование истцов о выделении по 1/3 доли от общей суммы начислений за электроэнергию, потребленную по адресу: Адрес , не соответствует нормам действующего законодательства Российской Федерации.
Согласно п. 50 ПИКУ расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой (далее - коммунальная квартира), осуществляется в соответствии с формулами 7, 8, 16, 19 и 21 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Если коммунальная квартира оборудована общим (квартирным) прибором учета электрической энергии и при этом не все комнаты в коммунальной квартире оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии, то расчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах), оборудованной комнатным прибором учета электрической энергии, осуществляется исходя из показаний комнатного прибора учета и достигнутого соглашения между всеми потребителями в коммунальной квартире о порядке определения объема (количества) электрической энергии, потребленной в помещениях, являющихся общим имуществом собственников комнат в коммунальной квартире, и о его распределении между всеми потребителями в коммунальной квартире.
Указанное соглашение должно быть оформлено в письменной форме, подписано потребителями коммунальной квартиры или их уполномоченными представителями и передано исполнителю.
Кроме того, для установки комнатного прибора учета необходимо технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителя, проект многоквартирного дома, предусматривающий техническую возможность учета потребляемой электроэнергии в местах общего пользования квартиры и наличие оборудования, обеспечивающего учет потребляемой электроэнергии. Технологическое присоединение осуществляется на возмездной основе на основании договора заключенного между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом.
Установка комнатных приборов учета требует изменения схемы электроснабжения кв.538, расположенной по адресу: Адрес.
Согласно нормам и правилам технической эксплуатации жилищного фонда № 170 от 27.09.2003 г. и ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В порядке ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Таким образом, установка дополнительных приборов учета, не предусмотренных технической документацией на жилое помещение, требует соответствующего оформления в установленном законом порядке.
Доказательств, выполнения истцами требований п. 50 ПИКУ, а также ст.25, 26 ЖК РФ в материалы дела не представлено.
В соответствии со статьей 322 ГК РФ, солидарная обязанность (ответственность) возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства. Согласно статье 323 ГК РФ, при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, при том, как полностью, так и в части долга.
Электрическая энергия является неделимым объектом права, с чем Истец соглашается в своем исковом заявлении.
Таким образом, обязательства по оплате потребленной электрической энергии являются солидарными и учитывая, что ПАО «Мосэнергосбыт» принимает плату за фактически потребленное абонентом количество электроэнергии, возникающие между жильцами данной квартиры споры о порядке оплаты потребленной электроэнергии решаются ими самостоятельно, либо могут быть предметом отдельного судебного разбирательства.
По смыслу ст. 69 ЖК РФ, члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.
В соответствии со ст. 71 ЖК РФ, временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан, не влечет за собой изменение их прав и обязанностей по договору социального найма.
Таким образом, встречные исковые требования Поповой Т.М. к Коршуновой Е.Ю. , Чугуевской М.В. о признании задолженности за электроэнергию не подлежащей взысканию не подлежат удовлетворению.
Таким образом, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд полагает исковые требования и встречные требования не подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Поскольку суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований, остальные требования также не подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
В удовлетворении исковых требований Коршуновой Е.Ю. , Чугуевской М.В. к Поповой Т.М. , ПАО «Мосэнергосбыт» о взыскании денежных средств отказать.
В удовлетворении встречного искового заявления Поповой Т.М. к Коршуновой Е.Ю. , Чугуевской М.В. о признании задолженности за электроэнергию не подлежащей взысканию отказать
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Гагаринский районный суд города Москвы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
решение в окончательной форме изготовлено 27 ноября 2017 года
Судья Черныш Е.М.